рассматриваются вопросы исследовательской направленности в урочной деятельности учащихся, целью которых ставится определение возможности организации исследовательской деятельности на каждом этапе урока, способов коррекции и контроля результатов исследования. Как считал великий экспериментатор Галилео Галилей "Нельзя ничему научить человека – можно лишь помочь ему сделать открытие".
ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ .docx
ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ, ИЛИ ПОВЕРХНОСТНОЕ ЗНАНИЕ НА
ПРАКТИКЕ НЕ РАБОТАЕТ
И. Г. Белозерова
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Анжеро
Судженска Кемеровской области
Наука начинается с исследования, которое должно быть не просто
дополнением к учебному процессу, а одной из его основ. И пытливость ума
ребенка говорит нам об этом. «Нельзя ничему научить человека – можно лишь
помочь ему сделать открытие», считал великий экспериментатор Галилео
Галилей. Человек всё подвергает анализу, синтезу, …, приходит к
умозаключению и принимает на его взгляд самое оптимальное решение. Так
почему же на своем пути мы делаем столько ошибок? Не хотим задуматься или
не способны этого делать на должном уровне?
Сядем за парту кабинета математики. Начнем урок с проверки домашнего
задания. «Лес» рук, горящих желанием, и первая самооценка уже состоялась.
Проговорили решение заданий, поставили отметку в тетрадь, вот и вторая
самооценка готова. Но каждый из них понимает, что только сейчас всё
начинается, начинается анализ: какие знания проверяли эти задания, какого типа
ошибки допущены и какие возможно было допустить? Вот и следующая
самооценка. Приводятся примеры, доказательства и опровержения. Каждый
осознает свою глубину проработки материала дома, заметил ли он то, что
осознали другие. А теперь самый ответственный момент, как для ученика, так и
для учителя: ребята создают подобные задания – ловушки. Идет некий конкурс,
кто больше увидит таких «подводных камней» и сформулирует задания для их
отработки, используя различные подходы при самостоятельной разработке
небольших фрагментов теории с использованием эвристических приемов.
Например таких, как аналогия, завершение предложений, метод инвариантов,
исключение лишнего, классификация, контрпример и подтверждающий пример,
и т.д. [3]. Создается банк заданий, каждый просчитывает свой вклад, и вот
заключительная самооценка по проверке домашнего задания сформирована. И
неважно, что она сегодня не высока, зато опыт получен. По итогам домашней
работы проводится минисамостоятельная работа и тетради сдаются на
проверку учителю.
такая
организация работы способствует установлению дружеских отношений между
школьниками, создаёт атмосферу взаимопомощи и общности цели, формирует
творческий коллектив. Учащиеся, начиная с задач небольшого уровня
сложности и простого организационного формата, постепенно достигают
определенного мастерства.
Помимо интеллектуального соперничества,
И сегодня очень актуально звучат слова российского педагога и психолога
начала XX века В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а
тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал
исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность
умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в их самой
элементарной форме [4].
На уроках – исследования используется особый метод, способствующий
развитию гибкости мышления, гипотеза. Применение гипотезы как метода
научного исследования требует от детей комплекса знаний. В процессе выдачи
гипотезы ученики сознательно осваивают этапы научного познания [2].
Формируются и совершенствуются их умения наблюдать и сравнивать,
анализировать и синтезировать, оперировать усвоенными знаниями. Причем все
это школьники делают сами, как бы заново открывая великие законы, и этим
гипотеза, как метод, неповторима. Использование метода гипотезы развивает у
ребят творческое начало, порождает желание искать новые проблемы,
анализировать нестандартные ситуации.
Проблемноориентированный урок, урокисследования, урок проектов –
это уроки, которые наиболее эффективны в исследовательской деятельности
при изучении новых тем. Но открытие состоится, к сожалению, не для каждого
школьника в данный момент. А так хочется, чтобы детские глаза каждого горели
чувством познания и новизны как можно чаще. Поэтому при закреплении нового
материала эффективными становятся такие исследовательские приемы, как
разбиение «целого на части», так и реконструкция «целого по частям». И в
момент разбиения задачи на подзадачи, стоит обратить внимание также и на
уровни вложенности одной компетенции в другую. В таком случае мы
наблюдаем дифференциацию, которую предлагает не учитель, а ученик сам
себе. Это ведь ему предстоит создать многоэтапные задания, а вот количество
уровней вложенности и покажет учителю глубину проработки материала данным
учеником. Таким образом, учитель определяет зону ближайшего развития
каждого своего ученика, а также западающие темы. Эту работу хорошо
проводить в группах разного уровня обученности учащихся. И не только
потому, что в группе нужны лидеры и консультанты, но и необходимо создать
возможность реализации компетенций каждого члена группы с целью
получения системы приобретения новых компетенций.
Педагогическая ценность такого вида уроков в том, что они помогают
учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной
практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких
качеств,
выдержка,
аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к
изучаемым технологическим процессам [5].
как вдумчивость,
терпеливость,
настойчивость,
Кроме уроковисследований существуют также миниисследования. В них
присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение
задания занимает несколько минут. Построение учебной деятельности зависит
от цели урока: решить одну крупную проблему, или же несколько мелких
проблемных заданий. Исследовательская деятельность учащихся способствует истинному
обучению, так как позволяет учиться на собственном опыте, при реализации
конкретного дела. Приносит удовлетворение ученикам, когда они видят продукт
своего труда. А это основа научноисследовательской деятельности, которая
развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний,
критическое мышление, воспитывает уверенность в своих силах [1].
Принцип успеха на таких уроках пробуждает желание заняться серьезной
научно исследовательской работой, участвовать в конференциях, олимпиадах,
конкурсах. Но эта деятельность выходит за рамки урока. В данный же момент
хотелось остановиться именно на уроке, как основе основ становления
творческой личности. Особенно обратить внимание на уроки закрепления и
повторения материала, когда ученики, как правило, в традиционном формате,
теряют интерес и внимание, ведь ничего нового, казалось бы, на таких уроках
они не узнают. Хочется, чтобы выше изложенные мысли исключили уроки из
ряда скучных и однообразных, на которых идет отработка алгоритмических
приемов закрепления нового материала.
Исследовательская работа с учащимися способствует: развитию
творческих способностей учащихся; формированию таких исследовательских
компетенций, как моделирование, сравнение, обобщение, синтез, аналогии,
описание, классификация, систематизация.
Вот почему многие ученики, а также их родители математику считают
сухой и скучной? Думаю потому, что на их уроках чаще всего не было той
новизны и открытий, которыми предвосхищается мозг.
Невольно вспоминаются слова Пифагора: «Жизнь подобна стадиону:
некоторые приходят, чтобы состязаться, другие – торговать, а самые счастливые
– смотреть и наслаждаться. Так и в жизни: одни рождаются с жаждой славы,
другие – со стремлением к наживе, а любомудрые – только ради постижения
истины».
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
Арцев М.Н. Учебноисследовательская работа учащихся. //Завуч. – 2005.
№ 6
Баранова Е. В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской
деятельностью.// Математика в школе. 2004. №2
Миракова Т. Н. Развивающие задачи на уроках математики: пособие для
учителя.// Квантор. – 1991. №3
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. //М.: Просвещение, 2003. – с 203
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие
для учителей. //М.: Просвещение, 1975.
ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ
ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ
ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ
ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.