Понятие розничной торговли. Классификация
и функции розничных торговых предприятий
Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность большого числа розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:
По особенностям устройства:
Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.
Магазины-склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.
В настоящее время к магазинам-складам относят и предприятия розничной торговли, реализующие населению продовольственные или непродовольственные товары методом самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящиков, контейнеров и др.), а также предприятиям или индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению.
Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети.
Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас.
Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли (автоприцепы, автоцистерны и т. д.) предназначены для торговли вразвоз. Их применяются для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины (например, в связи с нецелесообразностью их строительства из-за небольшой численности населения), а также в крупных городах в местах большого скопления людей.
С учетом типа здания и особенностей его объемно- планировочного решения:
Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных, как правило, по специально разработанным для них проектам.
Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения.
Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.
Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг (общественного питания и бытового обслуживания), размещенных на одной территории. Предприятия, входящие в его состав, спланированы, построены и управляются как единое целое. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.
Кроме того, различают магазины одно- и многоэтажные,
с подвальными помещениями или без них.
По видам (товарной специализации: универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные.
Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых методов продажи товаров.
По размеру торговой площади выделяют магазины: мелкие – до 250 м2, средние – от 251 до 1000, крупные – от 1001 до 5000, особо крупные – свыше 5000 м2.
По методам продажи товаров: с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.
С учетом функциональных особенностей: стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.
На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения.
Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
· изучение покупательского спроса на товары;
· формирование ассортимента товаров;
· управление товарными запасами;
· составление заявок на завоз товаров;
· рекламирование товаров и услуг.
Основными технологическими функциями являются:
· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
· хранение товаров;
· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
· выполнение расчетов с покупателями.
Наряду с перечисленными, розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
1) операции с товарами до предложения их покупателям:
· разгрузка транспортных средств;
· доставка товаров в зону приемки;
· приемка товаров по количеству и качеству;
· доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности товаров к продаже);
· хранение товаров;
· подготовка товаров к продаже;
· перемещение товаров в торговый зал;
· размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании.
2) операции, связанные с обслуживанием покупателей, являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине:
· встреча покупателя;
· предложение товаров;
· отбор товаров покупателями;
· расчет за отобранные товары;
· оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его;
3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им различных услуг:
· (прием предварительных заказов,
· доставка товаров на дом,
· предоставление справочной информации и др.).
Значительное влияние на структуру торгово-технологического процесса в магазине оказывают применяемые в нем методы продажи товаров. Так, современные методы продажи товаров, например самообслуживания, позволяют сократить технологические операций, выполняемые в торговом зале. Это становится возможным, поскольку часть из них (нарезка, отмеривание, взвешивание, паковка и т. п.) выполняется заранее, а в торговый зал поступают полностью подготовленные к продаже товары.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.