Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Поэмы Гомера "Илиада и Одиссея"

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уроки 31.doc

Уроки 31-32. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

5класс                                                                                                 Дата________________

Цели: ознакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, па­мятниками мировой культуры и важными историческими источни­ками; продолжить формирование умений составлять рассказ, де­лать выводы, использовать исторические документы как источник знаний; на положительных образах гомеровских героев воспиты­вать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход уроков

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Микены и Троя»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 25.

КАРТОЧКА № 25

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Троян­ская война?»

Для этого вспомни:

-        Что рассказывает миф о начале Троянской войны?

-        Кого не позвали на свой пир греческие боги?

-        Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита?

-        В кого влюбился царь Трои Парис?

-        Какова действительная причина этой войны?

Сделай вывод.____________________________________

Примерный ответ учащегося

Богиню ссор и раздоров греческие боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. Три богини Гера, Афина и Афродита стали спорить, кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис. Парис увозит Елену Прекрасную из Спарты к себе. Тогда ее муж собирает большое войско и осаждает Трою. Так рассказывает о начале войны миф. Но на самом деле гре­ческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200 г. до н. э. царь Микен повел свое войско в Трою.

2.  Работа с классом. Тест[1].

3.   Устный ответ ученика по карточке № 25 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.  Переход к изучению новой темы

Более ста лет назад вопрос о древнейшей Греции еще не ставил­ся. Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведе­ниями, совершенно не связанными с действительной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они - соединения различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы, на двух наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.

Задача для учащихся: ознакомиться с содержанием поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Информация для учителя

Поскольку содержание поэмы изучается на уроке, то текст ее напечатанный мелким шрифтом, целесообразнее зачитывать на уроке самому учителю. Перед изучением новой темы новые слова лучше прочитать вслух с классом.

IV.  Изучение новой темы

План

1) Сведения о жизни Гомера.

2)  Поэма Гомера «Илиада».

3)  Поэма Гомера «Одиссея».

На доске: тема урока, новые слова: г. Илион, Гектор, Гомер,

Приам, Ахиллес, Алкиной, Навсикая, Демодок, Посейдон, По­лифем, Гефест.

1. Сообщение учащегося о жизни древнегреческого поэта Гомера.

2.  Рассказ учителя.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - де­сятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя - Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н. э.

В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт воен­ного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одис­сее» же он рисует главным образом картины мирной жизни. В VI в. до н. э. правитель города Афин Писистрат составил специальную комиссию, которой было поручено записать тексты обеих поэм, что она и сделала. С тех пор изучение текста обязательно в Греции для всех школьников. Высоко оценил эти произведения Платон: «Гомер воспитал всю Грецию».

На берегу Черного моря, в одной из колоний Греции, археологи нашли обломки камня с вырезанным на его поверхности началом «Илиады». Надпись была сделана явно неопытной рукой, так как в ней были найдены ошибки. Археологи предположили, что высек эти строчки начинающий камнерез, которому поэмы была дана в качестве упражнения.

3.   Комментированное чтение текста учебника (пп. 2, 3, 4, 5 на с. 122-126 Вигасина или п. 2 на с. 133-134 Михайловского).

4.  Беседа по прочитанному.

-      События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»? (События Троянской войны.)

-      Кто является одним из сильнейших греческих воинов? (Это Ахиллес.)

-      Почему Ахиллес обладал большой силой? (Его мать, богиня Фетида, выкупала младенца в реке, текущей в подземном «царстве мертвых».)

-      Почему он отказался сражаться с троянцами? (Царь Агамем­нон отобрал у него любимую девушку.)

-      Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? (Это пятка, так как его мать во время купания держала его за это место.)

-      Кто убил самого близкого друга Ахиллеса Патрокла? (Воен­ный вождь троянцев - Гектор.)

-      Удалось ли Ахиллесу отомстить за смерть своего друга? (Да.)

-      Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из этой поэмы о жизни греков? (Мы видим, что у греков существует рабовладельческое государство, так как в тексте есть упоминание о царе и рабыне. Греческие цари ведут войны, так как текст посвящен военным событиям. Рабами у греков становились пленные. Греки были храбрыми воинами и очень яростно сражались. Греческие воины облача­лись в специальные доспехи, которые были сделаны из метал­ла: голову защищал шлем, грудь - специальный панцирь.)

-      Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)

-      Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)

5.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1, 2, 4 § 27 Вигасина или п. 3 на с. 135-137 Ми­хайловского.

6.  Беседа по прочитанному.

-      Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одис­сея»? (Он возвращался с Троянской войны.)

-      Какой царь дал приют Одиссею? (Царь Алкиной.)

-      О каких испытаниях рассказывает Одиссей? (О встрече с цик­лопом Полифемом, с сиренами, о чудовищах Сцилле и Хариб­де, о расправе его с женихами в своем доме...)

-      Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем?

-      Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? Какие?

-      Какие положительные качества в людях ценили греки? (Сме­калку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремленность. Любовь к своим ближним...)

Домашнее задание: прочитать § 26, 27 Вигасина или § 23 Михай­ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"?»; для любознательных: что обозначают выражения «между Сциллой и Харибдой», «ахиллесова пята» и «Троянский конь»? Для вы­полнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.


Скачано с www.znanio.ru