Правильная артикуляция:
Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута несколько больше, чем при произнесении звука «С», посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, менее сильная, чем при произнесении звука «С».
Нарушения те же, что и при произношении звука «С»:
СИГМАТИЗМ (искаженное произношение свистящих)
ПАРАСИГМАТИЗМ (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.)Методическая разработка
Звук З.docx
ЗВУК З
СОГЛАСНЫЙ ЗВОНКИЙ ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ
Правильная артикуляция:
Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка
упирается в нижние резцы, спинка выгнута несколько больше, чем при произнесении
звука «С», посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам.
Воздушная струя узкая, холодная, менее сильная, чем при произнесении звука «С».
Нарушения те же, что и при произношении звука «С»:
СИГМАТИЗМ (искаженное произношение свистящих)
ПАРАСИГМАТИЗМ (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и
т.д.)
Сигматизмы могут быть:
губнозубной: свистящие звуки [з], [з'] заменяются на звуки, напоминающие [в], [в']:
«вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);
межзубный: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со
свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;
боковой: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков
оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом
«заваливается» набок, отсюда и название;
носовой: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого
нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков
идёт в носовую полость.
Парасигматизмы могут быть:
призубный: замена звуков [з] [з'] на [д] [д']: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина»
(Зина), «дилёный» (зелёный);
шипящий: звуки [з] [з']заменяются на звуки [ж] или [ж']: «жубы», «жюбы» (зубы),
«жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).
дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдый звук [з]
произносятся соответственно, как парный [з']: «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози»
(козы). Или наоборот: «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);
замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з'] – звуком
[с'] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).
Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только
к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения)
и дисграфии (нарушение письма).
Отсутствие звука [З]. Ребенок пропускает звук [З] в речи: вместо «Заяц» говорит «Аяц», вместо «Зубы» –
“убы” и т.д.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА:
Постановку звука «З» начинают только после того, как звук «С» автоматизирован.
Ребенку следует объяснить разницу в произнесении этих звуков. Воздушная струя при
произнесении звука «З» выходит под меньшим давлением, следовательно, при работе с
играми на выработку воздушной струи на это следует обратить внимание ребенка.
Далее можно приложить руку ребенка к своему горлу. Ребенок должен услышать
разницу в произнесении звука «З» и «С». Когда ребенок будет произносить звук «З» надо
попросить его громче включить голос.
I. По подражанию:
а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близких по звуковому составу, в слогах,
среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).
б) Тактильновибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку
(тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда, другая рука касается шеи
ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — голос проснулся. Звенит «Комар».
II. От опорного звука:
Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии
ззззззз».
Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием
упражнения «Комар».
Упражнение «КОМАРИК», «МУХА ЗВЕНИТ»: 3, 3, 3, 3... 2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ: (ПРЯМЫЕ):
ЗАЗОЗУЗЫ
ЗОЗУЗАЗЫ
ЗУЗАЗЫЗО
ЗЫ ЗУ ЗО ЗА
3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
ЗОЯ, ЗАПАХ, ЗАПАД, ЗАВОД, ЗАКАТ, ЗАМОК, ЗАЙКА, ЗОНТЫ, ЗУБНОЙ, ЗОВ, ЗОБ,
ЗОНТИК, ЗУБЫ, ЗАКАТЫ, ЗАБАВА, ЗАПАХИ, ЗАВОДЫ, ЗАКИДАТЬ, ЗАГАДАТЬ,
ЗАБОДАТЬ, ЗАВОДИТЬ, ЗАПУГАТЬ, ЗАВИВАТЬ, ЗАВИТОК, ЗАНЯТНЫЙ, ЗАВЕТНЫЙ,
ЗАБАВНЫЙ, ЗАДАНИЕ, ЗАНЯТИЕ, ЗАБИЯКА, ЗАПЯТАЯ, ЗАГАДКА, ЗАНОЗА, ЗОНТ,
ЗНАК, ЗВАТЬ, ЗВУК, ЗВОН, ЗНОЙ, ЗМЕЙ, ЗВОНКО, ЗВОНКИЙ, ЗВЕЗДА, ЗАБЫТЬ, ЗВАТЬ.
ЗНАТЬ, ЗВОНОК, ЗОНТЫ.
КОЗА БАЗА, ВАЗА, ВОЗЫ, ТАЗЫ, ЛИЗА, ФАЗАН, ФАЗАНЫ, ГАЗОНЫ, МУЗЫКА, МЕДУЗА,
ВЯЗАТЬ, ИЗБА, УЗНАТЬ, НАЗВАТЬ, НАКАЗАТЬ, ПОКАЗАТЬ, НАЗЫВАТЬ, ЛИЗАТЬ,
АЗБУКА, ИЗДАЛИ, ПОЕЗДА, ВЛЕЗАТЬ, ГАЗОН, ВОЗОК, МАЗУТ, ЯЗЫК, МАЗАТЬ,
НАЗЫВАТЬ.
4. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
У ЗОИ ЗАМОК.
У ЛИЗЫ ВАЗА.
ЛИЗА МОЕТ ВАЗУ В ТАЗУ.
НА ЗАВОДЕ ГУДИТ ГУДОК.
ЛИЗА, НАЛЕЙ В ВАЗУ ВОДЫ.
ЗВУК 3 (ТВЕРДЫЙ) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ:
1. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА 3 В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ:
УЗМА АЗМА
ОЗМА ЕЗМА
ЮЗМА ИЗМА
ЯЗМА АЗМА
У ГАЗОНА СТОИТ КОЗА.
ЗВОНИТ ЗВОНОК.
У ЗОИ ЗОНТИК.
У ЛИЗЫ ЗАНОЗА.
У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫ.
ЗАЗЫЗОЗУ
ЗОЗАЗЫЗУ
ЗУЗЫЗАЗО
ЗОЗЫЗУЗА
УЗМА ЮЗМА
АЗМА ЯЗМА
ОЗМА ЕЗМА
ИЗМА ЫЗМА 2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
АЗБУКА, ПОЗДНО, ВОЗДУХ, ГНЕЗДА, ИЗДАЛИ, ИЗДАВНА, БЕЗДНА, НАЗВАТЬ,
ОПОЗДАТЬ, БЕЛИЗНА, ЕЗДА, ПОЕЗДА, ГНЕЗДО.
Задание 1. Рассмотри картинки, выдели начальные звуки.
Сравни звуки с и з по артикуляции.
Чем похожи эти звуки?
В чем различие этих звуков?
Задание 2. Выдели начальный звук из слов. Логопед произносит слова, дети называют только
первый звук.
Образец. Сок (с).
Сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.
Задание 3. Произнеси слоги отраженно.
СА —ЗА ЗА —СА АСА —АЗА
СО — 30 30 — СО АСО — АЗО
СУ —ЗУ ЗУ —СУ АСУ —АЗУ
СЫ — ЗЫ ЗЫ — СЫ АСЫ — АЗЫ
Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.
СА — ЗА — СА 3 А — СА — ЗА СО — 30 — СО 30 — СО — 30 СУ —ЗУ —СУ ЗУ —СУ —ЗУ
ЗА — ЗА — СА СО — СО — 30 СА —СА —ЗА ЗУ —ЗУ —СУ 30 — 30 — СО СЫ — СЫ —
ЗЫ
Задание 5. Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог.
Логопед голосом подчеркивает начальный, а затем конечный слог.
Образец. Сана (са).
а) Соты, Зоя, Соня, зубы, сыты, зайка, закат, салат.
б) Коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, косы, весы, вози.
Задание 6. Закончи слово, добавив слоги со звуком с или з с опорой на картинку. Произнеси
слово целиком. Картинки подбирает логопед.
О б р а з е ц. та ... (зы) Ко... , ва... , ва... , у... , ро... , ро... , бу... . Картинки: тазы, косы, ваза, вазы, усы, роза, розы.
Задание 7. Произнеси слова отраженно парами.
Зайка — сайка; замок — сапог; зонт — сом.
Вязанка — санки; позови — посмотри; везу — несу.
Музыка — бусы; пузырек — сырок; грызун — плясун.
Задание 8. Прослушай слова. Какими звуками они отличаются?
Зайка — сайка; Лиза — лиса; позади — посади; козу — косу.
Составь предложения с парами слов.
Задание 9. Рассмотри картинки, назови их. Ответь на вопрос:
Чем отличаются названия этих картинок? Картинки подбирает логопед.
коза — коса; суп — зуб; роза — роса. Придумай предложения с каждой парой слов.
Задание 10. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки сиз.
Сазан, засыпать, застудить, записка, засада, заснуть, созвать.
Логопед выясняет, понимают ли дети значение этих слов.
Задание 11. Рассмотри картинки. Отбери те, в названиях которых слышим звук с, затем звук з.
Приблизительный перечень картинок: слон, звонок, незабудка, колос, замок, судак, сом, забор,
звезда.
Задание 12. Замени звук з на звук с. Назови получившееся слово.
Бузина, позади, зажать.
Задание 13. К словам добавь слог за. Назови получившееся слово.
ВЯЗАТЬ СЕСТЬ
СВЕТИТЬ СТЕЛИТЬ
ЗА НЕСТИ ЗА СОЛИТЬ
ВОЗИТЬ СОРИТЬ
НОСИТЬ ПРОСИТЬ
Задание 14. а) Вспомни и назови два цветка, в названиях которых слышим звуки сиз.
б) Вспомни двух животных, в названиях которых слышим
звуки сиз.
в) Вспомни части лица, в названиях которых слышим звуки С и 3.
Образец. Астра — незабудка. Коза — собака. Зубы — нос.
Если дети затрудняются выполнить упражнение, можно предложить им картинки по указанным
темам. Дети выбирают нужную.
Закрепление звуков с и з в предложениях
Задание 15. Закончи словосочетание одним словом. Произнеси его целиком.
Образец. Вязать носок. Завязать бант.
Вязать .... Завязать .... Нести .... Занести .... Возить .... Завозить .... Сорить .... Засорить ....
Задание 16. Закончи предложения: а) по предметным картинкам; б) без картинок. Произнеси
предложения целиком. Ответь на вопросы.
У Сани ... (коза). У Зои ... (собака). Саня гонит. Зоя зовет.
У кого коза? У кого собака? Что делает Саня? Что делает Зоя?
Задание 17. Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопросы фразой.
Соня заснула. Соня забыла зонтик.
Что сделала Соня? Кто забыл зонтик?
Кто заснул? Что забыла Соня?
Зоя написала записку.
Кто написал записку?
Что написала Зоя?
Соня знает много сказок. Соня рассказала сказку
Кто знает много сказок? в детском саду.
Чего знает много Соня? Что рассказала в детском
саду Соня? Кто рассказал сказку в детском саду?
Задание 18. Рассмотри картинки. Придумай по ним предложения. (Картинки подбирает
логопед.)
При затруднении логопед помогает детям наводящими вопросами.
Звуки с и з в связных текстах
Задание 19. Прослушай рассказы. Перескажи по предметным картинкам.
Логопед читает текст рассказа целиком, затем дети пересказывают его по картинкам,
расположенным в нужной последовательности. (Картинки подбирает логопед.)
Сойка За домом сосна. На сосне гнездо сойки. Сойка упала из гнезда. Лиза и Саня взяли сойку и
принесли домой. Дома они посадили сойку в клетку.
Стадо
На лугу паслись козы. Пастух заснул. Из леса показался волк. Он схватил одну козу. У пастуха
была злая собака. Собака погналась за волком. Она спасла козу.
Слова для объяснения: пастух, погналась.
Задание 20. Прослушай рассказы, перескажи, как запомнил.
Тузик
У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.
Коза
У Лизы коза. Лиза пасла козу. Коза грызла кору березы. Лиза прогнала козу и загнала ее в сарай.
Зайка
Зоя и Соня в лесу. Под кустом сидит зайка. Зоя зовет Соню: «Соня, там зайка!» Зайка испугался
и убежал.
Береза
В саду береза. Береза сухая. На березе гнездо зяблика. Зяблик таскал в гнездо листики.
Задание 21. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.
В зоопарке
Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, за
бавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. В
детском саду Лиза и Роза рассказали обо всем, что видели в зоопарке.
Слова для объяснения: гримасничали, забавные.
Где были Роза и Лиза?
Кого они видели в зоопарке?
Что делали зубры?
Что делали обезьяны?
О чем рассказали Лиза и Роза в детском саду?
Задание 22. Перескажи рассказ «В зоопарке» от первого лица.
Задание 23. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Расскажи, как запомнил.
Смелый
У Зураба есть собака. Собаку зовут Смелый. Зураб и Смелый гуляли в лесу. Вдруг изза куста
выползла змея. Зураб испугался, а Смелый бросился на змею и разорвал ее. Смелый спас Зураба.
Почему собаку назвали Смелым?
Как Смелый спас Зураба? Задание 24. Игра «Наоборот»
Логопед произносит слог со звуком с, дети придумывают слог со звуком з, и наоборот.
Образец, са — за зу — су за — са
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Постановка свистящих. Звук "З".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.