Пособие по коррекционно-развивающим технологиям
Оценка 4.8

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—4 кл
06.01.2017
Пособие по коррекционно-развивающим технологиям
В пособии собраны упражнения по: 1. развитию речи (планы речевых высказываний, памятки, речевые разминки, слоговые таблицы, пальчиковая гимнастика) 2. при работе над предложением (конструирование, распространение, добавление вопросов и т.д.) 3. развитию внимания на уроках (математика, обучения грамоте) 4. развитию памяти 5. развитию логического мышления 6. Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе 7. Упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха 8. КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ
Пособие по коррекционно-развивающим технологиям.docx
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПЛАНЫ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:  1. Картинный   2. Схематический  3. По вопросам (при обучении составлению рассказов по картинкам)  ПАМЯТКИ     № 1.Описание неодушевлённого предмета                               План 1.Какой предмет изображён на рисунке? 2.Какого цвета этот предмет или его части? 3. Где находится этот предмет? Что ты видишь на заднем плане? 4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый.. свойства: красивый , полезный). 5. Для чего используют этот предмет? 6. Какие краски использовал художник? 7. Твоё отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь). 8. Твоё отношение к этой картинке  (нравится, приятно на неё смотреть).  №2. Описание растения                       План 1. Какое растение изображено на рисунке: 2. Какого цвета это растение или его части? 3. Где оно растёт? Что ты видишь на заднем плане? 4. Какое время года изобразил художник на рисунке? 5. Особенности этого растения? 9размер, стадия роста, свойства: красивый , полезный. 6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые , светлые,  тёмные ..)? 7. Твоё отношение к этому растению(нравится, хотел бы такое иметь,  потрогать, понюхать). 8. Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть). №3. Описание животного                   План 1. Какое животное изображено на рисунке? 2. Какого цвета это животное или его части? 3. Что оно делает,  его поза? 4.  Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане? 5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый,  полезный..) 6. Какая у него морда? 7. Какое у него настроение, какой характер? 8. Какие краски использовал художник? 9. Твоё отношение к этому животному (нравится, хотел бы поиграть,  погладить, встретить). №4. Портретное описание человека или сказочного персонажа.                                          План 1. Кто изображён на рисунке? 2. Из какой он сказки? 3. Что он делает? Его поза. 5. Какое у него лицо (морда)? 6. Какое у него настроение, какой характер? 7. Во что он одет? Какого цвета его одежда? 8. Где находится этот персонаж? 9. Какие краски использовал художник? 10.Твоё отношение к этому персонажу. №5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке, сюжетного рисунка (изображён один персонаж) План 1. Кто изображён на рисунке? Из какой он сказки? 2. Что он делает,  о чём думает, говорит, поёт? 3. Его возраст? 4. В какой позе он нарисован (какой момент из сказки изображён на  рисунке)? 5. Какое у него лицо (морда)? 6. Какое у него настроение, какой характер? 7. Во что он одет? Какого цвета его одежда? 8. Где находится этот персонаж?  9. Какое время года изображено на рисунке? 10. Что нарисовано ближе всего к тебе? 11. Что находится в центре картинки? 12. Что ты видишь на заднем плане? 13. Какие краски использовал художник? 14. Твоё отношение к этому персонажу( нравится, хотел бы с ним  встретиться,  поиграть, подружиться). 15. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок? №6. Рассказ по нескольким картинкам                                   План 1. Вступление  Помощь: Что могло произойти до того момента, который нарисован на первой  картинке. А) Начало действия:  ­ Время   (Однажды весной, как­то раз после обеда, в один прекрасный  день)   ­ Место (в саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в  школе..) Б) Развитие действия  ­ Сообщение о действующем лице (лицах) (Маленький ёжик,  старая черепаха, весёлая девочка..) ­ Особенности и порядок действий. (Увидел бабочку, пошёл на рыбалку, решил сходить за грибами …) 2. Основная часть Опиши действия героев в моменты, изображённые на каждом рисунке. В) Развитие событий 1 рисунок ­Время  и место ­Совершающиеся действия. (действия героев, их размышления, настроение). ­Кульминация (развитие событий) 2 рисунок ­Время  и место ­Совершающиеся действия. (действия героев, их размышления, настроение). ­Кульминация (развитие событий) 3 рисунок ­Время  и место ­Совершающиеся действия. (действия героев, их размышления, настроение). ­Кульминация (развитие событий) Мини­образец.      Это очень короткий,  эмоциональный рассказ учителя, своеобразный этюд­ описание. Особенность этого образца заключается в следующем: 1.Учитель разрабатывает несколько мини­образцов к одной теме и  систематически их представляет школьникам. 2. Мини­образцы должны быть короткими, динамичными,  образными, рассказывать о каком то интересном событии или  случае. 3. Мини­образцы не должны занимать много времени и нести  слишком много неизвестной детям информации. 4. Учитель не заставляет детей повторить мини­образец, а лишь  предлагает послушать интересную информацию.      Ценность данного приёма состоит в том, что учащиеся получают пример  краткого и яркого описания объекта (явления) действительности,  знакомятся с интересными фактами из истории нашей Земли, развивают  познавательный интерес, помогают детям овладеть таким видом  повествования, как рассказ­этюд.   Рассказ­этюд. Это словесная зарисовка, образная характеристика предмета.  Например: каждый ученик получает рисунок с изображением цветка  анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое и словесное описание цветка. Темы рассказов–этюдов соотносятся с  изучаемым в данный момент программным материалом, предлагаются  школьника на любом этапе урока в качестве речевой разминки.  Речевые разминки Позволяют формировать у учащихся умения и навыки вступать в диалог. С 1 по 4 класс используем разные виды таких упражнений:  Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги;  Диалоги животных и растений;  Диалоги неодушевлённых предметов («оживших»). Например: « В  ночь под Новый год ёлочные игрушки рассказывали, из чего их  сделали и как они сюда попали» и т. д.       Приём «Бег  мыслями» Для развития связной монологической речи, лексико­грамматического строя, умения передать информацию своими словами, умение устанавливать  причинно­следственные связи. Детям выдаются карточки с набором  предложений. Нужно передать мысль, изложенную в предложении, но  другими словами  (ни одно слово из предложенного  не должно повторяться). Например:  1. На лугу летает бабочка (Среди благоухающих цветов порхает  красивый мотылёк).    Чтобы  обучить детей плавному слоговому чтению, в своей работе  применяем  эффективный метод «пальчикового чтения».  Для этого  используем следующие символы:     А – большой  круг     У ­ маленький круг     О – овал     Ы – полоска Гласные звуки – символ красного цвета. Каждому пальчику соответствует  свой звук     А ­ указательный     У ­ средний     О – безымянный Ы – мизинец Большой палец – согласный звук. Согласные звуки подставляются по мере  их изучения. Сначала на пальчики надеваются колпачки с символами  гласных. Со временем колпачки снимаются,  и дети по памяти сливают  согласный звук с гласными.  Данный метод  позволяет быстро и без проблем научить детей считывать слоги, вызывает интерес к чтению.   Слоговые таблицы  Пример слоговой таблицы: СЕ БО ТЫ СА РА ЛО ЦА РЕ РО МЕ РЫ ДО СЯ ПО ТА ЛИ ГИ КО ГУ НИ ТО НА ДА СИ    Примеры соответствующих слов по данной таблице: долина, семена, сапоги, сани, досада, медали, пони, синица, лисица, сирена, сирота, рота,  сито, дороги, лоси, гуси, рыси, лисята, гусята, рысята, лосята,  поросята, лица, коты, даты, работа, роботы, боты, роты, порода,  гусеница, санитары.   Виды работ с таблицами: 1. Учитель по очереди называет слова. Ученики в своих таблицах  должны отыскать слоги,  из которых состоит слово. 2. Учащиеся из данных слогов самостоятельно составляют  слова и  показывают слоги  в порядке их следования в слове. 3. Добавление букв к данным слогам так, чтобы получилось слово. 4. Добавление слога (не из таблицы) к данным слогам  так, чтобы  получилось слово.     Используя перечисленные виды,  по одной таблице можно работать  несколько уроков. Систематическое включение в урок этого приёма   обеспечит речевое развитие, формирование     у детей умений анализа и  синтеза, обогатит  их словарный  запас. Приёмы понимания текста Чтобы научить детей осознанному чтению, практикуем на уроках  литературы  и русского языка:  Постановка вопросов до чтения текса ­ угадай предмет, задавая вопрос; ­ «Приставалка» (задать соседу вопрос); ­ задать вопрос к услышанным строкам стихотворения.  Диалог с текстом  Погружение в текст  Диктовка мысли       ­ формулирование собственных определений на основе готовых       Речевая деятельность и  работоспособность коры головного мозга  зависит,  прежде всего,   от того, насколько движения пальцев детей будут  ловкими, точными, синхронными.   Главный инструмент  коррекции мелкой  моторики  – пальчиковая игра. Для проведения    пальчиковых гимнастик  используем различные дидактические средства: шнуровку, мозаику, кубики  Кооса, прищепки, массаж щёткой, пазлы,   мячи, шишки, орехи, нитки,  пуговицы, игрушки, крышки, горох.                              Некоторые виды пальчиковой гимнастики. 1.Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной  мускулатуры. 2.Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом,   обеспечивающие хорошую тренировку пальцев. 3.Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание  клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек  пальцев. Из прищепок также можно сделать какой­либо предмет ( стол,  стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения. 4.Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок.  Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о  цветах, формах, развивают воображение.  5.Игры с палочками, заключающие в выкладывании геометрических  форм, цифр, букв, изображений предметов.     Такой прием способствует  формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит   распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке,   развивает логическое мышление, фантазию. 6.Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов  хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей интерес и  эмоциональный  настрой.  7. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,  соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,  средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к  мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.  Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 8. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на  плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на  плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,  распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу  вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной  программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой,  затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при  затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе  командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 9. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в  сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью  в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого  одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен  позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.   10. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в  ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 11. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в  замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий.  Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.  Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны  участвовать все пальцы обеих рук. Технологии работы с предложением Конструирование предложений: • Распространение предложений • Составление предложений  Распространение предложений • С опорой на сюжетную картинку  • Пример: Учитель демонстрирует классу картинку и просит составить по ней предложение из двух слов    (Бабушка вяжет.) Распространение предложений по вопросам.  Далее учитель последовательно задает вопросы: вяжет чем?   вяжет где? носки какие? и т. д.  Называя слова, ученики вставляют соответствующие прямоугольники в  исходную схему предложения.  • Знакомство со значением порядка слов в предложении. Пример:  Учитель: Что делает бабушка?  Дети: Бабушка вяжет носки. Учитель: Слова, которые рассказывают о ее действиях, стоят в конце  предложения. Если изменить порядок слов — Носки вяжет бабушка, — то предложение будет рассказывать о том,   кто вяжет носки. Вывод: Главное по смыслу слово обычно ставится в конец предложения По схеме.   Учитель: Девочка гладит . 1. Ученики составляют схему предложения 2. Учитель 3. Дети дополняют предложение по схеме 4. И т.д.  По желанию учеников.  Детям предлагается ввести в данное предложение столько слов и таких, как им хочется.  • Работая парами, ученики добавляют некоторое количество слов,  после чего учитель спрашивает, сколько слов они добавили.  Путем добавления новой информации. Учитель: Ученики отправились в зоопарк.  О чем еще можно было бы здесь сказать.  Дети: «Когда они отправились». Коллективно подбирают слово утром,  определяют, куда его следует поставить, и повторяют получившееся  предложение: Утром ученики отправились в зоопарк. Еще можно сказать, на чем они отправились — на автобусе:  Утром ученики на автобусе отправились в зоопарк.  Составление предложения По синтаксическим вопросам.  • Учитель, не предлагая никакого сюжета, последовательно задает  ученикам разные вопросы.  • Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получающегося  предложения:  • Кто? — ученики называют несколько слов, затем выбирают одно,  предположим: котенок.  • Что д е л а е т? — после обсуждения выбирается слово играет. • Дети повторяют получившееся предложение: Котенок играет.  • Играет чем? (Бумажкой.)  ­ Котенок играет бумажкой.  • Котенок какой? (Маленький.)  ­  Маленький котенок играет бумажкой.  По вопросам и опорным словам.  I Вариант.  •  Ученикам дается набор слов (птенцам синица червячка  заботливая принесла).  • Дети находят названия действия и предмета, который это действие  выполняет; ставят эти слова рядом  • Учитель задает вопросы: какая? куда? кому? и т.д.  • Дети находят в наборе слово (или сочетание), отвечающее на данный  вопрос, и включают его в предложение: Заботливая синица принесла червячка птенцам. II Вариант.  • Дается набор слов, стоящих в начальной форме, например:  синица, птенцы, червячок.  • На доске записаны вопросы, выстроенные в порядке составления  будущего предложения: •  кто? что сделала? кому? кого?  Синица принесла птенцам червячка.  Из данных словосочетаний.  Дается набор словосочетаний, например: тюлень ловил, тюлень старый,  ловил рыбу, ловил подо льдом. • Ученики составляют из них предложения, исключив повторы и  определив смысловую последовательность слов: Старый тюлень ловил подо льдом рыбу.  • Из набора слов (работа с деформированным предложением) •  Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое. • Первый шаг— определение главных членов предложения — действия и его субъекта. Найдя, дети кладут их рядом (солнце выплыло). При  этом необходимо проследить, чтобы главные члены стояли в прямом  порядке: подлежащее, затем сказуемое.  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.  • Второй— поиск слова, связанного по смыслу с предлогом (если он  есть). Дети берут из набора предлог и находят слово, с которым он  «дружит», — на небо.  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.  •  Третий — составление предварительного предложения из  грамматической основы и полученного сочетания — Солнце  выплыло на небо.  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое.  • Четвертый— включение в предложение определений. Среди  оставшихся слов ученики находят все имеющиеся слова­признаки,  затем ищут слова, про которые рассказывает каждое слово­признак. В нашем примере такое слово одно — оранжевое. Что может быть  оранжевым? — Солнце. Дети называют словосочетание оранжевое  солнце и вставляют новое слово в схему.  • Даны слова: небо, выплыло, медленно, на, солнце, оранжевое. • Пятый — «пристраивание» в предложение оставшихся слов набора  (союзы и наречия). В данном случае — слово медленно. После  обсуждения того, с каким словом в предложении оно «дружит», т. е.  сочетается по смыслу, складывается словосочетание медленно  выплыло. Слово медленно помещается в схему предложения —  Оранжевое солнце медленно выплыло на небо. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ На уроке математики  1. В 1 классе на наборное полотно выставляются картинки: заяц, утка, кот,  поросёнок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и  закрыть глаза. Учитель добавляет ещё одну картинку, дети должны  заметить, что картинок стало больше. Вариантов заданий здесь много:  убрать 1 (или несколько) картинку, заменить другой, поставить в новом  порядке и т.д. Детям такие задания нравятся, а раз интересно, они  стараются сосредоточить своё внимание. Такие задания тренируют  внимание и являются  хорошим переходным мостиком от одного вида  работы к другому.  2.  Или другое задание. После того, как выучили счёт до  10, предлагаю  ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий. Каждая  линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок  должен назвать номер линии слева, затем проследить за ней до конца и  назвать  номер справа. Как вариант – можно использовать на одном конце цифры, а на другом  буквы. Зашифрованное слово может быть названием следующего задания на уроке (разминка, диктант и т.д.)  3.  В 1 классе можно использовать и такое упражнение на тренировку  распределения внимания. Даётся таблица (сначала простая, затем  усложняя). Дети  должны как можно быстрее находить, называть и  показывать от 1 до 10, 25…Более трудное задание: найти и назвать все  числа подряд, пропущенные записать и т.д.  4.    Сосчитай фигуры: ­ сколько нарисовано кружков, квадратов, треугольников,  прямоугольников? ­ На сколько кружков больше, чем треугольников? ­ Что можно сказать о числе прямоугольников и треугольников? ­Назови фигуры, которые находятся внутри круга и в квадрате. ­Вне круга, но в квадрате. 5. Нарисуй 10 кружков. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и  девятый круги (Задание повторяется 1 раз). Заданий, которые можно использовать на уроке математики очень много и я не буду перечислять их все.    На уроках обучения грамоте  Ученики изучают новый звук. Учитель предлагает детям найти в  классе все предметы, которые начинаются с нового звука. Аналогичное  задание можно предложить и во 2, и в 3 классах.. Например, на уроке математики дети должны назвать все термины на букву «с» (слагаемое,  сумма, состав и т.д.). На природоведении – животных на букву «м»…    Полезны детям и такие упражнения. Например, зачеркни все буквы «д».  Какое слово получится? Дддсддддуддфддддфдддидддкддсддддды  (суффиксы) Дать небольшой текст (газетный или журнальный) и предложить,  просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую­либо букву (например  «а»). Взаимопроверка. Или: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «к» – подчеркни… Спрятаться могут как слова, так и фразы: Пертлсмпимябрнгждщсуществительноемпнкцэтобск цчастьлнгмщречи (имя существительное – это часть речи) ­ Сколько раз в стихотворении упомянуто слово «сто»?       У простого сторожа – не просторный дом:       Часто в нём стоножка бродит под столом.       Дорожит стоножка чистотою ног       И столичной ваксой чистит сто сапог… «Играем в прятки». Найди спрятавшихся животных. Была гроза, я целый день не открывал от страха глаз. Смотрите! Лён около ив, как голубой ковёр красив. Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.                           И т.д. «Звук заблудился». Мы собирали васильки, на голове у нас щенки (венки). Пугал крестьян с окрестных сёл паривший в воздухе осёл (орёл)                                И т.д. «Пословицы шутят». Голод – не щётка. Ус хорошо, а два лучше. Не зная броду, не суйся в моду. И т.д. Учитель называет разные слова: стол, чашка, карандаш, воробей, волк… Ученики слушают и хлопают в ладоши, когда встречают слово,  отвечающее на вопрос «кто?» (глагол, прилагательное, существительное  единственного или множественного числа и т.д. ) То есть слова берутся в  зависимости от изучаемой на уроке темы и уровня подготовки класса. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Не менее важны задания, тренирующие память. 1. Учитель показывает на 3­4­5 секунд картинки, потом закрывает их и  задаёт вопросы: «Что видели? Кто запомнил?» Ученики повторяют  эти слова, а когда выучат буквы, могут записывать их. Сначала  берутся 3 слова по одной теме (волк, лиса, заяц), а потом не  связанные по смыслу слова. С каждым уроком число слов возрастает  (до 10). Так тренируется механическая память. 2. Показ карточки со словом учителем (молча). Ученики посмотрели,  запомнили, написали. 3. На уроке математики игра «Молчанка» в устном счёте. В 3 – 4  классах можно проводить диктанты математических терминов. 4. Для тренировки слуховой памяти предлагаются пары: дерево –  доска, шум – вода, река – мост, учитель – школа и т.д. Учитель  читает все пары, а потом только одно слово. Ученики вспоминают и  записывают второе слово – пару. Проверку можно проводить в парах  с использованием КСО. В 4 классе задания усложняются. Можно  давать тройки слов, фразы, диктовать их потом не по порядку. Предлагаю задание для 4 класса. Учитель диктует 5 троек слов и 5 фраз. Дети запоминают, а потом по первому слову дописывают слова или  фразу.   Охотник, медведь, берлога  Весна, солнце, ручьи  Река, рыболов, уха  Праздник, песня, веселье  Чтение, глаза, книга  Барабан (висел на стене)  Пчела села на цветок  Грязь ­ (причина болезней)  В комнате (очень жарко)  Трусость – (низкий поступок) РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1. Продолжи числовые ряды 1, 2, 4, 7, ___, ___. 2, 2, 4, 4, 6, 6, ___.___. 22, 20, 18, 16, ___, ___. 44, 36, 29, 23, 18, __, ___. 2. Подумай, какая связь между словами в левой части. Составь  подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в  скобки. УХО слышать СОБАКА шерсть ЧАЙ сахар ЗУБЫ (видеть, лечить, рот, щётка, жевать) ЩУКА (овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя) СУП (вода, тарелка, крупа, соль, ложка) Приёмы рефлексии учащихся на уроках   в начальной школе Упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха 1. "Поймай нужный звук хлопком"  Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове ­ хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . . То же с любыми другими звуками: Ш   –   кошка,   шапка,   маска,   подушка…;   С   –   собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… 2. "Придумать слова на заданный звук". Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.) 3. "Определить место звука в слове" . Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .  Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п. 4. Повторение цепочек слогов.  Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са­ША­са), (за­за­СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с­ш, ш­ ж, л­р, п­б, т­д, к­г, в­ф (т.е. глухие­звонкие, твердые мягкие, свистящие­ шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са­ша, ша­са,  са­за, за­са, ла­ра, ра­ла, ша­ща, ща­ша и т.п. Примеры слоговых цепочек: Са­за­за, за­за­са, са­за­са, за­са­за Са­ша­ша, ша­ша­са, са­ша­са, ша­са­ша Ла­ра­ра, ра­ла­ла, ра­ла­ра, ла­ра­ла Ша­ща­ща, ша­ща­ша, ща­ша­ша, ща­ша­ща За­жа­жа, жа­за­за, за­жа­за, жа­за­жа (Аналогично с другими парами звуков)   «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба­ 5.     Отхлопать слоги со звуком   пу­бо­по). Так же со звуками, например, с­ш, ш­ж, к­г, т­д, р­л, ч­щ и т.п. 6. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком. 7. Игра «Кто внимательнее». Взрослый   показывает   картинки   и   называет   их   (можно   без   картинок). Ребенок   внимательно   вслушивается   и   отгадывает,   какой   общий   звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно. 8. Игра «Угадай слово». Взрослый   произносит   слово   с   паузами   между   звуками,   ребенок   должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3­х, 4­х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2­3 слогов, со стечением согласных. Например:  с­у­п, к­о­т, р­о­т, н­о­с, п­а­р, д­а­р, л­а­к, т­о­к, л­у­к, с­ы­р, с­о­к, с­о­м, ж­ у­к, ч­а­с р­о­з­а, к­а­ш­а, Д­а­ш­а, л­у­ж­а, ш­у­б­а, м­а­м­а, р­а­м­а, в­а­т­а, л­а­п­а, н­ о­т­ы, ш­а­р­ы п­а­с­т­а, л­а­п­ш­а, л­а­с­т­ы, к­о­с­ть, м­о­с­т, т­о­р­т, к­р­о­т , л­а­с­к­а, п­ а­р­к, и­г­р­а и т.п. 9.  Произнести   по   порядку   все   звуки   в   слове.  Начинаем   с   коротких   слов, например: ДОМ – д, о, м Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у  дошкольников и младших школьников  УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ.  Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.  Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,  молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят  названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз  называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит  звучание указанных предметов. “Что звучит?» ­ спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком  и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,  отчетливо произносили его название.  ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.  Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие  детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок,  слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки  сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и,  говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает  вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог  добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто­ либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. Следующие  игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению  определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать  слова с этими звуками.  МАГАЗИН.  Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м ­ мь, п ­  пь, б ­ бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на  столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, ­  говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» ­ «Покупателями”,­отвечают дети. “ Что  делает продавец?» ­ «Продает”.­“Что делает покупатель?» ­ «Покупает”.  Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети  называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и  спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет,  например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает  попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом.  Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для  чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В  магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не  будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно  произносили звуки м ­ мь, п ­ пь, б­ бь в словах, отчетливо выговаривали  слова с этими звуками.  МОЖНО ЕЗДИТЬ ИЛИ НЕТ.  Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств  передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь):  санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно  ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно  произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим  звуком.  НА ПРОГУЛКУ В ЛЕС.  Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь,  цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях  которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Воспитатель выставляет игрушки  на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям  отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных.  Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и  отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно  отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили  при этом звуки с (сь), з (зь), ц.  ВОЗЬМИ ИГРУШКУ.  Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят  из трех­четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и  пр.). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены  игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на  столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его  соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и  громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова  шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.  ВЫДЕЛИ СЛОВО.  Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши  тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и  звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и  индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать  тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а  также тех, кто неправильно произносит эти звуки.  ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА.  Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка­ ложка, ушки­  пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к  нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.  УГАДАЙ, ГДЕ КРУЖКИ, А ГДЕ КРУЖКИ.  Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти  слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что  находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет  местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где  кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети  правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали  слова. К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить  практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к  произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по­ прежнему  уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и  артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и  правильно произносить их (с­ з, с­ ц, ш­ ж, ч­ щ, с­ ш, з­ ж, ц­ ч, с­ щ, л­ р).  С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а  также работа по устранению недостатков произношения. Пятилетние дети  способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если,  конечно с ними велась предварительная работа.Но не все дети достаточно  четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко  смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам,  например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.  Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в  звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются  детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными  звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.  Цель приведенных ниже игр и упражнений ­ развивать слуховое внимание  и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки,  дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с ­ з, с ­ ц, ш ­ ж, ч ­ щ, с ­ ш, з ­ ж, ц ­ ч, с ­ щ, л ­ р), правильно выделять во  фразах нужные слова.  НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО.  Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых  есть заданные звуки. звук "C"Папа купил Лене санки. По дороге движется  автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В  окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”) звук "З"На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи. Почему собака лаетНа  того, кого не знает? Потому она и лает –Познакомиться желает. (А.  Власов. “Почему?”) Далее используются отрывки из стихотворений и  предложения со всеми приведенными выше парами звуков.  КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?  Логопед произносит три­четыре слова, к каждому из которых есть один из  отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь ­ и спрашивает у детей, какой  звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает  определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба,  лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса,  усы, нос­ с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима,  зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа –  "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно  называли твердые и мягкие согласные.  НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ.  Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают  определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог  дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их  соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в  слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).  НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ.  Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ,  стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) Воспитатель показывает  картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в  слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое  произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и  мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все  картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на  твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко  произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в  конце слова.  ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ.  Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и  одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять  определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на  последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы  последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)Какое получится  слово, если к "но" ­ прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое  предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй  звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)  БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН  Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на  звуковые сигналы.  Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки»,  «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с  командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.  АЛФАВИТ  Цель: развить внимание. Задание: если играет группа детей, то каждому  присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется  игра с одним ребенком. Ведущий перечисляет вперемешку буквы.  Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой. С  группой детей можно провести игру на выбывание.  ИСПРАВЬ ОШИБКИ  Цель: развить слуховое внимание. Задание: ведущий читает  стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно  слова.  Куклу выронив из рук,  Маша мчится к маме:  ­ Там ползет зеленый лук  С длинными усами (жук).  Закричал охотник: «Ой!  Двери гонятся за мной!» (звери).  Эй, не стойте слишком близко.  Я тигренок, а не миска (киска).  Тает снег, течет ручей,  На ветвях полно врачей (грачей). Ехал дядя без жилета,  Заплатил он штраф за это (билета).  Сели в ложку и айда!  Покатили вдоль пруда (лодку). Мама с бочками пошла  По дороге вдоль села (дочками).  На поляне весной  Вырос зуб молодой (дуб).  На пожелтевшую траву  Роняет лев свою листву (лес).  На глазах у детворы  Крысу красят маляры (крышу).  Я рубашку сшила шишке,  Я сошью ему штанишки (мишке).  Встало солнце, уходит прочь  Темная длинная дочь (ночь).  Фруктов в корзине не счесть:  Яблоки, груши, бараны есть (бананы).  В реке живет мак,  Его не поймаю никак (рак). Чтоб пообедать, взял Алешка  В правую руку левую ножку (ложку).  На пароходе повар – док  Приготовил вкусный сок (кок). Очень ласковый был  Он хозяйку лизнул в лоб (кот).  Рогатый дол  По дороге шел (вол).  Школьник кончил строчку  И поставил бочку (точку).  Тащил мышонок в норку  Огромную хлебную горку (корку).  У печки с удочкой сижу  От рыбы глаз я не свожу (речки).  Русская красавица  Своей козою славится (косой).  Усатый кит сидит на печке,  Выбрав теплое местечко (кот).  На поляне лесной  Вырос зуб молодой (дуб).  Под березами, где тень  Притаился старый день (пень).  ЧТО МЫ СЛЫШИМ?  Цель: развить слуховое внимание.  Задание: отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.  Как взялась кума за дело, Завизжала и запела.  Ела – ела дуб, дуб.  Поломала зуб, зуб.  Ответ: это пила. Повторяется звук з.  Ежедневно,  В шесть утра,  Я трещу:  «Вставать поррра!!»  Ответ: это будильник. Повторяется звук р.  КТО ЗАМЕТИТ БОЛЬШЕ НЕБЫЛИЦ?  Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.  Задание: отметить все небылицы.  Кисель там варят из резины,  Там шины делают из глины.  Кирпич там жгут из молока,  Творог готовят из песка.  Стекло там плавят из бетона,  Плотины строят из картона.  Обложки там из чугуна,  Там варят сталь из полотна.  Там кроят рубахи из пластмассы,  Посуду делают из пряжи,  Прядут там нити из сукна,  Костюмы шьют из толокна.  Едят там вилками компот,  Там пьют из чашки бутерброд,  Из хлеба с сыром там котлеты,  Из мяса свежего конфеты.  С начинкой сладкой суп с фасолью,  В тарелках все там варят с солью… В. Чантурия.  Это верно или нет,  Что, как сажа, черен снег?  Сахар – горек,  Уголь – бел,  Ну а трус, как заяц, смел?  Что комбайн не жнет пшеницы?  Что в упряжке ходят птицы?  Что летать умеет рак, А медведь – плясать мастак?  Что растут на вербе груши?  Что киты живут на суше?  Что с зари и до зари  Сосны валят косари?  Ну, а белки любят шишки,  А лентяи любят труд…  А девчонки и мальчишки  В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).  УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС?  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.  ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЬ  Цель: развить внимание.  Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».  1)Ты любишь лето?  2)Тебе нравится зелень парков?  3)Ты любишь солнце?  4)Тебе нравится купаться в море или реке?  5)Ты любишь рыбалку?  6)Ты любишь зиму?  7)Ты любишь кататься на санках?  8)Тебе нравится играть в снежки?  9)Ты любишь, когда холодно?  10)Тебе нравится лепить снежную бабу?  ГДЕ СТУЧАЛИ?  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит  чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда  слышался звук.  ЧТО ЗВУЧАЛО?  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и  т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный  инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало.  Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.  СЛУШАЙ И ДЕЛАЙ  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую  тетрадь» и т. д. ПОСЛУШАЙ И ПОВТОРИ  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а  дети вслух повторяют их.  ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику,  а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до  последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?»,  если он скажет верно, значит, телефон исправен.  ДЯТЕЛ  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе  (… … .; … .. … и т. д.), а дети повторяют за ним.  ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО  Строитель, каменщик, дом, стекольщик.  (Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать  задание на определение самого длинного слова).  ЦЕПОЧКА СЛОВ  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова,  которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.  НАЗОВИ ЗВУК  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»  КТО ЛУЧШЕ СЛУШАЕТ?  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса,  ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок,  лужа, крыша.  НАЙДИ КАРТИНКУ  Цель: развитие слухового внимания и восприятия.  Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд  картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух,  волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее  детям дается задание определить по звукоподражанию животного и  показать картинку с его изображением. Губы логопеда закрываются.  ХЛОПКИ  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова.  Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении  других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.  КТО ЛЕТИТ  Цель: развитие слухового внимания.  Задание: логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в  сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он  будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только  тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед  медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем  темп речи ускоряется.  УГАДАЙ ЗВУК  Игра на выделение звука на фоне слога.  Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети  называют звук [c]). Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий  кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и  др.).  РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ  Игра на выделение звука на фоне слога.  Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав  мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав  твердый – синие.  НАОБОРОТ  Игра на выделение звука на фоне слога.  Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать  твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а  тот называет мягкий вариант слога.  МАГАЗИН  Игры на выделение звука на фоне слова.  Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а  название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях  которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные  картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны,  виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].  ПОЙМАЙ ЗВУК  Игры на выделение звука на фоне слова.  Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове  слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.  СВЕТОФОР  Игра на определение места звука в слове (позиции).  В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого  цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают  красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В  дальнейшем используются схемы = ­ ­, ­ = ­, ­ ­ =, фишки, или место звука  дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные  картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале  слова, дети под карточкой  КАКОЙ ЗВУК ПРОПУСТИЛ НЕЗНАЙКА? ( ­ тка, ­ голка, ­ рбуз, ­  камейка, автобу ­, ­ адуга, ­ арабан). Четко, сохраняя ударение,  произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие  символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком,  называя первый звук и соответствующую букву.  КАКОЙ ЗВУК СПРЯТАЛСЯ В СЛОВЕ?  Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой (сон, мир, зал,  суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают символы.  Игра “Какое слово спряталось?” ( ­ обот, ли ­ , за – ор, ве – ы, ­ уна, с – ва,  са – ки, ­ бра, коз ­ , ­ блоко, огуре ­ ).  ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК.  Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.  Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками,  буквы. Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки  вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики  должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно  составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой  жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я,  л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к,  (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)  ДОПИШИ БУКВУ.  Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным  элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные  буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.  ОТГАДАЙ, КТО Я.  Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со  звуками.  Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.  Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с  закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.  БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН.  Цель: Закрепление начертания заглавных букв.  Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения  записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.  Азбука.  Что случилось? Что случилось?  С печки азбука свалилась!  Больно вывихнула ножку  Прописная буква М.  Г ударилась немножко  И рассыпалась совсем!  Потеряла буква Ю перекладинку свою!  Очутившись на полу, поломала хвостик У!  Ф, бедняжку так раздуло –  Не прочесть её никак!  Букву Р перевернуло –  Превратило в мягкий знак!  Буква С совсем сомкнулась –  Превратилась в букву О.  Буква А, когда очнулась,  Не узнала никого. (С. Михалков)  ПОЛМИНУТКИ НА ШУТКИ.  Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в  словах.  Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в  стихотворении и исправляют её.  Закричал охотник: «Ой,  Двери гонятся за мной!»  Посмотрите­ка, ребятки,  Раки выросли на грядке.  Куклу выронив из рук,  Маша мчится к маме:  ­ Там ползёт зелёный лук  С длинными усами.  Говорят, один рыбак  В речке выловил башмак,  Но зато ему потом  На крючок попался дом.  Мы собрали васильки,  На голове у нас щенки  ЭХО Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности  слухового восприятия  Играть можно вдвоем или большой группой.  Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда­нибудь  эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку  или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То  есть увидеть­то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно.  Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”,  потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь  давайте поиграем в эхо”.  Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что  ему скажут.  Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным  (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре  иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно  попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические  фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).  ЖИВАЯ АЗБУКА  Игра для развития звукового различения  Карточки из пар букв: 3­Ж, Ч­Ц, Л­Р, С­Ц, Ч­С, Щ­С, С­3, Ш­Ж  раскладываются перед детьми на столе изображением вверх.  Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети  должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и  раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше  карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут  разобраны.  ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО  Игра способствует развитию фонематического слуха  и звукового анализа слов  Ведущий­взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике,  который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка  волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это  объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном  порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как  обычная сюжетно­ролевая, причем взрослый как единственный грамотный  всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из  участников представляет злого волшебника, который время от времени  отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.  Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны  внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за  тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех ­ четырехбуквенных слов, затем  усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово  ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.  ПУТАНИЦА  Игра для развития звукового различения  Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть  (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные  предложения.  Русская красавица своей козою славится.  Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.  Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.  Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно  употребить вместо этих?    КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ Выделение гласного звука из слога. Предлагаются   слоги   различной   структуры   с   различными   гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.  Рекомендуются следующие задания: 1. Назвать только гласный звук слова. 2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога. 3. Записать только гласные буквы слогов. 4. Придумать слог с соответствующей гласной. 5. Определить   место   гласного   звука   в   слоге   и   показать соответствующую букву. 6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором, третьем месте.   Выделение гласных звуков из слова. На   начальном   этапа   работы   предлагаются   односложные   слова различной структуры (ус, на, мак, волк, двор). Дети определяют, какой гласный   звук   в   слове   и   его   место   (начало,   середина,   конец). Составляется   графическая   схема   слова:   слово   обозначается   прямой линией, гласный звук кружочком. В зависимости от места гласного звука кружочек   становится   либо   в   начале,   либо   в   середине,   либо   в   конце предлагаемой графической схемы:                         о____,      __о__,     ____о   В   дальнейшем   проводится   работа   на   материале   двусложных   и трёхсложных слов.  Рекомендуются следующие упражнения:  Выделить гласные буквы из слова, положить соответствующие буквы 1. Назвать   гласные   звуки   слова.   Предлагаются   слова,   произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста). 2. Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: _о__а, слово капуста ­  _а_у__а. 3. разрезной азбуки. 4. Разложить   картинки   под   гласными   буквами.   Предварительно   дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сои, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак). 5. Разложить   картинки   под   различными   графическими   схемами,   на которых   записаны   только   гласные   буквы:   _а__а,     _о__а,   _у__а. Предлагаются картинки на двусложные слова, например: муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.  6. Придумать   слова   по   различным   графическим   схемам,   на   которых записаны гласные буквы. Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий: 1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 2. Определить   количество   слогов   в   названных   словах.   Поднять соответствующую   цифру   (1,   2,   3).   Предлагаются   слова   различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трёхсложные, простые и   со   стечением   согласных.   Например:   сад,   стол,   лыжи,   рыба,   сахар, крыса,   крышка,   машина,   самолёт,   капуста.   Слова   предъявляются   в случайном порядке. 3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, берёза, вилка. 4. Игра   «Поезд».   Детям   предлагается   макет   поезда:   паровоза   и   трёх вагонов   с   цифрами   1,   2,   3.   В   первом   вагоне   размещаются   слова   – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трёх слогов. 5. Назвать   цветы,  деревья,  домашних   и   диких   животных,  посуду   или мебель, в названии которых два или три слога. 6. Выделить первый слог в названии картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После   выделения   первого   слога   в   словах   получается   предложение: Мама купала Лару. 7. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: ­ва, до­га, ра­та, бел­, ­ведь, ка­даш, ­рог, по­да. 8. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са. 9. Определить   слово   или   предложение,   произнесённое   по   слогам. Например: маль­чи­ки иг­ра­ют в фут­бол. 10. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трёх слогов. 11.  По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из одного, двух, трёх   слогов.   Предварительно   называются   предметы,   изображённые   на сюжетной картинке. На   последнем   этапе   младшим   школьникам     предлагаются   задания   по формированию   действия   слогового   анализа   и   синтеза   в   умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений. Рекомендуются следующие задания: 1. Придумать слова с двумя или тремя слогами. По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) 2. Придумать слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом ма. 3. Придумать слово с определённым слогом в конце слова, например со слогом ка. 4. Определить   количество   слогов   в   названиях   картинок   (без предварительного их воспроизведения). 5. Поднять   цифру   (1,   2,   3)   в   соответствии   с   количеством   слогов   в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их. 6. назвать слово из одного, двух или трёх слогов. Полезными также являются упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов. 1. Составить   слоги   из   букв   разрезной   азбуки.   Предлагаются   слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра. 2. Изменить порядок букв в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает   слог,   дети   воспроизводят   буквы   слога   в   обратной последовательности. Например: су – ус, ам – ма.          А) ух, ам, ор, ан, ум, ок;          Б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми. 3. Работа по таблицам: 4.                      А   о     у                     ш                                                                                 С                        у   о   а Логопед называет буквы в определённом порядке и даёт задание назвать слог. 5. Составить   из   букв   разрезной   азбуки   пары   слогов,   состоящих   из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш, ур – ру, мы – ым. 6. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука. 7. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком. 8. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги. Примерные задания на вычленение первого согласного звука:  1. Подобрать   названия   цветов,   животных,   птиц,   посуды,   овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука. 2. Выбрать   только   те   предметные   картинки,   названия   которых начинаются с заданного звука. 3. По   сюжетной   картинке   назвать   слова,   которые   начинаются   с заданного звука. 4. Изменить   первый   звук   слова.   Логопед   называет   слово.   Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук «г» на звук «к». 5. Лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями   для   лепестков   и   лепестки   с   изображением   различных предметов.   Из   предложенных   лепестков   дети   выбирают   только   те предметные   изображения,   названия   которых   начинаются   с   заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка. 6. Вписать первую букву в схему слова под картинкой. 7. Лото «Какой первый звук?» детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков  м, ш, р,  и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют   первый   звук   и   закрывают   картинки   буквой, соответствующей первому звуку слова. 8. «Найди картинку». Детям предлагаются две карточки. На одной их них   нарисован   предмет,   другая   пустая.   Дети   называют   предмет, определяют   первый   звук   в   его   названии,   находят   соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку. 9. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке. Использованная литература 1. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому  языку с коррекционно­развивающими технологиями. ­М.: Изд. дом  «Академия», 2004, 336с. 2. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой  психического развития: особенности речи, письма, чтения­М.:  Школьная Пресса, 2004, 64с. 3. Волиной В.В. Книги для начальной школы 4. Остер Г. Учебник задач  5. Лазутин В.Ф. Пособие «Устный счёт с улыбкой»  6.  Букатов В., Ганькина М. «Режиссура школьной  повседневности»(электронный вариант) 7. Ананьев   Б.Г.   Анализ   трудностей   в   процессе   овладения   детьми чтением и письмом // Известие АПН РСФСР. 1959. Вып. 70. 8. Воронова А.П. Нарушение письма у детей. – СПб., 1994. 9. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5: Основы дефектологии.  10.Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959. 11.Ефименкова   Л.Н.,   Садовникова   И.Н.   Исправление   и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972. 12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.А. 365 проверочных заданий и упражнения для подготовке к школе. – СПб., 2000. 13. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками   произношения   //   Недостатки   речи   у   учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965. 14.Колповская   И.К.,   Спирова   Л.Ф.   Характеристика   нарушений письма   и   чтения   //Основы   теории   и   практики   логопедии. –  М., 1968. 15.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997. 16.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001. 17.Лалаева Р.И., Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992. 18.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004 19.Лалаева   Р.И.,   Венедиктова   Л.В.   Диагностика   и   коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001, 2004. 20.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941. 21.Левина   Р.Е.   Нарушения   письма   у   детей   с   недоразвитием   речи М.,1961 22.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1989, 1999  23.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции   у   младших   школьников   с   задержкой   психического развития. – Спб, 2004 . 24.22.     Лубовский   В.И.   Развитие   словесной   регуляции   действий   у детей (в норме и патологии). – М., 1978. 25.23.   Лурия   А.Р.   Высшие   корковые   функции   человека   и   их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1962. 26.24. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950. 27.25.   Мазанова   Е.В.   Коррекция   дисграфии   на   почве   нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006. 28.26. Мнухин С.С. О врожденной алексии и аграфии // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. – М., 1934. Т.3. Вып. 2­3. 29.27.   Назарова   Л.К.   О   роли   речевых   кинестезий   в   письме   // Советская педагогика. 1952. № 6. 30.28. Никашина Н.А. Устранение нарушений письма и чтения у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. 31.29. Орфинская В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы //  Герценовские чтения. Дефектология. – Л., 1970. 32.30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. 33.– М., 1985. 34.31.  Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. 35.32.   Садовникова   И.Н.   Нарушения   письменной   речи   и   их преодоление у младших школьников. – М., 1997. 36.33. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением   письма   //   Недостатки   речи   у   учащихся   начальных классов массовой школы. – М., 1965. 37.34. Справочник по невропатологии детского возраста / Под ред. Б.В. Лебедева. – М., 1995. 38.35. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма // Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Медицина, 1969. 39.36. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959. 40.37. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 2000. 41.38. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям

Пособие по коррекционно-развивающим технологиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017