Потенциал народного творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи
Оценка 4.9

Потенциал народного творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
искусство
Взрослым
22.01.2023
Потенциал народного творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи
Данная методическая разработка посвящена освещению роли фольклора в воспитании современной молодежи
потенциал нар.тв-ва.docx

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

Методическая разработка

«Потенциал народного творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи»

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Вовлечение и информирование молодого поколения в области народного творчества – одна из главных задач формирования духовно-нравственных качеств, поскольку именно нравственная зрелость позволяет эффективнее адаптироваться к неопределенностям жизни и усваивать общечеловеческие ценности.

Советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний». Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 века этот термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. фольклор национальный воспитание.

Понятие «фольклор» также означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется: народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т.д., поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Народное творчество - художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах: поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники - это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Что способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа. Таким образом, фольклор - это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным ненавязчивым и в то же время эффективным средством воспитательного воздействия.

Преимущество народного творчества как средства воспитания нравственных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Оно активно воздействует на чувства и разум человека, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует установленным правилам поведения.

Поэтому, можно назвать три основные функции фольклора:

1.Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей и молодёжи художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

2.Познавательное значение фольклора заключено в способе знакомства человека с окружающим миром.

3.Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Яркие переживания, полученные в процессе «общения» с фольклором, оставляют неизгладимый след в душе человека, оказывают большое влияние на последующие его интересы, предпочтения, вкусы. Используя свой опыт, умение сравнивать, сопоставлять, выделять характерные признаки, выразительные детали, дети, а затем и взрослые постепенно учатся отображать полученные впечатления в содержании своей разнообразной деятельности. Так, познание и осмысление фольклора, восхищение им обогащает индивидуальный опыт человека, позволяет усваивать ценности родной культуры.

Также, большое место в приобщении молодёжи к народной культуре занимают народные праздники и традиции, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Вспомните свои светлые воспоминания из прошлого, когда вы отмечали какой-то праздник в детстве! Народные праздники, как совместная деятельность молодёжи и более старшего поколения оказывают большое влияние на усвоение молодёжью этических норм, воспитание нравственного поведения. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Таким образом, использование в современной образовательной системе основ традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Это и есть основное предназначение воспитания и образования современной молодёжи посредством народного творчества.

 

 


 

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый

Преимущество народного творчества как средства воспитания нравственных чувств - в его эмоциональной оценке действительности

Преимущество народного творчества как средства воспитания нравственных чувств - в его эмоциональной оценке действительности

Также, большое место в приобщении молодёжи к народной культуре занимают народные праздники и традиции, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых

Также, большое место в приобщении молодёжи к народной культуре занимают народные праздники и традиции, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023