Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Религия древних греков

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 33.doc

Урок 33. Религия древних греков

5 класс                                                                                             Дата_______________

Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и ге­роев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования воз­никли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюст­рациями, выделять главное.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы

Гомера "Илиада" и "Одиссея"»

1.  Подготовка устного ответа по карточке № 26

КАРТОЧКА № 26

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют

поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"?»

Для этого вспомни:

-   Какие события отразил в своих поэмах древнегреческий поэт Гомер?

-   Попытайся сказать, какую достоверную информацию мы можем

получить из содержания этих поэм на примере любого отрывка

из этих поэм?

-   Что ценили в людях древние греки?

Сделай вывод.__________________________________

Примерный ответ учащегося

В поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер рас­сказывает о Троянской войне и об одном уцелевшем в ней герое - Одис­сее. В произведениях много вымышленного, но и некоторую достовер­ную информацию можно получить. Например, читая фантастические истории, происходившие с Одиссеем, мы понимаем, что греки ценили в людях смелость, ум, способность не сдаваться перед трудностями жизни, целеустремленность и любовь к своим близким. Таким образом, произведения Гомера имеют большое значение и как литературные про­изведения, и как исторические источники о жизни древних греков.

2.    Дифференцированная работа с учащимися письменно на лис­точках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает за­дание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).

б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.

Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,

Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?

3.  Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 14 (с. 12).

б) Решите задачу.

-      Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троян­ской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их созда­ния почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 26 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.   Переход к изучению новой темы

1. Беседа с учащимися.

-      Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)

-      Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.)

2.  Рассказ учителя.

Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встре­чаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

-      Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.

IV.   Изучение новой темы

План

1) Боги Греции.

2)  Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.

На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом

1.  Рассказ учителя.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в рос­кошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали мо­гучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраи­вали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. То­гда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.

2.  Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Ви­гасина.

      3. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

Имена богов

Какие силы природы они отражали

Покровителями каких занятий они считались

 

 

 

 

4.  Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,

с. 134-135 Вигасина.

5.  Беседа по прочитанному.

-      Какие боги были покровителями некоторых занятий древних гре­ков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покро­вительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)

-      Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре­лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч­ти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жиз­ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)

-      Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)

-      Какой народ в отличие от древних греков верил только в од­ного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)

V. Закрепление изученного материала

-      Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды

и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олим­пийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)

-      Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)

-      Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина или § 24 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие ре­лигиозные верования существовали у древних греков?»; для любознательных: какие подвиги совершил Геракл?


Скачано с www.znanio.ru