Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики
Оценка 4.6

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.04.2019
Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики
Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma - образец, эталон) - господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практичес¬ких проблем. По мнению инноваторов, классическая педаго¬гическая теория безнадежно устарела, строить на ней вос¬питание нынешних поколений в новых условиях нельзя. Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать отечественную систему образования и воспитания. Даже по-новому «причесанные» методические схемы не позволяют пока по-настоящему реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи¬ческие основы. Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на период ожесточенной борьбы меж¬ду идеалистической и социалистической педагогиками. Пер¬вую - дискредитировали и погубили, вторую - до конца не осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С новой си¬лой вспыхнули споры - к какому берегу пристать? На какой теории воспитывать подрастающую Россию.
понятийно терминологический аппарат инновационной педагогики.docx
Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены  парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma ­ образец, эталон) ­  господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и  практических проблем. По мнению инноваторов, классическая педагогическая  теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в  новых условиях нельзя. Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать  отечественную систему образования и воспитания. Даже по­новому  «причесанные» методические схемы не позволяют пока по­настоящему  реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи­ ческие основы. Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на  период ожесточенной борьбы между идеалистической и социалистической  педагогиками. Первую ­ дискредитировали и погубили, вторую ­ до конца не  осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С новой силой вспыхнули споры ­ к какому берегу пристать? На какой теории воспитывать подрастающую Россию? Если возвращаться в русло мирового развития педагогической мысли, то следует возродить методологическую основу классической педагогики ­ принцип  природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его  «идеалистическим» и заменила маловразумительным требованием учета  возрастных особенностей школьников. Из­за обилия идеологических догм  советская педагогика никогда не была наукой. Достаточно вспомнить ее  исходный методологический принцип о врожденном равенстве людей, об их  равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так ­ свидетельствует  хотя бы наш горький отечественный опыт: из школ Российской Федерации в 1997 г. по разным причинам, в основном из­за неспособности и нежелания учиться,  выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но  природу изменить нельзя. Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь  крайне необходимы. По какому пути пойдет педагогическая теория, а за ней и  школа, будет зависеть от того, как мы осмыслим глубинные основы учебно­ воспитательного процесса, на какой методологии выстроим новую науку и  практику воспитания молодой России. Гуманизм (от лат. Humanus ­ человеческий, человечный) ­ целостная концепция  человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции  является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье,  развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм ­ совокупность  идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого  бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных  ориентации и установок гуманизм получает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика ­ система научных теорий, утверждающая  воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно­ воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Почему же, несмотря на всю очевидность, привлекательность и продуктивность  идей гуманистической педагогики, они как и не овладели пока массовой  практикой, не стали фундаментом построения педагогических систем? Ответ  очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации  гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную  педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство,  распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная  пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в  сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы  Гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится,  пошел. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый  воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и  общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации  воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает  предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней  природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные  признаки: смещение приоритетов на развития психических, физических,  интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения  объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;  сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей  и действующей личности, гражданина­гуманиста, способного делать  обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;  обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения  переориентации учебно­воспитательного процесса. Гуманизацию учебно­воспитательного процесса следует понимать как отказ от  авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность,  отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений  между педагогом и обучаемыми, как переход к личностно­ориентированной  педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности  обучаемых. Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых  учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не  может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним на­ блюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует  приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и  «психологической безопасности». Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы  инновационной деятельности. Среди них: 1. Дифференциация учебно­воспитательной деятельности. 2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения. 3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и  способностей каждого воспитанника. 4. Формирование гомогенных классов и параллелей. 5. Комфортность учебно­воспитательной деятельности. 6. Психологическая безопасность, защита учащихся. 7. Вера в учащегося, его силы и возможности. 8. Принятие учащегося таким, каким он есть. 9. Обеспечение успешности обучения и воспитания. 10.Изменение целевой установки школы. 11.Обоснованность уровня развития каждого ученика. 12.Исключение заочного обучения (экстерната), как такого, что не  обеспечивает «духовных встреч с учителями». 13.Переориентация внутренних личностных установок учителя. 14.Усиление гуманитарного образования. Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако  установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение  положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими  проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики

Понятийно-терминологический аппарат инновационной педигогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2019