Портрет как средство характеристики героев Достоевского в романе "Идиот"
Оценка 4.8

Портрет как средство характеристики героев Достоевского в романе "Идиот"

Оценка 4.8
Научные работы
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
01.10.2023
Портрет как средство характеристики героев Достоевского в романе "Идиот"
Портрет играет важную роль в раскрытии характера персонажа.
Портрет как средство характеристики героев в романе Достоевского.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сюрбей-Токаевская основная общеобразовательная школа» Комсомольского муниципального округа  Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет как средство характеристики героев Достоевского в романе  

                                              «Идиот».

 

 

 

 

 

 

                                                                     

                                                                  Автор: учитель русского языка  и литературы 

                                                                              Лепешкина Валентина   Федоровна        

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюрбей-Токаево-2023 год

                                             

                    Портрет как средство характеристики героев Достоевского в романе  

                                              «Идиот».

   

Оглавление.

I. Введение. Портрет в литературном произведении.-------------------- 3-4стр.

II.Портрет как средство характеристики героев в романе Достоевского «Идиот».------------------------------------------------------------------------------4-16стр.

1.  Портрет и характеристика князя Мышкина.--------------------------4-6стр.

2.  Портрет и характеристика Парфена Рогожина.----------------------7-8 стр.

3.  Портрет и характеристика Настасьи Филипповны.----------------9-11 стр.

4.  Портрет и характеристика Аглаи Епанчиной.------------------------11 стр.

5.  Портрет и характеристика Гани (Иволгина).--------------------------12 стр.

6.  Портрет и характеристика Ипполита.-----------------------------------13 стр.

7.Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова.--------------------------------------------------14-16 стр.

III.Заключение.------------------------------------------------------------------17 стр.

VI.Список использованной литературы.---------------------------------18 стр.

VII.Приложение.----------------------------------------------------------------18-21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         I.Портрет в литературном произведении.

 

              Портрет-описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрируете стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.

             С развитием мировой литературы портрет всё более приобретает смысл психологической характеристики персонажа. В античной литературе портрет отражает качества , особенно ценимые древними : подвижность, грацию, красоту тела. Портрет эпохи Возрождения стремился подчеркнуть внутренне содержание человека, его духовную жизнь. Писатели-сентименталисты подчёркивают в портрете безыскусственность и живость чувств героя, его доброту (в повести Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня уверена, что встретившийся ей молодой человек не может быть дурным: «У него такое доброе лицо»). У романтиков портрет- яркий, рельефный, как бы говорящий о контрасте между героем и его окружением  (например, Эсмеральда в «Соборе Парижской богоматери» Гюго) или о контрасте между внешним обликом и внутренней сущностью героя (в том же романе уродство Квазимодо контрастирует с красотой просыпающегося в нём чувства).

              Психологический портрет получает широкое распространение в реализме  XIX века. У реалистов портрет более подробный, включающий описание костюма, манеры поведения; таким образом, характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность его к определённой среде, сословная принадлежность.

               Таким образом, в литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей.

                  Портрет играет большую роль в раскрытии характера персонажа, его психологии. С этой точки зрения проанализируем, какую роль в романе Достоевского «Идиот» играет портрет в раскрытии социально-психологического характера героев.

 

 

 

II.Портрет как средство характеристики героев в романе Достоевского «Идиот».

 

 

1.  Портрет и характеристика князя Мышкина.

              В романе воплотилась «старинная и любимая» мысль Достоевского «изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь»,-писал он.

                Этот  «положительно прекрасный» человек-князь Мышкин. Первый раз мы с ним встречаемся в поезде, где он знакомится  с Парфеном Рогожиным и Лебедевым, которые в дальнейшем сыграют большую роль в его судьбе. Кого же мы видим? Достоевский описывает его так: «…молодой человек лет 26 или 27, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжёлое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают уже с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее»

               При создании образа князя Мышкина Достоевский воспользовался рядом деталей внешнего облика, биографии, быта и характера известного мецената и благотворителя графа Григория Александровича Кушелёва-Безбородко. Сохранился словесный портрет Кушелёва-Безбородко: «Граф был высокий, стройный, холёный человек средних лет, с небольшой русой бородкой и добрыми  голубыми глазами».

                «Белокурые волосы», «совершенно белая бородка», «большие голубые глаза», «тихий взгляд», «приятное лицо»-всё это даёт нам представление о светлой, чистой, доброй натуре князя. Достоевский вложил в образ князя Мышкина сокровенное представление об идеале. Своими чертами князь Мышкин восходит к образу Христа. В подготовительных материалах к роману писатель прямо называет героя  «Князем Христом».

                Князь воспитывался в Швейцарии, на лоне природы. Постоянное общение с природой развило в нём чувство красоты и гармонии мира, научило сопереживать всему живому, тонко и остро ощущать состояние другого живого существа. Мышкин создан как Человек с большой буквы, как естественный человек Руссо, на что указывает его «швейцарское» происхождение. Швейцарскому происхождению соответствует и нравственно-психологическое ядро его характера. Он нравственно чист и невинен, т.е.непричастен миру греха и порока. Непосредственность, искренность, простота- вот отличительные свойства Мышкина. Во всём поведении Мышкина в России ощущается стремление видеть в каждом человеке человека и обращаться к нему, непосредственно ведя диалог на естественно человеческом уровне. Для этого надо быть самим собой, быть человеком. Он со всеми быстро находит контакт. И Рогожин полюбил его, предложил свою дружбу и поддержку, и в Епанчиных он приобретает вечных друзей, полюбили его Настасья Филипповна и Аглая. За что его любят? А любят его потому, что он искренен, честен, никогда не лжёт, не порочен, не корыстен, всем готов помочь. Обаяние нравственно чистого Мышкина в его полном доверии и уважении к людям, в умении увидеть лучшие их качества. Однако трагедия этого человека- в несоответствии идеала, его представлений и реальной жизни. Мышкин не в состоянии создать счастье даже для близких людей, верящих в него людей.  Не умеет любить по-земному, любить обыкновенно, поэтому и погубил Аглаю. Аглая увидела чистую душу Мышкина. Она сравнивает его с «рыцарем бедным». Она хотела узнать, кого князь Мышкин любит больше: её или Настасью Филипповну. Она устроила свидание, которое кончилось катастрофически. Любовь- жалость победила в Мышкине. Аглая оказалась преданной, но гибнет и Настасья Филипповна.

               Глубокий смысл вложил Достоевский в то, что князь Мышкин является «идиотом», человеком, страдающим эпилепсией. Нужно быть ненормальным, чтобы сохранить веру в добро и доверять людям в обществе, пронизанном корыстью, эгоизмом,  тщеславием, продажностью.

                Образ князя Мышкина содержит ряд характерных деталей из жизни самого Достоевского. Например, болезнь-эпилепсия. Достоевский неоднократно испытывал перед припадками состояние так называемой ауры с её галлюцинациями, деформацией естественного ощущения  времени и особым мучительным наслаждением. Достоевский считал, что аура наделяет человека исключительными способностями прозрения, интуитивного понимания людей и мира.

              Герой-эпилептик в физическом смысле беззащитен перед миром. Но в «священной болезни»(древнее название эпилепсии) заключается и его сила. Князь наделён особой мудростью, истоки которой скрыты для окружающих.

               В Петербург Мышкин приезжает «идиотом» в высоком смысле: «невинным человеком»,непричастным стихии зла и порока. Именно нравственное здоровье ( а оно в романе неотделимо от физического), привезённое героем из Швейцарии, воспринимается остальными, «больными» героями как ненормальность. Но к концу романа общение с «больным» миром разрушает нравственно психологическую гармонию личности «положительного прекрасного человека», и Мышкин превращается в больного  «идиота».

 

           

 

 

 

                              2.Портрет и характеристика Парфена Рогожина.

               В романе Достоевского «Идиот»  можно выделить ряд оппозиций , которые могут быть сведены к библейскому сюжету. Одним из составляющих оппозицию будет образ Льва Мышкина, а другая, последовательно, образы Рогожина, Настасьи Филипповны, Аглаи Епанчиной, Лебедева,  Ипполита Терентьева.

             Достоевский противопоставляет Мышкина и Рогожина уже с первой встречи. Описания внешности их контрастны. Мышкин, как мы уже помним, «белокурый, густоволосый», глаза «большие, голубые и пристальные, лицо приятное».Парфен Рогожин-«курчавый, почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами», «лицо жилистое, тонкие губы беспрестанно складывались в озлобленную улыбку», «мёртвенная бледность в лице».Но с другой стороны, они почти ровесники (им лет по27), оба героя- лишние в этом городе (их приезда никто не ждёт), все их поступки естественны  и подчинены одной страсти ( вселенская любовь Мышкина и безудержная любовь к Настасье Филипповне Рогожина). И не случайно роман открывается встречей двух «естественных» людей. Рогожин говорит в поезде только с князем,  не обращая внимания на льнущего к нему Лебедева. Подружившись, Мышкин и Рогожин заключают свой союз братанием, обмениваясь нательными крестами. Ради князя Рогожин жертвует своей любовью и уступает Настасью Филипповну. Однако не в силах справиться с собой, он сначала едва не убивает князя Мышкина, а затем становится главной причиной его сумасшествия. Этой оппозиции соответствует из библейского сюжета мотив предательства  «названного брата»,т.е.евангельский сюжет «Христос- Иуда».

            С образом Рогожина в этот мир вторгается необузданная стихия человеческих чувств в их безудержной мощи. Рогожин любит Настасью Филипповну со всем неистовством своей натуры, но любовь в нём, говорит Мышкин. «от злости не отличишь, <…>,а пройдёт она, так, может, ещё пуще беда будет <…> «Ты и впрямь, пожалуй, зарежешь»,-пророчит князь Рогожину. В порывах страстей Рогожин перестаёт различать добро и зло, в нём подымается весь тёмный хаос души и выплёскивается наружу, когда он покушается на князя, когда убивает Настасью Филипповну. В Рогожине, как и в его сумрачном доме, потемнело и омрачено духовное начало. Образ его в романе окружён и пронизан мотивами тьмы, отсутствия света- физического и идеального. Рогожин утратил просветлённый взгляд на жизнь, он пошатнулся в тех верованиях, которыми живёт народ, и мучительно ищет себе нравственных опор.

           Мышкин и Рогожин обретают братскую близость у ног распятой и погубленной красоты, убитой Настасьи Филипповны. Но их близость уже за порогом жизни: в Рогожине человек сокрушён безверием и неистовством плотских страстей, в Мышкине прекрасный духовный лик, обращённый к ужасу действительности, искажается гримасой боли и безумия. Но суровая и сосредоточенная задумчивость Рогожина на суде, возможно, является симптомом того, что он когда-нибудь отыщет в своей душе  то человечески-прекрасное, к чему взывал в нём князь Мышкин.

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            3.Портрет и характеристика Настасьи Филипповны.

                Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны соответствуют известному евангельскому сюжету «святой и блудница». «Соотнесённость образов Мышкина и Настасьи Филипповны с персонажами Нового завета  Иисусом Христом и Марией из Магдалы не подлежит сомнению».

                В самом начале романа читателю предлагаются две интерпретации портрета Настасьи Филипповны, данные с точки зрения повествователя и князя Мышкина. Таково впечатление повествователя: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»

                Если повествователь даёт лишь некоторую противоречивость и загадочность характера Настасьи Филипповны, то Мышкину доступно воссоздание её жизненного пути по портрету, на котором как бы запечатлены прошлое, настоящее и будущее героини. Таковы впечатления князя Мышкина: «Удивительное лицо! И я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щёк. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она?  Ах кабы добра? Всё было бы спасено?» Князь Мышкин предчувствует трагический исход жизненного пути героини намечает возможный путь спасения: всё может быть ещё спасено, если бы она оказалась добра.

                Настасья Филипповна, действительно, была очень красивая женщина. Князя потрясло её лицо. «Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в тоже самое время  что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота бледного лица, чуть впалых щёк и горевших глаз; странная красота!»

          Настасью Филипповну, оставшуюся сиротой, приютил Тоцкий. Но Настасья Филипповна из хорошенькой девочки превратилась в прекрасную девушку. Тоцкий её извратил. В ней происходит  перелом после того, как она узнала о предполагаемой женитьбе Тоцкого. Она теперь готова была на всё, лишь бы надругаться над человеком, к которому она питала  такое бесчеловечное отвращение. Тоцкий решил её выдать замуж, чтобы не мешала ему. Но и с Ганей Настасья Филипповна ведёт жестокую игру. Эту игру разгадывает князь Мышкин, и его горячий возглас, что она «не такая», заставляет героиню смешаться и задуматься. В одно мгновение Настасья Филипповна преображается: гневная мстительница превращается в спокойную и гордую женщину, полную чувства собственного достоинства. У героини возникает желание простить обидчикам. Настасья Филипповна несчастна, но она осознаёт своё превосходство над многими  окружающими. Она хочет переродиться, в глубине души смотрит на себя как навсегда погибшую. Но в тоже время  мечтает о том, чтобы кто-то пришёл и сказал ей: «Ты невинна». Это и делает князь Мышкин. Настасья Филипповна полюбила его, но не может выйти за него замуж. Она метается между Мышкиным и Рогожиным. А союз с Рогожиным кажется ей крайним выражением уродства. Князь считает её сумасшедшей, т.к. не понимает трагедии поруганной духовной и физической красоты, которая не была спасена. Князю не удалось спасти эту красоту. Он, Христос, не только не воскресил её, но даже погубил. Он не умел любить по-человечески: его любовь к Настасье Филипповне –это любовь-жалость.

          Героиня романа- бывшая содержанка Тоцкого, самолюбивая и несчастная женщина с трагической судьбой; и одновременно образ Настасьи Филипповны обретает черты символа страдающей красоты. Отсюда разного рода библейские и литературные реминисценции- Магдалина, падший ангел, дама «бедного рыцаря»,восприятие героини как «роковой»женщины.

 

                                   4.Портрет и характеристика Аглаи Епанчиной.

                Достоевский не даёт описания портрета, но он часто повторяет, что из всех трёх дочерей Епанчиных Аглая была самая красивая. Но навеки погублена её жизнь. Она поверила князю Мышкину, считала его самым честным и добрым., самым справедливым, но оказалась как бы «преданной» им.

              Чистый и пылкий ребёнок, Аглая не желает быть только генеральской дочкой, а как лучшие молодые люди её поколения мечтает учиться, приносить пользу. Князь поражает её своей сверхискренностью и сверхдобротой. Она восхищается им, и это восхищение рождает в Аглае любовь к князю. «Нигилистка, чудачка, бездушная, злая, злая. Злая. О господи, как она будет несчастна»,-пророчествует мать младшей дочери её будущее.У Аглаи удивительный характер. Никто не мог предсказать, что она будет делать в следующую минуту. Она сначала смеётся над князем Мышкиным, когда читает стихотворение Пушкина «Рыцарь бедный». Аглая читала стихотворение так, что всем  становится ясно, кого она имеет в виду. И вдруг все узнают, что она влюблена в князя. Мышкин тоже любит её, готовится уже к свадьбе. Но Аглая опускается до уровня обыкновенной ревности. Она хочет знать, кого же Мышкин любит сильнее: её, будущую свою жену, или ту женщину, Настасью Филипповну. Встреча, устроенная Аглаей, заканчивается трагически. Любовь-жалость побеждает в князе, и он бросается к Настасье Филипповне, Разве можно, любя девушку, так унизить её перед соперницей. Как унизил князь Мышкин Аглаю, бросившись на помощь к оскорблённой Настасье Филипповне.

 

                                    

 

 

 

                                5.Портрет и характеристика Гани (Иволгина).

             Гаврила Ардалионович (Ганя) Иволгин… «Это был очень красивый молодой человек, тоже лет двадцати восьми, стройный блондин средне-высокого роста, с маленькою наполеоновскою бородкой, с умным и очень красивым лицом. Только улыбка его, при всей её любезности, была что-то уж слишком тонка; зубы выставлялись при этом что-то уж слишком жемчужно-ровно; взгляд, несмотря на всю весёлость и видимое простодушие его, был что-то уж слишком пристален и испытующ».Достоевский описал этого человека так, что читатели сразу же чувствуют к нему антипатию.

              Ганя любит Аглаю,  ей любовные записки, но соглашается жениться на Настасье Филипповне. Так как Тоцкий хочет сбыть её с рук, то даёт Гане 70 тысяч за это. А Ганя и брезгует этой «падшей женщиной», но в то же время прельщается предлагаемыми ему деньгами. Но он не конченный человек. Он мне даже понравился на именинах Настасьи Филипповны. Ганя, мечтавший стать богатым, он , о котором говорят, что он за три целковых доползёт на брюхе до Васильевского острова, не ползёт, не лезет в огонь даже за ста тысячами, находит в себе силы отказаться от них и в качестве дара.

 

                        

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              6.Портрет и характеристика Ипполита.

                  Ипполит Тереньтев смотрит на жизнь как на  «злую насмешку природы»-выражение мирового закона безразличного к судьбе человека. Смертельно больной, он наслаждается своей обидой, ненавидит благополучие других людей. Однако его поступки (хлопоты за доктора, защита Бурдовского) свидетельствуют о наличии в его характере добрых начал. Мы первый раз встречаемся с ним у князя Мышкина, когда группа молодых людей пришла к князю по делу Бурдовского. А о них читатель узнает ещё раньше от Коли Иволгина, который называет его своим товарищем.

               Вот портрет Ипполита: «Ипполит был очень молодой человек, лет семнадцати, может быть, и восемнадцати, с умным , но постоянно раздражённым выражением лица, на котором болезнь положила  ужасные следы. Он был худ как скелет, бледно-жёлт, глаза его сверкали, и два красных пятна горели на щеках. Видна была чахотка в весьма сильной степени».

               Страстным и болезненным сочувствием проникнут  в романе его образ. Ипполит- юный нигилист, отрицающий всё. Что дорого Мышкину, «злой мальчишка», эгоистически сосредоточенный только на собственной драме, семнадцатилетний философ, приговорённый болезнью к смерти и сосредоточивший в своей исповеди мучительные вопросы человеческого бытия. Ипполит умрёт через две недели после смерти Настасьи Филипповны. Но она  только подозревает о своей возможной смерти, Ипполит о ней точно знает. И поэтому его мука безмерна. Он не хочет ждать смерти, и поэтому хотел застрелиться. Умирает оскорбленный нелепостью жизни, столь несправедливой к нему, Ипполиту. Достоевский рассказал историю больного мальчика, попыткой самоубийства вопрошавшего о смысле жизни смешной нелепостью этой попытки доказавшего, сто смысл этот есть.

 

               

 

 

 7.Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова

                Глубоко национальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский обладал особой способностью видеть душу человека, постигать его психику, улавливать тончайшие оттенки внутренней жизни человека. Как художник-психолог Достоевский представлял собой редчайшее, исключительное явление.

                   Ему была присуща поразительная чуткость к самым сокровенным и потаенным движениям души, способность проникать в самые отдаленные уголки сознания и чувства, наблюдать и анализировать тончайшие колебания психики.

                    Такими свойствами обладает и наш современник художник Илья Глазунов, который очень приближен к пониманию творчества Достоевского. Сопереживание художника с писателем глубочайшее.

                   Для Ильи Глазунова Достоевский — любимый писатель. Вот, например, описание портрета Достоевского работы Глазунова: «Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся». По словам художника, Достоевский — единственный писатель, «которого не затронули масонские внушения мнимого освободительного движения. Он верил и утверждал всем своим бытием нравственное здоровье, провидя пути процветания России». Это одна из точек соприкосновения Достоевского и Глазунова.

                  Писателя и художника объединяет ясно и четко выраженная гражданская позиция. Идентичны монологи Достоевского и Глазунова, обращенные к России, борьба с духом стяжательства, цинизма, одичания, разрозненности людей. Оба они своим творчеством приносят огромную духовную пользу России.

 

Своим гением Достоевский оказал огромное влияние на изобразительное искусство России.

                       Глазунов, считая Достоевского «самым оптимистичным и светлым писателем мира», такими же изображает и его героев. Особенно ярко «светоносная проповедь» Достоевского проявляется в иллюстрациях Глазунова к роману «Идиот».

                        Еще в юности И. Глазунов был пронзен образами петербургского мечтателя князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. Мятущиеся герои романа «Идиот» поразили душу художника. Глубокое восприятие образов великого Достоевского дало импульс работе над их воплощением.

              Герои Достоевского — герои — «идееносцы, люди, душа и совесть которых находится в постоянной битве за овладевшую ими социальную, философскую, но прежде нравственную идею», завладели сознанием художника, выпестовали его желание «взяться за воплощение образов „неудавшейся идеи христианства» князя Мышкина и Настасьи Филипповны».

                  Глазунову было двадцать пять лет, когда он создал три волнующих его образа: князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина.

                   Ключ к образу князя Мышкина дала Глазунову старая фотография его дяди Константина Прилуцкого, которого в семье называли князем Мышкиным. «Каким аккомпанементом к основной идее „неудавшегося христианства» вплетается в действие романа реально дошедшая до нас историческая правда событий, разворачивающихся не только в Петербурге, но и в столь любимом мною Павловске!»

                   Купец Рогожин — сложнейший образ романа — в представлении Глазунова могучий контраст князю Мышкину: «…бешенный в своей страсти, по-русски беззаветный, до смертной черты любящий женщину».

              «Настасья Филипповна… Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетается образ „красоты страшной силы» с мистическим реализмом чувства любви, преданности, своеволия, истерического накала — словом, всё, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это его тип женщины…» Этот «образ вечной женственности» и изображает Глазунов в атмосфере Петербурга. Именно в атмосфере Петербурга, «умышленного» города, живущего своей напряженной внутренней жизнью, и может быть понят, по Глазунову, образ Настасьи Филипповны — образ сложный и волнующий, не имеющий себе равных в мировой литературе. «Она, как больная птица, не могущая смотреть; она и жертва и насильница».

                Говоря об иллюстрациях И. Глазунова к роману Достоевского «Идиот», отметим верность художника великим реалистическим традициям русского искусства; редчайшую глубину изображения характеров; умение прочувствовать и передать средствами живописи и графики душу русского человека, мучающегося мировыми вопросами, желающего внести в мир хоть какой-то свет.

               По Глазунову, Достоевский с его любящим, за всех на земле страдающим, отзывчивым сердцем, с его неподкупной совестью для всех нас — загадка, мучение, утешение.

                    Вместе с великим русским писателем художник своими иллюстрациями утверждает веру в возрождение души человека, славит небесный купол совести, стремление к победе добра над злом, к познанию высшего назначения на земле; говорит о Боге в душе. «Верую, Боже, — помоги моему неверию» (Достоевский Ф. М.).

 

 

                                     III.Заключение.  

                        Таким образом, Достоевский в романе, как правило, дает один большой портрет героя, а в дальнейшем лишь фиксирует изменение его состояний и ощущений, его эмоции, практически не описывая выражений лица, глаз, улыбки и т. д. Эта манера близка творческой манере Тургенева («Отцы и дети»). Портреты, созданные Достоевским, нельзя назвать динамическими в традиционном понимании. Они не похожи на «подвижные», «всякий раз обновленные очередной деталью» описания внешности в романах Толстого. Иногда писатель прибегает к приему «двукратного портретирования», по-лермонтовски приближая героя к читателю. Портреты Достоевского подробны, психологичны, порой символичны, глубоко связаны с внутренней жизнью героев, с основной идеей произведения, с философскими взглядами писателя.

          Достоевский в своих произведениях создаёт исключительные характеры. Роман кончается трагически: исчезает из людского сообщества князь Мышкин, не выдержав груза человеческих страданий и растворившись в сострадании к людям, отдав им целиком себя; умирает Ипполит, погибает Настасья Филипповна. Общая участь не обошла этих героев.

            Неужели опытом своего романа и судьбой своего героя Достоевский хотел доказать о бесполезности в этом мире любви и добра?

             Нет, он этого никогда не хотел сказать, не сказал и здесь.

             Разрезая перед человечеством трагические пропасти его бытия, Достоевский, однако. сказал финалом своего романа то, что говорит один из персонажей. Обращаясь к Мышкину: «Рай на земле нелегко достаётся, а вы всё-таки несколько на рай рассчитываете. Рай- вещь трудная, князь, гораздо труднее, чем кажется вашему прекрасному сердцу»,

            Достоевский, продолжая всю жизнь всё-таки рассчитывать на земной рай, эту истину о невозможности мечты о лучшем будущем без «прекрасного человека» проверил своей жизнью и бесконечно проверял своим творчеством.

 

                                  VI.Список использованной литературы.

1.  Ф.М.Достоевский. Идиот. М., «Художественная литература»,1983.

2.  Краткая литературная энциклопедия. М.,1994.

3.  Р.Г.Назиров. Герои романа «Идиот» и их прототипы. Журнал «Русская литература»,1970,№2,с.114-123.

4.  Гус М.С.Идеи и образы Достоевского.М.,1971.

5.  Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.М.,1979.

                                                                                           

Приложение

Илья Глазунов

Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского

КНЯЗЬ МЫШКИН.1956 г.

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского "Идиот".

 

 

 

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1983 г.

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1956 г.

РОГОЖИН.1956 г

АГЛАЯ.1982 г.

 

КНЯЗЬ МЫШКИН ПОСЛЕ СМЕРТИ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ.1966 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сюрбей-Токаевская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сюрбей-Токаевская основная общеобразовательная школа»

Портрет как средство характеристики героев

Портрет как средство характеристики героев

I .Портрет в литературном произведении

I .Портрет в литературном произведении

Достоевского «Идиот» играет портрет в раскрытии социально-психологического характера героев

Достоевского «Идиот» играет портрет в раскрытии социально-психологического характера героев

Белокурые волосы», «совершенно белая бородка», «большие голубые глаза», «тихий взгляд», «приятное лицо» -всё это даёт нам представление о светлой, чистой, доброй натуре князя

Белокурые волосы», «совершенно белая бородка», «большие голубые глаза», «тихий взгляд», «приятное лицо» -всё это даёт нам представление о светлой, чистой, доброй натуре князя

Любовь- жалость победила в Мышкине

Любовь- жалость победила в Мышкине

В романе Достоевского «Идиот» можно выделить ряд оппозиций , которые могут быть сведены к библейскому сюжету

В романе Достоевского «Идиот» можно выделить ряд оппозиций , которые могут быть сведены к библейскому сюжету

Настасью Филипповну. В Рогожине, как и в его сумрачном доме, потемнело и омрачено духовное начало

Настасью Филипповну. В Рогожине, как и в его сумрачном доме, потемнело и омрачено духовное начало

Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны соответствуют известному евангельскому сюжету «святой и блудница»

Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны соответствуют известному евангельскому сюжету «святой и блудница»

Настасью Филипповну, оставшуюся сиротой, приютил

Настасью Филипповну, оставшуюся сиротой, приютил

Портрет и характеристика Аглаи

Портрет и характеристика Аглаи

Портрет и характеристика Гани (Иволгина)

Портрет и характеристика Гани (Иволгина)

Портрет и характеристика Ипполита

Портрет и характеристика Ипполита

Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника

Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника

Своим гением Достоевский оказал огромное влияние на изобразительное искусство

Своим гением Достоевский оказал огромное влияние на изобразительное искусство

Достоевский. Это его тип женщины…»

Достоевский. Это его тип женщины…»

Отцы и дети»). Портреты, созданные

Отцы и дети»). Портреты, созданные

Гус М.С.Идеи и образы Достоевского

Гус М.С.Идеи и образы Достоевского

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1983 г.

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА.1983 г.

РОГОЖИН.1956 г АГЛАЯ.1982 г

РОГОЖИН.1956 г АГЛАЯ.1982 г

КНЯЗЬ МЫШКИН ПОСЛЕ СМЕРТИ НАСТАСЬИ

КНЯЗЬ МЫШКИН ПОСЛЕ СМЕРТИ НАСТАСЬИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2023