Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
29.03.2019
Составление программ по внеурочной деятельности является важной частью методической работы учителя. Учебно- методический материал очень содержателен по своей структуре: в пояснительную записку внесены сведения об основных нормативных документах, на основании которых составлена рабочая программа по внеурочной деятельности и планирование по группам, а также обозначены цели и задачи, предметные результаты, контрольные точки
Музыкальный календарь ДО.docx
Поурочнотематическое планирование
по внеурочной деятельности
Музыкальный календарь
для воспитанников детского сада
(средняя, старшая, подготовительная группа)
учителя Ильиной Натальи Павловны
20182019 учебный год
34 часа в год Пояснительная записка.
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее
эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее
раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его
правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Традиции музыкального воспитания детей дошкольного возраста имеют
давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и традиции
так называемой народной педагогики, различные системы и программы,
созданные ведущими педагогами и композиторами.
Сегодня неграмотный человек это большая редкость, а вот
нравственно и эмоционально бедный человек на каждом шагу. Очень важно,
чтобы у детей развивались духовнонравственные качества личности. Именно
одним из важнейших средств духовнонравственного и эмоционального
развития ребёнка может стать музыка, для которой язык эмоций родной.
Первый шаг в прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, всегда самый
сложный, поэтому ведёт в неизведанное. У детей дошкольного возраста мало
знаний и опыта, но их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Они
учатся слушать и понимать услышанное, пытаются понять красоту звука,
эмоционально реагируют на яркие картинки.
Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки.
Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у воспитанников
необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через
активное пение у них закрепляется интерес к музыке, развиваются
музыкальные способности.
Актуальность данной программы в том,
что в условиях
дополнительного образования она поможет решить некоторые проблемы,
связанные с организацией дополнительных занятий по музыке и пению.
В тематический план данной программы, в отличие от типовой,
включены темы, которые формируют исполнительские, коммуникативные
компетентности воспитанников.
Программа адаптирована, основана на опыте Д. Кабалевского, Г. Струве,
Н. Локтевой, А. Стрельниковой, В Емельянова, составлена на основе:
«От рождения до школы» Н.С Веракса М, 2014.
«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.
«Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».
Екатеринбург, 1998.
«Программа по музыкальноритмическому воспитанию детей 2 – 3
лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
Данная программа по внеурочной деятельности отвечает требованиям
Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов их развивающего обучения,
психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие
разделы:
восприятие;
пение;
музыкальноритмические движения;
игра на детских музыкальных инструментах.
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход,
основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
исполнительство;
ритмика;
музыкальнотеатрализованная деятельность;
арттерапевтические методики, что способствует сохранению
целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать
музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и
социокультурных ценностей.
Данная программа предназначена для занятий с детьми средней, старшей и
подготовительной групп в детском дошкольном учреждении (возраст от 3 до 7
лет). Она включает в себя возможности получения учащимися знаний по
музыке для участия в мероприятиях. Программа одногодичного курса
обучения составлена из расчета 34 учебных занятия на учебный год.
Цели и задачи курса.
Цели: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное
восприятие музыки, способность управления культурным пространством
своего существования в процессе представления музыкальных произведений.
Задачи:
Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно
эстетическому феномену, создание условий для самовыражения
ребёнка в пении;
Развитие инициативы, самостоятельности воспитанников;
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, умение действовать сообща,
согласовывая свои действия с действиями других.
Программа по музыкальному воспитанию предусматривает следующие
основные принципы: Первый принцип
связь музыкальноэстетической деятельности
воспитанников с окружающей действительностью, с современностью.
Второй принцип воспитание и музыкальноэстетическое развитие
ребёнка.
Третий принцип установление преемственности в музыкальном
воспитании и развитие воспитанников на различных возрастных этапах.
Программа предусматривает коллективную, индивидуальную и
групповую формы работы.
Формы и режим занятий.
Программа предполагает различные формы занятий: репетиционные,
постановочные, информационные:
Занятиебеседа, где излагаются теоретические сведения, которые
музыкальными примерами,
иллюстрируются поэтическими,
наглядными пособиями, видеоматериалами;
Практическое занятие, на котором осваиваются основы
музыкальной грамоты, разучиваются песни, танцевальные
движения, музыкальные игры;
Занятияпостановки, где отрабатываются концертные номера,
составляются сценарии выступлений;
Занятиеконцерт – выступление на праздниках, концертах,
школьных и внешкольных мероприятиях;
Занятиеэкскурсия – посещение выставок, праздников в ДК
с.Томское и в школе, участие в конкурсах и фестивалях, поездки
в город Томск.
Также предусмотрены концертные выступления, участия в конкурсах и
внеурочная деятельность в школе и социуме.
Сроки реализации программы: при одногодичном цикле обучения
программа реализуется за один учебный год (по 1 учебному часу в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Программа «Музыкальный календарь» позволяет добиться
следующих результатов.
Личностных:
Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности;
Участие в музыкальной жизни детского сада, школы, села, района;
Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Метапредметных:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкального
произведения;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условием её
реализации;
Формирование умения определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных
музыкальнотворческих задач во внеурочной и внешкольной
музыкальноэстетической деятельности.
Предметных:
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам
музыкальнотворческой деятельности;
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к
музыкальным произведениям;
Понимание элементов музыкальной грамоты как средства осознания
музыкальной речи;
Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении
различных музыкальнотворческих задач;
Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных
и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых
произведений, в импровизациях.
Уровень проявления показателя результативности оценивается по трём
показателям – низкий, средний, высокий.
Низкий уровень: воспитанник частично проявляет интерес к занятиям, поёт
только с педагогом, проявляет данное умение от случая к случаю, частично
решает творческие задачи.
Средний уровень: воспитанник выполняет все задания, но допускает
незначительные ошибки, иногда неверно интонирует, проявляет данное
умение в большинстве случаев, участвует в жизни объединения, но
инициативы не проявляет.
Высокий уровень: воспитанник безошибочно исполняет музыкальные
произведения, эмоционально реагирует на музыку, самостоятельно поёт и анализирует музыку, активно принимает решения и предлагает своё видение
музыкального произведения.
В результате работы по программе внеурочной деятельности
«Музыкальный календарь» воспитанник научится:
Эмоционально откликаться на искусство, выражая своё
отношение к нему в различных видах деятельности;
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного,
ансамблевого воплощения различных художественных образов;
Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
музыкальнопластические движения,
драматизация,
(пение,
импровизация и др.);
Оценивать свои музыкальнотворческие возможности.
Воспитанник получит возможность научиться:
Взаимодействовать со сверстниками на концертах и выступлениях;
Выражать своё отношение к искусству пения и другим видам
музыкальной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий
В процессе освоения программы обучающиеся получат
возможность формирования УУД:
в сфере личностных УУД: личностное, профессиональное,
жизненное самоопределение; нравственноэтическая ориентация.
в сфере регулятивных УУД: целеполагание, планирование,
коррекция, оценка.
в сфере познавательных УУД: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
в сфере коммуникативных УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы базируется на художественнообразном,
нравственноэстетическом постижении основных видов музыкального
искусства: фольклора, произведений композиторовклассиков, сочинений
современных композиторов. Освоение музыкального материала, включённого
в программу, формирует музыкальную культуру, воспитывает их
музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп культуры в
средствах массовой информации.
В сферу исполнительской деятельности воспитанников входят: хоровое,
ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально
ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование
песен; постановка музыкальных сказок.
Вокальнохоровая работа.
На протяжении всего года ведётся работа на основе классического
распевания, используются попевки, скороговорки, упражнения на развитие
дикции. Постоянно, ведётся работа над певческим дыханием (цепное) по
методике А.
Разучивание песенного репертуара
соответствует тематическому планированию.
Стрельниковой.
Музыкальная грамота.
Предлагается знакомство с музыкальновыразительными средствами
(лад, ритм, мелодия, регистр, динамические оттенки), музыкальными
формами и музыкальной терминологией, музыкальными жанрами.
Постановка музыкальных сказок.
Предполагается постановка несложных музыкальных сказок,
соответствующих возрасту и подготовки воспитанников.
В процессе работы программа предусматривает изменение
музыкального материала. Это зависит от возможностей детей и степени
их подготовленности. Так же может измениться время и дата проведения
занятия, в зависимости от календарных праздников и каникулярного
времени.
.
В соответствии с содержанием курса был разработан учебнотематический
план на 34 часа.
Условиями эффективной реализации данной программы является
наличие в учебном кабинете магнитофона или ноутбука с колонками, так как
весь курс сопровождается аудио или видеозаписями.
Дата
Тема занятия
Примечания №
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
(проектные работы,
практические
работы, ИКТ,
экскурсии)
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Диагностика
певческих данных. Обсуждение песенного
материала.
Разучивание песни «Наступила после лета осень».
Беседа о певческом дыхании. Игра «тучки
плакучки»
Разучивание песни «Наступила после лета осень».
Беседа о певческом дыхании. Игра «тучки
плакучки»
Работа над мягкой атакой звука. Работа над песней.
Игра «Соседи»
Твёрдая атака звука. Исполнение под фонограмму.
Игра «Соседи».
Упражнения на развитие певческого диапазона.
«Дождик» разучивание
Упражнения на развитие певческого диапазона.
«Дождик» работа над песней. Игра «Автобус».
Артикуляционная гимнастика. Работа над песней
«Дождик». Игра «Автобус».
Участие в празднике «Осений бал».
Работа над дикцией. Разучивание скороговорок.
Разучивание песни «Весёлая мышка».
Работа над дикцией. Попевкискороговорки. Работа
над песней «Весёлая мышка».
Работа с солистами и хором в песни «Весёлая
мышка».
Практическое
занятие.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Концерт
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие 13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Упражнения на развитие диапазона. Разучивание
песни «Русская зима». Игра «Радио».
Упражнения на развитие диапазона. Работа над
песней «Русская зима».
Работа над песней «Русская зима» исполнение под
фонограмму. Игра «Живая шляпа». Инструктаж по
ТБ. Промежуточная диагностика певческих данных.
Выступление на новогоднем празднике в детском
саду.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
концерт
Беседа «Мой дом – моя семья». Разучивание песни
«Самый лучший папа».
Занятиебеседа
Артикуляционная гимнастика. Работа над песней
«Самый лучший папа». Игра «Резиночка».
Практическое
занятие
Беседа «Два лада». Упражнение на развитие дикции.
Работа над песней «Самый лучший папа». Игра «В
аэропорту».
Упражнение «Мажор, минор». Упражнение на
развитие дикции. Разучивание песни «Мамочка
любимая». Разучивание сказки «Волк и семеро
козлят на новый лад»
Упражнение на развитие дикции. Работа над песней
«Мамочка любимая». Исполнение песни «Самый
лучший папа» под фонограмму. Разучивание сказки
«Волк и семеро козлят на новый лад».
Упражнение на развитие дикции. Работа с
солистами. Разучивание сказки «Волк и семеро
козлят на новый лад»
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа «От чего зависит настроение?». Работа над
песней «Мамочка моя». Игра «Зеркало».
Практическое
занятие
Участие в праздничном концерте к празднику 8
Марта. Исполнение сказки «Волк и семеро козлят на
Занятиеконцерт 25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
новый лад»
Артикуляционная гимнастика. Разучивание песни
«Лимонадный дождик». Игра «Царевичкоролевич».
Работа над песней «Лимонадный дождик». Игра
«Царевичкоролевич».
Беседа «Подари другому радость». Разучивание
песни «Песенка про азбуку». Игра «Танцы, танцы».
Упражнения на развитие песенного диапазона.
Работа над песней «Песенка про азбуку». Игра
«Танцы, танцы». Игра «Эмоции».
Разучивание песни «Семь дорожек». Работа с
солистами. Игра «Карнавал животных».
Упражнения на смену темпа. Работа над песней
«Семь дорожек». Игра «Карнавал животных».
Разучивание песни «Летняя». Работа с солистами.
Игра «Ритмическое эхо»..
Подготовка к отчётному концерту.
Подготовка к отчётному концерту.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие
репетиция
Занятие
репетиция
Участие в отчётном концерте.
Занятиеконцерт
Контрольные точки
№
Тема работы
Дата
проведения 1. Отчетное мероприятие по результатам освоения курса
и творческих работ
в форме выступлений
воспитанников.
29.04
Система оценки планируемых результатов
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию
подлежит опыт эмоциональноценностного отношения воспитанников к
искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкальнотворческой
деятельности. Важным показателем успешности достижения результатов
является участие воспитанников в различных формах культурнодосуговой
деятельности объединения, детского сада, школы.
1. Диагностика певческих данных.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Ролевые игры.
4. Участие в массовых мероприятиях.
5. Беседы с родителями.
6. Анкетирование и тестирование.
7. Открытые занятия и концерты.
Работа с родителями
1. Родительские собрания.
2. Беседы и лекции «Музыкальные способности ребёнка», «Телевидение
в жизни ребёнка».
3. Консультации.
4. Открытые музыкальные занятия.
5. Концерты.
Методическое обеспечение программы.
1. Пакет диагностик.
2. Методы работы
беседы,
прослушивание музыкального материала,
наглядные пособия,
раздаточный материал для игр, просмотр видеофрагментов.
Материальнотехническое обеспечение
К реализации данной программы должны быть привлечены следующие
материальнотехнические ресурсы:
актовый зал со сценой;
магнитофон;
MP 3 проигрыватель;
мультимедийный проектор;
аудио и видео записи.
Реализация программы
Большие возможности для реализации программы создают интересы
воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума
поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое
значение при осуществлении программы имеет социальный и
профессиональный статус педагогавоспитателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные
базовые законы. М: ИФ «Образование в документах», 2001 г. П изд. 104
стр.
2. Конвенция о правах ребёнка: принята Генеральной Ассамблеей
Организации Объединённых наций 20 ноября 1989 г. ЮНИСЕФ, 1999 г.
3. Кон И.С. «Психология ранней юности». М: Просвещение, 1989 г.
4. Журнал «Музыка в школе» 2008 г., 2009, 2010 , 2011
5. Л. Мельникова «Детские песни», Караганда 2002г.
6. «Гормошечкаговорушечка», Москва «Советский композитор» 1984г.
7. Журнал «Музыкальный руководитель» 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013г.
8. В. Алев «Музыка. Нотная хрестоматия», Москва «Дрофа» 2003г.
9. «Песни детям» Выпуск №2.
10. И. БерниковаГорчакова «Как хорошо, что есть друзья», Омск 2006г.
11. И. БерниковаГорчакова «Ты посмотри на мир», Омск 2008 г.
12. «Антология детской песни» в.З, в.4., Москва «Советский композитор»
1990 г. 13.Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов Программы внеурочной деятельности
«Художественное творчество. Социальное творчество» М. «Просвещение»
2011г.
14. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка 17 классы» М.
«Просвещение» 2010г.
15. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Рабочие программы
«Музыка» 14 классы. Москва, «Просвещение» 2013 г.
16. И.А. Петрова «Музыкальные игры для дошкольников». СанктПетербург,
«ДетствоПресс», 2011.
17. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
18. «Удивительный колобок» в. 1, 2, 3. Москва «Музыка» 1984 г.
Интернет ресурсы
1. http://poiskm.com/artist/1448Detskiepesni
2. http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/
3. http://www.muzurok.ru/detskie_pesni.htm
4. http://www.audiopoisk.com/track/barbariki/mp3/detskiepesni4totakoe
dobrota/
5. http://www.audiopoisk.com/artist/neposedi/
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Поурочно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Музыкальный календарь для воспитанников детского сада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.