Посуда из папье-маше. (трудовое обучение. 3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке по трудовому обучению учащиеся знакомятся с видами папье- маше и с технологией изготовления разных поделок. Дети слушают и смотрят презентацию по истории возникновения бумаги. На уроке проводится словарная работа. Учитель напоминает о технике безопасности при работе с режущими материалами, с клеем.
Иконка файла материала Трудовое обучение урок.docx
Трудовое обучение  Тема:  Посуда из папье­маше.  Цель:       Познакомить учащихся с одним из видов декоративно­прикладного  искусства папье­маше. Задачи:  ­ Дать учащимся представление о применении, научить выполнению приемов  оклеивания формы различными способами техники папье­маше.  ­  Способствовать формированию и развитию познавательного интереса  учащихся к декоративно­прикладному творчеству, развивать коммуни­ кативные умения через групповую деятельность, развивать воображение,  чувство прекрасного, развивать художественные представления по  оформлению изделий из папье­маше, способствовать развитию речи учащихся  через обогащение словарного запаса;   ­ способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;  развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.  Тип урока: комбинированный  Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.  Методы обучения: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный,  практический, частично­поисковый.  Межпредметные связи: история, геометрия, русский язык.  Оборудование: Образцы изделий из папье­маше, полуфабрикаты изделий,  мультимедийная презентация, плакат «Важные советы», пословица на  казахском и русском языках, письменные инструкции, карточки со сло­ варными словами, кисточки, листы газеты и бумаги, тарелки, вазелин,  клеенка, тряпочка.                                                Ход урока: I. Оргмомент. (Приветствие, проверка явки учащихся, настрой учащихся на  работу).  (Учащиеся сидят по группам).  Учитель: Начнем наш урок с замечательной пословицы  «Хорош на словах, плох лишь в  делах».  Давайте прочитаем вместе слова этой пословицы на русском языке.Объясните смысл пословицы.  Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте –  живите!!!  В добрый час, ребята!  Будем, ребята, беречь доброту,  Будем, ребята, беречь красоту,  Будем дерзать, будем творить,  Улыбку познанья ­  уроку дарить!  Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!  (Ученики желают друг другу всего доброго)  Учитель:  Нашим гостям.  Чтобы гости захотели.  К нам на урок прийти опять.  (Ученики приветствуют учителей)  II. Повторение изученного материала.  Вот и закончили работу по разделу «Лоскутное шитье». Давайте повторим.  Работать будем в группах. Выбираете спикера.  (Учащиеся работают в группах, выбирают спикера)  Задания для групп:  1гр. 1. Назвать виды ДПИ.  2. В чем сходство техники лоскутного шитья «колодец» и «спираль»?  3. Определить вид техники лоскутного шитья по образцам.  2гр. 1. Назвать техники лоскутного шитья.  2. В чем состоит отличие техник лоскутного шитья «колодец» и «спираль»?  3. Определить вид техники лоскутного шитья по образцам.  Выступление спикеров.  Подведение итогов повторения.  III. Изложение новой темы.  Задание. Найдите спрятавшиеся слова.  Иналмипапьемашевуц.       Бумага – это не просто средство для передачи мыслей, но и идеальный  материал для создания оригинальных поделок! Ребята, сегодня на уроке вы  познакомитесь с новым видом ДПИ, которое называется папье­ маше и нач­ нем работу по изготовлению панно в этой технике.       Тема нашего урока «Удивительный мир папье­маше».       Открыли тетради, записали дату, тему урока.       Этот вид искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготов­ лена бумага, из Китая.                                                                         (Слайд №1)Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно поя­ вилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье­маше. Если пере­ вести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная  бумага». Папье­маше – фр. сл. «жёваная бумага» ­ запись в тетрадях.  Почему жеваная? Об этом вы узнаете позже.                                 (Слайд  №2)    Работать с папье ­ маше удобнее всего на большом столе. Обязательно  необходимо застелить стол газетами или старой клеенкой. Во время работы  ваши руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой  сухой тряпочкой.  Приготовить необходимые инструменты и материалы: (показ материалов,  инструментов).  Для работы нам понадобится бумага, кисточка, клей, вазелин или подсол­ нечное масло для смазки, чтобы бумага не приклеивалась к форме.  Клей можно использовать разный: разведенный ПВА, обойный клей и  клейстер (заваренная в кипятке мука).  Также для работы нам понадобятся различные формочки, которые можно  обклеивать: надувные шары, тарелочки, баночки, мисочки и т.д.  Существует два способа изготовления папье­маше.  Способы изготовления папье­маше: 1. Слоеное папье­маше папье­маше из бумажной массы (маширование). 2. (Наклеивание рваной бумаги (Папье­маше из бумажной массы слоями).  напоминает лепку, только поделки моделируются не из пластилина,  глины и соленого теста, а так называемого «бумажного теста»)  Вопрос­проблема: Почему этот вид папье­маше называется слоенным?  (Схема составляется в процессе объяснения и показа приемов выполнения  каждого способа).                                                                                                                                        Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы  кусочками бумаги.                                                                                (Слайд №3) Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.  Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, ис­ ключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае полу­ чаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от  того каким образом было выполнено папье­маше, маширование бывает  внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитыва­ете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её передработой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму ва­ зелином или жирным кремом. Самый идеальный вариант это смешенное ок­ леивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте повер­ хность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета  или газетные обрывки. Применяется это для того, чтобы не запутаться в ко­ личестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из  белой бумаги. Каждый слой должен хорошо разглаживаться и приглаживать­ ся, потому, что с каждым последующим ошибка (складки, торчалки, дырки и  прочее) нарастает и исправить бывает сложно, да и вид работы искажается.                                                                   (ПОКАЗ ПРИЕМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ)  Папье­маше из бумажной массы.                                                    (Слайд №4) Вопрос­проблема: Как вы понимаете – папье­маше из бумажной массы?  В этом методе бумажная масса используется подобно глине в руках скульп­ тора.  Чтобы приготовить массу, замочите куски газеты на ночь. Слейте воду и про­ кипятите массу в чистой воде в течение 30 минут, пока волокна не начнут  разрушаться. Просейте и слейте. Разомните массу, пока волокна совсем не  разрушатся. Перемешивайте с клеем до получения глиноподобной консис­ тенции. Можно для эластичности добавить в газетную массу шпатлевку.                                                                   (ПОКАЗ ПРИЕМА ВЫПОНЕНИЯ)  Можно также приготовить материал для папье­маше из ячеек из­под яиц. Для  этого ячейки из­под яиц разрывают на кусочки и оставляют на сутки в кипят­ ке. Потом, добавив немного воды, помещают в миксер и размельчают. Полу­ ченную массу отжимают через ткань. Добавляют две части обойного клея и  одну часть ПВА. Масса должна стать однородной и клейкой, но не приста­ вать к рукам. (Показ приема).  Работа в тетрадях: Записали схему способов изготовления папье­маше.  Работа в словарях: слоеное папье­маше, папье ­ маше из бумажной массы,  маширование. (ПРОИЗНЕСТИ СЛОВА ПО СЛОГАМ И ЗАПИСАТЬ В  СЛОВАРЬ) Для работы в технике папье­маше необходимо соблюдать некоторые  важные советы.  Важные советы (вывешены на доске, чтение вслух)                        (Слайд №5) 1. Бумага должна быть мягкой (газеты).  2. Бумагу для ни в коем случае нельзя разрезать ножницами.  3. Перед работой смазать форму кремом.  4. Нанести 5­6 слоев бумаги и просушить.  5. Каждый слой должен хорошо разглаживаться и приглаживаться.  6. Последний слой обязательно делается из белой бумаги.В технике папье­маше вот уже на протяжении почти 500 лет делают ар­ хитектурные детали, наглядные пособия, посуду, шкатулки, игрушки, маски  для кукольного театра и даже мебель и воинские шлемы.           (Слайд №8,9)      У папье­маше по сравнению с деревом было множество достоинств.  Небольшая цена и легкость позволяли перевозить изделия в больших коли­ чествах, когда немецкие кукольники отправляли во Францию головки из па­ пье­маше, а там мастера пришивали эти головки к кукольным туловищам и  наряжали кукол в модные платья.  Изготавливать поделки из папье­маше несложно, но это требует кропотли­ вости, усидчивости и старания. Зато вы своими руками создадите замечатель­ ные произведения и не пожалеете потраченного времени. Воспользуйтесь  методом слоев или методом массы, или обоими сразу. Вы почувствуете  вдохновение приложить руки к папье­маше. Это замечательное увлечение.  У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. Есть посуда на  каждый день, она прочная, устойчивая, есть нарядный сервиз, такая посуда  более хрупкая, изящная по форме. В старину на Руси пользовались деревян­ ной посудой. А для красоты делали посуду своими руками из папье­маше. Это самый простой способ выполнения изделия из папье­маше.  И сегодня в технике папье­маше мы будем делать настенное панно.  Анализ образца.  1. Из каких частей состоит панно?  2. Какую форму имеют тарелочки?  3. В какой последовательности находятся тарелочки в панно?  4. Как соединяются тарелочки в панно?  5. Какую отделку применили в данной работе?  6. Какой способ изготовления применен? (слоеное папье­маше)  IV.Физкультминутка.  Упражнение для глаз (электронная презентация «Цветик­семицветик»)  Упражнения для снятия утомляемости «Любопытная Варвара».  Упражнение для рук «Долго, долго мы лепили…»  V. Закрепление.  1. Какие способы изготовления изделий в технике папье­маше вы запомнили?  2. В чем заключается слоёное папье­маше?  3. В чем заключается способ папье­маше из бумажной массы?  «Оживлялка №5 (это упражнение выполняется перед работой)  А сейчас перед работой выполним упражнение «Оживлялка».  Сжимаем и разжимаем пальцы, одновременно моргаем глазами. Теперь  зажмурьте глаза, сожмите кулаки и про себя скажите «Я справлюсь. Я могу. Я человек. Человек все может. Я не боюсь трудностей!»VI. Практическая работа.  1. Вводный инструктаж.  ­ изготовление панно в технике папье­маше  ­ задачи практической работы: научить учащихся оклеиванию формы раз­ личными способами (слоеное папье­маше и папье­маше из бумажной массы)  ­ объект труда (образец) образец настенного панно.  ­ ознакомление с УТД.  Давайте вспомним технологию выполнения слоёного  папье­маше и папье­маше из бумажной массы. (Работа с инструкционной  картой).  ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, какой вид маширования применен в данной  инструкции? (Внешний)  ­ ознакомление со средствами обучения (оборудование, инструменты,  приспособления) ножницы, клей  ­ инструктаж по ПТБ №4, №5 (запись в журнал инструктажа)  2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.  Учащиеся работают в группах, изготавливают тарелочки для панно раз­ личными способами папье­маше.  (От работы каждого зависит успех группы. Оказание взаимопомощи,  взаимопроверки).  3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения  учащимися самостоятельной работы).  ­ проверка организованности начала работы учащихся;  ­ проверка организации РМ учащихся (рабочий стол, инструменты,  приспособления).  ­ соблюдение правил ТБ и СГТ;  4. Целевые обходы:  ­ инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;  ­ концентрация внимания на наиболее рациональных приемах выполнения  операций;  ­ оказание помощи слабо подготовленным уч­ся к выполнению задания;  ­ контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;  ­ осуществление самоконтроля, взаимоконтроля;  ­ рациональное использование рабочего времени.  5. Заключительный инструктаж учителя:­ анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;  ­ разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных  учащимися ошибок;  ­ повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.  VII. Рефлексия.       Как вы думаете, мы достигли цели, которую ставили в начале урока?  А сейчас давайте рассмотрим наши заготовки и проанализируем: у кого  работа получилась замечательно, у кого не получилась и по какой причине.  А сейчас предлагаю вам провести рефлексию «Комплимент»  Комплимент­похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся  оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за  проведенный урок.  ­ объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда  учащихся на уроке; выставление оценок;  ­ демонстрация лучших работ учащихся.  VIII. Оценки.  Уборка рабочих мест. Д.З.