Поурочная разработка на тему: «Ослабление Эллады и возвышение Македонии»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 17. Ослабление Эллады. Возвышение Македонии.docx

Поурочная разработка на тему: «Ослабление Эллады и возвышение Македонии»

I. Общая информация

Класс: 5

Планируемая продолжительность: 2 академических часа (90 минут)

Цели урока:

Изучить причины ослабления Эллады и факторы возвышения Македонии.

Развивать навыки критического мышления и умение работать с историческими источниками.

Сформировать представление о значимости событий данного периода для истории античного мира и его влиянии на современную цивилизацию.

II. УУД (Универсальные учебные действия)

Познавательные УУД:

Поиск и анализ информации.

Сравнение и обобщение исторических фактов.

Регулятивные УУД:

Планирование учебной деятельности (постановка целей).

Мониторинг выполнения задания.

Коммуктивные УУД:

Работа в группе, обсуждение и аргументация своей точки зрения.

III. Оборудование и материалы

Презентация о Древней Греции и Македонии.

Карты с обозначенными полисами Эллады и территориями Македонии.

Исторические тексты (фрагменты трудов античных авторов).

Плакаты с изображениями Филиппа II и Александра Македонского.

Флипчарт для записей ключевых моментов.

IV. Ход урока

Час 1: Ослабление Эллады

Введение (10 минут):

Запросить у учащихся их представление о Древней Греции.

Обсудить, что они знают о городах-государствах, таких как Афины и Спарта.

Основная часть (40 минут):

Лекция с элементами интерактивности:

Ослабление Эллады в результате Пелопоннесской войны, постоянные конфликты между полисами.

Экономические проблемы и демографический спад.

Внешние угрозы (варвары на севере).

Групповая работа:

Разделить класс на группы, каждая группа анализирует один из факторов ослабления. Представление результатов обсуждения (5-7 минут на группу).

Заключение (5 минут):

Подведение итогов обсуждения, выведение основных причин ослабления Эллады.

Час 2: Возвышение Македонии

Введение (10 минут):

Обсуждение: Как события на юге могли повлиять на север, в частности на Македонию?

Основная часть (40 минут):

Лекция с элементами обсуждения:

Филипп II: его реформы, создание профессиональной армии, дипломатические подходы.

Битва при Херонее и ее значение.

Завоевания Александра Македонского и влияние на эллинизм.

Работа с историческими источниками:

Анализ несколько отрывков из «Истории» Полиэна или «Жизни» Плутарха. Определение основных идей и фактов. Сравнительный анализ легитимности власти Филиппа II и Александра.

Заключение (5 минут):

Подведение итогов: как возвышение Македонии изменило карты Древнего мира и его культурные устои.

V. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Как ослабление Эллады способствовало возвышению Македонии?» (1-2 страницы).

Создать краткую презентацию о Филиппе II или Александре Македонском, включая наиболее значимые достижения.

VI. Технологическая карта

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Оборудование

Введение

Запросить знания о Древней Греции

Делиться мнениями

Презентация

Основная часть (Час 1)

Лекция о факторах ослабления Эллады

Слушать, задавать вопросы, обсуждать

Карты, тексты

Групповая работа

Разделить на группы, организовать

Работать в группах, представлять

Флипчарт

Основная часть (Час 2)

Лекция о Македонии и ее королях

Задавать вопросы, участвовать в обсуждении

Исторические источники

Заключение

Подвести итоги

Записывать ключевые моменты

Плакаты

Заключение

Данная поурочная разработка направлена на систематическое изучение вопросов ослабления Эллады и возвышения Македонии, способствует развитию критического мышления и исследовательских навыков у студентов, а также углубляет их понимание исторических процессов.

 

Ослабление Эллады и возвышение Македонии

I. Введение

Период ослабления Эллады (Древней Греции) приходит в III-V веках до н.э., когда греческие города-государства (полисы) утратили единство и начали испытывать внутренние конфликты.

В то же время, на севере, в Македонии, начинает набирать силу династия Аргеадов.

II. Причины ослабления Эллады

Постоянные войны между полисами:

Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой привела к истощению ресурсов и людских запасов.

Конфликты за гегемонию среди других государств, таких как Коринф и Фивы.

Экономические трудности:

Разрушение сельского хозяйства и торговли из-за войн.

Увеличение долгов и рост незанятого населения.

Наростающее давление соседних народов:

Варварские племена на севере и востоке (Фракия и Иллирия) начали угрожать границам полисов.

III. Возвышение Македонии

Филипп II Македонский (359-336 гг. до н.э.):

Объединение Македонии и внедрение реформ:

Создание профессиональной армии (фаланга).

Институтов, способствующих централизации власти.

Установление контроля над Грецией через стратегические альянсы и войны.

Восприятие стратегии Филиппа:

Использование дипломатии и военной силы для объединения греческих городов под своим контролем.

События, такие как Битва при Херонее (338 г. до н.э.), где Филипп разбил объединившиеся силы Фив и Афин.

Александр Македонский (336-323 гг. до н.э.):

Продолжение курса отца, завоевание Персидской империи.

Распространение греческой культуры (эллинизм) на огромные территории от Греции до Индии.

IV. Итоги

Ослабление Эллады сделало возможным возвышение Македонии, что привело к возникновению новой исторической эпохи — эллинизма.

Наличие сильного центрального государства в лице Македонии окончательно определило ход истории Средиземноморья и влияло на развитие западной цивилизации.

V. Заключение

Возвышение Македонии, в контексте ослабления Эллады, представляет собой важный этап в древней истории, продемонстрировавший, как внутренние конфликты могут привести к падению великих цивилизаций и открытию новых горизонтов для других государств.