5. Тема: Всякой вещи своё место. Слова с предлогами
Класс: 4
Дата:
Цель: обучающая – усвоение новых знаний о правописании предлогов со словами, формирование способов действия: умения строить связный рассказ, выразительно и грамотно читать и писать;
развивающая – обогащение словарного запаса; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;
воспитательная – формирование убеждений, нравственных привычек таких как аккуратность, собранность.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа, работа с поэтическим текстом и
с материалами устного народного творчества.
Межпредметная связь: связь с родным языком и литературой, устным народным творчеством.
Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, иллюстрации.
Ход урока:
I. Организационный этап. Образовательные задачи:
1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
2. Психологически подготовить учащихся к общению.
Содержание этапа урока
· Приветствие.
· Проверка по списку присутствующих и отсутствующих на уроке детей, подготовленности школьников к уроку.
· Организация внимания школьников.
· Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
II. Этап проверки домашнего задания. Образовательные задачи этапа:
1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками.
2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
1.Определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися.
2.Устранить (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы. (Найманбаева К.К., Бултачеева А.М. «Актуальные проблемы управления учебно-воспитательным процессом в школе»).
Домашнее задание: выучить правило на стр.8 в розовой рамочке, на выбор: упр.3 (1-ый уровень), упр.4 (2-ой уровень), упр.5 (3-ий уровень).
Домашнее задание давалось с учётом трёх уровней усвоения материала: выучить правила – 1-ый уровень (уровень воспроизведения знаний), на выбор упр.3 – 1-ый уровень (уровень воспроизведения знаний), упр.4 - 2-ой уровень (уровень применения знаний), упр.5 – 3-ий уровень (анализ).
· Опрос выученного правила на стр. 8 в розовой рамочке (1-ый уровень - уровень воспроизведения знаний, фронтальный опрос - опросить несколько учеников, пока 2 учащихся выполняют письменно упр.4 и упр.5 на доске).
· Проверка правильности выполнения на доске письменного упр.4 – 2-ой уровень (уровень применения знаний).
· Проверка правильности выполнения на доске письменного упр.5 (3-ий уровень - анализ).
Запись в рабочих тетрадях даты, вида работы (посередине доски до начала урока записать Седьмое сентября
Классная работа)
III. Актуализация субъектного опыта детей. Объяснительный диктант
с самопроверкой.
Среди обучающих диктантов одно из наиболее значительных мест занимает объяснительный диктант в двух его разновидностях – собственно объяснительный и предупредительный.
В отличие от проверочного имеет целью всё написанное объяснить
с орфографической точки зрения и тем самым осуществить закрепление и повторение ранее пройденных правил орфографии.
Объяснение орфограмм, встречающихся в тексте, может осуществляться после записи текста или до записи его. В 1-ом случае мы будем иметь дело
с диктантом собственно объяснительным, во 2-ом – с диктантом предупредительным.
Схема объяснительного диктанта такова:
1) диктуется предложение;
2) учащиеся его повторяют вслух и пишут в своих тетрадях (возможен такой вариант, когда одновременно с этим вызванный ученик пишет то же
на классной доске);
3) производится объяснение (мотивированный анализ) написанного (возможен вариант: объяснение производится не после каждого предложения, а по окончании записи всего текста диктанта предлагается проверить текст записанного в тетради диктанта по тексту, данному в Рабочей тетради
с карандашами в руках и выставлением оценок по вывешенной на доске таблице).
Объяснительный диктант
Что нужно рисовать в альбоме? Как красиво Петя нарисовал в альбоме! Петька положил дневник в портфель.
Закрепление и повторение ранее пройденных правил орфографии и синтаксиса.
Пройденные в 3-ем классе орфограммы:
1) использование ь в середине и в конце слова (альбом, Петька, рисовать, портфель, объяснительный) для смягчения согласных,
2) буква и звук й в конце слова (объяснительный),
3) буква я после согласных (Петя),
4) буква е в начале слова после согласных (Петя),
5) прописная буква в именах людей (Петя, Петька),
6) правописание слов с предлогами (в альбоме, в портфель),
7) правописание проверяемых согласных (диктант – диктанты, дневник – дневники).
Закрепление и повторение пройденных пунктограмм:
1) знак препинания в конце повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.
Норма оценки словарного диктанта
(данную таблицу необходимо вывесить на доске до начала урока)
Оценка |
Основные критерии оценки |
«5» |
ставится за диктант, в котором нет ошибок |
«4» |
ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки |
«3» |
ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки |
«2» |
ставится за диктант, в котором допущено 7 ошибок |
«1» |
ставится за диктант, в котором допущено более 7 ошибок |
IV. Формирование новых понятий и способов действия:
1. Работа по учебнику. Работа по тексту.
Слово учителя: – Откройте учебник на стр.10. Сейчас мы будем вместе читать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Всякой вещи своё место». Я буду читать вслух, а вы будете следить за моим чтением по тексту, т.е. читать про себя.
2. Чтение учителем рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Всякой вещи своё место».
3. Словарная работа. Слово учителя: - Ребята, какие слова вам были непонятны? (Когда дети по-очереди называют непонятые ими слова, учитель предлагает остальным объяснить смысл данных слов, а затем и сам доступно разъясняет их значение. Объяснение дети могут давать как на русском, так и на казахском языках). При этом необходимо ознакомить детей со словариком под текстом. Новые слова учитель предлагает прописать в Рабочих тетрадях.
Попросить детей с этими словами составить устно предложения. Удачные примеры учащихся можно предложить им записать в обычных рабочих тетрадях.
4. Работа над содержанием текста. Ответы на вопросы под текстом.
Дополнительные вопросы: – Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не быть неряхой? А как вы собираетесь в школу?
5. Письменная работа. Учитель обращает внимание детей на правописание слов с предлогами, данными в тексте. Затем предлагает прописать их в Рабочих тетрадях.
V. Физкультминутка.
VI. Применение приобретённых знаний. Формирование умений и навыков.
1. Составление предложений по картинкам – упр.2 (стр.11).
Образец ответа: Лампа стоит на столе. Люстра висит над столом. Кукла лежит на диване. Картина висит над диваном.
2. Сравнение слов по значению – упр.3. Учителю необходимо обратить внимание детей на разницу в значении слов левой колонки и правой. Слова отвечают на один и тот же вопрос, но используются разные предлоги. Предлог на обозначает предмет, лежащий на поверхности, а предлог под каким-нибудь предметом. В казахском языке передаётся послелогом или падежным окончанием. Например, на столе – үстелдің үстінде, үстелде; под столом – үстелдің астында.
3. Самостоятельная работа. Выполнение разноуровневых заданий в Рабочей тетради.
4. Контроль и самоконтроль. Выполнение тестовых заданий.
5. Коррекция знаний. Устранение пробелов в знаниях и умениях учащихся.
VII. Этап информации о домашнем задании. Домашнее задание: запомнить в жёлтой рамочке на стр.10, 12 словосочетания и предложения, упр.6 – читать по ролям, ответить на вопросы.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
IX. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.