На уроке по трудовому обучению учащиеся знакомятся с видами папье- маше и с технологией изготовления разных поделок. Дети слушают и смотрят презентацию по истории возникновения бумаги. На уроке проводится словарная работа. Учитель напоминает о технике безопасности при работе с режущими материалами, с клеем.
Трудовое обучение
Тема: Посуда из папьемаше.
Цель:
Познакомить учащихся с одним из видов декоративноприкладного
искусства папьемаше.
Задачи:
Дать учащимся представление о применении, научить выполнению приемов
оклеивания формы различными способами техники папьемаше.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса
учащихся к декоративноприкладному творчеству, развивать коммуни
кативные умения через групповую деятельность, развивать воображение,
чувство прекрасного, развивать художественные представления по
оформлению изделий из папьемаше, способствовать развитию речи учащихся
через обогащение словарного запаса;
способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительноиллюстративный, репродуктивный,
практический, частичнопоисковый.
Межпредметные связи: история, геометрия, русский язык.
Оборудование: Образцы изделий из папьемаше, полуфабрикаты изделий,
мультимедийная презентация, плакат «Важные советы», пословица на
казахском и русском языках, письменные инструкции, карточки со сло
варными словами, кисточки, листы газеты и бумаги, тарелки, вазелин,
клеенка, тряпочка.
Ход урока:
I. Оргмомент. (Приветствие, проверка явки учащихся, настрой учащихся на
работу).
(Учащиеся сидят по группам).
Учитель:
Начнем наш урок с замечательной пословицы «Хорош на словах, плох лишь в
делах».
Давайте прочитаем вместе слова этой пословицы на русском языке.Объясните смысл пословицы.
Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте –
живите!!!
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будем, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!
(Ученики желают друг другу всего доброго)
Учитель:
Нашим гостям.
Чтобы гости захотели.
К нам на урок прийти опять.
(Ученики приветствуют учителей)
II. Повторение изученного материала.
Вот и закончили работу по разделу «Лоскутное шитье». Давайте повторим.
Работать будем в группах. Выбираете спикера.
(Учащиеся работают в группах, выбирают спикера)
Задания для групп:
1гр. 1. Назвать виды ДПИ.
2. В чем сходство техники лоскутного шитья «колодец» и «спираль»?
3. Определить вид техники лоскутного шитья по образцам.
2гр. 1. Назвать техники лоскутного шитья.
2. В чем состоит отличие техник лоскутного шитья «колодец» и «спираль»?
3. Определить вид техники лоскутного шитья по образцам.
Выступление спикеров.
Подведение итогов повторения.
III. Изложение новой темы.
Задание. Найдите спрятавшиеся слова.
Иналмипапьемашевуц.
Бумага – это не просто средство для передачи мыслей, но и идеальный
материал для создания оригинальных поделок! Ребята, сегодня на уроке вы
познакомитесь с новым видом ДПИ, которое называется папье маше и нач
нем работу по изготовлению панно в этой технике.
Тема нашего урока «Удивительный мир папьемаше».
Открыли тетради, записали дату, тему урока.
Этот вид искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготов
лена бумага, из Китая. (Слайд №1)Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно поя
вилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папьемаше. Если пере
вести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная
бумага». Папьемаше – фр. сл. «жёваная бумага» запись в тетрадях.
Почему жеваная? Об этом вы узнаете позже. (Слайд №2)
Работать с папье маше удобнее всего на большом столе. Обязательно
необходимо застелить стол газетами или старой клеенкой. Во время работы
ваши руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой
сухой тряпочкой.
Приготовить необходимые инструменты и материалы: (показ материалов,
инструментов).
Для работы нам понадобится бумага, кисточка, клей, вазелин или подсол
нечное масло для смазки, чтобы бумага не приклеивалась к форме.
Клей можно использовать разный: разведенный ПВА, обойный клей и
клейстер (заваренная в кипятке мука).
Также для работы нам понадобятся различные формочки, которые можно
обклеивать: надувные шары, тарелочки, баночки, мисочки и т.д.
Существует два способа изготовления папьемаше.
Способы изготовления папьемаше:
1. Слоеное папьемаше папьемаше из бумажной массы (маширование).
2. (Наклеивание рваной бумаги (Папьемаше из бумажной массы слоями).
напоминает лепку, только поделки моделируются не из пластилина,
глины и соленого теста, а так называемого «бумажного теста»)
Вопроспроблема: Почему этот вид папьемаше называется слоенным?
(Схема составляется в процессе объяснения и показа приемов выполнения
каждого способа).
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы
кусочками бумаги. (Слайд №3)
Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.
Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, ис
ключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае полу
чаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от
того каким образом было выполнено папьемаше, маширование бывает
внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете
на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её передработой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму ва
зелином или жирным кремом. Самый идеальный вариант это смешенное ок
леивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте повер
хность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета
или газетные обрывки. Применяется это для того, чтобы не запутаться в ко
личестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из
белой бумаги. Каждый слой должен хорошо разглаживаться и приглаживать
ся, потому, что с каждым последующим ошибка (складки, торчалки, дырки и
прочее) нарастает и исправить бывает сложно, да и вид работы искажается.
(ПОКАЗ ПРИЕМОВ ВЫПОЛНЕНИЯ)
Папьемаше из бумажной массы. (Слайд №4)
Вопроспроблема: Как вы понимаете – папьемаше из бумажной массы?
В этом методе бумажная масса используется подобно глине в руках скульп
тора.
Чтобы приготовить массу, замочите куски газеты на ночь. Слейте воду и про
кипятите массу в чистой воде в течение 30 минут, пока волокна не начнут
разрушаться. Просейте и слейте. Разомните массу, пока волокна совсем не
разрушатся. Перемешивайте с клеем до получения глиноподобной консис
тенции. Можно для эластичности добавить в газетную массу шпатлевку.
(ПОКАЗ ПРИЕМА ВЫПОНЕНИЯ)
Можно также приготовить материал для папьемаше из ячеек изпод яиц. Для
этого ячейки изпод яиц разрывают на кусочки и оставляют на сутки в кипят
ке. Потом, добавив немного воды, помещают в миксер и размельчают. Полу
ченную массу отжимают через ткань. Добавляют две части обойного клея и
одну часть ПВА. Масса должна стать однородной и клейкой, но не приста
вать к рукам. (Показ приема).
Работа в тетрадях: Записали схему способов изготовления папьемаше.
Работа в словарях: слоеное папьемаше, папье маше из бумажной массы,
маширование. (ПРОИЗНЕСТИ СЛОВА ПО СЛОГАМ И ЗАПИСАТЬ В
СЛОВАРЬ)
Для работы в технике папьемаше необходимо соблюдать некоторые
важные советы.
Важные советы (вывешены на доске, чтение вслух) (Слайд №5)
1. Бумага должна быть мягкой (газеты).
2. Бумагу для ни в коем случае нельзя разрезать ножницами.
3. Перед работой смазать форму кремом.
4. Нанести 56 слоев бумаги и просушить.
5. Каждый слой должен хорошо разглаживаться и приглаживаться.
6. Последний слой обязательно делается из белой бумаги.В технике папьемаше вот уже на протяжении почти 500 лет делают ар
хитектурные детали, наглядные пособия, посуду, шкатулки, игрушки, маски
для кукольного театра и даже мебель и воинские шлемы. (Слайд №8,9)
У папьемаше по сравнению с деревом было множество достоинств.
Небольшая цена и легкость позволяли перевозить изделия в больших коли
чествах, когда немецкие кукольники отправляли во Францию головки из па
пьемаше, а там мастера пришивали эти головки к кукольным туловищам и
наряжали кукол в модные платья.
Изготавливать поделки из папьемаше несложно, но это требует кропотли
вости, усидчивости и старания. Зато вы своими руками создадите замечатель
ные произведения и не пожалеете потраченного времени. Воспользуйтесь
методом слоев или методом массы, или обоими сразу. Вы почувствуете
вдохновение приложить руки к папьемаше. Это замечательное увлечение.
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. Есть посуда на
каждый день, она прочная, устойчивая, есть нарядный сервиз, такая посуда
более хрупкая, изящная по форме. В старину на Руси пользовались деревян
ной посудой. А для красоты делали посуду своими руками из папьемаше. Это
самый простой способ выполнения изделия из папьемаше.
И сегодня в технике папьемаше мы будем делать настенное панно.
Анализ образца.
1. Из каких частей состоит панно?
2. Какую форму имеют тарелочки?
3. В какой последовательности находятся тарелочки в панно?
4. Как соединяются тарелочки в панно?
5. Какую отделку применили в данной работе?
6. Какой способ изготовления применен? (слоеное папьемаше)
IV.Физкультминутка.
Упражнение для глаз (электронная презентация «Цветиксемицветик»)
Упражнения для снятия утомляемости «Любопытная Варвара».
Упражнение для рук «Долго, долго мы лепили…»
V. Закрепление.
1. Какие способы изготовления изделий в технике папьемаше вы запомнили?
2. В чем заключается слоёное папьемаше?
3. В чем заключается способ папьемаше из бумажной массы?
«Оживлялка №5 (это упражнение выполняется перед работой)
А сейчас перед работой выполним упражнение «Оживлялка».
Сжимаем и разжимаем пальцы, одновременно моргаем глазами. Теперь
зажмурьте глаза, сожмите кулаки и про себя скажите «Я справлюсь. Я могу. Я
человек. Человек все может. Я не боюсь трудностей!»VI. Практическая работа.
1. Вводный инструктаж.
изготовление панно в технике папьемаше
задачи практической работы: научить учащихся оклеиванию формы раз
личными способами (слоеное папьемаше и папьемаше из бумажной массы)
объект труда (образец) образец настенного панно.
ознакомление с УТД. Давайте вспомним технологию выполнения слоёного
папьемаше и папьемаше из бумажной массы. (Работа с инструкционной
картой).
ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, какой вид маширования применен в данной
инструкции? (Внешний)
ознакомление со средствами обучения (оборудование, инструменты,
приспособления) ножницы, клей
инструктаж по ПТБ №4, №5 (запись в журнал инструктажа)
2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
Учащиеся работают в группах, изготавливают тарелочки для панно раз
личными способами папьемаше.
(От работы каждого зависит успех группы. Оказание взаимопомощи,
взаимопроверки).
3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения
учащимися самостоятельной работы).
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации РМ учащихся (рабочий стол, инструменты,
приспособления).
соблюдение правил ТБ и СГТ;
4. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в
целом;
концентрация внимания на наиболее рациональных приемах выполнения
операций;
оказание помощи слабо подготовленным учся к выполнению задания;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
осуществление самоконтроля, взаимоконтроля;
рациональное использование рабочего времени.
5. Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных
учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
VII. Рефлексия.
Как вы думаете, мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
А сейчас давайте рассмотрим наши заготовки и проанализируем: у кого
работа получилась замечательно, у кого не получилась и по какой причине.
А сейчас предлагаю вам провести рефлексию «Комплимент»
Комплиментпохвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся
оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за
проведенный урок.
объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда
учащихся на уроке; выставление оценок;
демонстрация лучших работ учащихся.
VIII. Оценки. Уборка рабочих мест. Д.З.