«Постановка и развитие детского голоса»
Оценка 5

«Постановка и развитие детского голоса»

Оценка 5
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
31.03.2017
«Постановка и развитие детского голоса»
Работа над постановкой детского голоса начинается с раннего возраста, когда ребёнок посещает детский сад и музыкальный руководитель на занятиях начинает эту работу. Поступив в школу, обучающийся на уроках музыки и в вокальных объединениях дополнительного образования с педагогом продолжают работать над дыхательной, артикуляционной, певческой позицией и голосом.
Шатурная С.И.методическая работа 2017.docx
Методическая работа на тему:  «Постановка и развитие детского голоса»  (специфика использования методик развития детского голоса в разных возрастных категориях) педагог дополнительного образования  МОУ ДО «Центр внешкольной работы»  Серпуховского муниципального района Шатурная Светлана Ивановна    «Пению   должно   быть   оказано   преимущество   перед   другими искусствами главным образом потому, что при других видах искусств народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие» А.Карасёв.     Обучение   детей   пению   должно   быть   радостным,   увлекательным, понятным и лёгким. Невозможно заставить полюбить петь, танцевать, можно только увлечь детей этим занятием и поддерживать интерес постоянно.     Методика   вхождения   ребёнка   в   мир   любого   искусства   должно проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при   помощи   которой   можно   научить   детей   петь,   играть   на   музыкальных инструментах,   красиво   двигаться   и   танцевать,   слушать   музыку.   Введение ребят в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно   личным;   через   обращение   к   звукам,   интонации,   слову. Накопление и выстраивание обучающих игр, не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье. 1 Игровая   методика   больше   чем   другие   средства   воздействия соответствует   потребностям   растущего   организма   ребёнка,   так   как   ставит серьёзную   преграду   на   пути   быстрой   утомляемости   и   усталости   детей. Игровое   обучение   детей   пению   связано   с   разнообразными   движениями.   В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работ, какой им недоступен в обычной ситуации. Практика показала, что игровая методика полезна для детей, особенно для детей с проблемами здоровья и развития. Дошкольный и младший возраст детей – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека, так же точно как и музыкальная интонация,   т.е.   одни   и   те   же   используются   средства   выразительности.   На речевом   этапе   удобно   и   легко   работать   над   формированием   певческих навыков: дыханием, дикцией, умением изменять силу звука и высоту голоса. Речевой этап обучения идёт параллельно с певческим этапом. Основной   вид   деятельности   на  речевом   этапе:     артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, речевые игры и упражнения, ритмодекламация. Их   общая   цель   –   легко   и   незаметно   подготовить   голоса   детей   к   пению: «разогреть»   мышцы   речевого   и   дыхательного   аппарата,   обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать   обучение   пению   более   лёгким,   понятным   и   привлекательным занятием.  Использование   игр   звукоподражающего   характера   помогают сопоставлять и воспроизводить интонацию различной высоты и звуковысотной направленности.   Игры   речевые   оказывают   влияние   на   развитие   вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различных 2 тембрах и различной силой звучания.  Цель  речевой зарядки – подготовить голоса   детей   к   речи   и   пению.   Тексты   песен   и   движения   по   тексту проговариваются, потом пропеваются. Все эти способы помогают детям легко перейти границы от речи к певческой интонации.    Вопрос о формировании качественного звучания детского голоса во время пения необходимо начинать уже в дошкольном  возрасте. Эта проблема актуальна,  т.к.  связана   с  поисками   новых   путей   эстетического   воспитания ребёнка   средствами   музыки   через   самый   доступный   и   активный   вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует   формированию   в   целом   личности,   умения   выражать   себя;   здоровья развитию   его   музыкального   вкуса;   содействует   укреплению   (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже   помогает   устранить   некоторые   дефекты   речи:   заикания,   картавости, гнусавости   и   др.   –     поэтому   широко   применяется   в   работе   логопедов   и дефектологов.     Важным   моментом   в   работе   по   обучению  певческим  навыкам является распевание. Детям объясняют, что певческий звук во многом зависит от   работы   наших   губ,   языка,   его   соприкосновением   с   нёбом   и   зубами, положением   рта   в   ширину   или   высоту.   В   основу   методики   обучения певческим   навыкам   дошкольников   и   младших   школьников   положен индивидуально­дифференцированный   подход   к   способностям   каждого ребёнка, в том числе и к особенностям его голоса. Разучивание песен происходит поэтапно:  слушание песни,   рассказ по содержанию,   разучивание текста, мелодии по мелким фразам без слов,  3  исполнение     ритма   ладошками,   музыкальными   ударными инструментами,   исполнение песни со словами.   Дети   неосознанно   копируют   взрослого   и   его   пение.   Чем   дольше подготовительный период, тем легче, понятней, интересней идёт разучивание песен.   Варианты   игрового   разучивания   песни   создаются   исходя   из   её содержания   с   использованием   музыкальных   инструментов,   образных движений и театрализации.      Я в своей работе на  занятиях в вокальном объединении с детьми разного   возраста   стараюсь   использовать   все   виды   методик   обучения вокальному  пению  по  развитию  певческого   голоса детей  и придерживаюсь данной схемы работы:   Дыхательная и артикуляционная гимнастика.     Музыкальноречевая зарядка.   Слушание музыки, песен.    Распевание.       Разучивание песен.    Работа над выразительностью исполнения.   Работа над музыкально­ритмическими движениями.   Эту   схему   я   использую   в   работе   с   детьми   разного   возраста   –   от   самых маленьких   по   возрасту   до   старших   детей.   При   этом   использую   разные   по сложности   и   по   уровню   восприятия   упражнения   и   песни,   соответствуя возрастным особенностям детей.  Важным моментом работы над вокальными произведениями является распевание. С детьми младшего возраста использую на занятиях распевание на одном звуке («А­а­а», «О­о­о»); с звукоподражающими эффектами («Ду­ ду­ду» дудочка поёт, «У­у­у» паровоз гудит). Использую потешки, дразнилки, попевки: «Андрей – воробей», «Солнышко», «Дин­дон» на одном звуке. А также попевки ­ диалоги, когда взрослый задаёт вопрос, а дети отвечают с 4 использованием  звукоподражающих (Мяу, Мур) и имитационных  движений (Петушок идёт, курочка зовёт цыплят, мама поёт «Баю­баю»). Это помогает воспроизводить  интонацию различной звуковысотности  (мышка пищит «пи­ пи» в высоком регистре, медведь рычит «р­р­р» в низком регистре и т.д.)    С детьми старшего возраста при распевании звукоряда «До, Ре, Ми, Фа,   Соль,   Ля,   Си»   показываем   рукой   направление   мелодии   вверх   по ступенькам   и   вниз,   рисуем   рукой   длинные   и   короткие   звуки;   используем попевки ­ игры с ответами по интервалам («Эхо», «Кукушка», «Имена»). А также соединяем игры на дыхание с движениями туловища, ног, рук (Ветер воет, деревья качаются при маленьком и большом ветре. Ноги – корни, руки – ветки и т.д.); звукоподражающие (Лошадка скачет  «Цок­цок», жук жужжит «Жу­жу», дождик капает «кап­кап»).   Разучиваем песни по схеме выше изложенной. Например, песни «Для мамы» и «В гости к бабушке» З.Роот. Слушаем в исполнении взрослого или фонограмму.   Стараюсь   исполнить   выразительно,   интонационно   верно   так, чтобы заинтересовать детей, и они с интересом  разучивали на занятиях. При рассказе по содержанию дети охотно рассказывают о своих мамах, бабушках, описывают их характеры, как дети их любят и всё это затем мы связываем с настроением, характером исполнения песни, её содержанием. Это им близко, разучивание и исполнение песни проходит удачно и легко. Разучивание идёт по   куплетам,   иногда   начинаем   с   припева,   без   слов   учим   мелодию. Прохлопываем ритмический рисунок. Певческая установка обязательна (сидя, стоя   ­   следим   за   осанкой).   При   работе   над   выразительным   исполнением используем динамические оттенки и различные темпы (от медленного к более быстрому темпу), исходя из характера и содержания данной песни. Для работы с детьми   необходимо подбирать интересный вокально­ музыкальный   материал,   соответствующий   вокальным   данным   и   желанию 5 детей.   Необходимо,   чтобы   дети   заинтересовались   и   полюбили   вокальное искусство, тогда будет обязательно положительный результат в работе.  "Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна,   глуха,   бедна...   Людям   нужны   все   виды   музыки   ­   от   простого напева   свирели   до   звучания   огромного   симфонического   оркестра,   от незатейливой   популярной   песенки   до   бетховенских   сонат"   (Д.Д. Шостакович).  Используемая литература: 1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» М.,1982г. 2. Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей» М., 1953г. 3. Багадуров В.А. «Начальные приёмы развития детского голоса» М.,1954г. 4. Битус А.Ф. «Вопросы музыкального воспитания и обучения» М.,2005г. 5. А.Ф.Битус,С.В.Битус «Певческая азбука ребёнка»  6. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» М.,1966г. 7. Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре» М.,1966г. 8. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» М.,1968г. 9.   Метлов   Н.А.   «Вокальные   возможности   дошкольников»/Дошкольное воспитание М., 1940г. №11 10. Мейлюнене Р.А. «Музыкальные игры в обучении детей 0 класса ДМШ» 11. Морозов В.П. «Вокальный слух и голос» М.,1965г. 12.Огороднов   Д.Е. общеобразовательной школе» Л.,1972г.   «Музыкально­певческое   воспитание   детей   в 13. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»  14. Струве Т.А. «Ступеньки музыкальной грамоты» М..  6

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»

«Постановка и развитие детского голоса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017