Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
09.11.2017
Жизнь заставила нас поменять отношение к исследователю. Исследователем теперь является не только учёный, но и школьник. Современный человек для успешности в жизни должен всё больше внимания уделять самообразованию и саморазвитию. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, на развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
пособие.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
технологического профиля»
Пособие для учащихся по проектноисследовательской
деятельности
Авторы : Мухаметчина Е. К.
Савченко Н. Ю.
Смыцкая Е. М. Мирный 2016
Жизнь заставила нас поменять отношение к исследователю. Исследователем
теперь является не только учёный, но и школьник. Современный человек для
успешности в жизни должен всё больше внимания уделять самообразованию и
саморазвитию. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, на
развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную
информацию, а также находить информацию в справочной литературе,
интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений,
аргументировать собственную точку зрения.
исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.
Чем раньше начинается
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует
активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний,
добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно
активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская
работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
В нашей школе уже много лет ведется работа в этом направлении. Накопился
большой опыт, с которым хотелось бы поделиться. Очень важно найти одаренных
детей, которым было бы интересно заниматься таким видом работы. На первый
взгляд – это должны быть «отличники», но это далеко не так. Чтобы выявить таких
детей помогает психолог, но мы также рекомендуем для учителей и классных
руководителей шкалы для рейтинга Дж. Рензулли.
ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В.
ПОПОВОЙ). Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики
обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.
Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша
оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из
характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны
поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите
соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристика ученика.
1.
Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует
термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью,
сложностью.
2.
Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим
за пределы обычных интересов детей этого возраста)
3.
Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
Легко схватывает причинноследственные связи; пытается понять «как» и
4.
«почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов,
направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или
действий людей.
Шкала II. Мотивационные характеристики.
Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к
1.
завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию). 2.
3.
Легко впадает в скуку от обычных заданий.
Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального
4.
направления от педагога.
5.
Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
Шкала III. Лидерские характеристики.
1.
Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя
2.
чувствует, когда его просят показать свою работу классу.
Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в
3.
одиночестве.
Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит
4.
деятельностью, в которой участвует.
Шкала IV. Творческие характеристики.
Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно
1.
задает обо всем вопросы.
Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на
2.
вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в
3.
дискуссиях, настойчив.
4.
5.
Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что
будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных
институтов, предметов и систем.
Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые
6.
не кажутся смешными остальным.
Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к
7.
иррациональному в себе; эмоционально чувствителен. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны
8.
жизни.
Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется
9.
деталями; не боится быть отличным от других.
Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без
10.
критического изучения.
ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ РЕНЗУЛЛИ
Опросник разработан Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом на основе
обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и
творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспрессметодом,
позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного
времени, а также дополняет батареи тестов требующие больших затрат времени и
сил.
Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов,
список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально
для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества
оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на
основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных
ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности
различными лицами:
социальными
работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11х классов).
родителями,
психологом,
учителями,
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4
1 — редко.
2 — иногда,
3 — часто,
— постоянно, Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам
(минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).
Творческие характеристики
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы
о чемлибо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто
предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный
и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает
воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями
(изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением,
улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не
кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию
необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для
мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет
эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам
вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим
на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к
творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их
критической оценки. Лист
ответов
(Шкала креативности)
Дата________________Школа___________Класс___________Возраст__________
____
Респондент (Ф.И.О.) _________________________________ (заполняющий
анкету)
Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени
каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
Уровень креативности
Уровень креативности
Очень высокий
Высокий
Нормальный, средний
Низкий
Очень низкий
Сумма баллов
40–34
33–27
26–21
20–16
15–10
Структура и логика исследовательской работы.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только
на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и
обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучать. Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать.
В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части:
методологическую и процедурную Вопервых, необходимо выделить то, что надо
изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу
участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,
необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена
относительно быстро. Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать
– это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой
результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат
еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза –
это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально
гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают.
Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза
должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и
логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования.
Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач
бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка
задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут
быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. Вопросы,
которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно
возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие
типы:
– количественные задачи (отвечающие на вопрос “Сколько?”);
– количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”);
– качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”);
– функциональные задачи (отвечающие на вопросы “Для чего?” или “Зачем?”);
– задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”);
– задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”). После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты,
выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта
соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было
получить в обозримом будущем.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая
характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении
происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы
с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а
не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно
присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор
исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Методы
исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что
именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые
другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы
(наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть
простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать
таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается
обязательное использование основных приемов исследования:
– интервью,
– опросы,
– обработка статистических и опытных данных.
На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной
задачи:
– поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,
– сбор информации, – решение промежуточных задач,
– анализ собранной информации.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:
– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике
безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать
путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке
сокращения
знаки.
– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и
условные
и
вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео
изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть
воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов
должны
результаты.
– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности
получиться
сходные
различного толкования.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные,
полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные
необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по
проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не
было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики
можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными,
представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается
большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие
данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно
помнить, что ктото может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал
может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая,
которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на
место читателя.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения
задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос
– как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза
оказывается несостоятельной.
Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у
ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому
ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и
родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень
помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные
моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит
ученика и укрепит связь семьи и школы.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного
шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и
проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных
средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия
аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор.
Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3
минуты – ответы на вопросы), должна включать 1012 слайдов. Прежде всего,
представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее
таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы
слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
Требования к оформлению исследовательской работы
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы,
сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных
руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать
наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель
работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные;
выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название
работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине
слово «Аннотация», далее текст аннотации.
В оглавлении
должны быть включены основные заголовки работы, введение,
название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и
соответствующие номера страницы.
Пример оформления оглавления
Введение………………………………стр.
1.Глава…………………………………
1.1.……………………………………..
1.2………………………………………
1.3………………………………………
2.Глава…………………………………
2.1………………………………………
2.2………………………………………
2.3……………………………………… Заключение……………………………
Список литературы…………………..
Приложение…………………………..
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать
актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем
работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности
данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной
проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную
исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов,
характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее
существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта
решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная
часть делится на главы.
в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные
В заключении
автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному
практическому использованию результатов исследования.
В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные
автором.
Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности:
фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год
издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания
должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Примеры оформления библиографических ссылок
Образцы библиографических описаний для книг 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие
для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.
Работы, которые написаны детьми, не надо ограничиваться только участием в
НПК « Шаг в будущее». Сейчас есть много возможностей участвовать в различных
Всероссийских и Международных конкурсах и конференциях, как заочно, так и очно.
Из потока рекламы таких конкурсов важно выбрать наиболее достойные и недорогие.
В нашей школе накопился большой опыт такого участия. Наши учителя вместе с
детьми выбирают уже зарекомендовавшие себя за много лет организации, от
которых ежегодно получают приглашения.
Название
ФМВДК «Таланты России»
Электронный адрес
dktalant@yandex.ru
Педагогический университет «1
Сентября»
Фестиваль педагогов
1september.ru
educontest.net
Интеллектуальнотворческий
потенциал России
future4you.ru
Интербриг
interbrig.ru
Исследовательская работа школьника – это своеобразный творческий
экзамен, позволяющий судить о приобретенных выпускником знаниях и умении
применять их в практической деятельности, это и важнейшая форма учебной
подготовки будущего студента, в процессе которой старшеклассник
углубленно изучает одну из тем какойлибо дисциплины и приобретает
необходимые навыки для самостоятельной научной деятельности.
Список литературы: 1. Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
2. Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
3. Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “ШколаПресс – 1”
4. Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Пособие для учащихся по проектно-исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.