Дать понятие о гидролизе солей; углубить знания учащихся о растворении веществ в воде – сложном процессе, являющемся не только физическим, но и химическим, сформировать навыки составления уравнений процесса гидролиза, научить определять реакцию среды растворов различных солей, показать роль гидролиза в протекающих в живых организмах процессах, расширить представления учащихся о биологической роли солей, входящих в состав крови
поурочка химия.docx
9 8
ТЕМА
ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕРМИНЫ
ХИМ ЭКСПЕРИМЕНТ
Понятие о гидролизе солей
Дать понятие о гидролизе солей; углубить знания учащихся о растворении
веществ в воде – сложном процессе, являющемся не только физическим, но и
химическим, сформировать навыки составления уравнений процесса
гидролиза, научить определять реакцию среды растворов различных солей,
показать роль гидролиза в протекающих в живых организмах процессах,
расширить представления учащихся о биологической роли солей, входящих в
состав крови
Растворы нейтральные, щелочные и кислые
Гидролиз
Дистиллированная вода, оксиды натрия и кальция, карбид кальция; на столах
учащихся и демонстрационном столе должны быть растворы хлорида натрия,
нитрата цинка, карбоната натрия, лакмус, ф/ф, метилоранж
ОБОРУДОВАНИЕ
Таблица «гидролиз солей», химические стаканы, цилиндры, пробирки,
стеклянные палочки, штативы,
ДОМ ЗАДАНИЕ
§8 пересказ, №5, стр.30 по белой книге
Дата: ____________
План урока
Гидролиз солей взаимодейтсвие солей с водой, приводящее к присоединению протона Н+ молекулы воды к аниону
кислотного остатка или гидроксогруппы ОН к катиону металла.Гидролизу подвергаются соли, образованные катионами,
соответствующими слабым основаниям, или анионами, соответствующими слабым кислотам.
Гидролиз (от греч. hydro – вода, lysis – разложение) означает разложение вещества водой. Гидролизом соли называют
обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.
Вода хотя и в малой степени, но диссоциирует:
H2O
H+ + OH–.
Когда концентрации ионов H+ и гидроксидионов OH– равны между собой, [H+] = [OH–], то среда нейтральная, если [H+] >
[OH–] – среда кислая, если [Н+] < [ОН–] – среда щелочная.
Для понимания сущности гидролиза солей опытным путем определяют действие их водных растворов на индикаторы.
Какие вы знаете индикаторы? Как изменяется их окраска в той или иной среде?
(Учащиеся отвечают на эти вопросы, пользуясь таблицей «Окраска индикаторов».)
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. Что означает «сильные» и «слабые»
кислоты и основания? (Для этого рассмотрим таблицу «Степень диссоциации кислот и щелочей».)
Можно предположить, что растворы солей в отличие от растворов кислот и щелочей будут нейтральными, т.е. в них
[Н+] = [ОН–]. Проверим, верно ли это предположение.
Соль образована слабым основанием и
сильной кислотой
Соль образована сильным основанием и
слабой кислотойкислотой H++OH
CuCl2=Cu2++2Cl
H2O
Cu2++H2O
Образуется слабодиссоциируемый катион CuOH+.
Среда в растворе кислая.
CuOH++H+
2
+OH
Na2CO3=2Na++CO3
H2O
H++OH
CO3
Образуется слабодиссоциируемый анион HCO3. Среда
щелочная.
2+H2O
HCO3
CuCl2+H2O
CuOHCl+HCl
Na2CO3+H2O
NaHCO3+NaOH
Соль образована слабой кислотой и слабым основанием
++S2
++H2O
NH3∙ H2O+H+
(NH4)S=2NH4
NH4
S2+H2O
Образуется слабодиссоциированный
анион HS и растворенный в воде
аммиак.
HS+OH
Al2S3+6H2O=2Al(OH)3 +3H2S
Данная реакция гидролиза необратима,
т.к. образуется осадок Al(OH)3 и
выделяется сероводород H2S
Гидролиз усиливается
а) при нагревании раствора ( гидролиз обычно эндотермический процесс )
б) при разбавлении раствора водой
Закрепление материала: №4№7 стр.32 по коричневой книге
Понятие о гидролизе солей
Понятие о гидролизе солей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.