Класс: 5
Планируемая продолжительность: 2 академических часа (90 минут)
Цели урока:
Изучить причины ослабления Эллады и факторы возвышения Македонии.
Развивать навыки критического мышления и умение работать с историческими источниками.
Сформировать представление о значимости событий данного периода для истории античного мира и его влиянии на современную цивилизацию.
Познавательные УУД:
Поиск и анализ информации.
Сравнение и обобщение исторических фактов.
Регулятивные УУД:
Планирование учебной деятельности (постановка целей).
Мониторинг выполнения задания.
Коммуктивные УУД:
Работа в группе, обсуждение и аргументация своей точки зрения.
Презентация о Древней Греции и Македонии.
Карты с обозначенными полисами Эллады и территориями Македонии.
Исторические тексты (фрагменты трудов античных авторов).
Плакаты с изображениями Филиппа II и Александра Македонского.
Флипчарт для записей ключевых моментов.
Час 1: Ослабление Эллады
Введение (10 минут):
Запросить у учащихся их представление о Древней Греции.
Обсудить, что они знают о городах-государствах, таких как Афины и Спарта.
Основная часть (40 минут):
Лекция с элементами интерактивности:
Ослабление Эллады в результате Пелопоннесской войны, постоянные конфликты между полисами.
Экономические проблемы и демографический спад.
Внешние угрозы (варвары на севере).
Групповая работа:
Разделить класс на группы, каждая группа анализирует один из факторов ослабления. Представление результатов обсуждения (5-7 минут на группу).
Заключение (5 минут):
Подведение итогов обсуждения, выведение основных причин ослабления Эллады.
Час 2: Возвышение Македонии
Введение (10 минут):
Обсуждение: Как события на юге могли повлиять на север, в частности на Македонию?
Основная часть (40 минут):
Лекция с элементами обсуждения:
Филипп II: его реформы, создание профессиональной армии, дипломатические подходы.
Битва при Херонее и ее значение.
Завоевания Александра Македонского и влияние на эллинизм.
Работа с историческими источниками:
Анализ несколько отрывков из «Истории» Полиэна или «Жизни» Плутарха. Определение основных идей и фактов. Сравнительный анализ легитимности власти Филиппа II и Александра.
Заключение (5 минут):
Подведение итогов: как возвышение Македонии изменило карты Древнего мира и его культурные устои.
Написать эссе на тему: «Как ослабление Эллады способствовало возвышению Македонии?» (1-2 страницы).
Создать краткую презентацию о Филиппе II или Александре Македонском, включая наиболее значимые достижения.
|
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Оборудование |
|
Введение |
Запросить знания о Древней Греции |
Делиться мнениями |
Презентация |
|
Основная часть (Час 1) |
Лекция о факторах ослабления Эллады |
Слушать, задавать вопросы, обсуждать |
Карты, тексты |
|
Групповая работа |
Разделить на группы, организовать |
Работать в группах, представлять |
Флипчарт |
|
Основная часть (Час 2) |
Лекция о Македонии и ее королях |
Задавать вопросы, участвовать в обсуждении |
Исторические источники |
|
Заключение |
Подвести итоги |
Записывать ключевые моменты |
Плакаты |
Данная поурочная разработка направлена на систематическое изучение вопросов ослабления Эллады и возвышения Македонии, способствует развитию критического мышления и исследовательских навыков у студентов, а также углубляет их понимание исторических процессов.
Период ослабления Эллады (Древней Греции) приходит в III-V веках до н.э., когда греческие города-государства (полисы) утратили единство и начали испытывать внутренние конфликты.
В то же время, на севере, в Македонии, начинает набирать силу династия Аргеадов.
Постоянные войны между полисами:
Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой привела к истощению ресурсов и людских запасов.
Конфликты за гегемонию среди других государств, таких как Коринф и Фивы.
Экономические трудности:
Разрушение сельского хозяйства и торговли из-за войн.
Увеличение долгов и рост незанятого населения.
Наростающее давление соседних народов:
Варварские племена на севере и востоке (Фракия и Иллирия) начали угрожать границам полисов.
Филипп II Македонский (359-336 гг. до н.э.):
Объединение Македонии и внедрение реформ:
Создание профессиональной армии (фаланга).
Институтов, способствующих централизации власти.
Установление контроля над Грецией через стратегические альянсы и войны.
Восприятие стратегии Филиппа:
Использование дипломатии и военной силы для объединения греческих городов под своим контролем.
События, такие как Битва при Херонее (338 г. до н.э.), где Филипп разбил объединившиеся силы Фив и Афин.
Александр Македонский (336-323 гг. до н.э.):
Продолжение курса отца, завоевание Персидской империи.
Распространение греческой культуры (эллинизм) на огромные территории от Греции до Индии.
Ослабление Эллады сделало возможным возвышение Македонии, что привело к возникновению новой исторической эпохи — эллинизма.
Наличие сильного центрального государства в лице Македонии окончательно определило ход истории Средиземноморья и влияло на развитие западной цивилизации.
Возвышение Македонии, в контексте ослабления Эллады, представляет собой важный этап в древней истории, продемонстрировавший, как внутренние конфликты могут привести к падению великих цивилизаций и открытию новых горизонтов для других государств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.