Понятие текстовой задачи
В широком смысле слова под задачей понимается некоторая проблемная ситуация с явно заданной целью, требующая исследования и разрешения человеком или решающей модели.
В методической литературе под задачей понимается некоторое задание на нахождение какого-либо результата, когда действие по его выполнению не указано, но дана необходимая часть специфической информации, на основе которой можно выбрать, а затем и выполнить действия. Другими словами, любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие и вопрос — требование, т. е. указание на то, что нужно найти, например:
1. Реши уравнение: х+5 = 7.
Условие: дано уравнение, даны два числа — 7 и 5. Требование: решить это уравнение.
1. Выбери из данных фигур те, которые являются прямоугольниками.
Условие: даны четырехугольники. Требование: выбрать прямоугольники.
3. У Оли было 6 открыток, ей подарили еще 3. Сколько всего открыток стало у Оли?
Условие: даны 6 открыток и 3 открытки. Требование: найти общее число открыток.
В начальном курсе математики понятие «задача» принято относить к заданиям, в которых описывается ситуация в виде связного лаконичного рассказа, рассматриваются некоторые отношения и значения величин и предлагается найти неизвестные значения величин, зависящих от данных и связанных с ними определенными отношениями, указанными в тексте задания. Поэтому задачи называют текстовыми, сюжетными или вычислительными.
Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, события, процесса или явления.
Числовые или буквенные данные (значения величин) и текст, поясняющий, что обозначает то или иное данное, — это условие задачи. Искомое заключено в требовании (вопросе) задачи, которое может быть как в повелительной, так и вопросительной форме. Иногда задача формулируется так, что часть условия или вся задача излагается в виде вопроса, например: «Сколько марок было у Олега, если после того, как ему подарили 2 марки, у него стало 7 марок? »
Термин «решение задачи» употребляется в различных смыслах:
- план (способ, метод) (например: «Я нашел интересное решение»);
- процесс осуществления плана решения (например: «Я затратил на решение задачи 2 часа»);
- результат выполнения плана решения (например: «Запиши решение задачи»).
Решить задачу — значит установить связи и зависимости между величинами, входящими в задачу, и на этой основе выбрать, а затем и выполнить решение и дать ответ на вопрос задачи.
Полное решение состоит из анализа задачи, плана, указывающего на последовательность выполнения действий, пояснений к каждому выполняемому действию, выполнение этих действий, проверки полученного решения и записи ответа на вопрос задачи.
Довольно часто в практике работы возникает такая ситуация. Как только учитель предлагает задачу (например; «Было несколько яблок, съели 3, осталось 7. Сколько яблок было на тарелке?»), учащиеся дают ответ: 10. На вопрос учителя «Как ты узнал?», они отвечают примерно так: «угадал», «подумал», «сообразил», «потому, что 3 и 7 равно 10». Учитель не удовлетворен такими ответами. Поэтому учащимся необходимо пояснить, что решить задачу — значит объяснить, какие действия и почему нужно выполнить над числами, и ответить на вопрос задачи. Записать решение — значит показать с помощью цифр и знаков, что нужно сделать, чтобы получить искомое число.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.