Постановка звуков при дизартрии
Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от
подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
конспект.docx
В процессе логопедических занятий в дошкольном возрасте закладываются
полноценные предпосылки к обучению родному языку в школе. Восполнение
пробелов в развитии языковых средств достигается с помощью особой формы
подачи и проведения коррекционных занятий, цель которых активизация
речевой и умственной деятельности ребёнка. Однако у многих детей
логопатов отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость,
эмоциональноволевая незрелость. В этой связи особенно актуальным
становится вопрос о внедрении в коррекционно логопедический процесс
здоровьесберегающих технологий.
В логопедической работе используются следующие здоровьесберегающие
технологии обучения, как традиционные, так и нетрадиционные:
артикуляционная гимнастика;
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
биоэнергопластика;
глазодвигательные упражнения;
суджок терапия;
игольчатый профилактиколечебный ипликатор Кузнецова;
фито и ароматерапия;
психогимнастика;
гимнастика для мозга (адаптированный вариант работы докторов Пола И.
Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогают
нормализовать работу гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы
формируют речь. Помимо традиционных методов логопеды используют фито
и ароматерапию для формирования кинестетических ощущении кончика
языка, спинки, корня и боковых краев языка. Например, капнуть на кончик
языка сок, мед, положить кусочек лимона. При гипотонусе языка детям
предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую
конфетку, кусочек прополиса и т.п.
Биоэнергопластика и адаптированная программа «Гимнастика для мозга»
(автор программы Ильичева О.С.) призваны повысить продуктивность
протекания психических процессов за счёт нормализации функционирования
биосистемы ребёнка. [1]
Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970х годах
американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для
неуспевающих "Долина" в Калифорнии. В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики
мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали
участие 19 учеников специальной школы. Показатели прогресса учеников за 1
год показали, что их успеваемость повысилась на 50%.
Применение биоэнергопластики (сопряжённой гимнастики руки и языка,
движения рук имитируют движения языка) позволяет достичь скорейших
1 результатов в работе по постановке звуков, ускоряя исправление дефектов у
детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.
Биоэнергопластика способствует активизации естественного распределения
энергии в организме. Упражнения формируют пластичность,
раскрепощенность, ощущение контроля над своим телом.
Среди учащихся с нарушениями речи особое место занимают заикающиеся
дети. Данный дефект проявляется в трудностях речевого общения.
Преодолеть проблему помогают речедвигательные упражнения с элементами
психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет не
только скорректировать различные сферы психики, но и выработать
правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма,
ритмикоинтонационную сторону речи, повысить речевую активность. Эти
упражнения используются во время проведения динамических пауз.
Высокой эффективностью и простотой обладает суджок терапия и
ипликатор Кузнецова.
Ипликатор Кузнецова является мощным раздражителем рецепторных зон
кистей рук, а также активизирует кровообращение, улучшает питание всех
систем организма. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев
ипликатору с одновременным проговариванием автоматизируемых звуков,
при этом усиливаются афферентные ощущения тактильнокинестетической
модальности. Экспериментально доказана эффективность включения в
структуру логопедических занятий упражнений с ипликатором Кузнецова. [2]
Под воздействием несложных массажных упражнений массажёра суджок
достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция
тактильных ощущений. Благодаря воздействию афферентных и эфферентных
потоков идущих к коре головного мозга и обратно к артикуляционному
аппарату и пальцам рук, развивается речевая функция. Суджоки активно
используются для автоматизации поставленных звуков: прокатывая массажер
между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение.
Моторика глаз неотъемлемый компонент всех видов познавательной
деятельности. Формирование ВФП, как отмечал И.М. Сеченов, базируется на
элементарном зрительномоторном акте. Глазодвигательные упражнения
расширяют пространство зрительного восприятия. [3] Движения глаз и руки
развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга,
способствуют профилактике моторной и оптической дисграфии.
Коррекционноразвивающая работа с применением здоровьесберегающих
технологий приносит детям массу положительных эмоций. Автоматизация
звуков, развитие моторики, пространственной координации и т.д.
превращаются в занимательное занятие и способствует:
сокращению сроков коррекционной работы;
повышению работоспособности учащихся;
активизируют познавательный интерес;
2 способствуют поддержанию положительного эмоционального настроя
учащихся на протяжении всего занятия;
благотворно воздействуют на психику ребёнка, на его состояние
физического и психического здоровья.
Библиографический список
Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование
графомоторных навыков: методическое пособие. М.: Генезис, 2009. С. 32.
Архипова Е.Ф. Коррекционнологопедическая работа по преодолению
стёртой дизартрии. М.: Астрель, 2008 г. С.256.
Сиротюк. А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. М.: ТЦ
Сфера, 2001. С. 48.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. РостовнаДону: Феникс, 2007. С.
445.
25.02.2019
3
Постановка звуков при дизартрии
Постановка звуков при дизартрии
Постановка звуков при дизартрии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.