Рефлексивный отчет о внедрении изменений в практику воспитания и обучения.
После прохождения курсов, самым эффективным приемам было внедрение трех видов игры. В организованную учебную деятельность я включила три способа организации игр – игра под руководством педагога, структурированную и свободную игру. Три вида игр я внесла для того, чтобы поставленная мною цель обучения была достижима.
Занятие организованные традиционно, проходили неинтересно для детей. Включая в занятие три игры, поможет легко достигнуть хорошего результата. В своем отчете я хочу проанализировать одно занятие с использованием интеграции.
Средняя группа. Сквозная тема: Мир природы. Образовательная область: «Познание», «Творчество». Раздел: Естествознание. Аппликация. Тема: «Домашние животные». SMART цель: знают и называют домашних животных и их детенышей (корова-теленок, свинья – поросенок, лошадь – жеребенок, кошка – котенок, собака – щенок) Аппликация (средняя группа 3-4г)
Почему я поставила SMART цель, цель конкретная, измеримая, достижимая, ориентированная на результат.
Для первой игры «Найди и назови» под руководством педагога я приготовила ресурсы: красивая коробочка, наборы фигурок домашних и диких животных, деревянные деревья, хлев для домашних животных из картона.
В средней группе всего три человека, поэтому на команды не делила. На столе перед детьми были расставлены деревья и хлев фигурки потерявшихся животных.
На первом этапе ОУД детям был дан вызов.
Ребята, нам сегодня Незнайка прислал письмо и волшебную коробочку. Давайте с Вами прочитаем письмо и посмотрим, что лежит в коробочке.
Письмо:
Ребята, у меня случилось такое горе: был сильный ливень и шел он несколько часов, все животные перемешались, и я не знаю, кого поселить в лес, а кого поближе к человеку, помогите мне, пожалуйста!
- Ребята, поможем Незнайке. Справитесь с заданием? Я в вас верю, что все получится. Вызов был дан для того, чтобы детей заинтересовать, вовлечь в игру.
При проведении игры «Найди и назови» я использовала игровую технологию. Загадывала загадки о животных. Слушая загадки, дети находили животное и ставили каждого на свое место. В загадки звучала краткая характеристика о животном, повадки. Нужно было узнать, назвать и правильно определить место обитания животного. В загадках звучали, как простые вопросы, так и сложные. Кто это? («тонкий» вопрос) Корова. Отвечая на «толстые» вопросы, развивалось критическое мышление. Как вы считаете, почему корова – домашнее животное? Что будет если домашние животные будут жить в лесу? Какая опасность их там подстерегает? Если дать оценку игре я думаю, что дети отвечали на вопросы короткими, но четкими ответами. Давали краткую характеристику домашнего животного, почему оно домашнее, а не дикое? («толстый» вопрос) Чтобы на его ответить ребенок должен владеть информацией. Эту игру я выбрала для средней группы (3-4г) потому что в этой игре развивалась поисковая деятельность, Модель 4К. дети работали дружно в команде. Развитие познавательных навыков ГОСО, выявить сильные и слабые стороны развития детей. Выявить интерес детей, через наблюдение, голос ребенка, диалог. В процессе диалога отвечая на «толстые» вопросы развивалось критическое мышление. Я считаю, что игра прошла в хорошем темпе. Игра под руководством была эффективна, поставленная SMART цель: знают и называют домашних животных. Была достигнута. Дети называли домашних и диких животных.
На втором этапе мною была использована структурированная игра «Путаница». Образовательная область «Познание» - естествознание. «Творчество» - аппликация.
Ресурсы: песок, манка, разрезные картинки (домашние и дикие животные), клей, кисти, салфетки.
Детям нужно было в песке найти детали детенышей домашних животных, составить картинки и наклеить рядом со взрослым домашним животным – мамой. Модель 4К дети работали в коллективе. Доставали по одной детали, соединяли вместе
В игре развивалось критическое мышление, находили две разные детали соединяли картинку. С. достал из песка две детали попробовал их соединить, детали не подходили. Достал еще и когда соединяли детали сошлись получился детеныш С. с Е. были счастлив. В процессе игры участвовали все дети и соблюдали правила игры. При проведении игры заметила, что те дети, которые (дифференцированный подход) справились быстро я предложила коробку с манкой, где лежали картинки с детенышами животных, детям нужно было выбрать и наклеить около своей мамы.
Предложила карандаши «Дорисуй дорожку от взрослого животного к детенышу. Дорожки рисовали разные: ровные, волнистые, зигзагом.
- Ребята, а по какой дорожке детеныш быстрей доберётся до мамы? Объясняли почему по прямой дорожке быстрее детеныш дойдет до мамы, она самая короткая.
В процессе игры с детьми состоялся диалог. Отвечая на «Толстые» вопросы дети учились применять уже имеющиеся знания и соотносили их с новыми; почему мы их называем домашние? Чем покрыто тело животного? Кто и чем кормит животных? Какую пользу приносят? И кого из домашних животных мы называем другом? Когда все детеныши были найдены, аппликацию дети оформляли все вместе. Игру «Путаница» я провела, чтобы закрепить знания о домашних животных и их детенышей.
На третьем этапе занятия подготовила ресурсы для третьей свободной игры. Ресурсы: разрезные картинки «Собери животное», раскраски «Раскрась домашнее животное», «Лото» (домашние и дикие животные), набор конструктора (построй дом для домашнего животного).
В свободной игре учитывала «Голос ребенка». Дети сами выбирали себя занятие по душе, то, что было интересно.
В процессе игры дети свободно общались, решали вопросы: с чего начать постройку, как она будет выглядеть. В процессе наблюдения я стала выявлять у детей лидерские качества. Е. стал для детей скаффолдером, взял на себя право помогать, объяснять последовательность выполнения. дети, которые собирали разрезные картинки выполняли все последовательно. С начало они собирали морду животного. И двигались постепенно вниз. Детям понравился результат. Поведение детей свободной игре было более непринуждённым. На этом этапе было видно, кому интересно строить, а кому играть в лото, или собирать разрезные картинки.
Считаю, что курсы были очень полезные и нужные в нашей работе. Практика прошла трудно, но интересно. В начале занятия правильно вовлечь детей. Включая в организованную учебную деятельность три вида игр мы помогаем детям непринужденно развивать навыки, знания. Организовывая занятия по-новому, а нетрадиционно, как мы привыкли, используя три вида игры. Научилась ставить SMART цели использовать вопросы сложного порядка, правильно подбирать ресурсы, наглядный и дидактический материал. В составлении плана занятия учитывать возрастные особенности, саморегуляцию. Такие занятия будут давать результат поставленной цели. Составляя, буду учитывать интересы каждого ребенка, что они хотят узнать. Используя три вида игр, ОУД проходит более организованной и интересной для детей. Для меня было трудным подобрать все три игры, чтобы они соответствовали теме и цели занятия. Между играми был плавный переход.
Чтобы улучшить свою работу в дальнейшем мне нужно еще раз более углубленно изучить типовую программу, методы и приемы обучения. В дальнейшем планирую включать в ОУД интересный материал, применять интегрированные занятия, больше исследовательской и экспериментальной деятельности, командная работа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.