Постановка проблемы при организации исследовательской деятельности в сфере дополнительного образования
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
английский язык +1
6 кл—11 кл +1
24.04.2017
В статье приводится краткая характеристика этапов проведения исследовательской деятельности по английскому языку, с более подробным описанием этапа постановки проблемы. Даются конкретные рекомендации проведения занятий и направления детей на постановку проблемы исследования. Материал может быть полезен учителям общеобразовательных школ, а также педагогам дополнительного образования.В статье приводится краткая характеристика этапов проведения исследовательской деятельности по английскому языку, с более подробным описанием этапа постановки проблемы. Даются конкретные рекомендации проведения занятий и направления детей на постановку проблемы исследования. Материал может быть полезен учителям общеобразовательных школ, а также педагогам дополнительного образования.
Егупова ДС_текст статьи к публ.docx
Постановка проблемы при организации исследовательской
деятельности в сфере дополнительного образования
Егупова Дарья Сергеевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ГДТДТиМ №1» г. Набережные Челны
Исследовательская деятельность, являясь совместной учебно
познавательной, творческой, игровой деятельностью, имеет общую цель,
согласованные методы и способы деятельности, а также состоит из
нескольких этапов:
1. Определение проблемы исследования – самый тонкий и «творческий»
компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу
узнать?»
2. Определение цели исследования позволяет точно представить, что
обучающийся собирается сделать, чего достичь при выполнении работы.
Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый
конкретный момент должна быть четко определена.
3. Выбор объекта исследования, определяется целью работы, реальными
возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности
получения достоверных результатов.
4. Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза
должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило,
определяет этапы выполнения работы, позволяют последовательно, а не
хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать
работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. Гипотеза
проверяется в ходе выполнения исследования. Хотя, при проведении
теоретического исследования по иностранному языку гипотезы может и не
быть.
5. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь
поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели –
не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий,
показывают, что исследователь собирается делать, но формулируются
задачи исходя из поставленной цели.
6. Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть
проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже
известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины,
понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило,
завершается подготовкой литературного обзора – краткой характеристикой
того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении
происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю
познакомиться с областью исследований по нескольким источникам.
7. Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся
материальнотехнической базой.
8. Планирование и выполнение собственных исследований должно
проводиться строго соблюдая все требования выбранных методов. 9. Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью
таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить
необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть
четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие
закономерность.
10. Проверка гипотезы (при ее наличии) позволяет укрепить веру или
усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их
формулировки.
11. Формулирование выводов. Выводы – строго структурированные,
лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах
тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны
соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам, при наличии)
исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
12. Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее
определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания,
где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п.
Именно самый первый этап – «постановка проблемы» является
основополагающим, самым началом, вызывающим наибольшие трудности
как у педагога, так и у детей. В силу возрастных и психологических
особенностей младший школьник, равно как и учащийся средней школы не
в состоянии четко и сразу сформулировать проблему исследования. Задача
педагога на этом этапе подтолкнуть ребенка к этому. Здесь выделяют
несколько условий успешного прохождения этапа постановки проблемы.
Вопервых, проблема должна быть личностнозначима для учащегося, то
есть интересна. Вовторых, проблема должна соответствовать возрасту
учащегося и, наконец, у учащегося уже должны быть хотя бы какието
наималейшие знания в области исследования и желание их углубить.
Организовать этап постановки проблемы лучше всего с фронтальной
беседы. Одним из вариантов может быть вопрос педагога: «Поднимите руки
те, кому интересна фонетика (грамматика, лексика) иностранного языка?»
Таким образом, у педагога сложится начальное представление об основных
личностнозначимых направлениях детей, в которых стоит продолжать
работу.
Возможно и разделить сразу юных исследователей на группы и дать
им примерные темы, например: «Синонимы английского языка», «Ложные
друзья переводчика», «Заимствованные слова». Следует попросить детей
составить список того, чего они уже знают по этим темам, а далее –
составить список вопросов, на которые они хотели бы получить ответы.
Одним из интересных приемов постановки проблемы является так
называемый «провокационный вопрос», когда педагог спрашивает: «Ребята,
слышали ли вы выражение «давай зачекинимся», «лайкни фотографию»?».
Такого рода вопросом можно вывести учащихся на проблему англицизмов и
американизмов в русском языке. В заключение, педагогу стоит принимать во внимание любую
активность учащихся, направлять их, ставить перед ними посильные задачи,
не забывая о возможности выбора и изменении проблемы исследования.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования
2. Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 20152025
годы
3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Проектная и исследовательская
работа школьников», Вако, 2016г. – 134 с.
Постановка проблемы при организации исследовательской деятельности в сфере дополнительного образования
Постановка проблемы при организации исследовательской деятельности в сфере дополнительного образования
Постановка проблемы при организации исследовательской деятельности в сфере дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.