Портфолио
классного руководителя
7«А» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области»
Михалкиной Оксаны Константиновны,
участника муниципального конкурса
«Самая классная классная»
«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека».
В.Г. Белинский
Классному руководителю, приступившему к планированию воспитательной деятельности с классным коллективом, необходимо умение видеть специфику своего класса, умение обосновать цели и задачи воспитательной работы.
Управление образования Ершовского муниципального района
Конкурс «Самая классная классная»
Портфолио
классного руководителя
7«А» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области»
Михалкиной Оксаны Константиновны,
участника муниципального конкурса
«Самая классная классная»г. Ершов
2015 год
«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека».
В.Г. Белинский
В 2013 году я стала классным руководителем 5 «А» класса. Учителя начальных классов
с сочувствием в глазах мне говорили: «Повезло тебе…».
Это потом я поняла, почему «повезло». За 4 года обучения в начальной школе у них
сменилось 4 классных руководителя. «Сложные дети», так говорили о них учителя.
И вот первая встреча с детьми, в их газах читается немой вопрос: «А Вы у нас
надолго?». Я решила, стану для них второй мамой.
И вот уже третий год, как я с ними. Без происшествий не проходит ни одного дня, но мы
всё делим пополам – и радость удач, и горечь поражений. Я провожу с ними и их
родителями 24 часа в сутки. Стараясь запомнить каждую минуту, проведённую вместе,
стремлюсь организовать их школьную жизнь так, чтобы им было интересно, поэтому мы
ходим на экскурсии, совершаем незабываемые поездки, участвуем в конкурсах.
Классному руководителю,
приступившему к планированию воспитательной
деятельности с классным коллективом, необходимо умение видеть специфику своего
класса, умение обосновать цели и задачи воспитательной работы.
1. Краткая психологопедагогическая характеристика класса.
В классе 13 человек: 8 мальчиков и 5 девочек.
Дети в классе в основном из семей со средним достатком. 2 человека имеют неполные
семьи, мамы одни воспитывают своих детей, отцы умерли. Одна девочка инвалид детства.
100% учащихся занимаются в кружках и секциях как школьных, так и вне школы. Из 13
человек 5 увлекаются разными видами спорта: футболом, плаванием, боксом.
Успеваемость класса низкая.
Программный материал 56 класса освоили все учащиеся. По итогам года на «4» и «5» 6
класс окончили 5 человек: Таран Артём, Алакина Екатерина, Галамазов Никита, Гзирян
Валерий, Лыжин Егор.
Трудности в обучении испытывают: ЯхинРасим ( рассеянное внимание, слабая техника
чтения, неумение запоминать материал), Шамардина Марина (рассеянное внимание,
неумение запоминать материал), Арутюнян Эдвин (рассеянное внимание, слабая техника
чтения, неумение запоминать материал). С этими учащимися проводились дополнительные
занятия, а с родителями проводились постоянные беседы.
На индивидуальном обучении находится Утешева Алексия (слабо слышащий ребёнок)
Коллектив детей ответственный, эмоциональный, коммуникабельный, участвует во всех
КТД школы, среди параллели седьмых классов занимают призовые места, в основном в
спортивных мероприятиях.
Многие семьи моего класса имеют традиции, к которым стараются приобщить
подрастающее поколение. Дети дружат между собой в микрогруппах, могут проводить
вместе свободное время вне школы, вместе отмечают дни рождения и другие праздники.
Ярко выраженный лидер в классе Алакина Екатерина. Есть и те, которые мало
общаются с одноклассниками, хотя замкнутыми этих детей не назовешь. Чтобы исправить
положение, я стараюсь больше вовлекать этих детей в классные мероприятия, чаще
поощрять их действия. Для повышения уровня развития коллектива применяюдеятельностный подход в организации внеурочной работы, так как, помоему мнению,
именно он в большей степени способствует объединению классного коллектива.
По мнению большинства педагогов, класс очень слабый. Учащиеся не всегда выполняют
домашние задания. Пытаясь решить эту проблему, я обращаюсь к учителям и родителям,
чтобы они контролировали запись домашнего задания у этих учеников и обращали
вниманиена выполнения домашнего задания.
Родители посещают родительские собрания, мероприятия, интересуются успехами
детей. Наиболее активными родителями являются Таран О.М., Галамазова Е.В., Гзирян
Г.А., Лыжина Н.Н.
В классе могут возникать небольшие конфликтные ситуации, которые решаются с
помощью бесед при привлечении родителей. На данный момент продолжается совместная
работа с родителями по сплочению детского коллектива, развитию творческих
способностей учащихся, развитию учебных навыков, привитию правил культурного
поведения.
В классе сформирован орган самоуправления, каждый ученик имеет свои обязанности.
Но при этом всю работу возглавляет классный руководитель: сам собирает учеников,
раздаёт им поручения, а затем дети вместе с учителем разрабатывают план действий, и
лишь затем ребята выполняют свои поручения.
Я чувствую, как с каждым днём мы становимся ближе друг к другу. Сейчас я понимаю,
что два года назад я сделала правильный выбор. Вспоминая все моменты школьной жизни,
я с уверенностью могу сказать: «Для того что бы воспитывать детей и направить их по
правильному пути классным руководителем необходимо работать 24 часа в сутки».
Цели и задачи
Цель создание условий для адаптации учащихся в среднем звене школы, для развития
нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе
коллективной творческой деятельности.
Продумывая свою систему воспитательной работы с классом, я предполагала, что
классный руководитель и его воспитанник станут единомышленниками, друзьями и
партнерами. Центром любой воспитательной системы является личность ребенка. Моя
система не является исключением. Её формирование осуществляется в целом
воспитательном процессе, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и
ориентиры, проникнутые уважением к личности каждого ребенка, признанием его
уникальности и своеобразия.
Конечная цель, которую я поставила перед собой, мне видится в том, что в результате
моих педагогических усилий будет воспитана личность:
способная самостоятельно строить свою жизнь;
умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;
стремящаяся к духовному осмыслению;
испытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре;
обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.
Задачи.
Сплочение классного коллектива, развитие классного самоуправления,
формирование доброжелательного отношения между одноклассниками.
Обучение ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач)и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как
существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и
социализации учащихся.
Формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм
здорового образа жизни; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.
Формирование компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и
обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное
достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг,
гимн).
Формирование компетентности в сфере личностного самоопределения:
способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире,
выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт
самопознания.
Формирование общекультурной компетенции: владение языком культуры,
способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры.
Привлечение родителей к сотрудничеству во всех видах деятельности
класса, совершенствование у детей осознания ценности семейных отношений. Оказание
психологопедагогической поддержки семьям в решении вопросов, связанных с
отношениями «родителидети», «родителишкола».
Способы и методы достижения цели и поставленных задач:
Цель и задачи реализовывались в комплексе учебной и внеучебной деятельности через
реализацию общешкольной программы «Школа – это маленькая жизнь», организацию
коллективных творческих дел, вовлечение учащихся в работу дополнительных детских
объединений.
Эти задачи реализуются в процессе:
1. Объединения учащихся класса, педагогов, родителей на основе общего дела.
Таким общим делом, кроме учебы, стало проведение в классе системы праздников.
Праздником в нашем классе мы называем любое коллективное дело учебной и внеучебной
деятельности: спортивный праздник «Здравствуй школа», осенний праздник «Осенний
букет», праздник для учителей «От всей души», «Свет материнских глаз», Новогодний бал
маскарад, фестиваль семейного творчества «Главней всего погода в доме» и т.д.
Создания условий для самоутверждения и самореализации через систему КТД школы;
2. Организации работы по взаимодействию с социальнопсихологической службой
гимназии;
отношений»;
3. Организации диагностической работы с коллективом учащихся и родителей класса;
4. Реализации на базе класса программы «Здоровье», «Культура межличностных
5. Развития форм ученического самоуправления на уровне класса;
6. Формирование чувства гордости и верности своему Отечеству;
Именно это содержание формирует «лицо» моего класса, его неповторимый облик, его
непохожесть на другие классные коллективы, что имеет немаловажное значение в развитии
индивидуальности учащихся класса.
3. Функционирование воспитательной системы класса.
Наш классный коллектив живет в конкретной школе, в которой создана и
функционирует воспитательная система, и мы стремимся влиться в эту систему, быть её
неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным
особенностям.
Естественно, что центральной фигурой воспитательного процесса в классе является
классный руководитель, потому что именно он «прикасается» к личности ребенка. И в
процессе работы я пришла к выводу, что воспитывает не только педагог, не нравоучение, атакая организация жизни детей, которая образует личностный опыт каждого воспитанника.
Чем богаче классная деятельность, тем она сильней задевает сердца и души детей.
Поэтому я, как классный руководитель, планирую организацию деятельности классного
коллектива с учетом желания ребенка, его способностей, личных привязанностей,
постепенно расширяя диапазон его социальной активности.
В 5 классе была организованна поездка в цирк города Саратова, в 6 классе дети посетили
краеведческий музей г. Ершова, ежегодно проводятся туристические походы, в этом году
планируется поездка в ТЮЗ г. Саратова. Я считают, что такие мероприятия сплачивают
наш классный коллектив и позволяют детям познакомиться поближе со своими
одноклассниками и их семьями.
Вот уже третий год как я веду на каждого своего воспитанника листкарту «Рейтинг
социальной активности учащегося», в которую я заношу сведения об участия ребенка в
классных и школьных мероприятиях. В течение каждого учебного года учащиеся ведут
портфолио достижения учащихся, где фиксируют свою социальную активность «Лестница
успеха». Анализируя свои карты и портфолио учащихся, в конце каждого года я делаю
выводы о повышении или снижении активности учащегося. В течение учебного года
каждый ребенок в моем классе имеет возможность реализовать свои наработанные навыки
или приобрести новые в различных областях деятельности: оформитель, казначей,
организатор экскурсий, сценарист и т.д. Причем, моей принципиальной позицией в этом
остается требование смены деятельности ребенка от дела к делу. В классе каждый год
разрабатывается принципиально новая система праздников (КТД). Предложения о том,
какими они будут, принимаются на классном часепроводимом в конце каждого учебного
года. В процессе работы «Совета учащихся класса» дети становятся настоящими моими
деловыми партнерами и друзьями.
Развитие социальной активности детей, их личностных талантов реализуется не только
на базе класса, но и вне школы, таким образомболее 60% учащихся занимаются в кружках
и спортивных секциях на базе школы и города.
Общеизвестно, что в 1112 лет начинается возрастной кризис. Чтобы обеспечить детям
комфортную обстановку в школе, успешно преодолеть кризис возраста, избежать
расслоение коллектива, деления его на «группировки» девочкимальчики и продолжить
конструктивно строить взаимоотношения в классе, я тесно работаю с психолого
социальной службой школы. Нами производятся различные тестирования, которые
сравниваются с проведшими годами. За счёт сравнения корректируется план
воспитательной работы.
Социальный состав семейДиагностика воспитанности классного коллектива
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
5 класс
6 класс
7 класс
Одним из основных направлений моей деятельности, как классного руководителя,
является реализация на базе класса общешкольной программы «Лучший класс» и «Самый
здоровый класс», которые направленны на создание благоприятных условий для
саморазвития и самореализации личности воспитанников, сохранения их психического и
физического здоровья. В рамках осуществления этих программ я активно сотрудничаю с
медицинской сестрой школы с целью изучения физического здоровья учащихся класса,
организую внеклассные мероприятия, формирующие ценностное отношение к занятиям
физической культуры и спорта. Внутри класса проводятся спортивные конкурсы,
тематические классные часы, встречи с медицинскими работниками, беседы и дискуссии
по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Психоактивные вещества и последствия их
употребления», «Вредные привычки. Как от них избавиться?». Также мой класс участвует
в Днях здоровья и занимает уже не первый год призовые места.
За два года мы действительно стали одной большой семьёй, члены которой в любой
момент могут протянуть руку помощи. В настоящий момент вопросы, касающиеся
классного коллектива, обдумываются и решаются вместе. За это время ребята стали
самостоятельными, могут взять организацию внеклассных мероприятий на себя, но
обязательно придут за советом ко мне. Очень приятно, что, несмотря на подростковый
возраст, у нас сохранились теплые доверительные отношения. Я не только советчик, но и
надежный помощник своим ученикам во всех их начинаниях.
Работа по развитию ученического самоуправления началась в пятом классе с
формирования актива класса.
Совет класса в 20152016 учебном году:
Президент класса Алакина Екатерина организует распределение обязанностей для
Мин. Образования Гзирян Валерий контролирует успеваемость класса, организует
участия в общешкольных мероприятиях;
Мин. Культуры
Шамардина Марина участвует в организации и проведении
культурномассовых мероприятий в классе;
консультации по предметам;Мин. спорта Галамазов Никита участвует в организации спортивных
мероприятий в классе;
Мин. экологии Шкунова Светлана организует озеленение кабинета;
Мин. финансов Лыжин Егор отвечает за сохранность и ремонт мебели класса, за сбор
денежных средств в копилку класса,
обеспечение класса в экскурсиях и поездках,
походах;
Мин. внутренних дел Расулова Анна отвечает за отношения в классе и в школе,
дежурство по классу и по школе.
Результативность этой работы выразилась в том, что учащиеся несмотря на их юный
возраст в текущем учебном году активно включились в работу ученического органа
самоуправления школы – детскую организацию «Союз Свободных Современных Рябят».
Формирование у детей чувства патриотизма и гражданственности началось с классных
часов и участия в проекте «Героями не рождаются, героями становятся». Частыми
гостями класса являются ветераны войны и труда, воины интернационалисты жители г.
Ершова. В 2015 году Расулова Анна участвовала в муниципальном конкурсе посвящённый
25летию вывода войск из Афганистана.
Эффективность этой воспитательной системы оценивается ежегодно с применением
разнообразных средств диагностики по следующим критериям и показателям. Эта работа
может быть представлена в виде следующей таблицы.
№
1.
2.
3.
4.
5.
Критерии
Интеллектуальное развитие
Сформированность
классного коллектива
Развитость
коммуникативной сферы
учащихся
Развитость
способностей
креативных
Удовлетворенность
родителей
жизнедеятельностью
классного коллектива
Показатели
Средства диагностики
Освоение
образовательных программ,
развитость познавательных
процессов.
Состояние
в
взаимоотношений
коллективе,
выявление
социометрического статуса
каждого ребенка
Коммуникабельность.
Сформированность
коммуникативной
культуры учащихся
Оригинальность
беглость
стремление к творчеству.
Комфортность,
защищенность личности
учащихся.
и
мышления,
Внешний
и
внутренний
анализ
текущей успеваемости.
Социометрия
Коломенского, метод
экспертных оценок.
Наблюдение
Наблюдение
Анкетирование,
экспертный опрос80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
5 класс
6 класс
7 класс
Удовлетворенность классным коллективом
5 класс
7 класс
120
100
80
60
40
20
0
Интересная жизнь
Удовлетворенность делами
Совместные праздники
Участие родителей
Творчество коллектива
Ещё одним способом оценивания результативности моей работы с классом является
участие детей в различных конкурсах, соревнованиях, выставках и фестиваляхмуниципального и регионального уровня, а так же в дистанционных викторинах и
олимпиадах всероссийского уровня. Их успехи радуют меня и их родителей.
5 класс
1) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5861788/
2) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5861790
3) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5858997/
4) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5858998/
5) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5859002/
6) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860097/
7) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860099/
8) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860100/
9) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860103/
10) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860112/
11) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860115/
12) и д.р.
6 класс
7класс
13) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860116/
14) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860119/
15) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860122/
16) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860126/
17) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860127/
18) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860129/
19) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860133/
20) http://www.proshkolu.ru/user/mixoksana/file/5860137
В моём классе погода изменчива то светит солнце, то набегают тучи. Но я делаю всё для
того, чтобы в нём была хорошая погода.