Потребители и разрушители лесной экосистемы
Оценка 4.9

Потребители и разрушители лесной экосистемы

Оценка 4.9
doc
23.06.2022
Потребители и разрушители лесной экосистемы
Потребители и разрушители лесной экосистемы.doc

Потребители и разрушители лесной экосистемы

Цели:

Образовательные:

Познакомить учащихся с животными и растениями леса.

Выявить “ профессии” лесных жителей.

Установить взаимосвязи, взаимные приспособления друг к другу в экосистеме леса.

Развивающие:

Продолжить развитие способностей аналитически  мыслить, сравнивать, обобщать.

Поддерживать интерес к изучению объектов и  явлений природы.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Формировать навыки  бережного,  чуткого  отношения  к природе, умение видеть её красоту.

Оборудование:

Презентация урока;

Карточки с установлением цепей питания.

Ход урока:

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова хорошо работает.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

Посмотрите на экран, здесь записаны слова. Прочитайте их.

ЛУГ

БОЛОТО

ОЗЕРО

– Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)
– Экосистема – что это такое?
( Экологическая система. Эко – природа, система – порядок. Природное сообщество.  Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ.)

Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах? ( Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.
)
– Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

– А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)

На доске постепенно появляется схема:

http://festival.1september.ru:8080/articles/534148/img1.gif

Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.

-Какой вопрос в связи с этим возникает? (а лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)

III. Проблемная ситуация

– Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне.)

-Какие леса преобладают в нашей Республике? Опишите их.  (лиственные, сосняки, смешанные)
-Давайте смоделируем лесную экосистему.  (моделируют 3 яруса: трава, кустарники, деревья)
– Какова роль растений леса?
  (являются производителями)

-А для чего нужен лес? (Втом числе и гулять.)

-А давйте мы с вами прогуляемся по лесу. Для этого закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу (слушем музыку-звуки леса)

-но вот до нас доносятся чьи – то голоса. Давайте послушаем.

IV. Проблемный вопрос

Инсценировка (диалог Лены с Мишей).

(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)

Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.

Миша: Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.

-Итак, на какой же вопрос мы будем отвечать сегодня? (какова роль животных в экосистеме леса)

VI. Совместное открытие знаний

-На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях.

– Каких обитателей леса вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)
– Сегодня ребята
 приготовили для вас сообщения о некоторых обитателях леса.  (выступление ребят)

– Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)
– Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)
– Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий живых организмов леса.)

  • I группа: кедр ––> белка  ––> куница
  • II группа: ель  ––> лось  ––> волк
  • III группа: дуб  ––> гусеницы  ––> кукушка  ––> ястреб
  • IV группа: берёза  ––> жук-короед  ––> дятел  ––> ястреб

– Ель, дуб, берёза, кедр – это… (растения-производители).
– Белка, куница, лось, волк – это… (животные-потребители).

-Чего не хватает в этих цепях питания? (разрушителей)

-А для чего вообще нужны разрушители? (ответы детей)
-Кого из разрушителей вы знаете? (дождевой червь, микроорганизмы, грибы)

-В каких условиях живут разрушители? (им нужны питательные вещества, влага)

-Вы все бывали в лесу, какие в нем условия? Что заметили? (в лесу влажно)

-Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (круговорот будет замкнутым)

-Смогут ли деревья жить без обитателей леса? (нет)

-Легко ли встретить в лесу животных? (нет)

-Но несмотря на то, что потребителей и разрушителей в лесу меньше, чем производителей, роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого жителя своя профессия.

 

-Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям.(задание№1)

 

Задание №1.

Распределите  обитателей  леса по «профессиям»

Деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.

        Производители

          «кормильцы»

          Потребители

               «едоки»

          Разрушители

          «мусорщики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Посмотрите на экран, где представлены обитатели экосистемы леса, давайте назовем цепи питания, теперь уже не забывая ни одного жителя леса.(называют)

- Рассмотрите схему экосистемы леса, объясните, что обозначают стрелки?

-Итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес - устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)

 -А если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)

-Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да, все они участники круговорота)

VII. Самостоятельное применение знаний

  - А теперь выполним задания.

 

 

Задание №2

Составьте рассказ о жизни леса.

 

Растения  в лесу растут ___________.  Животные делят между собой эти этажи:

одни живут на _______________, другие – в ________________, третьи – на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений  в лесу _______, чем животных. ____________________________________________________________

 

-Давайте проверим, что у вас получилось? (дети зачитывают  ответы, если допущены ошибки-исправляем)

 

Рефлексия деятельности

-Посмотрите внимательно на экран - кто лишний? Почему?

IX. Итог урока

При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

         - А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.

Лист самооценки _______________________________________________

 

Работа на уроке

Оценка ученика

Оценка учителя

1. Помогал выполнять задания в группе

 

 

2.Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания

 

 

3. Внимательно слушал учителя, одноклассн.

 

 

4. Активно работал на уроке

 

 

 

X. Домашнее задание

Книжка-малышка туриста «Как нужно вести себя в лесу».

 


Потребители и разрушители лесной экосистемы

Потребители и разрушители лесной экосистемы

III. Проблемная ситуация – Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне

III. Проблемная ситуация – Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне

Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям

Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям

Рефлексия деятельности -Посмотрите внимательно на экран - кто лишний?

Рефлексия деятельности -Посмотрите внимательно на экран - кто лишний?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2022