Поурочное планирование по истории 5 класс на тему: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 34.doc

Урок 34. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

                                                                               5 класс                                                 Дата __________

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений исполь­зовать исторические документы как источники знаний.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия

древних греков»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 27.

КАРТОЧКА № 27

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные

верования существовали у древних греков?»

Для этого вспомни:

-       Где жили древнегреческие боги?

-       Какие боги считались у них главными?

-       Какие боги покровительствовали ремеслам?

-       Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

-       Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.             ______________________

Примерный ответ учащегося

У древних греков, как и у многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Глав­ными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровитель­ствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледе­лию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на лис­точках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает за­дание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 10 (с. 9) или карточка № 1.

-      Какие выводы можно сделать из приведенного отрывка:

«Одиссея», XVIII

 Так, ему отвечая, сказал Одиссей многоумный:

 «Если б с тобой, Евримах, состязаться пришлось мне в работе

В дни весенней поры, когда они длинны бывают,

На сенокосе, и нам по косе б, изогнутой красиво,

Дали обоим, чтоб мы за работу взялись и, не евши,

С ранней зари до темна траву луговую косили;

Если б также пахать на волах нам с тобою пришлося

 Огненно-рыжих, больших, на траве откормившихся сочной,

Равных годами и силой - и силой немалой, если б

Четырехгийный участок нам дали с податливой почвой,

Ты бы увидел, плохую ль гоню борозду я на пашне...

Примерный ответ учащегося

Из отрывка можно получить информацию о занятиях жителей Древней Греции.

б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 11 (с. 9) или карточка № 2. Реши задачу:

-      Почему все известные греческие ученые жили после Гомера?

-      Было ли что-то подобное в русской литературе и науке?

Примерный ответ учащегося

Крупные поэты обычно появляются в эпоху формирования народа, крупные политики - позднее, когда этот народ строит свое государство, а крупные ученые - еще позже, когда в этом государстве формируется цивилизация. Например, в Элладе сначала был Гомер, потом Солон, потом Евклид; в России сначала были сложены былины, потом были реформы Петра I, а затем появились Лобачевский и Менделеев.

3.  Работа с классом.

-      Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

-      Кто прочитал мифы о подвигах Геракла? (Дети поднимают руки.)

-      Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

-      Расскажите коротко о каждом из них (см. урок 33).

4.  Устный ответ ученика по карточке № 27 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III.  Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на сосед­нем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорий­ские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки нау­чились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

-      Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV.   Изучение новой темы

План

1)  Древнегреческие полисщ.

2)  Занятия жителей полисов.

3)  Управление полисом.

На доске: тема урока, новые слова: Аттика - область Средней

Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

1. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром неболь­шого самостоятельного государства, со своим правительством, вой­ском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь и открытое пространство, называв­шееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на по­бережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех гре­ков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

2.  Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 23 § 29 на с. 137 Вигасина.

-      Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)

3.   Работа с историческим документом.

 Аристотель. Афинская полития[1]

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...

.. .Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 129.

4.  Беседа по вопросам к документу.

-      Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

-      Кто управлял государством? (Государством управляли оли­гархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

-      Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

-      За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

-      Что было с теми людьми, которые не могли заплатить аренд­ную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

-      Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

-      К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

5. Работа с новыми терминами.

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении госу­дарством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей госу­дарства.

V.  Закрепление изученного материала

Дайте определение понятиям «полис», «демос», «архонты», «ареопаг», «агора», «акрополь».

VI.   Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 29 Вигасина или § 25 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?»; рабочая тетрадь (вып. 2), за­дание № 16 (с. 13); для любознательных: что обозначает выра­жение «драконовские законы»?


Скачано с www.znanio.ru