Потребности и их отражение
Оценка 4.7

Потребности и их отражение

Оценка 4.7
doc
13.06.2020
Потребности и их отражение
Виды потребностей. Диагностика потребностей.
Потребности.doc

Тема работы: «Потребности и их отражение».

Работу выполнила

педагог-психолог

Нахалова Татьяна Александровна,

МАОУ «СОШ №15» г. Губаха.

 

 

 

Вводная часть.

Размышляя над тем, кто я и каков я есть, не избежать вопроса о том, из чего я состою, из каких составных элементов. Из клеточек? Но из них состоит только тело. Из желаний? Но желания то возникают, то исчезают. Вот, например, в данный момент человек хочет есть. А после того как он насытился пищей, чувство голода исчезает; но сам он в это время не исчезает. Он все-таки есть, хотя во время голода ему казалось, что он весь превратился в пищевое стремление. Может быть, после того как он поел и удовлетворил потребность в пище, он уже превратился в желание читать книгу или играть в футбол? Конечно, о человеке можно судить по его желаниям и по тому, чего он хочет в данный момент. Но наши влечения слишком подвижны, изменчивы, чтобы мы могли себя отождествлять с ними. Поэтому будет не совсем верно сказать: «Я - это то, чего я хочу».

Однако если внимательно приглядеться к людям, то нетрудно заметить, что они отличаются друг от друга тем, чего они хотят и как стремятся удовлетворить свои желания. Можно сказать, что они отличаются набором потребностей и тем, и тем как эти потребности возбуждаются, с какой силой проявляют себя и как удовлетворяются. Вот эти особенности и можно назвать чертами проявления потребностей. Если потребность не удовлетворена, мы всегда испытываем чувство лишения. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует контролированию образов объектов и обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Поэтому наши потребности могут, вызывать образы, способствовать проявлению черт. Когда голодным людям предлагали составить рассказы по нейтральным по отношению к пищевой потребности картинкам, то у них образов пищи возникало намного больше, чем у тех, кто был сыт. Наши потребности способствуют проявлению наших черт и выражают направленность личности на то, чтобы действовать в одних и тех же обстоятельствах различным образом. У ученика с сильно выраженным мотивом достижения успеха вид учебника будет вызывать страстное желание приступить к изучению интересующего его вопроса, в то время как у ученика с преобладающей потребностью избегания неудачи этот же учебник будет вызывать тягостное чувство необходимости готовиться к экзамену, а в некоторых случаях – просто отвращение.

Образы являются как раз тем ключевым пунктом, который оказывает влияние на наши потребности. Если человек может управлять своими мыслеобразами, то, в конечном счете, может управлять и своими потребностями, контролировать их. [Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. –278 с.]

Потребности людей.

Каждую человеческую личность характеризует общая направленность, т.е. те цели, стремления и мотивы, которые возникают на основе потребностей, интересов, убеждений. Эта направленность побуждает человека быть активным, деятельным и проявлять определенное отношение к окружающему миру.

Направленность личности формируется под влиянием потребностей, т.е. проявления нужды, которую человек испытывает в чем-либо.

Потребности бывают биологические, связанные с требованиями организма человека в пище, одежде, жилье, в движении, отдыхе и т.п., и социальные (в том числе духовные, культурные, последние включают стремление к знанию, к удовлетворению интеллектуальных запросов, эстетических вкусов, к общению людей друг с другом). Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных. Но у человека даже эти потребности в огромной степени зависят от полученного воспитания, от влияния окружающей социальной среды. Биологические потребности человека являются общественно-личностными потребностями. Их удовлетворение имеет обычно социальный характер. Даже такая биологическая потребность, как влечение к представителю противоположного пола, у человека протекает иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви и глубокого уважения друг к другу, предполагает организацию семьи как первичной ячейки общества, подчинена законам и обычаям, существующим в окружающей среде.

Духовные потребности человека можно разделить на две группы: 1) потребность в информации и 2) потребность в эстетических переживаниях, которые удовлетворяются нашими наблюдениями над природой, чтением художественной литературы, занятиями искусством и т.п.

Особый вид потребностей – потребности в трудовой деятельности, в умственной и физической работе, в творчестве, в создании новых ценностей. Труд необходим как для удовлетворения материальных, физических нужд человека, так и для его нормального психического состояния.

Если биологические потребности есть у животных, то духовные потребности и потребность в труде свойственны только человеку.

Потребности тесно связаны с эмоциями. Удовлетворенные или неудовлетворенные потребности вызывают соответствующие чувства. Они, в свою очередь, могут вызывать, усиливать или подавлять те или иные потребности. Иногда и само переживание этих чувств становится целью человека, у которого появляется потребность в таком переживании. Так, у культурного человека эстетические чувства становятся потребностью, которую он стремится удовлетворить.

Зная о роли потребностей в формировании личности, следует так организовать процесс воспитания ребенка, чтобы выполнение предъявленных требований стало его потребностью. А это произойдет тогда, когда ребенок поймет значение предъявляемых ему требований и привыкнет самостоятельно выполнять их. [Гоноболин Ф.Н. Психология. Под редакцией Н.Ф. Добрынина. Учеб. Пособие для учащихся педучилищ по специальности № 2001. – М.: Просвещение, 1973. С. 121]

Рассмотрим более подробно потребности человека.

Физиологические потребности.

Большинство людей не испытают серьезных затруднений при удовлетворении своих физиологических потребностей. Физиологические потребности: потребности, необходимые для поддержания жизни. Возможно, были случаи, когда вам казалось, что вы умираете от голода или жажды. Но те ваши потребности могут показаться незначительными, если сравнить их с потребностями людей, которые были лишены или пищи в течение многих дней.

Кейс (Keys, 1950) обследовал мужчин, которым приходилось голодать в годы Второй мировой войны. Эти люди получали ровно столько пищи, сколько было необходимо для поддержания жизни. Обследование показало, что все их внимание было поглощено мыслями о еде и фантазиями на кулинарные темы. Они полюбили рассматривать кулинарные книги и рассказывать о своих любимых блюдах. Женщины и секс оказались не нужны им, ставшим вялыми, раздражительными и унылыми.

Существует множество данных, свидетельствующих о том, что, например, чувство жажды острее чувства голода, что если какие-либо физиологические потребности человека не удовлетворены, это, как, правило, отражается на состоянии его личности. Известно, что люди, лишенные сна на длительное время, испытывают тревогу и у них бывают галлюцинации. Случалось ли вам в течение долгого времени переносить сильную постоянную боль? Если случалось, то, возможно, вы заметили некоторые изменения в вашем поведении. Скорее всего, вы были раздражительны и не могли ни на чем сосредоточиться. Все ваши интересы и устремления сводились к тому, чтобы как-то облегчить боль и улучшить свое самочувствие.

Человеческий организм постоянно стремится к поддержанию равновесия или некоего стабильного состояния. Механизм поддержания этого состояния называется гомеостазом. Гомеостаз регулирует температуру вашего тела, действуя как термостат. Когда ваше тело разогревается слишком сильно, вы потеет, а когда вам холодно, вы дрожите (вырабатываете тепло). Или снимаете (надеваете) свитер. Точно так же вы едите, когда ощущаете голод, а когда чувствуете удовлетворение или сытость, прекращаете есть.

Почему некоторые люди едят больше других? Некоторые ученые считают, что у разных людей механизм, регулирующий вес (его по аналогии с термостатом можно назвать «жиростатом»), работает различно. У каждого человека существует своя точка равновесия, которая отражает его обычный вес. Случалось ли вам похудеть на несколько килограммов, а потом опять набрать прежний вес? Беннет и Гьюрин (Bennet and Gurin, 1982) считают, что, когда человек сидит на диете, его вес опускается ниже точки равновесия. Организм чувствует себя «обделенным», и человек начинает, есть больше. Этим и объясняется быстрое восстановление веса после прекращения диеты.

Упражнение.

Некоторые научные исследования указывают на то, что дети, которые перед уходом в школу съедают хороший питательный завтрак, как правило, лучше учатся. Основываясь на полученных вами сведениях о проблемах, возникающих у людей, которым приходилось голодать, объясните, каким образом организация завтраков в школе может способствовать повышению успеваемости.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: голодный ребенок будет думать не об учебе, а об удовлетворении потребности в еде.

Любознательность и возбуждение.

Большинство людей не испытают потребности в постоянной смене впечатлений. Можно сказать, что эти люди не любят скучать, но, и не озабочены постоянным поиском новых ощущений. Если вы в одиночестве дома и вам нечего делать, то можно включить стереосистему или телевизор или почитать журнал. С другой стороны, если вы находитесь на вечеринке, где полно народа, гремит музыка, и все громко разговаривают, вам может захотеться свежего воздуха и тишины.

Люди сильно отличаются друг от друга своей потребностью в раздражителях. Фарли (Farley, 1986) описал два типа личностей, которые резко отличаются друг от друга по силе требовательности к внешним впечатлениям, назвав их личность типа «Т» и личность типа «t». Личность типа «Т» - любители острых ощущений. Они жаждут приключений и риска сильнее других людей. Они любят экспериментировать, предпочитают все новое и неизведанное, им нравятся конфликты и волнующие переживания. На другом полюсе находятся личности типа «t». Этим людям нравится надежность, стабильность и ощущение покоя. Потребность большинства людей во внешних впечатлениях являются умеренными и находятся где-то посредине между потребностями типа «Т» и типа «t».

Фарли (Farley, 1992) подчеркивает, что при благоприятных условиях дети, относящиеся к типу «Т», могут проявлять высокую творческую одаренность (креативность). Однако если таким детям не помогают правильно сориентироваться, они могут искать волнующих переживаний, занимаясь хулиганством, употребляя наркотики или совершая какие-либо другие опасные или противоправные поступки. Фарли рекомендует родителям детей, относящихся к Т-типу, выявить их склонность к риску как можно раньше и стараться направить их энергию в русло созидательной деятельности, такой как туристические походы по выходным, занятия спортом, развивающие и увлекательные хобби.

Потребности в безопасности и защищенности.

Скорее всего, вы всячески стараетесь обеспечить свою безопасность. У вас есть крыша над головой – квартира, дом, вигвам или хижина. Ваш кров защищает вас от дождя, снега и других неблагоприятных воздействий. Но, несомненно, ваша забота о безопасности и защищенности своего существования не ограничивается только удовлетворением потребности в крыше над головой. Есть ли у вас решетки на окнах и замки на дверях? А как насчет сигнализации и аварийного освещения? Если вы возите в машине запасное колесо и застраховали свою жизнь и имущество, то это вызвано вашей мотивацией удовлетворения потребности в безопасности. Любая страна содержит армию; во всех городах есть милиция и пожарная охрана. Все эти организации обеспечивают удовлетворение нашей потребности в безопасности.

Контрольные вопросы.

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили теоретический  материал. Найдите и отметьте правильный единственный ответ на каждый вопрос.

1.      Какая из перечисленных потребностей является самой сильной?

а) голод;

б) жажда;

в) потребность в безопасности;

г) потребность в возбуждающих стимулах.

2.      Какие функции выполняет гомеостаз?

а) увеличивает возбуждение;

б) поддерживает стабильное состояние организма;

в) удовлетворяет потребность в безопасности и надежности;

г) выявляет бессознательные мотивы.

3.      Тимур является личностью типа «Т». Какой вид деятельности он скорее всего предпочтет?

                  а) сидеть и рассматривать комнатные растения;

                  б) читать книги;

                  в) кататься с «американских горок»;

                  г) спать.

Ответы: 1б; 2б; 3в.

 

Потребность в любви и привязанности.

Потребности в любви и привязанности иногда называют аффилиационными потребностями. Если вы когда-либо чувствовали одиночество и отчуждение, то вы испытывали потребность в аффилиации. Аффилиация – это не только романтическая или родительская любовь. Человеку нужны еще и друзья, которые принимают его таким, какой он есть. У разных людей потребности в аффилиации выражены в разной степени. Некоторым достаточно иметь одного-двух близких друзей. Другие стремятся к поверхностным приятельским отношениям с большим количеством людей. Третьи поддерживают и приятельские отношения с целыми компаниями, и близкую личную дружбу. Обычно круг друзей по мере развития личности человека меняется. Люди стараются сделать приятно окружающим и заслужить их одобрение. Но, как правило, большинство из них «желает дружить» только с определенными людьми. Да и действительно, невозможно заслужить одобрение всех и каждого!

Потребность людей в аффилиации и общественном одобрении используется также в целях преодоления вредных привычек, для чего создаются общества анонимных алкоголиков и группы желающих похудеть. Многие, чтобы подавить чувство одиночества и собственной ненужности, пьют или предаются чревоугодию. Несмотря на то что еда и питье являются физиологическими потребностями, неудовлетворенная потребность в аффилиации часто приводит к злоупотреблениям в них. Когда вы едите на официальном приеме или просто пьете пиво с друзьями, удовлетворение потребностей в пище и питье не является вашей единственной целью. Анонимные алкоголики и желающие похудеть обычно очень хорошо осознают социальное значение еды и питья. И эти группы становятся теми коллективами, в которых одобряется воздержание от спиртного и умеренность в еде. Чтобы заслужить право быть членом такой группы, человек должен вести трезвую жизнь и следить за своим весом.

Каждому человеку необходимо определенное количество и определенный тип друзей; точно так же и степень интенсивности этой потребности быть принятым окружающими и принадлежать к какой-либо группе, у разных людей различна. Краун и Марлоу (Growne and Marlowe, 1964) разработали тест для оценки потребности в социальном одобрении. После проведения теста они попросили людей, получивших самые высокие и самые низкие баллы, принять участие в следующем эксперименте. Испытуемым было дано задание сложить в коробочку двенадцать катушек, причем брать их нужно было обязательно по одной. Затем им было велено высыпать катушки из коробки и снова сложить их по одной в коробку. (Этот эксперимент выглядит, по крайней мере, несерьезно, не правда ли.) Интересно отметить, что испытуемые, у которых по результатам теста была сильная потребность в одобрении, заявили, что задание им понравилось. Они сочли, что их участие в эксперименте принесет пользу науке, и поэтому отнеслись к складыванию катушек с гораздо большим энтузиазмом, чем те, у кого потребность в одобрении была низкой. Испытуемые же с высокой потребностью в одобрении даже утверждали, что этот эксперимент их чему-то научил. Те, кто меньше нуждался в одобрении, вполне справедливо нашли подобное задание скучным.

Человека с повышенной потребностью в аффилиации и одобрении можно определить по одежде. Если человек носит значки студенческих обществ, куртки с эмблемами спортивных команд и клубов или старается одеваться как все, то это один из способов заявить о своей потребности принадлежать к какой-нибудь группе. Очень часто подростки проявляют поразительный конформизм в выборе одежды. Мужчины и женщины, часто посещающие бары для одиноких и не пропускающие ни одной вечеринки или танцев, обычно имеют сильную потребность в аффилиации.

Специалисты по рекламе используют эту человеческую потребность в любви и стремлении принадлежать к какому-либо кругу в своих целях. Многие рекламные ролики начинаются с демонстрации некоего «отрицательного» состояния человека. Денис одинок, и его никто не любит. У него перхоть, растрепанные волосы, лысина, несвежее дыхание, от него разит потом, он не умеет носить одежду. Однако стоит ему воспользоваться рекламным товаром, как его проблема сразу же разрешается, и он приобретает всеобщую любовь. Рекламисты эксплуатируют вашу потребность в одобрении. Они надеются внушить вам подлинную веру в то, что их товар поможет вам стать столь же популярным, как Денис. Полистайте журналы и газеты, посмотрите телевизионные ролики, и вы обязательно найдете рекламу такого типа.

Упражнение.

Прочитайте следующий сюжет и отметьте предложения, в которых отражается потребность в аффилиации и одобрении.

Елене, двадцатилетний студентке, надоело жить одной. В следующий вторник она переезжает в общежитие, где будет жить вместе с другими тремя девушками. Сейчас она составляет план вечеринки в честь переезда. Она собирается пригласить всех своих знакомых. До сих пор елена еще ни разу не устраивала вечеринок на своей квартире, опасаясь, что это не понравится хозяйке.

Сегодня вечером она идет в гости к подруге и собирается пригласить на свою вечеринку даже всех тех, с кем познакомится в гостях. Ей хочется создать впечатление, что у нее много друзей. Многолюдная вечеринка по случаю переезда послужит подтверждением ее популярности!

Ответ: в данном случае потребность в аффилиации и одобрении запечатлена в каждом предложении.

Потребность в достижениях.

В западном обществе большое значение придается личным достижениям. В результате у большинства из тех, кто живет на Западе, выработалась потребность в достижениях. Достижения бывают самого различного рода – от владения офисом с красивым видом из окна и личной секретаршей до лучшего во всем общежитии цвета лица. Достижение – это наглядное доказательство успеха. Вспомните, какие достижения, по вашему мнению, укрепили ваше общественное положение? Получали ли вы когда-нибудь на экзамене самую высокую в группе оценку? Или вы стали победителем какого-нибудь конкурса?

Для победы на некоторых конкурсах необходимы знания и умения, но бывают и конкурсы, где все зависит только от удачи. Часто люди считают достижением победу, которая досталась им скорее за счет везения и не является никакой личной заслугой. Людям, пристрастившимся к игре в лото-бинго или на скачках, нравится возможность легкого выигрыша крупных сумм. Исследования показали, что такие люди очень редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят ощущать личную ответственность за свои достижения.

Азартные игры не требуют совершения серьезных физических и интеллектуальных усилий. По данным Макклелланда (McClellfnd, 1961), люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда могут сами ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.

Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы окружающих о своей деятельности. Мужчинам и женщинам с высокими потребностями в достижениях нравится, когда их поощрительно похлопывают по плечу. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун (Adams and Stone, 1977) указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с основной работой.

Почему же у некоторых возникает такая сильная потребность в достижениях? Макклелланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижениях влияют установки его родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей самостоятельности. Их дети в относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.

Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела, например, одеваться и есть. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них обычно формируется слабая потребность в достижениях.

Упражнение.

Пользуясь полученными вами знаниями о человеческой потребности в достижениях, определите, высокую или низкую потребность в достижениях имеют люди, которые являются действующими лицами приведенных ниже сюжетов. Укажите признак, по которому вы отнесли их потребность к той или иной категории.

а) Дарья ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра_________________________________________________________________________

б) Отец Ивана во время службы всегда внимательно следил за лицами своих прихожан. Он хотел быть уверен, что его проповедь воодушевляет аудиторию____________________________________________________________________

в) В утренние часы работы Николай обычно устраивает небольшие перерывы. Ему необходимо расслабиться, иначе он не в состоянии полноценно концентрировать внимание до обеда_____________________________________________________________

 г) Когда Макар узнал, что ему не заплатят за сверхурочную работу, он заявил: «Дудки! Я не буду работать даром!»______________________________________________

д) Виктор пользуется любой возможностью, чтобы позаниматься баскетболом. Он хочет научиться забрасывать мяч в корзину из любого положения____________________________________________________________________

е) Начальник попросил Ларису придумать себе такое задание, выполнение которого доставило бы ей удовольствие. Ларисе это не понравилось. Она заявила, что терпеть не может придумывать себе работу. Ей больше нравится выполнять чьи-нибудь указания______________________________________________________________________

ж) Артем – старшеклассник, но он никогда не ходит в школу один. Его провожает мама, которая боится, что он либо попадет под машину, либо его обидят другие ребята________________________________________________________________________

з) Марина играет на скачках и покупает лотерейные билеты, тратя на это половину своей зарплаты________________________________________________________________

и) Нина опасается, что если не будет сейчас хорошо учиться, то потом не сможет найти работу__________________________________________________________________

Ответы: а) высокая потребность в достижениях: ковер придал бы Дарье определенный статус. Для людей с высокой потребностью в достижениях статус имеет большое значение;

               б) высокая потребность в достижениях: людям с высокой потребностью в достижениях нравится, когда окружающие одобряют их действия;

               в) низкая потребность в достижениях: человек с высокой потребностью в достижениях предпочел бы во время отдыха заниматься деятельностью, связанной с основной работой;

               г) низкая потребность в достижениях: у людей с высокой потребностью в достижениях главным мотивом является чувство удовлетворения от работы, а не деньги;

               д) высокая потребность в достижениях: люди с высокой потребностью в достижениях стремятся к самосовершенствованию;

               е) низкая потребность в достижениях: люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают самостоятельность и любят сами ставить перед собой задачи;

   ж) низкая потребность в достижениях: если родители чрезмерно опекают ребенка, то, как правило, у него формируется низкая потребность в достижениях;

    з) низкая потребность в достижениях: люди с низкой потребностью в достижениях предпочитают игры, в которых победа зависит от удачи, а не от искусства игрока.

   и) высокая потребность в достижениях: люди с высокой потребностью в достижениях боятся, что плохая учеба может снизить их шансы найти хорошую работу.

Трудоголики.

Если потребности в достижениях выходят за все разумные пределы, а работа превращается в страсть, это означает, что человек стал трудоголиком. Трудоголики работают по 12 – 15 часов в день, включая выходные. Термин «трудоголик» является бытовым и образован от слова «алкоголик», которое имеет отрицательный смысл. Однако, в отличие от алкоголиков, трудоголики обычно всеми уважаемые люди. Они любят свою работу и получают от нее удовольствие. Они добиваются успеха в жизни и вполне довольны собой. С другой стороны, члены семей трудоголиков испытывают, в отличие от сослуживцев, гораздо меньше энтузиазма по поводу такого отношения к работе: трудоголики довольно часто пропускают семейные обеды или ужины, в обществе малоразговорчивы, а работают даже по праздникам и выходным.

Возможно, у вас возник вопрос: «А не трудоголик ли я сам?» Несомненно, вам приходилось когда-то работать без обеда. Не исключено, что, заканчивая доклад или курсовик, вы не спали всю ночь. Но для трудоголиков такое поведение является жизненной нормой. Почти каждый вечер у них находится какое-нибудь неотложное дело, поглащающее все их внимание. Что бы не делал трудоголик – регулирует ли двигатель автомобиля, пишет статью в газету или наводит идеальный порядок у себя на кухне, - он не может оторваться от работы. Для него не существует унизительных или неважных дел. Что вас обычно больше радует – наступление понедельника или приход пятницы? Если вы склонны, больше радоваться приходу понедельника, то вам стоит проверить себя с помощью теста.

Тест: «А не трудоголик ли вы?»

Кто такие «трудоголики» и что движет этими людьми? Хорошо или плохо быть трудоголиком? Несмотря на самые разные условия жизни, большинство трудоголиков обладают общими характеристиками. На основе этих характеристик и был разработан тест, позволяющий выяснить, является ли человек трудоголиком.

Если вы хотите проверить себя, кого-нибудь из ваших родственников или сослуживцев, берите в руки карандаш и за работу.

Инструкция: подсчитайте количество утвердительных ответов на заданные вопросы.

1.                          Встаете ли вы рано, даже если поздно легли? Как признался один консультант по менеджменту, он возвращается домой и работает до двух часов ночи, а потом встает в пять утра и думает: «Ну разве я не молодец?»

2.                          Может быть, вы читаете или работаете во время еды, особенно если работаете в одиночестве? Говорят, Роберт Мозес, директор нью-йоркских парков, считал, что нет ничего скучнее ленчей, т.к. из-за них приходится прерывать работу. Поэтому он предпочитал работать за большим столом, чтобы ленч можно было подавать прямо на рабочее место.

3.                          Составляете ли вы себе список дел на каждый день недели? Характерным признаком трудоголика является обязательное наличие графика деловых встреч и ежедневника, в котором не осталось ни одной свободной строчки. Доктор Элизабет Вилан, эпидемиолог из Гарварда, считает,  что трудоголики позволяют себе терять время лишь на поиски потерянных листков со списками дел.

4.                          Трудно ли вам ничего не делать? Говорят, что Дэвид Махоуни, симпатичный и трудолюбивый директор корпорации «Norton Simon», бросил занятия трансцендентной медитацией, потому что спокойно просидеть 20 минут, ничего не делая, было для него просто невозможно.

5.                          Можно ли назвать вас энергичным человеком? Президент Джонсон однажды спросил Дорис Кирнс, которая тогда занимала пост советника в Белом доме, энергична ли она. Кирнс ответила: «Я слышала, господин президент, что вам достаточно всего пять часов сна, но мне хватает и четырех. Получается, что у меня даже больше энергии, чем у вас».

6.                          Работаете ли вы по праздникам и выходным? В своей книге «О работе» Стадс Теркел рассказывает о президенте одной из чикагских радиостанций, который признался в том, что регулярно работает дома по выходным. «Когда я работаю по праздникам, например в Рождество, Новый год и День Благодарения, мне приходится делать это тайком, чтобы домашние не догадались, чем я занят», - добавил он.

7.                          Можете ли вы работать в любое время и в любом месте? Говорят, что двое коллег одной из самых престижных юридических фирм в Манхэттене поспорили, кто из них может проработать больше часов подряд. Один работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолете, набрал 27 часов.

8.                          Трудно ли вам уйти в отпуск? Когда я спросил Джорджа Луиса, который возглавляет рекламное агентство Lois Pitts Gershon о том, когда он в последний раз был в отпуске, ему пришлось задуматься. Наконец он вспомнил, что это было в 1964 году – почти 14 лет назад!

9.                          Боитесь ли вы пенсии? За годы работы в крупном рекламном агенстве Ширли Поликофф создала несколько рекламных плакатов, ставших классическими. И сразу же по выходе на пенсию она открыла собственное рекламное агентство. Теперь, когда когда стех пор прошло уже шесть лет, она является президентом фирмы Shirley Polykoff Advertizing в Нью-Йорке и не собирается замедлять темп работы или бросать свой бизнес. Она говорит: «Сейчас я работаю плодотворнее, чем когда-либо. Я не понимаю, как можно уйти на пенсию, если человек здоров и полон сил. Меня отсюда вынесут только вперед ногами».

10.                      Действительно ли вам нравится ваша работа? Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс однажды в интервью газете New York Times сказала: «Я ощущаю, что много работаю или «работаю» вообще… Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова».

Если вы ответили «да» на 8 или более вопросов, не исключено, что вы – трудоголик. [Machlowitz,  M. (1980, July/ August). Are you a workaholic? Saturdau Evening Post.]

Упражнение.

Опишите своими словами один положительный и один отрицательный аспект «трудоголизма».

А). Положительный____________________________________________________________

Б). Отрицательный_____________________________________________________________

Ответ: а) трудоголики успешно работают, довольны собой и пользуются уважением окружающих;

              б) с трудоголиками трудно общаться.

Боязнь соперничества.

А что вы можете сказать о людях, которые боятся достижений? Психологи полагают, что подобная неприязнь к успеху тесно связана с боязнью соперничества, поскольку боязнь соперничества обычно бывает связана с другой потребностью, а именно – с потребностью в любви и привязанности. Некоторые люди боятся, что если они начнут конкурировать с другими, да еще и добьются успеха в этом, то потеряют дружбу и привязанность тех, кого очень ценят.

            Хорнер (Horner, 1969) была пионером в исследовании неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий эксперимент. Студентам колледжа было предложено написать небольшое сочинение, являющееся продолжением следующей фразы. Студентам мужского пола предложили такое начало: « После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Студенткам была предложена та же фраза, но имя «Джон» было заменено на «Энн». Мужчины отнеслись к «Джону» положительно. Лишь около 10% студентов в своих сочинениях написали про него что-либо плохое. Примечательно, что почти две трети женщин отрицательно отнеслись к «Энн». Они описали ее как непопулярную и всеми отвергнутую личность или признанную обманщицу. Исследования Маккоуби и Джаклин (Maccody and Jacklin, 1974) и Монаана и Шэйвера (Monahan and Shaver, 1974) подтвердили результаты, полученные Хорнер.

            Хотя прежде боязнь соперничества была характерна в основном для женщин, исследования последнего времени показали, что мужчины тоже начинают опасаться соперничества. Пайк и Кэйхилл (Pike and Kahill, 1983) повторили опыт Хорнер с «Джоном» и «Энн» и обнаружили, что врачи-мужчины боятся соперничества сильнее, чем врачи-женщины. Многие мужчины опасаются, что профессиональный успех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья. Поскольку современная культура позволяет мужчинам и женщинам выступать в самых разнообразных жизненных ролях, их мотивации постепенно сближаются.

Потребность властвовать.

Некоторые люди пытаются занять доминирующее положение и управлять другими людьми. Такое поведение мотивируется жаждой власти. Люди с сильной жаждой власти склонны вступать в споры и захватывать инициативу в разговорах. Им нравится соревновательные виды спорта вроде тенниса. Они любят коллекционировать всевозможные знаки, свидетельствующие о достигнутых ими успехах. Если у них нет возможности продемонстрировать  свою власть, то они часто страдают от хронического повышения артериального давления и плохого самочувствия (McClelland, 1985).

Контрольные вопросы.

1.       Какая из следующих ситуаций отражает стремление человека удовлетворять потребность в любви и привязанности?

а) Когда Дмитрий идет по темному парку, он всегда смотрит, есть ли поблизости милиционер;

б) все свободное время Артем проводит за чтением книг о людях, принадлежащих к другим культурам;

в) Никита только что переехал в этот город и тотчас же вступил в местный подростковый клуб;

г) чтобы добиться повышения по службе, Надежда работает по по вечерам, по субботам и воскресениям.

2.       Что такое потребность в аффилиации?

а) потребность в любви и привязанности;

б) потребность в достижениях;

в) физиологическая потребность;

г) потребность в удовлетворении любопытства.

3.       Представьте себе, что вы дали двум группам людей задание вымыть пол зубными щетками. У людей из группы А высокие потребности в общественном одобрении, а у людей из группы Б – низкие. Какой реакции на подобное задание можно ожидать от группы А и от группы б, имея в виду результаты, полученные Крауном и Марлоу?

а) обеим группам задание понравится;

б) группе А задание понравится больше, чем группе Б;

в) группе А задание понравится меньше, чем группе Б;

г) обе группы откажутся выполнять задание.

4.       В рекламном ролике используется следующий сюжет. Супруги сидят за накрытым столом и ждут гостей. Но никто не приходит, потому что у них сегодня булочки не того сорта. Следующая сцена начинается с объявления, что теперь они будут покупать булочки только нужного сорта. Немедленно к ним является целая толпа гостей. Какую человеческую потребность эксплуатируют рекламодатели в этом ролике?

а) физиологическую потребность;

б) любопытство;

в) потребность в любви и привязанности;

г) потребность в достижениях.

5.       Как лучше удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке?

а) с помощью достижений;

б) с помощью аффилиации;

в) с помощью любознательности;

г) с помощью неудач.

6.       В какой семье, скорее всего, вырастут дети с высокой потребностью в достижениях?

а) в семье, в которой очень опекают своих детей;

б) в семье, в которой поощряют в детях самостоятельность;

в) в семье, в которой стараются, чтобы у детей было много друзей;

г) в семье, в которой родители сами выбирают с кем дружить их детям.

7.       Какой из перечисленных факторов сильнее всего влияет на желание старшеклассников поступить в высшее учебное заведение?

а) боязнь остаться без хорошей работы;

б) оптимистическая оценка своих шансов найти хорошую работу;

в) беспокойство о том, что скажут друзья;

г) отсутствие такого беспокойства.

8.       Кого из перечисленных людей можно отнести к трудоголикам?

а) Степан любит во время работы  пить пиво;

б) Василий откладывает подготовку к экзаменам на последний день, а потом зубрит всю ночь;

в) во время еды Кира, как правило, занимается или составляет список дел;

г) Линда предпочитает работать в обществе других людей.

9.       Какая потребность наиболее тесно связана с боязнью успеха?

а) любопытство;

б) потребность в достижениях;

в) потребность в одобрении;

г) потребность в любви и привязанности.

Ответы: 1в; 2а; 3б; 4в; 5а; 6б; 7а; 8в; 9г.

Иерархия потребностей по Маслоу.

Классификация всех человеческих потребностей представляется невыполнимой задачей. Однако Абрахаму Маслоу (Abraham Maslow, 1970), работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифицировать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды. В соответствии с этой моделью потребности, находящиеся на вершине пирамиды, могут влиять на поведение людей лишь после того, как удовлетворены потребности, находящиеся на низлежащих уровнях.

            В основании пирамиды Маслоу поместил каждодневные физиологические потребности, необходимые человеку: потребность в пище, утолении жажды, отдыхе. Выделении из организма продуктов обмена веществ и т.д. На следующий уровень Маслоу поставил потребность во внешних раздражителях. Кэтому уровню относится потребность изучать мир и удовлетворять свое любопытство. Затем следует потребность в безопасности. На следующей ступеньке пирамиды находится потребность в любви и привязанности. На этом. Четвертом уровне. Проявляется потребность в дружбе. Поднимаясь на ступеньку вверх, человек попадает уже на уровень  потребности в самоуважении. До последнего уровня поднимаются очень немногие. На нем происходит полная реализация потенциала человека. Маслоу назвал самую верхнюю ступень своей иерархии потребностью в самоактуализации.

            Согласно модели Маслоу, люди в течение своей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз. Даже в течение одного дня они поочередно испытывают различные потребности, то есть перемещаются с одного уровня пирамиды на другой. Но пирамида Маслоу похожа на лестницу, по которой люди карабкаются всю жизнь, чтобы подняться на следующую ступеньку. Допустим, человек находится на одной из верхних ступенек пирамиды. Например, для некой женщины в определенный момент ее жизни насущными являются потребность в одобрении и оценке со стороны окружающих и чувство собственного достоинства. Вдруг грабитель направляет ей в спину пистолет. Она мгновенно спускается на две ступеньки вниз, чтобы удовлетворить внезапно возникшую потребность в безопасности. Когда одна из нижних ступенек по тем или иным причинам «выпадает», человеку необходимо спуститься на это место и «восстановить» ее, чтобы удовлетворить соответствующие потребности. Однако, как правило, этот человек затем быстро возвращается на прежний, более высокий уровень.

            Иерархическая модель Маслоу была подвергнута критике. Некоторые утверждали, что очень часто люди одновременно испытывают несколько потребностей. Кроме того, существуют значительные индивидуальные отклонения от этой модели. Например, по Маслоу невозможно объяснить, почему порой люди не предают своих убеждений, даже если им приходится голодать или выдерживать пытки.

Упражнение.

            Максим почти двое суток не спал, готовясь к защите проекта. Ему ужасно хотелось произвести впечатление на преподавателя и сокурсников, продемонстрировав свои незаурядные способности в области художественного конструирования. Но вдруг у него пропал всякий интерес к работе. Ему страшно захотелось спать. Объясните, опираясь на иерархическую модель потребностей Маслоу, что произошло с мотивацией Максима.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Максим работал на уровне потребности в признании и оценке. Потом у него возникла физиологическая потребность во сне, относящаяся к более низкому уровню. Такие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь, поэтому Максим заснул.

Потребность в самоактуализации.

При попытке сформулировать определение самоактуализации у Маслоу возникли трудности. Он считал, что у всех людей есть определенные еще не выраженные таланты или способности, которые им хочется реализовать или актуализировать. Когда все низшие потребности человека удовлетворены, человек может посвятить себя реализации своего потенциала. Личностный рост – это непрерывный процесс, позволяющий человеку самовыразиться и полностью реализовать имеющийся у него потенциал. Развитие личности часто является целью психотерапии. Однако если в отдельных культурах индивидуализм играет важную роль, то в некоторых других развитие личности не является универсальной целью. А во многих культурах на первое место поставлены семейные или групповые ценности (Greenfield, 1992).

            Пытаясь определить характерные качества людей, достигших уровня реализации потребности в самоактуализации, Маслоу исследовал жизнь сорока девяти человек, которые, по его мнению, максимально реализовали свой личностный потенциал. Среди них Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Уильям Джеймс, Джейн Адамс. Оказалось, что личностям, достигшим высокого уровня самоактуализации, присущи следующие качества:

1.      Честность и бескорыстность. Они способны на объективность и альтруизм.

2.      Креативность. Люди ведут себя естественно и непосредственно, им нравятся нестандартные решения.

3.      Терпимость. Они полностью принимают самих себя и готовы принять окружающих такими, какие они есть.

4.      Жизнелюбие. Они обладают способностью полностью погружаться в какую-либо деятельность и радоваться даже самым простым вещам.

5.      Чувство юмора. Они ценят остроумие и юмор, их легко рассмешить.

6.      Чуткость. Они испытывают глубокую симпатию и сочувствие к другим людям.

По мнению Маслоу в нашем мире очень мало людей, которым действительно удалось полностью раскрыть и реализовать свой потенциал. Он обследовал около трех тысяч студентов и только об одном из них смог сказать, что он – самоактуализировавшаяся личность. Среди людей более зрелого возраста такие, безусловно, встречаются чаще, однако не настолько, чтобы это можно было считать явлением широко распространенным.  Большинство людей не поднимаются выше уровня потребности в одобрении и уважении. Им так и не удается достигнуть самоактуализации и полностью реализовать свой потенциал.

Намного больше людей испытывают то, что Маслоу назвал вершинным переживанием. Вершинное переживание – это очень короткое, почти мгновенное ощущение безграничного счастья и полноты жизни. Человек может испытывать это чувство, созерцая живописный закат, держа на руках ребенка, пробежав марафонскую дистанцию, создав скульптуру или встретившись с любимой после долгой разлуки.

Вершинное переживание приносит то же чувство радости и полноты жизни, что и самоактуализация. Однако это состояние быстро проходит.

Упражнение.

Катерина работает в приемном покое больницы скорой помощи, расположенной в центре города, и ей часто приходится иметь дело с пациентами или их родственниками, которые испуганы и недоверчиво относятся к медицинским работникам. Даже если ей грубят, она не жалеет времени на то, чтобы спокойно поговорить с людьми. Старшая сестра критикует ее за потерю времени, но Катерина сочувствует пациентам, которые испытывают сильную физическую боль, и их родственникам, переживающим за своих близких. В приемном покое она выражает им свое участие, но в то же время старается быть веселой. [Квинин В. Прикладная психология. – СПб: Питер, 2000. С. 217-235]

 

Отражение потребностей.

Подлинное добро делается не в расчете на выгоду, а ради удовлетворения собственной потребности человека делать добро ближним. Сам акт делания добра, благосклонно принятый окружающими, - достаточная награда. Если в ответ продемонстрирована благодарность или оказана услуга – это награда дополнительная.

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня притязаний.

Исследование проводится во время выполнения какого-либо задания, например учебного. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап его выполнения, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершению этого этапа заполнить бланк опросника.

             До начала выполнения учебного задания экспериментатор раздает бланки с текстом и разъясняет порядок работы с опросником следующей инструкцией: «Когда Вы завершите зафиксированный этап предложенного вам задания, возьмите бланк с текстом опросника, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к ответам. Помните, что вопросы относятся к той ситуации, которая складывается в момент, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. В процессе работы с опросником Вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого Вы обводите кружком на правой стороне бланка одну из следующих цифр: + 3, если полностью согласны; + 2, если согласны; + 1, если скорее согласны, чем не согласны; - 3, если скорее не согласны, чем согласны; - 2, если не согласны; - 1, если скорее не согласны, чем согласны; 0, если Вы не можете согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается».

 

 

Опросник мотивации

№ п/п

высказывания

- 3

- 2

- 1

0

+ 1

+ 2

+ 3

1.

Исследование мне уже порядком надоело

 

 

 

 

 

 

 

2.

Я работаю на пределе своих сил

 

 

 

 

 

 

 

3.

Я хочу показать все, на что способен

 

 

 

 

 

 

 

4.

Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату

 

 

 

 

 

 

 

5.

Мне интересно, что получится

 

 

 

 

 

 

 

6.

Задание довольно сложное

 

 

 

 

 

 

 

7.

То, что я делаю, никому не нужно

 

 

 

 

 

 

 

8.

Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у других

 

 

 

 

 

 

 

9.

Мне бы хотелось скорее заняться своими делами

 

 

 

 

 

 

 

10.

Думаю что, мои результаты будут высокими

 

 

 

 

 

 

 

11.

Эта ситуация может причинить мне неприятности

 

 

 

 

 

 

 

12.

Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти

 

 

 

 

 

 

 

13.

Я проявляю достаточно старания

 

 

 

 

 

 

 

14.

Я считаю, что мой результат не случаен

 

 

 

 

 

 

 

15.

Задание большого интереса не вызывает

 

 

 

 

 

 

 

16.

Я сам ставлю перед собой задачи

 

 

 

 

 

 

 

17.

Я беспокоюсь по поводу своих результатов

 

 

 

 

 

 

 

18.

Я ощущаю прилив сил

 

 

 

 

 

 

 

19.

Лучших результатов мне не добиться

 

 

 

 

 

 

 

20.

Эта ситуация имеет для меня значение

 

 

 

 

 

 

 

21.

Я хочу ставить все более и более трудные цели

 

 

 

 

 

 

 

22.

К своим результатам я отношусь равнодушно

 

 

 

 

 

 

 

23.

Чем дольше работаешь, тем становится более интересно

 

 

 

 

 

 

 

24.

Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе

 

 

 

 

 

 

 

25.

Скорее всего, мои результаты будут низкими

 

 

 

 

 

 

 

26.

Как не старайся, результат от этого не изменится

 

 

 

 

 

 

 

27.

Я бы сейчас занялся чем угодно, только не этим исследованием

 

 

 

 

 

 

 

28.

Задание достаточно простое

 

 

 

 

 

 

 

29.

Я способен на лучший результат

 

 

 

 

 

 

 

30.

Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть

 

 

 

 

 

 

 

31.

Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели

 

 

 

 

 

 

 

32.

Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими

 

 

 

 

 

 

 

33.

Я увлекся работой над заданием

 

 

 

 

 

 

 

34.

Я хочу избежать низкого результата

 

 

 

 

 

 

 

35.

Я чувствую себя независимым

 

 

 

 

 

 

 

36.

Мне кажется, что я зря трачу время и силы

 

 

 

 

 

 

 

37.

Я работаю вполсилы

 

 

 

 

 

 

 

38.

Меня интересуют границы моих возможностей

 

 

 

 

 

 

 

39.

Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших

 

 

 

 

 

 

 

40.

Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели

 

 

 

 

 

 

 

41.

Я чувствую, что у меня ничего не выйдет

 

 

 

 

 

 

 

42.

Испытание – это лотерея

 

 

 

 

 

 

 

            Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного (таблица 2). Баллы подсчитываются по каждому из 15 компонентов мотивационной структуры с помощью специального ключа. Номера тех высказываний, ответы на которые преобразуются в баллы по правилу прямого перевода, даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по правилу обратного перевода, снабжены индексом «о».

Таблица 2.

Правило прямого и обратного перевода ответов в баллы

перевод

- 3

- 2

- 1

0

+ 1

+ 2

+ 3

прямой

1

2

3

4

5

6

7

обратный

7

6

5

4

3

2

1

            При анализе результатов следует учитывать, что ситуация, возникающая при предъявлении задания субъекту, является сложнопроблемной. Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложнофункциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности , потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я».

            На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия. Первоначальные оценки могут меняться, корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. Прежде всего потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребностям. В связи с особенностью учебной деятельности, а также в целях необходимости обобщенности описания, исследовались только следующие мотивационные элементы, или мотивы.

             Внутренний мотив (компонент 1), связанный непосредственно с процессом деятельности, является  обобщенным и выражает увлеченность заданием самим по себе, те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность. Познавательный мотив (компонент 2), характеризующий интерес субъекта к результатам своей деятельности, также является обобщенным, так как за ним может стоять достаточно широкий круг более частных мотивов, удовлетворение которых опосредованно результатом. Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат и вытекающие из этого последствия, в отличие от предыдущего, содержание которого составляет положительное стремление к результату.

            Состязательный мотив (компонент 4) выделяется из совокупности мотивов, связанных с результатом, как более специальный. Содержание этого мотива определяется тем, насколько субъект предает значение такой характеристике результата, как превышение уровня результатов других субъектов. За этим мотивом может также стоять группа более частных мотивов, таких, как мотивов престижа, власти и др. Мотив к смене текущей деятельности (компонент 5) раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент и переключению на другую. Мотив самоуважения (компонент 6) выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

            Рассмотренная группа элементов представляет собой отражение тех характеристик ситуации, которые выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к тому или иному образу действия и являются движущими силами развития деятельности.

             Другую группу образуют элементы, которые находятся с мотивационными в причинно-следственных отношениях и выступают в качестве необходимых условий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей. Часть этих элементов относится к текущему положению дел и представляет собой результаты таких процессов, как придание личностной значимости результатам деятельности (компонент 7), оценка сложности выполняемого задания (компонент 8), оценка степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием (компонент 9), оценка уровня уже достигнутых результатов, соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельности (компонент 10), оценка своего потенциала (компонент 11).

             Третья группа элементов отражает предвидимый или планируемый субъектом ход последующих событий: намеченный уровень мобилизации усилий, необходимый для достижения результатов (компонент 12), и ожидаемый уровень результатов деятельности (компонент 13). Важное значение для развертывания целостной мотивационной структуры имеет понимание субъектом причинных факторов, являющихся инструментальными в ходе развития взаимодействия. К ним относятся понимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость результата от случая и от его собственных возможностей (компонент 14), а также понимание того, насколько постановка задач является инициативной и насколько директивной (компонент 15).

            Таким образом, первая группа элементов связана с оценочными процессами, вторая – с процессами прогнозирования и третья – с процессами интерпретации.

             Перечисленные элементы представляют собой потенциальные компоненты реальных индивидуальных мотивационных структур, возникающих в ходе выполнения заданий. В этих структурах центральное место занимают мотивационные компоненты, а среди них – компонент самоуважения. Однако актуализация компонента самоуважения происходит на основе других «опорных» мотивационных компонентов. Предполагается, что выраженность компонента самоуважения соответствует экспериментальной оценке уровня притязаний. Но опросник позволяет выявить некоторые особенности внутреннего мира субъекта, которые обычно остаются неизвестными при использовании экспериментальных показателей. К ним относятся «опорные» мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» субъекта в деятельность и формирование его уровня притязаний, эффекты разнообразных когнитивных и регуляторных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм уровня притязаний.

            Так как нормативных данных для опросника нет, то каждый индивидуальный результат может быть оценен в сравнении с данными группы. Кроме того, оценки каждого компонента мотивационной структуры позволяют построить индивидуальный профиль, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Ключ

№ п/п

Компонент мотивационной структуры

Номер высказывания

1.

Внутренний мотив

15о, 23,33

2.

Познавательный мотив

5, 22о,38

3.

Мотив избегания

11,17,34

4.

Состязательный мотив

8,32о,39

5.

Мотив смены деятельности

1,9,27

6.

Мотив самоуважения

12,21,30

7.

Значимость результатов

7,20о,36

8.

Сложность задания

6,28о

9.

Волевое усилие

2,13,37о

10.

Оценка уровня достигнутых результатов

19о,29

11.

Оценка своего потенциала

18,31,41о

12.

Намеченный уровень мобилизации усилий

3,24о,40

13.

Ожидаемый уровень результатов

10,25о

14.

Закономерность результатов

14,26о,42о

15.

Инициативность

4о,16,35

 

[Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: 1 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. С. 304-309.]

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы  должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

        Сначала оцените 1-е утверждение со2-ым, 3-им и т.д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так. Если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните ею сначала с 3-им, потом с 4-ым и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить

 фразу: «Я хочу…»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5        Добиться признания и

    уважения.

2. Иметь теплые

    отношения с людьми.

5        Обеспечить себе

     будущее.

1.            Зарабатывать на

жизнь.

2.            Иметь хороших

собеседников.

3.            Упрочить свое

положение.

5        Развивать свои силы

    и способности.

8. Обеспечить      себе

     материальный

     комфорт.

                                 9.   Повышать    уровень мастерства     и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться   к  новому и неизведанному.

12.  Обеспечить себе положение влияния.

13.  Покупать хорошие вещи.

14.  Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15.  Быть понятым другими.

 

КЛЮЧ

а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите   5   утверждений,   полечивших   наибольшее   количество   баллов,   и   расположите   их   по иерархии.

Это ваши главные потребности.

Б) Для  определения степени удовлетворенности  5-ти  главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1.     Материальные потребности: 4, 8, 13;

2.     Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3.     Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4.     Потребности в признании: 1, 9, 12;

5.     Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТ

       Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворённости по пяти потребностям.

 

Сумма баллов

42

 

 

 

 

 

    Зона

    неудовлетворенности

 

28

 

 

 

 

 

    Зона частичной

    неудовлетворенности

 

            14

 

 

 

 

 

    Зона

    удовлетворенности

                              1           2           3          4          5

                                     Виды     потребностей

 

 

Общечеловеческие духовные ценности

 Ум Мягкость Честность Простота Единство Неутомимость

 Любовь Безмолвие Покой Вера Достоинство Свобода

 Легкость Время Сотрудничество Терпимость Мысли

 Уважение  Смирение Ответственность Счастье

УМ

Говорят, что ум – это необузданная лошадь. Постарайтесь обуздать ее. Беспокойство не приносит никакой пользы, а наоборот, делает нас слабыми и приводит в замешательство. Ваши мысли должны отражать веру. Пусть не останется места ни для чего отрицательного. Храните в уме только драгоценности. Зачем думать о прошлом? Поговорите со своим умом с любовью, как если бы вы говорили с ребенком, и он станет послушным. Наполните ваш ум чистыми мыслями и добрыми пожеланиями каждому.

МЯГКОСТЬ

Мягкость проявляется как легкое прикосновение, ласковый взгляд, успокаивающие слова. Но на самом деле, мягкость – это проявление нашей внутренней силы и мудрости, основанной на любви и понимании чувств других. Во многих своих проявлениях, мягкость – это искусство быть ребенком, естественная невинность и детский оптимизм, который делает других счастливыми и легкими.

 

ЧЕСТНОСТЬ

Говорите честно, и у вас будет шанс учиться. Тот, кто честен, будет говорить о себе, а не о других. На других произведут впечатление не ваши слова и даже не ваше лицо, а ваша честность и искренность. Честность – означает говорить то, что вы думаете, и делать то, что вы говорите.

ПРОСТОТА

Простота – это умение чувствовать себя комфортно в сложных ситуациях, которые встречаются в жизни, то есть не волноваться и не усложнять все. Для этого надо уметь встречать любые сложности с ясностью и легкостью в уме. Простота начинается внутри нас и распространяется на все окружающее. Тот, кто живет простой жизнью, всегда удовлетворен. Его жизнь вдохновляет других.

ЕДИНСТВО

Единство – это внутренняя гармония и гармония с окружающими. Единство строится на общем представлении о всеобщем благе. Единство – это значит признавать ценность каждого и его уникальный вклад. Единство расцветает, когда есть внутреннее желание принять других такими, какие они есть. Когда я делаю первый шаг, чтобы сломать преграды, другие тоже изменяются.

НЕУТОМИМОСТЬ

Неутомимость может прийти только тогда, когда есть глубокая любовь к выполняемой работе. Любовь – это сила, которая помогает вам просто делать то, что необходимо, забыв об усталости и напряжении. Если любовь сильная, то больше ничто вам не будет казаться тяжким трудом, а будет приносить вам радость и удовольствие. Неутомимость делает вас постоянно дарующим и дает осознание, что каждая мысль, слово и действие имеет важность и может принести благо, если не всем, то многим.

ЛЮБОВЬ

Любовь – это целый мир. Перед любовью все равны. Любить – это значит отдавать, не имея мыслей получить что-то взамен. Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место. Бескорыстная любовь воистину безгранична, она способна забыть и простить слабости других и видит в каждом только красоту и особенности.

БЕЗМОЛВИЕ

Тот, кто стал зрелым, пребывает в безмолвии, которое дает много внутренних постижений. Какой бы не была ситуация, за секунду глубоко погрузитесь в безмолвие, и ощутите силу, идущую изнутри. Глубокое внутреннее безмолвие лечит раны и боль прошлого. В безмолвии рождаются новые идеи и проявляются таланты. Когда вы находитесь в безмолвии, вы легко принимаете все.

ПОКОЙ

Покой – это изначальное качество каждого. В своем самом чистом виде покой – это внутреннее безмолвие. Покой начинается в обретении покоя ума. Покой слагается из положительных мыслей, чистых чувств и добрых пожеланий к каждому. Чтобы быть спокойным, необходимо терпение. Когда вы умиротворены, вы создаете вокруг себя атмосферу покоя. Покой во всем мире будет только тогда, когда будет покой в умах людей.

ВЕРА

Когда на меня снова и снова налетают бури жизни, и дух мой ослабевает, тогда единственное, что мне нужно – крепко держать в руках подарок, называемый «Вера». Это та опора, которая способна выдержать любые бури. Для веры нужна не логика, а просто доверие. Вера в себя, и ту силу, которая заключена внутри. Вера – это семя всех чудес и основа для того, чтобы невозможное сделать возможным.

ДОСТОИНСТВО

Относитесь с уважением к себе. Не давайте другим повода говорить о ваших недостатках. А сами проверяйте себя. Разглядите особенности в себе и других. Имейте смирение и желание учиться. Глубинное терпение – почва для проявления всех добродетелей. Признайте добродетели в каждом и дарите добродетели. Будьте удовлетворены собой и другие будут удовлетворены вами. Всегда улыбайтесь и будьте жизнерадостны.

СВОБОДА

Свобода начинается в уме. Понимание себя – ключ к свободе. Чем глубже человек понимает себя, тем легче ему избавиться от пустого. Свобода означает не поддаваться влиянию и прочим воздействиям и быть в ладу с собой. Истинная свобода – это ощутить свою вечную сущность, то есть обрести покой, который является фундаментом для счастья.

ЛЕГКОСТЬ

Будьте легкими в общении и легко воспринимайте любые ситуации. Не становитесь напряженным, не нервничайте и не пугайтесь. Все это – просто игра. Смысл есть во всем происходящем. Не беспокойтесь из-за мелочей, не делайте из мухи слона. Учитесь понимать и принимать. Беспокойство делает вас тяжелым. Пусть прошлое будет прошлым. Пусть все течет естественным образом. Сосредоточьтесь на настоящем. Реализуйте свои возможности, и вы обретете легкость.

ВРЕМЯ

Находите время для себя. Выработайте привычку ставить точку на пустом, чтобы сэкономить время и энергию. Вы не должны растрачивать попусту время, мысли и даже дыхание. Время не будет нас ждать. Поэтому, почему бы не использовать это бесценное время, чтобы быть счастливым. Нельзя ждать, что в будущем наступит момент, когда вы изменитесь: если не сейчас, то никогда. Если вы сделаете это сейчас, вы получите силу, и также вдохновите других.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу. Самое высшее сотрудничество – участвовать в задаче Бога. Тогда Он будет вечно сотрудничать с вами.

ТЕРПИМОСТЬ

Когда вы обладаете терпимостью, вы способны оставаться внутренне спокойным и счастливым. Тот, кто обладает терпимостью, имеет силу приятия всех ситуаций. Терпимость может прийти только тогда, когда есть внутренняя удовлетворенность. Когда вы удовлетворены, то вашей терпимости не будет границ. Подобно тому, как беспредельна любовь матери к своему ребенку.

МЫСЛИ

Создавайте только положительные мысли, поскольку любая мысль достигает других. Наполняйте свои мысли силой любви, а иначе они будут сухими. Мысль – это семя, а любовь – это вода, которая питает его. Если вы не добиваетесь успеха, погрузитесь в безмолвие, поразмышляйте об этом и вы увидите причину. Овладейте искусством создания хороших мыслей и вы сможете навсегда избавиться от пустого. Осознайте ценность своих мыслей.

УВАЖЕНИЕ

Истинное уважение – ценить свое собственное существование и существование других. Это не связано с ролью человека, его социальным положением, а также его способностями и талантами. Это осознание ценности и уникальности каждого. Когда есть уважение, есть взаимопонимание и отношения строятся на основе любви. Только если вы уважаете других, вы получаете уважение взамен.

СМИРЕНИЕ

Смирение – это такая степень посвященности, при которой вы не ждете ни от кого признания. Смирение дает нам возможность учиться. Тот, кто обладает смирением, никогда не будет искать у других поддержки. Все склоняют голову перед тем, кто сам первый склоняет голову. Быть смиренным, это не значит попадать в подчинение, это значит быть великим. Смирение проявляется, когда есть любовь. Полюбите смирение, и оно поможет вам оставаться счастливым.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мир – это сцена, а мы – актеры. Каждый актер играет свою уникальную роль и несет ответственность за свои действия. Ответственность – значит, играть точно свою роль, какой бы трудной ни была задача. Каждый из нас играет огромную роль в создании лучшего мира. Просто пробудите скрытые в вас способности и возьмите на себя ответственность.

СЧАСТЬЕ

Счастье приходит тогда, когда вы достойным образом используете каждую секунду. Счастье – такое питание, которое способно слабого превратить в сильного. Счастье трудное делает простым, тяжелое – легким. Быть счастливым и делить счастье с другими – это величайший акт благотворительности. Что бы ни случилось, вы не должны терять своего счастья.

 

Опишите половину из них по выбору в синквейнах.

v Правила написания синквейнов:

1строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или    местоимением);

2 строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3 строка: три глагола, показывающих действия в рамках данной темы;

4 строка: фраза, показывающая отношение автора к теме;

5 строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой

                частью речи.

Заключение.

Все, что происходит с нами на протяжении нашей жизни, базируется на наших потребностях. Из потребностей происходят наши ценностные ориентации, цели, желания. Осознавая свои потребности, человек знает вектор направления своей жизни, может выстраивать предметно следственные связи. Потребности очень важны в любой консультационной работе психолога. Изучая потребности клиента, можно определить, что человеку важно на данном жизненном этапе. Научив клиента выделять свои потребности, можно научить его соподчинять свои мотивы (выделять главные). Осознание потребностей помогает человеку развивать самоконтроль, саморегуляцию. 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема работы: «Потребности и их отражение»

Тема работы: «Потребности и их отражение»

Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных

Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных

Все ваши интересы и устремления сводились к тому, чтобы как-то облегчить боль и улучшить свое самочувствие

Все ваши интересы и устремления сводились к тому, чтобы как-то облегчить боль и улучшить свое самочувствие

Потребности в безопасности и защищенности

Потребности в безопасности и защищенности

Когда вы едите на официальном приеме или просто пьете пиво с друзьями, удовлетворение потребностей в пище и питье не является вашей единственной целью

Когда вы едите на официальном приеме или просто пьете пиво с друзьями, удовлетворение потребностей в пище и питье не является вашей единственной целью

Многолюдная вечеринка по случаю переезда послужит подтверждением ее популярности!

Многолюдная вечеринка по случаю переезда послужит подтверждением ее популярности!

Дарья ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра_________________________________________________________________________ б)

Дарья ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра_________________________________________________________________________ б)

С другой стороны, члены семей трудоголиков испытывают, в отличие от сослуживцев, гораздо меньше энтузиазма по поводу такого отношения к работе: трудоголики довольно часто пропускают семейные…

С другой стороны, члены семей трудоголиков испытывают, в отличие от сослуживцев, гораздо меньше энтузиазма по поводу такого отношения к работе: трудоголики довольно часто пропускают семейные…

Новый год и День Благодарения, мне приходится делать это тайком, чтобы домашние не догадались, чем я занят», - добавил он

Новый год и День Благодарения, мне приходится делать это тайком, чтобы домашние не догадались, чем я занят», - добавил он

Исследования Маккоуби и Джаклин (

Исследования Маккоуби и Джаклин (

Как лучше удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке? а) с помощью достижений; б) с помощью аффилиации; в) с помощью любознательности; г) с…

Как лучше удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке? а) с помощью достижений; б) с помощью аффилиации; в) с помощью любознательности; г) с…

Согласно модели Маслоу, люди в течение своей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз

Согласно модели Маслоу, люди в течение своей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз

Жизнелюбие. Они обладают способностью полностью погружаться в какую-либо деятельность и радоваться даже самым простым вещам

Жизнелюбие. Они обладают способностью полностью погружаться в какую-либо деятельность и радоваться даже самым простым вещам

Вы не можете согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его

Вы не можете согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его

Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть 31

Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть 31

Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат и вытекающие из этого последствия, в отличие от предыдущего, содержание…

Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат и вытекающие из этого последствия, в отличие от предыдущего, содержание…

Ключ № п/п Компонент мотивационной структуры

Ключ № п/п Компонент мотивационной структуры

Добиться признания и уважения

Добиться признания и уважения

Потребности в признании: 1, 9, 12; 5

Потребности в признании: 1, 9, 12; 5

ЧЕСТНОСТЬ Говорите честно, и у вас будет шанс учиться

ЧЕСТНОСТЬ Говорите честно, и у вас будет шанс учиться

Покой – это изначальное качество каждого

Покой – это изначальное качество каждого

СОТРУДНИЧЕСТВО Сотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии

СОТРУДНИЧЕСТВО Сотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии

Счастье приходит тогда, когда вы достойным образом используете каждую секунду

Счастье приходит тогда, когда вы достойным образом используете каждую секунду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020