Сборник методических материалов «Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений» рекомендован к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от 20 ноября 2013 года.
Сборник адресован педагогам, обеспечивающим постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и школ- интернатов, специалистам органов опеки и попечительства и содержит рекомендации по организации постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Областное государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации педагогических работников»
ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ»
Постинтирнатное
сопровождение
выпускников
интернатных
учреждений
Сборник методических
материалов
Биробиджан, 2013Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений:
Сборник инструктивнометодических материалов. Биробиджан: ОблИПКПР, 2013.
Сборник методических материалов «Постинтернатное сопровождение
выпускников интернатных учреждений» рекомендован к печати и практическому
применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно
издательского совета областного ИПКПР от 20 ноября 2013 года.
Составитель
Конькова Н.Л., старший преподаватель кафедры педагогического менеджмента
ОблИПКПР
Ответственный редактор
Т.А. Файн, ректор ОблИПКПР, к.п.н., доцент, членкорреспондент МАНПО,
почетный работник общего образования РФ, лауреат медали «Лучшие люди России»
Ответственный за выпуск
Корниенко Е.Л., зав. редакционноиздательским отделом ОблИПКПР
Компьютерная верстка
Серга Т.Н., технический редактор ОблИПКПР
Сборник адресован педагогам,
обеспечивающим постинтернатное
сопровождение выпускников детских домов и школ интернатов, специалистам
органов опеки и попечительства и содержит рекомендации по организации
постинтернатного сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
© 2013Содержание
Актуальность организации постинтернатного сопровождения выпускников детских
домов и школ интернатов
Основные направления деятельности постинтернатного воспитателя тьютора
Межведомственное взаимодействие
законных интересов выпускников детских домов и замещающих семей
Технология постпопечительского контроля
литература.........................................................................................
организаций, участвующих в защите прав иАктуальность организации постинтернатного сопровождения
выпускников детских домов и школ- интернатов
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о создании государственной системы
сопровождения выпускников образовательных учреждений для детейсирот в
период постинтернатной адаптации. С самого раннего возраста у детейсирот
нарушены условия, необходимые для их полноценного психического и
социального развития, что препятствует формированию у них способностей,
обеспечивающих достижение подлинной взрослости.
Центральными
образованиями нарушений являются пассивность жизненной позиции,
иждивенчество, несформированность социальных умений и навыков. Вхождение
детейсирот в открытое общество обусловлено проявлением таких нарушений
социализации как асоциальная мотивация, уклонение от исполнения социальных
ролей, дефектами в системе общения, социального контроля и т.д.
Решению проблем постинтернатной адаптации выпускников детских домов
будет способствовать создание системы сопровождения детейсирот, начиная
от первого этапа их самостоятельной жизни, затем охватывая процесс обучения
в учреждении профессионального образования или трудоустройства и далее до
23 лет включительно. На этапе выхода из детского дома подростки чувствуют
себя потерянными, поскольку считают, что ничего неспособны сделать без
посторонней помощи. Такими специалистами по сопровождению призваны стать
педагоги – тьюторы.
Основные направления деятельности постинтернатного
воспитателя- тьютора
Тьютор (англ. tutor — домашний учитель, наставник, опекун) создает и
координирует организационные условия для самостоятельного движения
обучающегося (западный вариант); владеет специальными способами
сопровождения обучающегося (российский вариант).
Система помощи выпускникам в постинтернатный период только начинает
складываться. На сегодняшний день еще недостаточно разработаны
организационные и правовые основы функционирования такой системы,
технологии работы
с выпускниками, отсутствует система подготовки
квалифицированных специалистов тьюторов по сопровождению детейсирот.
Цель постинтернатного сопровождения это оказание помощи детямсиротам
при переходе из знакомого и стабильного мира учреждения в сложный и
динамичный социальный мир, в обретении выпускником независимости и
способности самостоятельно функционировать в обществе, т.е. в социальной
адаптации.
В психологопедагогическом аспекте сопровождение чаще
всего
рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия
субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненногонеобходимо
рекомендуется опираться на следующие
выбора. Сопровождение — это всегда взаимодействие сопровождающего и
сопровождаемого.
Осуществляя взаимодействие,
постулаты воздействия наставника на воспитанника:
любое педагогическое воздействие должно учитывать события, которые
произошли с воспитанником до факта этого воздействия;
само взаимодействие сопровождающего и воспитанника детского учреждения
для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является
определенным событием и вызывает у ребенка положительные или
отрицательные эмоции;
любое действие взрослого, если оно не будет событием для воспитанника, не
даст никаких результатов в рамках решения педагогической задачи.
направлять на
Социальнопедагогическое сопровождение
поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, на
обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление
трудностей социализации. При организации сопровождения тьюторунаставнику
рекомендуется учитывать:
Первое. Социальнопедагогическое сопровождение не преследует цели избавить
воспитанника от жизненных трудностей. Напротив, оно предполагает
построение такой интеракции, при которой обостряются и вербализируются
внутриличностные конфликты, происходит осознание их причин и путей
решения.
Второе. Социальнопедагогическое сопровождение предусматривает включение
воспитанников в актуальные жизненные ситуации, требующие волевого усилия
для выхода из них, мобилизации необходимых внутренних ресурсов.
Третье. Социальнопедагогическое сопровождение предусматривает оказание
помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности,
открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту зону
ближайшего социального развития, которая для него актуальна, но пока еще
недоступна, то есть носит опережающий, прогностический характер.
Четвертое.
Социальнопедагогическое сопровождение не предусматривает
использования прямых методов воздействия на воспитанников. Оно направлено
на создание условий для саморазвития сущностных сфер его личности,
стимулирование процессов самоопределения, что возможно только при наличии
партнерских отношений между воспитателем и воспитанниками.
Партнерство не приемлет доминирования одного участника над другим, оно
предусматривает равнозначность и демократичность сторон с разным участием в
проектировании, организации и осуществлении деятельности, ведущей к
личностному росту.
Тьютору необходимо обеспечивать выпускника индивидуальной поддержкой,
способствует успешности его первых самостоятельных шагов, содействует
решению конкретных задач в разнообразных жизненных ситуациях, оказываетсярядом в трудную минуту и разделяет радость от каждого нового достижения.
Такие отношения очень важны для подростка. Они дают возможность
выпускнику почувствовать уверенность и защищенность, осознать свою
значимость, получить индивидуальное внимание и помощь.
Педагогу необходимо строить сопровождение с опорой на внутренний
потенциал подростка (ключевое положение – «педагогики успеха»),
следовательно, на праве подростка самостоятельно совершать выбор и нести за
него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора
различных путей развития рекомендуется научить подростка выбирать, помочь
ему разобраться в проблемной ситуации (это может быть профессиональное
самоопределение и др.), выработать план решения, сделать первые шаги [4].
Можно выделить три типа моделей сопровождения: предварительная
подготовка и поэтапное приучение к самостоятельной жизни; центр дневного
(временного) пребывания; социальный патронат. В регионах на основе
собственной нормативноправовой базы существуют различные формы
поддержки выпускников. Наиболее часто применяются такие виды тьюторской
деятельности как кураторство, наставничество, переписка, телефонные звонки,
правовое консультирование,
профориентационное консультирование,
психологическая помощь, материальная помощь, оказание помощи в
трудоустройстве, обучении, посещение выпускников, создание центров
постинтернатной адаптации .
В современных социальноэкономических условиях решается не только задача
реализации непрерывного образования, но
актуализируется проблема
формирования системы непрерывного тьюторского сопровождения детейсирот,
выпускников школинтернатов.
Внедрение программ непрерывного
постинтернатного сопровождения детейсирот до 23 лет включительно должно
охватывать сеть учреждений профессионального образования и период
жизненного
получения
специальности/профессии.
Период сопровождения продолжается от стадии
профессионального
самоопределения (подростковый возраст) до стадии профессионального
становления и адаптации выпускника (молодого специалиста) на рынке труда
(до 23 лет).
Такой тип тьюторского сопровождения основывается на
соблюдении
следующих основных принципов: принципа преемственности; принципа
непрерывности сопровождения детейсирот; принципа системности.
Формирование системы сопровождения детейсирот предполагает создание
Института тьюторства как ресурсносетевого центра, объединяющего вокруг
себя учреждения профессионального образования, в которых осуществляется
постинтернатное сопровождение выпускников учреждений интернатного типа.
Педагоги – тьюторы на базе института проходят переподготовку на курсах
повышения квалификации, участвуют в методических объединениях, семинарах,
становления
после
воспитанниковконференциях, совместно со специалистами института разрабатывают новые
методы и технологии сопровождения детейсирот в период постинтерната,
участвуют в конкурсах, грантах.
Будущий педагогтьютор должен владеть знаниями в области психологии,
педагогики, социологии, андрагогики и конфликтологии, навыками применения
в практической деятельности современных педагогических технологий
(например, технологии тьюторского сопровождения, технологии эффективного
общения и др.).
Одной из основных составляющих подготовки будущего тьютора к работе по
сопровождению детейсирот должна быть сформированная мотивация и
готовность заниматься профессионально деятельностью по сопровождению
выпускников детских домов и учреждений интернатного типа.
Для наиболее эффективного решения данной проблемы рекомендуется
создавать систему постпопечительского контроля над выпускником в
муниципальном образовании и создавать единое «информационное поле» о
выпускнике.
Межведомственное взаимодействие организаций, участвующих в защите
прав и законных интересов выпускников детских домов и замещающих
семей.
1. Учреждения образования. Посещение учебных заведений (педсоветы,
семинары и т.д.), сбор информации о выпускниках. Информирование
управлений (отделов) по вопросам семьи и детства, комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
2. Правоохранительные органы. Сбор информации по данной категории
воспитанников.
3. Отделения паспортновизовой службы. Оказание содействия в получении
паспорта.
4. Администрация и жилищные службы муниципального образования.
Оказание помощи в решении жилищных проблем выпускников, постановка на
учет в качестве нуждающихся, оказание содействия в обеспечении временного
жилья и пр.
5. Центр занятости населения. Постановка на учет, трудоустройство, обучение
на курсах (при необходимости).
6. Социальная защита населения. Оформление статуса малоимущего, другой
льготной категории, получение социальных льгот (пособия, субсидии и т.д.).
7. Учреждения здравоохранения. Контроль за сохранением здоровья. Оказание
медицинской помощи.
8. Администрации городских и сельских поселений. Оказание содействия в
предоставлении временного жилого помещения, организация контроля за
проживанием.9. Отделы по делам молодежи. Вовлечение выпускников в досуговую
деятельность. Оказание социальной, правовой, психологической помощи.
Организация отдыха и оздоровления выпускников.
Технология постпопечительского контроля
Технология постпопечительского контроля – постинтернатной адаптации и
сопровождения состоит из следующих этапов:
Первый этап – подготовительный: руководитель интернатного
учреждения передает в орган опеки и попечительства по месту обучения
выпускника всю информацию о нем, в случае необходимости и копию личного
дела.
Составляется индивидуальная программа постинтернатного
сопровождения выпускника (далее – ИППС), которая разрабатывается с учетом
пожеланий выпускника,
специалистами интернатного учреждения, либо
замещающей семьей совместно с органом опеки и попечительства, где
воспитывался ребенок.
Сведения о выпускниках ведутся в электронном виде и содержит
следующую информацию:
1. Фамилия, имя, отчество выпускника.
2. Дата рождения.
3. Правовой статус выпускника. Место его выявления.
4. Наличие регистрации: по месту жительства, по месту проживания, не
имеет регистрации (планируемый срок оказания содействия)
5. Адрес фактического проживания на территории МО.
6. Адрес проживания за пределами МО.
7. Семейное положение выпускника, наличие собственных детей.
8. Обеспечение жильем: закреплено, не имеет.
9. Право постановки на льготный жилищный учет: состоит на учете, в
стадии оформления.
10.Трудоустройство: через ЦЗН, самостоятельно.
11.Обучение: НПО, СУЗ, ВУЗ, получение второго НПО (с обязательным
указанием наименования образовательного учреждения и года его окончания).
12.Данные о родственниках. Указывается наличие родственников ребенка,
их социальная эффективность.
13.Закрепленное жилье. Состояние жилья.
14.Сумма сбережений.
15.Информация о специалистах (Ф.И.О., должность, контактный телефон)
разработавших ИППС.
16.. В отпуске по уходу за ребенком / получение пособий, денежных
выплат и пр.
17.Служба в Армии.
18.В местах лишения свободы.19.Не занят.
20.Факторы риска. Указывается, были или нет правонарушения, наличие
зависимостей, психологические особенности выпускника (черты характера,
стрессоустойчивость, характер стратегий преодоления сложных жизненных
ситуаций и другие), социальные характеристики: отсутствие жилья, незанятость,
отсутствие специальности,
слабо развитая социально
поддерживающая сеть.
образования,
21.Не прибыл (а) к месту первичного выявления. Предпринятые меры
управлением (отделом).
22.Ответственный специалист за заполнение базы данных о выпускниках.
В управлении (отделе) по вопросам семьи и детства на выпускника
заводится учетная карточка (личное дело и пр.) с приложением индивидуальной
программы сопровождения.
Второй этап – адаптационный:
Проводится изучение и исполнение ИППС. Корректировка данных о
выпускнике 1 раз в полгода.
Третий этап – постинтернатное сопровождение:
предлагается
использование дифференцированного подхода с определением сложности
проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех
категорий сопровождения – кризисном, активном и стабильном сопровождении.
В разряд кризисного сопровождения попадают выпускники, находящиеся
в социально опасном положении или попавшие в трудную жизненную ситуацию
(переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные
обстоятельства, тяжелые заболевания, др.).
Активное сопровождение должно подразумевать под собой оказание
психологопедагогической, медикосоциальной и юридической помощи.
Стабильное сопровождение подразумевает обследование условий жизни
выпускника, мониторинг жизнеустройства выпускника. В большинстве случаев
мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии
нормальных условий для жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную
работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника,
наличии развитой социальноподдерживающей сети (прочные отношения с
родственниками, друзьями, значимыми людьми).
Вместе с этим каждому из выпускников рекомендуется оказывать
содействие в решении жилищных вопросов, вопросах трудоустройства, медико
социальной, психологопедагогической и юридической помощи, в организации
досуга и отдыха.Э
т
а
п
ы
П
од
го
то
ви
те
ль
ны
й
А
да
пт
ац
ио
нн
ый
Содержание работы,
мероприятия
Ведомство,
учреждение
информации
о
ведение базы
Сбор
выпускнике,
данных:
информация о прибытии
выпускника на территорию
муниципального образования;
полная информация о
выпускнике.
Составление ИППС
помощи в
Оказание
паспорта
получении
выпускникам, не имеющим
регистрации, жилья
Базовое
интернатное
учреждение,
замещающая
семья.
Используются все
возможные
источники
информации
Базовое
интернатное
учреждение
Управления
по
(отделы)
вопросам семьи и
детства,
паспортновизовые
службы,
администрации
сельских
поселений
Ответственный
специалист,
должность
Ответственный
специалист
управления (отдела)
по вопросам семьи и
детства, социальный
педагог и психолог
интернатного
учреждения
Социальный педагог,
Ответственный
специалист
управления (отдела)
по вопросам семьи и
детстваСодержание работы,
мероприятия
Ведомство,
учреждение
Э
т
а
п
ы
П
од
го
то
ви
те
ль
ны
й
А
да
пт
ац
ио
нн
ый
информации
о
ведение базы
Сбор
выпускнике,
данных:
информация о прибытии
выпускника на территорию
муниципального образования;
полная информация о
выпускнике.
Составление ИППС
помощи в
Оказание
получении
паспорта
выпускникам, не имеющим
регистрации, жилья
Решение жилищного вопроса:
1. Получение жилья по
краевой целевой программе,
другим основаниям.
2. Предоставление
жилплощади в
специализированном жилом
фонде.
3. Обеспечение
бронирования койкомест в
муниципальных общежитиях.
4. Оказание помощи в оплате
жилья и коммунальных услуг
и пр.
Трудоустройство:
1. Работа по квотированию
рабочих мест для
выпускников.
2. Профессиональное
консультирование и обучение
выпускников.
3. Предоставление льгот
выпускникам, впервые
ищущим работу.
Ответственный
специалист,
должность
Ответственный
специалист
управления (отдела)
по вопросам семьи и
детства, социальный
педагог и психолог
интернатного
учреждения
Социальный педагог
Ответственный
специалист
управления (отдела)
по вопросам семьи и
детства
Ответственный
специалист
управления (отдела)
по вопросам семьи и
детства
Базовое
интернатное
учреждение,
замещающая
семья.
Используются все
возможные
источники
информации
Базовое
интернатное
учреждение
Управления
(отделы)
по
вопросам семьи и
детства,
паспортновизовые
службы,
администрации
сельских
поселений
Управления
по
(отделы)
вопросам семьи и
детства, жилищные
отделы
муниципального
образования,
администрации
сельских
поселений
Управления
(отделы)
по
вопросам семьи и
детства,
центры
занятости
населения,
учебные заведения
Ответственный
специалист
управления (отдела)
по вопросам семьи и
детстваСоздание системы постинтернатной адаптации
Создание системы постинтернатной адаптации выпускников является крайне
важной и неотложной задачей государства и общества. Поэтапное создание
системы уже на ранних стадиях организации позволит:
1. Сохранить у подростов потенциал к социальной адаптации, накопленный
за период пребывания в интернатном учреждении и замещающей семье. Благодаря
линии преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период,
подросток не потеряет, а усилит свой потенциал достойного гражданина.
2. Обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государства на
содержание воспитанников в интернатных учреждениях и замещающих семьях.
3. Обеспечить профилактику правонарушений и стабилизацию социального
климата.
4. Повысить социальный статус интернатных учреждений и замещающих
семей в глазах общественности.
Постинтернатная адаптация и социализация выпускников детских домов и
школинтернатов на базе профессиональных училищ и колледжей.
Данная программа проводится непосредственно на базе общежитий, где
проживают группы детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Она направлена на психологосоциальную поддержку выпускников детских
домов и школинтернатов, обучающихся в училище (колледже), помощь им в
постинтернатной адаптации и приобретении позитивных адекватных навыков
самостоятельной жизни, организацию досуга. Формами участия в социальном
партнерстве с данными целями являются: оказание благотворительной помощи
в ходе реализации программы; обеспечение специалистов училища
необходимыми учебными материалами; проведение семинаров и тренингов по
вопросам выполнения программы; рассмотрение и утверждение предложений
училища по изменению и дополнению программы, ее корректировка с учетом
интересов воспитанников; осуществление контроля над ходом выполнения
программы. Профессиональное училище (колледж), со своей стороны, строит
работу с учетом совместной деятельности (обязуется выполнять программу);
возлагает дополнительные должностные обязанности на работников училища,
привлекаемых к работе по программе; координирует их деятельность;
предоставляет необходимую информацию.
В программу рекомендуется включать несколько сквозных тем, составляющих
четыре основных блока: образование, работа, социальное окружение, бытовые и
жизненные навыки. Формы работы с выпускниками: индивидуальное
консультирование и практические задания, групповые занятия (лекции,
тренинги), создание групп поддержки, экскурсионные поездки и посещение
государственных предприятий и учреждений.
Формы работы с выпускниками в постинтернатный период:и
начального
профессионального
1. Разработка и адаптация Индивидуальных планов сопровождения
выпускников;
2) организация социальных гостиных при детском доме (временное проживание);
3) трудоустройство выпускников на период практики после получения высшего,
среднего
4) содействие в восстановлении связей с кровными родственниками (поиск,
налаживание
связей);
5) организация школы молодых мам и их сопровождение совместно с
здравоохранения;
организациями
6)
7) помощь в оформлении документов (паспортов медицинских полисов, ИНН и
т.д.), регистрации браков, социальноправовая защита выпускников.
Основной моделью постинтернатного сопровождения выпускников является
организация службы постинтернатного сопровождения на базе детского дома,
которая организует свою деятельность в трех направлениях: социально
правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях выпускников,
психологопедагогическая помощь и аналитикометодическая деятельность.
ежегодные встречи с выпускниками
(обмен опытом);
образования;
1. Социально – правовая помощь и поддержка в трудных жизненных
ситуациях, направленная на адаптацию выпускников по внешним критериям,
с целью обеспечения стартовых возможностей в социальнобытовой сфере и
сохранения того, что обеспечивает сегодня выпускнику российское
законодательство содействие в решении жилищных проблем,
трудоустройстве, трудовой адаптации, правовая поддержка, оказание
помощи матерямодиночкам и сиротаминвалидам.
2.
Психологопедагогическая помощь, позволяющая справиться с
внутренними факторами
– социальнопсихологическая диагностика,
психологическая коррекция, индивидуальное педагогическое сопровождение,
а также комплексные педагогические мероприятия, в которые включено
большое число выпускников разного возраста и общественного статуса.
3.
Аналитикометодическое обеспечение деятельности – анализ
адаптационной работы в детском доме, разработка мер педагогической
коррекции и профилактика дезадаптации выпускников детского дома.
Необходимо обеспечить системную социальнопсихологическую
адаптацию выпускников, направленную на развитие внутренних и внешних
критериев.
Внутренние критерии связаны с психоэмоциональной
стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворённости,
отсутствием ощущения угрозы и т. д.
Внешние – отражают соответствие поведения личности установкам в
обществе, требованиям среды, принятым в социуме правилам и нормам
поведения.Системная социальнопсихологическая адаптация предполагает
внутреннюю гармонию личности при поведении, которое соответствует
установкам общества, требованиям среды, принятым правилам и нормам.
Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству
привлекаются различные внешние структуры:
Здравоохранительные учреждения;
Коммунальные службы;
Правоохранительные органы;
Образовательные учреждения;
Социальные службы;
Органы исполнительной власти;
Культурные и спортивные учреждения;
Спонсорская помощь;
Волонтерское движение.
1
2
3
Наименование
Здравоохранительны
е учреждения
Правоохранительны
е органы
Образовательные
учреждения
Внешние структуры
Вид оказываемой помощи
нахождении на
Предоставление сведений о состоянии
здоровья,
учете.
Взаимодействие с медикосоциальной
комиссией по вопросам подтверждения
(снятия) диагнозов. Участие в клубной
деятельности.
Информация о нахождении на учете,
правонарушений.
совершении
работа
по
Профилактическая
предотвращению
правонарушений,
Выработка норм поведения. Участие в
мероприятиях.
характеристику
Предоставление информации об
успеваемости воспитанника,
пропусках.
Представляют
на
воспитанника с указанием причин школьной
дезадаптации.
Оказание помощь в
составлении ИПС, участие в воспитательном
процессе. Совместное решение жилищных
вопросов,
прохождения практики и
трудоустройства после выпуска.
4
Социальные службы
Решение вопросов трудоустройства,
оказание помощи в получении паспорта5
6
7
8
9
Органы
исполнительной
власти
Коммунальные
службы
и
Культурные
спортивные
учреждения
Спонсорская
помощь
Волонтерское
движение
выпускникам,
не имеющим прописки.
Предоставление информации о льготной
категории
основаниях,
порядке и размерах социальных выплат.
выпускников,
Решение
жилищного
вопроса:
предоставление жилплощади, работа по
постановке на учет и выдаче жилищных
сертификатов.
Оказание помощи в ремонте жилья
выпускников, работа с задолженностью
выпускников по коммунальным платежам.
Помощь в организации досуга и отдыха:
привлечение выпускников в молодежные
организации,
клубы,
организация
активов,
организация и проведение досуга с
привлечением выпускников
молодежных
общественные
Оказание материальной помощи для
улучшения бытовых условий и помощь в
проведении совместных с выпускниками
мероприятий.
Привлечение волонтеров из числа
студентов Бугульминского педагогического
колледжа,
факультета психологии БФ
Института экономики, управления и права,
педагоговпенсионеров для проведения
мероприятий,
психолого
педагогической помощи.
оказанияСодействие в
образовательном и
интеллектуальном
развитии
Юридическая
защита
Создание среды
позитивного
общения
Поддержка молодых
родителей и
матерейодиночек
Служба
постинтернатног
о
сопровождения
выпускников
Психологическая
помощь
Трудовая
адаптация
Защита
социальных
прав
Аналитико
методическая
деятельность
службы
Работа с правонарушителями и
воспитанниками,
освободившимися из мест
заключения
Защита социальных прав.
Большая часть выпускников не знают, какими правами в государственных
гарантиях они обладают. Основной задачей службы постинтернатного
сопровождения является информирование выпускников об их правах, и
контроль за соблюдением данных прав.
В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:
1.
2.
Получение жилья.
Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время
обучения.
Пенсии, пособия.
3.
Специалисты службы собирают информацию о жилье. Посещают
квартиры, закрепленные за выпускниками, составляя акты проверки
жилищнобытовых условий закрепленного жилья. Особая работа ведется с
выпускниками, попавшими в разряд «кризисного» сопровождения. Это те
лица, которые окончили учебное заведение, не имеют закрепленного жилья и
не стоят на очереди на внеочередное получение жилищного сертификата.
Задачей службы является убеждение выпускника в постановке на учет,
оказание помощи в сборе пакета документов, совместное посещение
жилищного отдела, если это необходимо.
В случае отсутствия жилья, служба ищет варианты для временного
проживания выпускников, в том числе ходатайствует о предоставлении
комнат в муниципальных или ведомственных общежитиях. Оказывается
помощь в переоформлении пенсий по инвалидности (предоставление
транспорта, моральная поддержка) выпускникаинвалида.Специалисты службы собирают информацию о местах учебы выпускников,
получении ими государственных пособий. В случае выявления нарушений,
специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной
ситуации через органы опеки и попечительства и администрацию учебного
заведения.
Юридическая защита.
После выпуска из интернатного учреждения лица из числа детейсирот
зачастую не знают своих прав и тем более методов их защиты. Одной из
основных задач службы является донесение информации об их правах,
способах их реализации, помощь в защите прав и законных интересов.
Специалисты службы проводят занятия с выпускниками «Правовые
диалоги», направленные на повышение их юридической грамотности,
разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме, проводят
экскурсии.
Специалисты помогают выпускникам реализовывать свои права,
мотивируют выпускников на самостоятельное решение возникающих
вопросов.
В процессе работы службы специалисты помогают выпускникам
составлять ходатайства, жалобы, исковые заявления. Участвуют в судебных
заседаниях в качестве представителей лиц из числа детейсирот. Работа
службы подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении
утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании прав на
закрепленное жилье, права на соответствие жилья всем нормам и
требованиям. Так оказывалась помощь в составлении искового заявления в
суд на родственницу выпускницы, о расторжении договора соц. найма,
которая не проживает в квартире более 10 лет, не платит за жилье, пополняя
тем самым задолженность за коммунальные услуги в квартире, закрепленной
за сиротой.
Для приведения жилья в состояние, пригодное для проживания,
направляются ходатайства о восстановлении жилья в коммунальные службы
города. Путем взаимодействия с администрациями районов, на которых
проживают лица из числа детейсирот, закрепленные за службой,
коммунальными организациями решается вопросы задолженностей по
коммунальным платежам, накопленным в период нахождения сирот в
интернатном и образовательных учреждениях.
Мероприятия по юридической защите повышают юридическую
грамотность и компетентность выпускников, позволяет самостоятельно
ориентироваться в жизненных ситуациях и без проведения данной работы
невозможна полная адаптация выпускника в современном обществе.Трудовая адаптация.
Решение проблемы трудоустройства является частью адаптационного
процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, который
не привык жить в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию
по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.
Решением вопроса трудоустройства выпускников
занимаются
образовательные учреждения, где он получал профессиональную подготовку
с соответствующей квалификацией, органы государственной службы
занятости населения, а также служба постинтернатного сопровождения.
Большая часть выпускников обучаются в системе начального
профессионального образования. Специалисты службы посещают уроки
производственного обучения. Ведется работа с администрацией учебного
заведения по вопросам заключения трудовых договоров на прохождение
платной производственной практики на предприятиях с последующим
устройством на работу. Такой договор дает гарантии рабочих мест по
окончании училища. Посещение выпускников по месту их работы.
Содействие в создании условий для производственной учебы, повышения
квалификации, как следствие повышение заработка.
Для неработающих выпускников службой создаются условия для
активного участия безработного выпускника в своем трудоустройстве.
Индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию
адекватного понимания выпускником своих профессиональных
возможностей и соответствующей им оплаты труда.
Прямое сотрудничество службы с центром труда и занятости (по
каждому выпускнику желающему трудоустроиться). Это помощь в
подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по
безработице. Для осуществления данной задачи со службой труда и занятости
службой постинтернатного сопровождения заключается соглашение.
Мероприятия службы по трудовой адаптации позволяет выпускникам
решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально
независимыми членами общества.
Создание среды позитивного общения.
Дефицит положительного общения испытывает большинство выпускников
интернатных учреждений. Педагогически правильно организованная среда –
мощный воспитывающий и развивающий фактор, стимул к самовоспитанию.
Основными задачами педагогических усилий по формированию среды
общения и воздействия на нее: организация условий для установления
выпускником новых контактов путем привлечения его к разнообразным
занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования ирасширение круга общения.
развития интеллекта,
Рекомендуется
использовать следующие методы работы: индивидуальные занятия и
коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий
досуг, участие в общественно полезном труде.
Специалисты службы в своей работе опираются на совет из числа
активных выпускников, которые проводят собрания выпускников, дискуссии,
минидиспуты, конференции, помогают в организации культурномассовых и
спортивных мероприятий. Проведение комплекса мероприятий по
вовлечению выпускников в позитивную среду общения повысит уровень
социальной компетентности выпускников (развитие социальных навыков и
расширение социальной сети выпускника).
Психологическая помощь.
Помощь выпускникам не ограничивается защитой социальных и иных прав
выпускников. В первую очередь достижение данных целей напрямую зависит
от желания и приложенных усилий самих выпускников. Психологам
рекомендуется проводить комплексное изучение уровня социальных навыков
и социальных сетей выпускника, в результате которых определяется уровень
развития социальной компетентности выпускника,
диагностику
профессиональной направленности и профпригодности. На основе данных
диагностик и должна строится дальнейшая коррекционная работа с
выпускниками.
Поддержка молодых родителей и матерейодиночек.
Семья играет важную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто
провел свое детство в стенах детского дома или интерната, создание своей
собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, но
выпускники еще не понимают ценности Семьи. За плечами, как правило,
только негативный образ. Для формирования осознанного чувства
материнства и отцовства, создания среды позитивного общения, оказания
дифференцированной и индивидуальной консультативной помощи молодым
семьям с детьми, из числа выпускников необходимо проводить занятия по
актуальным темам воспитания детей, супружеских взаимоотношений в форме
диалога, игры, показа видеороликов, групповых занятий, и совместные
культурномассовые и спортивные мероприятия.
Работа с правонарушителями и выпускниками, освободившимися
из мест лишения свободы.
Выпускники интернатных учреждений, в силу своего неблагополучного
воспитания в семьях, наиболее склонны к совершению различного родаправонарушений. И полноценное развитие их, как личности, подразумевает
постоянную работу по профилактике правонарушений, мотивации их к
соблюдению законности и моральных принципов здорового общества.
Работа с выпускниками должна включать профилактику правонарушений,
как основную задачу воспитательного процесса, разъяснение прав и
обязанностей граждан при контактах с правоохранительными органами.
Отдельное внимание необходимо уделять лицам,
совершившим
правонарушения, проводить мероприятия, направленные на защиту прав
выпускника в ходе административного и уголовного процессов, помощь
подследственным и освободившимся, связь с органами милиции, судами,
прокуратурой, профилактику рецидивов правонарушений.
Среди форм психологопедагогической работы можно назвать тренинги
личностного роста, летний трудовой отдых, диалоги и беседы о
правонарушениях, досуговые мероприятия, встречи с теми, кто успешно
адаптировался в жизни. Освободившиеся из мест лишения свободы относятся
к социально незащищенной категории, остро нуждаются в правовой,
социальной и материальной помощи, в участии и общении. В социальную
работу с освободившимися из мест лишения свободы рекомендуется
включать: обучение их защите своих прав, помощь в получении паспорта,
восстановлении других документов, поиск места проживания в период
восстановления права на жилье и получения жилья, трудовую адаптацию.
Работа с ними начинается с индивидуальной беседы. Проявленный к
нему доброжелательный интерес, внимательное отношение к его проблемам,
подробное обсуждение различных жизненных ситуаций, чуткое отношение к
его переживаниям разрушает недоверие и склонность к оборонительному
поведению. Выпускник начинает чувствовать себя нужным и полезным.
Содействие в образовательном и интеллектуальном развитии.
Ежегодно из стен детского дома выходят 510 подростков в возрасте 15
16 лет, получивших неполное среднее образование в школе. Далее они, как
правило, обучаются в училищах, находясь на полном государственном
обеспечении данного учебного заведения. Адаптация выпускника в обществе
не может быть полной без получения надлежащего образования,
обеспечивающего дальнейшее трудоустройство и независимость. Поэтому
необходимо организовать сопровождение выпускников в образовательном
процессе.
В процессе обучения специалисты проводят беседы с выпускниками
детского дома с целью мотивации их к получению следующей ступени
образования и оказывают содействие в этом.
Основные направления усилий по содействию в интеллектуальном
развитии выпускников реализуются через включение выпускника вкультурную и образовательную среду, развитие его интеллекта за счет
приобщения к чтению, посещению театров и музеев.
Аналитикометодическая деятельность службы.
Работа любого подразделения невозможна без постоянного повышения
квалификации специалистов, участвующих в работе, анализа результатов
деятельности и внесения изменений в методики на основе данного анализа.
Работа службы должна
постоянно корректироваться с учетом
диагностики выпускников, для чего проводиться анкетирование, изучение
социальной компетентности выпускников, диагностика профессиональной
направленности личности и профпригодности воспитанников и выпускников
детского дома. В рамках работы со СМИ необходимо выпускать заметки,
статьи о создании службы и распространении положительного опыта
Критерии оценки эффективности постинтернатного сопровождения.
В основе системы постинтернатного сопровождения лежит
направленность на интересы выпускников, решение круга вопросов,
напрямую затрагивающих их жизнь, их прямое участие в разработке планов
мероприятий, маршрутов сопровождения с учетом собственных интересов,
делает проект привлекательным для выпускников. Темы бесед, доступность
информации и смысловая направленность, проводимых мероприятий
рекомендуется согласовывать с выпускниками, а культурномассовая
деятельность, игровые, сюжетноролевые формы проводимых мероприятий,
их современное материальнотехническое оснащение должно увеличивать
степень привлекательности для выпускников. Участие выпускников в
организации мероприятий позволяет проявлять самостоятельность и
повышает самооценку.
Критерии успеха достижения цели постинтернатного сопровождения
можно легко оценить по нескольким факторам, в частности наличие и
ступень образования выпускников, постоянной работы и продолжительность
работы на последнем месте, состояние жилья, наличие собственной семьи и
постоянность отношений, порядок проведения досуга, экономическое
состояние, активность в обществе. По данным факторам можно оценить:
Развитее чувства психологической защищенности и комфорта.
Осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения,
Позитивные изменения в развитии личности (включение в социально
полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и
способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и
занятие личностнозначимыми видами деятельности).
Самостоятельное принятие решения и ответственность за него.
общения.
Активность, целеустремленность, работоспособность.
Саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в
своих силах.
работы.
Профессиональное самоопределение.
Умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях.
Благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту
Психологическая готовность к созданию семьи, рождению и
воспитанию ребенка.Приложение № 1
Примерная индивидуальная программа адаптации выпускника
интернатного учреждения и замещающей семьи.
Форма индивидуальной программы сопровождения выпускника
Общие сведения о выпускнике интернатного учреждения, замещающей
семьи
Ф.И.О. ________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Место жительства, телефон ______________________________________
Форма устройства, статус ________________________________________
Место учебы (работы) ___________________________________________
Подробная анкета выпускника
Образование _________________________________________________
Семейное положение __________________________________________
Наличие и количество детей ____________________________________
Где и когда воспитывались
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________
Место проживания на данный момент
_________________________________________________________________
_________________________________________________________
Телефон, по которому можно связаться с выпускником
_____________________________________________________________
Жилищные условия:
отдельная квартира с удобствами
отдельная квартира без удобств
отдельная комната в общежитии
съемная квартира
съемная комната
ветхое жилье
собственный дом
другое ___________________________________
Чем занимается в данный момент: учеба
работа
учеба и работа одновременно
незанятость
учет в центре занятости населения
Название учебного заведения, профессия, которую осваивает_________________________________________________________________
_________________________________________________________
Место работы, должность
_________________________________________________________________
_________________________________________________________
Средства содержания: заработная плата по месту постоянной работы
случайный заработок
родственников, замещающих родителей
стипендия
пособие по безработице
берет деньги в долг
перепродажа жилья, имущества
попрошайничество
другое ___________________________________
Нужда, потребности в настоящее время: одежда
пища
медицинское обслуживание
жилье
другое ___________________
Чем любит заниматься в свободное время:
гулять по улицам
заниматься спортом
спать
ходить в компьютерный клуб (играть в компьютерные игры)
проводить время в компании друзей
другое ______________________________________________________
С кем охотнее всего общается:
с родственниками
с членами замещающей семьи
с друзьями
ни с кем
другое ______________________
Курение:
Алкоголь:
Наркотики:
да
нет
да
нет
по праздникам
редко
часто
ежедневно
раньше употреблял, сейчас нет
учет нарколога
нет
Если «да», то какие
_____________________________________________________
Токсикомания: даПравонарушения:
нет
не часто
раньше токсикоманил, сейчас нет
отбывал наказание в местах лишения свободы
был условно осужден
выплата административного штрафа
другое _____________________________________
Социальноподдерживающая сеть:
родственники
замещающая семья
супруг (супруга)
друзья
коллеги
специалисты базового интернатного учреждения
другие _____________________________________
Трудности на данный момент:
_______________________________________________________________
Маршрут сопровождения выпускника интернатного учреждения
Год, число, месяц заполнения
Ожидаемые
результаты
Вопросы на
контроле
1. Психолог
2. Юрист
№ Специалисты Предлагаемые
мероприятия
1.
2.
3.
4.
…
1.
2.
3.
4.
…
1.
2.
3.
4.
…
3. Социальный
педагогПриложение № 2
Примерная форма журнала постинтернатного сопровождения
№
п/п
Ф.И.О.
Дата
выпускник
рождени
а
1
2
я
3
Период
обучения в
интернатн
В какое
училище
определе
ом
учреждени
и
4
н
5
Информация о
метонахождении
(вносится вся
доступная
информация о
передвижении
выпускника)
Связь с
учреждение
учреждение
м
(контактны
(контактные
е лица)
6
7Приложение № 3
Список
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
направляемых на обучение в учреждениях НПО в 20__ году
№ Ф.И.О.
Дата
рожден
ия
Статус (сирота или
оставшийся без
попечения родителей)
для выпускников
учреждений для детей
сирот с отклонениями
в развитии указывать
Образовани
е (окончено
классов на
момент
поступлени
я в ПУ)
Место
первоначально
го выявления
Наличие
закрепленно
го жилья
1
2
3
отдельные
отклонения)
4
5
6
7
Наименование учреждения (направляющая сторона)
Руководитель
подпись
Ф.И.О., контактный телефон исполнителяЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем
деятельности
тьютора?
специфика
«Директор школы» №6, 2011.
Ковалева Т.М.
Постинтернатное сопровождение детейсирот:
Проблемы тьюторства в контексте томской региональной
площадки // Тьюторство – идея и идеология: сборник научных трудов по
материалам I Межрегиональной тьюторской конференции. – Москва Томск:1996.
успешные практики,
технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно
практической конференции Ч. 1. 22—23 июня, г. Смоленск / Под ред. И.А.
Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь
крылья!», 2010. — 272 с.
Куратор выпускника интернатного учреждения: индивидуальное сопровождение:
Методическое пособие / И.А. Бобылева, А.А. Аббасова, Н.Н. Ракитина, Г.В. Дьячкова;
под ред. И.А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям
«Расправь крылья!», 2011. — 136 с.
И. А. Бобылева. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений:
Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого
обращения, 2007. – 176 с. – (Ребеноксирота: семейное жизнеустройство и
социализация). Москва 2007.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби,
Издво Проспект, 2007. – 560 с.
Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технология
постинтернатной адаптации подростков. – М., 2009 – 196 с.
Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В., Абрядина О.В., Кальянов И.В., Спирина
И.А., Корнева Т.А. основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с
семьей и детьми «группы риска». Метод. Материалы./ Под ред. Е.Д. Худенко. –
М., 2007 – 143 с.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога средней школы. Изд. 5
е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 510 с.
Жилищный кодекс Российской Федерации. – Москва: Издательство «Омега
Л», 2007. – 108 с.
Психодиагностика личности от А до Я /авторсоставитель Г.И. Колесникова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314 с.Сверстано и отпечатано в РИО областного ИПКПР
г. Биробиджан, ул. Пионерская, 53.