Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: В городе богини Афины

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 42.doc

Урок № __ «В городе богини Афины»

5 класс                                                                                       Дата______________

Цели: познакомить учащихся с главным городом афинского государства; продолжить формирование умений составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «В гаванях афинского порта Пирей»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 34.

КАРТОЧКА № 34

Подготовь рассказ от имени путешественника, посетившего древ­ний порт Пирей.

Для этого вспомни:

-                     Какой город был соединен с портом Пирей специально укреплен­ной дорогой?

-   Какие гавани были в порту?

-   Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

-   На какие группы делилось население порта?

-   Какая из групп была самой бесправной?

-   Где использовали труд людей этой группы?

Сделай вывод.__________________________________

Примерный ответ учащегося

Рассказ ведется от лица путешественника, но тем не менее в ответе должны прозвучать следующие моменты:

а)  Город Афины был соединен с портом Пирей 5-6-километровой дорогой, которая была тщательно укреплена с обеих сторон стенами.

б) В порту были две военные гавани и одна торговая.

в)  В военных гаванях стоял мощный афинский флот, около 400 триер.

г) В торговой гавани бойко шла торговля. Купцы со всех частей све­та привозили сюда свой товар. За право торговать они платили в казну специальный налог. Среди купцов были переселенцы, которые жили в Афинах, и за право жить там, тоже платили налог. Всеми правами пользовались только граждане государства (коренные жители). А вот рабы были полностью бесправны. Труд рабов использовался и в доме господина, и в ремесленной мастерской.

2.  Работа с классом. Игра «Жили ли они?»

Из предложенного списка имен, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую имена тех, кто известен вам из мифов - сказаний о богах и вымышленных героях.

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.

Ответ: Жили: Хеопс, Солон, Тутмос, Геродот, Хаммурапи, Гомер, Фемистокл, Дарий Первый, Мильтиад, остальные - герои мифов.

3.     Устный ответ ученика по карточке № 34 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы только что выслушали рассказ путешественника, побы­вавшего в гаванях порта Пирей. Этот порт был главным в Афинском государстве. А каким был сам город Афины? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

Познакомимся с достопримечательностями города Афины.

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1) Район гончарных мастерских - Керамик.

2)  Агора - сердце Афин.

3)  На вершине Акрополя.

На доске: тема урока, новые слова: Керамик, Фидий, агора,

Ника, Акрополь, Парфенон, портики.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 37 на с. 170 Вигасина.

2.  Беседа по прочитанному.

-      Ремесленники какой специальности жили в районе Кера­мик? (Гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды.)

-      Какими рисунками украшали вазы? (Чернофигурными и крас- нофигурными.)

-      Кто выполнял самую тяжелую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы.)

-      Кто занимался оформлением посуды? (Это были граждане или переселенцы.)

3.  Рассказ учителя.

Сердцем Афин была агора - главная площадь Афин. Здесь все­гда было шумно и многолюдно, так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои, выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жен с собой не брали. Когда все покупки были сделаны, рабов с ними отправляли домой, а сами проводили время с друзьями в специально отведенных местах - портиках. Это поме­щение, крышу которого поддерживали колонны.

В другой части агоры находилось здание, в котором почти еже­дневно собирался Совет пятисот - орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, дороги, храмы, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно. (В дополнение к этому можно включить материал, помещенный ниже.)

4.  Сообщение учащегося об Акрополе.

V.   Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам.

-      За что афиняне любили свой город? (Для многих из них этот город был местом рождения, родиной.)

-      Какими постройками и статуями гордились? (Они гордились своей агорой, статуей богини Афины, которая была распо­ложена на вершине Акрополя, храмом богини победы Ники, храмом богини Афины - Парфеноном.)

-      Почему гончарное производство в Древней Греции играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни. (Сегодня людям известны другие, более удобные материалы для изго­товления посуды, например пластмасса, фарфор.)

VI.   Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 37 Вигасина или § 34 Михайлов­ского; вспомнить, в составе какой группы был каждый ученик, так как следующий урок - работа по группам.


Скачано с www.znanio.ru