ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Значение понятия «адаптация» произошло от латинского «adapto» -«приспособлять, прилаживать, устраивать». Это понятие впервые возникло в биологии для обозначения приспособления организмов к условиям существования или привыкания к ним. Социально-психологическая адаптация, имея некоторое сходство с адаптацией биологической, все же качественно от нее отличается.
Психологическая адаптация, по мнению Ж. Пиаже, определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды). Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм; со стороны личности адаптация зависит, прежде всего, от восприятия и оценки этих целей, норм и санкций и проявляется в формирующихся особенностях Я-концепции. Под успешной адаптацией при этом понимается оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретной ситуации [Епифанцева 2003].
Концепция психологической адаптации по-разному выстраивается представителями различных психологических направлений. В традиционном психоанализе понимание адаптации опирается на представления 3.Фрейда о структуре психической сферы личности. Центральное место занимает здесь идея о защитных механизмах, которые делают возможным как конструктивное приспособление (например, с помощью сублимации), так и равновесие патологического характера (в результате вытеснения, проекции и т. п.).
Согласно концепции развития «Я» А. Фрейд, в подростковом возрасте усиливается набор инстинктивных импульсов и, одновременно, в большей степени развиваются силы, направленные на управление этими импульсами. Известная мера беспокойства и конфликтов с точки зрения данной модели - норма. Непокорность, вызывающее поведение подростков рассматривается как признак взросления и осознания своей личности. Однако избыток конфликтных ситуаций указывает на неудовлетворительное преодоление трудностей и опасность регрессии, так же как и их полное отсутствие [Немов 2000].
Процесс психологической адаптации в неофрейдизме начинается с осознания предъявляемых жизнью требований, которое мотивирует познавательные, моральные и социальные поступки, лежащие в основе адекватной реакции. То есть процесс психологической адаптации возникает, когда подросток сталкивается с ситуацией, предъявляющей такие требования, для которых его жизненный опыт слишком мал, но он способен их преодолеть. Если же новые требования непосильны для подростка, то его адаптивная реакция может принять форму защиты.
С точки зрения интеракционизма, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды. Во-первых, это комформное принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый человек в соответствии со своим полом и возрастом. Во-вторых, в более специфическом смысле, адаптация означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление [Немов 2000]. Личность, которая осуществляет преимущественно такую форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует их для самореализации.
Проблему адаптации к условиям жизни по-своему интерпретируют и представители гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Мэй, Дж.Б ьюджентал и др.). Для них возникающие в жизни человека проблемы и противоречии являются, условием роста и развития. Суть адаптации с такой точки зрения заключается в активном отстаивании себя, своих ценностей и интересов, конструктивном разрешении противоречий с внешним миром, поиске и осознанном выборе новых эффективных решений при сохранении верности себе, своей идентичности [Осорина 2010, Дубровина 2001].
Следовательно, можно сделать вывод, что адаптация не может быть сведена только лишь к принятию социальных норм или самосохранению. Она означает также гибкость, открытость и эффективность при встрече с новыми условиями или столкновении с проблемами, творческую реализацию своих целей и ценностей и, с точки зрения С.Т. Посоховой, может рассматриваться как «механизм самораскрытия личности» [Посохова 2001].
Таким образом, мы под социально-психологической адаптацией понимаем такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:
1. Осознанием необходимости для личности постепенных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности).
2. Приспособлением, которое рассматривается как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к меняющимся условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию взаимодействия личности со средой.
Четких критериев адаптированного состояния личности, ее социально-психической адаптированности как состояния динамического взаимодействия со средой до сих пор не выделено. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач. Адаптивные механизмы личности с успехом выполняют свои функции, если приводят к ее адаптированности в социальной ситуации или среде [Леонганд 2011].
Адаптация — это тот социально-психический процесс, который приводит личность к состоянию адаптированности. Социально-психическую адаптированность в свою очередь можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда она без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Социально-психическая дезадаптированность личности в первую очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для ее разрешения. То есть социально-психологическая дезадаптированность также является результатом адаптации, как и адаптированность, только со знаком минус.
Социально–психологическая адаптация может по-разному выражаться в ходе всего возрастного периода становления личности. Так, в своих работах Л.Б. Божович, говорит о том, что с более высоким уровнем развития личности, возрастает степень свободы данной личности от окружающего социума, тем самым переводя сам механизм приспособления от приспособления к требованиям окружающей среды, к ситуации творческой активности (преимущественно направленной на не только на перестройку окружающего пространства и среды, но и самого себя) [Божович 1968].
Развод родителей рушит прежний мир ребенка, в котором он родился и жил. Перед ним встаёт трудная задача - нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это приспосабливание даётся ребёнку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведённых семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей.
Важным фактором снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребёнок, и особенно настраивание ребёнка одним из родителей против другого. Адаптивность ребёнка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живёт в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире.
Ещё сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребёнка. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которых не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми [Бородулина 2004, Буртонова 2011].
После развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.
Существуют некоторые трудности в понимании самого термина «фрустрация». Если обратиться к философии этого термина, то frustration означает расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т.е. указывает на какую - то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Это понимание фрустрации распространённое, хотя и не всеми принимаемое [Власова 2008]
По мнению большинства авторов (Д. Доллард, Н. Миллер, К. Левин и т.д.), фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности [Немов 2000]
Согласно определению, данному в «Психологическом словаре», фрустрация (от латинского frustration - обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи [Мещеряков 2008; с.432-433]
В работах Н.Д. Левитова понятие фрустрации это сложное эмоционально- мотивированное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения, возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями [Немов 2000].
С. Розенцвейг дает следующее объяснение, что фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой - либо жизненной потребности. По его мнению, фрустрация часто ведет к агрессивному поведению [Немов 2000]
Фрустрация переживается как гамма отрицательных эмоций: гневом, раздражение, чувство вины и т.д.
С. Розенцвейг выделил два типа фрустрации: первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Вторичная фрустрация характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности [Немов 2000].
Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (например, стены тюрьмы), биологическими (болезнь, старение), психологическими (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурными (нормы, правила, запреты) [Колесникова 2010].
Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней является необходимым условием фрустрации, однако порой человек преодолевает значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности [Немов 2000].
Однако, в литературе по проблеме фрустрации практически нет анализа психологического смысла этого состояния: большинство авторов ограничиваются описательными констатациями о том, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют вопроса смысла фрустрации, то есть остается единственный источник информации - поведенческие "следствия" фрустрации, или фрустрационное поведение.
Традиционно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:
1. двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;
2. апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);
3. агрессия и деструкция;
4. стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
5. регрессия, которая понимается либо "как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида", либо как "примитивизация" поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением "конструктивности" поведения) или падение "качества исполнения" [Немов 2000]
Итак, поведение в ситуации фрустрации - важный показатель социально-психологической адаптации, и на его формирование могут оказывать влияние, в том числе, возрастные особенности личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.