Понятие правового воспитания.
Формирование правового сознания и правопослушного поведения
подрастающего поколения - органическая составная часть гражданского
воспитания в демократическом правовом государстве. Школа имеет большое
значение в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой
гражданской активности и ответственности.
Законодательство - один из важнейших каналов проведения в жизнь
политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику
общественных отношений достигается развитием правового сознания,
сознательности граждан, принудительной силой законов с помощью
государственных правоохранительных органов.
Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных
функций. Основным источником права является Конституция,
раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе
Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных
областях общественной жизни: трудовое гражданское, о собственности, о
предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды,
административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая
функция права. Воспитательная функция исходит из того, что идеалом
поведения человека в правовом демократическом обществе является
активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На
этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук:
педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым,
юриспруденция - от правовых к нравственным. Обе науки решают единую
задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры. Защитная,
охранительная функция права оберегает закон, права граждан от нарушений
и преступлений. Она исполняется специальными правоохранительными
органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом.
Центральной для педагогики является воспитательная функция права, через
которую она взаимодействует с регулирующей и защитной.
Система правового воспитания определяется научными
представлениями о структуре правового сознания. Прежде всего, это
правовая грамотность (т. е. общее знакомство с правовыми основами
государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на
основе закона). Однако знание элементарных юридических норм не всегда
становится решающим мотивом и стимулом правильного поведения. Так,
люди часто пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и
тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая
грамотность становятся действенной силой, когда органически
взаимодействуют с сознанием гражданским и нравственным. Гражданская
сознательность помогает человеку понять сущность правовых норм,
направленных на защиту интересов демократического общества и его
граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой
нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать
ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются
безнравственные противоправные поступки.
Гуманистическое воспитание школьников с опорой на
общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач.
Под "ценностями" понимаются специфически социальные определения
объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или
отрицательное значение для человека и общества. Ценности выступают
также как форма общественного сознания, которые не только описывают
явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают их. Понятие
"ценность" является одним из основных в истории, социологии, педагогике.
Среди общечеловеческих ценностей педагоги всегда выделяли на первое
место права человека, его свободу и соответствующее им воспитание и
образование. Нравственный потенциал прав человека, как и других
общечеловеческих ценностей, накапливался тысячелетиями и служил
основанием мотивации и регулированием человеческого поведения.
Общечеловеческие ценности - это те, которые сближают, роднят
духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они
потому и называются общечеловеческими, что они постепенно складывались
и к концу 20 века нашли свое отражение в основополагающих документах
ООН о правах человека. Современная цивилизация выдвигает на первый
план общечеловеческие ценности, где демократия, права человека,
толерантность, отход от конфронтации является их важнейшими
компонентами. В современных исторических условиях международное
сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая
декларация прав человека ООН, Конвенция о правах ребенка и др.
документы), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные
права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.