Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Римская империя при Диоклетиане и Константине

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 65.doc

Урок 65. Римская империя при Диоклетиане и Константине

Цели: подвести учащихся к пониманию изменения характе­ра императорской власти при Константине, рассказать о призна­нии христианства господствующей религией в Римской империи; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н. э.».

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь в Римской империи»

1. Коллективная работа с классом.

Отгадай кроссворд.


1. Центральная площадь города Рима. 2. Столица Италии. 3. Ме­сто, где проходили гладиаторские бои. 4. Место, где был основан Рим. 5. Архитектурное строение, которое воздвигалось в честь по­беды императора. 6. Город, попавший под извержение вулкана Ве­зувий. 7. Древняя баня в Риме. 8. Название римского войска. 9. Как назывался глава Римской империи? 10. Руководитель восстания рабов в 74 г. до н. э.

 


 

Ответы: 1. Форум. 2. Рим. 3. Цирк. 4. Капитолий. 5. Арка. 6. Помпеи. 7. Терма. 8. Легион. 9. Император. 10. Спартак.

III.  Переход к изучению новой темы

Со времени императора Траяна римляне не вели завоеватель­ных войн. Но необходимость вынуждала их держать на границах большие армии, поскольку в пределы империи вторгались племена варваров (так римляне называли народности, чей язык они не пони­мали). Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть. В конце III в. серьезные реформы государственного устройства провел им­ператор Диоклетиан. При нем императорская власть резко усили­лась. Упрочению позиций императора способствовало и правление Константина Великого.

-      Выясним, что изменилось в государстве в период правления императора Константина.

IV.  Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1) Деятельность императора Диоклетиана.

2)  Деятельность императора Константина.

3)  Перемены в положении христиан.

4)   Перенесение столицы.

На доске: тема урока.

1.  Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 § 59 на с. 268-269 Вигасина или пп. 1-3 § 55

на с. 314-315 Михайловского.

2.  Беседа по прочитанному.

-      Каково значение реформ Диоклетиана? (Установление абсо­лютной власти Диоклетина над подданными.)

-      Что изменилось в период правления императора Констан­тина? (Его власть не ограничивалась никем. При цем увели­чилась численность армии, в ней стали служить жители разных провинций.)

-      Как изменилось положение колонов? (Они должны были пла­тить налог не только своему хозяину, но и императору.)

-      Для чего Константин издал указ, запрещающий колонам ухо­дить со своих участков? (Колоны не выдерживали эксплуа­тации и сбегали со своих земельных участков.)

3.  Рассказ учителя.

В период правления императора Константина изменилось и по­ложение христиан. Он понял, что они не призывают людей к свер­жению императора и разрушению государства. Поэтому он издал указ в 313 г., который разрешал верующим открыто строить храмы и ходить молиться. Гонения на христиан тоже прекратились. Вскоре все епископы договорились о том, чтобы создать единую церковь для всей империи. Руководители церкви договорились о том, какие книги об Иисусе и его учениках считать священными. Эти книги составили Новый Завет. Кроме этого, в 330 г. Константин сделал новой столицей Римской империи город Константинополь.

4.   Работа по карте (с. 271 и 221 Вигасина или с. 320 Михай­ловского).

-      Где был основан город Константинополь? (На берегу пролива Босфор.)

-      Какие два моря соединяет этот пролив? (Черное и Средизем­ное моря.)

-      Какие традиционные для римлян объекты были построены в новой столице? (Дворцы, жилые дома, водопроводы и бани, театры, цирк, христианские храмы.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать историческое со­чинение «Зачем император Константин разрешил христианство на территории Римской империи?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от имени императора Диоклетина «Зачем я провел свои реформы?» (сочи­нение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

ВАРИАНТ 4. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ

Орозий[1]. Против язычников. Кн. VII. Гл. 25

В 1041 году от основания города тридцать третьим императором войско избрало Диоклетиана... Тотчас по получении возможности власти он собственноручно убил Апра, убийцу Нумериана. Затем мосле очень тяжелой войны и с огромным трудом он одолел ведшего позорную жизнь Карина, которого Кар оставил цезарем в Далмации. Далее, когда Аманд и Элиан в Галлии, собрав шайку крестьян, ко­торых называли бакаудами, подняли гибельные смуты, Диоклети­ан сделал цезарем Максимиана по прозвищу Геркулий и отправил его в Галлию. Тот легко усмирил воинской доблестью неопытную и беспорядочную шайку деревенских людей. Далее некто Каравзий, человек низкий по происхождению, но сообразительный и энергич­ный, будучи поставлен для наблюдения за берегами океана, которые тогда опустошали франки и саксонцы, действовал скорее во вред, чем на пользу государства; отнятую у разбойников добычу он отнюдь не возвращал владельцам, но брал только себе. Этим он возбудил по­дозрение, что искусной небрежностью позволял опустошение границ и самим врагам. Поэтому, получив от Максимиана повеление умереть, он облекся в пурпур и захватил Британию. Итак, на всех границах Римской империи загрохотали громы внезапных волнений: Карав­зий восставал в Британии, Ахиллей в Египте, Африку опустошали квингентианцы, Нарсес, царь персов, теснил войною Восток. Под влиянием этой опасности Диоклетиан сделал Максимиана Геркулия из цезаря августом, а Констанция и Максимиана Галерия избрал це­зарями. Констанций взял в жены падчерицу Максимиана Геркулия Феодору, от которой имел шесть сыновей, братьев Константина. Ка­равзий в течение шести лет очень яростно удерживал за собой гос­подство над Британией, наконец был обманно убит своим союзником Аллектом. Этот удерживал за собой отнятый у Каравзия остров три года. Его уничтожил начальник преторианцев Асклепиодот и вернул через десять лет. Войско цезаря Констанция в первом сражении было разбито аламаннами, причем сам он едва спасся. Вторая битва имела результатом довольно успешную победу, именно, как говорят, в те­чение немногих часов было убито 60 тысяч аламаннов. Август Мак- симиан усмирил в Африке квингентианцев. Далее Диоклетиан, после восьмимесячной осады, взял у Александрии в плен Ахиллея и убил его. Но, пользуясь неумеренно победой, он отдал Александрию на разграбление и осквернил весь Египет проскрипциями и убийствами. Кроме того, Галерий Максимиан, имевший два сражения с Нарсесом, столкнулся с ним в третий раз и был побежден. Потеряв войска, он бежал к Диоклетиану, который принял его очень надменно, так что, как говорят, Галерий, облеченный в пурпур, бежал несколько миль пред повозкой Диоклетиана. Но это поношение послужило ему как бы оселком к доблести: сняв ржавчину царской пышности* он вернул остроту ума. Поэтому скоро в Иллирии, Мезии и повсюду он собрал войска и, поспешно вернувшись, напал на врага и победил Нарсеса с большими силами и обдуманностью. Уничтожив силы персов и об­ратив в бегство самого Нарсеса, он напал на его лагерь, взяв в плен его же сестер и детей, разграбив неизмеримую массу персидских сокровищ и уведя в плен огромное количество знатных персов. По возвращении в Месопотамию он был принят Диоклетианом с огром­ным почетом. Впоследствии те же вожди энергично боролись против карпов и бастарнов, затем они победили сарматов, огромную толпу их пленных они рассеяли по гарнизонам на римских границах. Меж тем Диоклетиан на востоке, Максимиан Геркулий на западе предпи­сали, в десятый раз после Нерона, опустошать церкви, мучить и уби­вать христиан. Это гонение было продолжительнее и бесчеловечнее всех предшествовавших. Именно оно сопровождалось непрерывно в течение десяти лет сожжением церквей, проскрипциями невинных, убийствами мучеников. За этим последовало землетрясение в Сирии, от которого в Тире и Сидоне повсюду попадали крыши и погибло много тысяч людей. На второй год гонения Диоклетиан потребовал у Максимиана против его воли одновременно снять пурпур и сложить высшую власть, передав государство младшим, а самим проводить старость в бездействии в качестве частных лиц. Итак, в один день Диоклетиан в Никомедии, Максимиан в Милане сложили власть над империей, отказавшись от почета.

Диоклетиан был человеком хитрого нрава, прозорливым и очень разборчивым. Это был государь очень усердный и искусный, который первый хотел придать Римской державе вид царственного обычая ско­рее, чем римской свободы. Именно, первым из всех после Калигулы и Домициана, он допускал открыто называть себя господином, обожать и обращаться как к богу. Он украшал драгоценностями свое платье и обувь. Раньше отличительном признаком императорской власти была только пурпурная хламида, остальное было как у обычных людей.

Вопросы и беседа по прочитанному.

-      В чем заключалась реформа императора Диоклетиана?

-      Как изменился статус императора после реформ Диоклетиана?

-      Как Вы думаете, в чем причина этих преобразований?

V. Закрепление изученного материала

Впишите недостающие буквы.

-      Этим словом римляне называли народности, чей язык не по­нимали - в           ы.

-      В начале IV в. борьбу полководцев за императорскую власть выиграл

-       К__________________ н.

-      Жители Римской империи, которым Константин запретил уходить с обрабатываемых участков, к                      ы.

-      Священники целой области выбирали главного в ней руко­водителя христиан, который назывался е                   п.

-      Организация христиан - ц ________ _ ь.

-      Вторая часть Библии - Н_____ йЗ_____ т.

- С 330 г. столицей Римской империи стал город К__ ______ь.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 59 Вигасина или § 55 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что измени­лось в период правления Константина в Римской империи?»

Дополнительный материал

Преступления и наказания

Древнеримские юридические сочинения содержат подробное опи­сание преступлений и наказаний за них. В эпоху империи наказание зависело от общественного положения обвиняемого. Судьи обычно делили обвиняемых на две категории: «почтенные» и «низшие». К чис- пу «низших» относились бедняки, которых подвергали более строгим наказаниям.

Многих людей обвиняли в таких проступках, как неуплата долгов, невыполнение своих обязательств по договорам или обман и мошен­ничество. В качестве наказания они должны были уплатить штрафы или возместить убытки.

Преступников не заключали в тюрьмы. Вместо этого их отправля­ли в ссылку на определенный срок в отдаленные владения империи. 11 с которых лишали гражданских прав, а их имущество подлежало кон­фискации.

В эпоху республики смертная казнь была редким явлением, но н эпоху империи распятие на кресте, бичевание, отсечение головы или утопление стали широко распространенными видами наказаний.

Многие «низшие», приговоренные к смерти, должны были участ­ии вать в общественных зрелищах. Они становились гладиаторами или их отдавали на растерзание диким животным.

Других делали гребцами на военных кораблях или отправляли на работу в рудники. Их содержали в очень суровых условиях, и многие умирали от переутомления и жестокого обращения.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 74-75.


Скачано с www.znanio.ru



[1] Орозий Павел (около 380 - около 420) - римский историк.