ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Интеллектуально-творческая игра – это психолого-педагогический механизм активизации направленной интеллектуально-творческой деятельности, с компонентами физической активности, которая способствует не только развитию мыслительных возможностей обучающихся, но и может выступать в качестве инструмента реализации направленной социальной адаптации.
В результате проведенной диагностической работы на констатирующем этапе мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации индивидуального маршрута социальной адаптации с использованием интеллектуально-творческих игр для детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Общие положения.
При построении индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом следует опираться на:
· принцип дифференцированного подхода, который заключается в том, чтобы за счет разнообразия форм деятельности или направлений одного вида деятельности, обеспечить развитие индивидуального потенциала каждого обучающегося;
· принцип деятельности, определяется как организация индивидуального маршрута социальной адаптации с опорой на ведущий тип деятельности (игровая);
· принцип индивидуального подхода, который обеспечивает более результативную деятельность по социальной адаптации за счет учета возрастных, типологических, личностных и т.д. особенностей обучающихся.
В процессе проектирования индивидуального маршрута социальной адаптации следует опираться на:
· учет и соблюдение интересов обучающегося (психолог должен быть нацелен на решение поставленной проблемы в интересах самого ребенка);
· непрерывность оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения как обучающемуся, так и его родителям до полного решения обозначенной проблемы;
· направленность социальной адаптации на приобретение обучающимися с ДЦП социально-значимых навыков, позволяющих организовать своё адаптивное поведение, на основе грамотного выстраивания взаимоотношений с окружающими;
· перенос полученных знаний и навыков в процессе игровой деятельности на реальные социальные ситуации;
· социальное моделирование различных ситуаций, требующих проявления адаптационного поведения.
Цель индивидуального маршрута: создание коррекционно-развивающей среды в контексте социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, при помощи интеллектуально-творческих игр и элементов игротерапии.
Задачи индивидуального маршрута социальной адаптации:
1. диагностика степени социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
2. разработка и внедрение комплекса универсальных занятий с использованием интеллектуальных игр;
3. апробация индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Структура программы индивидуального маршрута социальной адаптации.
Индивидуальный маршрут социальной адаптации включает в себя следующие этапы:
· ориентировочный этап. На данном этапе, происходит первичная диагностика степени социальной адаптации, определяется индивидуальная структура содержания занятий для каждого обучающегося, создается положительный психологический настрой у обучающихся.
· деятельностный этап. В рамках данного этапа проводится основная работа по развитию и формированию социально-значимых навыков у обучающихся, с целью повышения способности к социальной адаптации и адаптивному поведению. Работа проводится как в индивидуальном формате, так и в групповом (при моделировании социальных ситуаций, развитии взаимодействия между обучающимися).
· итоговый этап. Данный этап направлен на закрепление полученного опыта, получение обратной связи со стороны участников, проведение мониторинговых мероприятий.
Количество занятий и их организация.
Занятия проводятся в учебных группах, в которых находятся обучающиеся с детским церебральным параличом, тем самым с одной стороны способствуя их лучшему включению в детский коллектив, а с другой – развивая навыки общения и адаптивного поведения.
Для наших испытуемых были определены следующие планы занятий.
Таблица 2.__ – План занятий индивидуальных маршрутов социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
№ пп. |
Формируемые компетенции |
Занятия |
|
|||||||
1-2 |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
|
||
МФ. |
||||||||||
1. |
Умение взаимодействовать со сверстниками (первичная коммуникация) |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
|
2. |
Умение работать в коллективе |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
|
3. |
Снятие психоэмоционального напряжения |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
|
А Х. |
||||||||||
1. |
Умение взаимодействовать со сверстниками (первичная коммуникация) |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
|
2. |
Умение работать в коллективе |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. |
Снятие психоэмоционального напряжения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
А П. |
||||||||||
1. |
Умение взаимодействовать со сверстниками (первичная коммуникация) |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
|
2. |
Умение работать в коллективе |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. |
Снятие психоэмоционального напряжения |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
И В. |
||||||||||
1. |
Умение взаимодействовать со сверстниками (первичная коммуникация) |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
2. |
Умение работать в коллективе |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
|
3. |
Снятие психоэмоционального напряжения |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
М Р. |
||||||||||
1. |
Умение взаимодействовать со сверстниками (первичная коммуникация) |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
|
2. |
Умение работать в коллективе |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. |
Снятие психоэмоционального напряжения |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Состав: дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, 5 человек.
Возраст детей: 8-9 лет.
Методы групповой психокоррекции: игротерапия и интеллектуально–творческие игры.
Место и время проведения: образовательный класс, с сентября по октябрь 2019 года.
Максимальная продолжительность занятия: не более 35 минут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.