Поурочное планирование по русскому языку 9 класс урок № 18
Оценка 4.9

Поурочное планирование по русскому языку 9 класс урок № 18

Оценка 4.9
doc
28.06.2020
Поурочное планирование по русскому языку 9 класс урок № 18
18 урок.doc

ДАТА_______________________                                         ПРОВЕРИЛ________________________

 

ТЕМА УРОКА: РЕЦЕНЗИЯ.

 

Цели урока:

формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;

развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;

приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры;

развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.

 

Оборудование: учебник,  раздаточный материал.

 

Ход урока.

 

1. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение литературы.

2. Опрос по пройденному материалу.

-Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой)

-Какие особенности публицистического стиля вы знаете?

-Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение? (в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод; имеет коммуникативное намерение – доказать).

-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв).

 

3. Объяснение нового материала.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром публицистического стиля - рецензией.

Рецензия   (от   лат.   recensio   «рассмотрение»)   —   отзыв,   разбор   и   оценка   нового художественного,   научного   или   научно-популярного   произведения;   жанр   критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость (Слайд)

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.

Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.

Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.

 

Исследование жанровые особенности рецензии

     В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.).

 

Построение рецензии:

I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;

2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.

 

4. Наблюдение и сопоставление.

Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления особенностей каждого.

 

5.Составление таблицы (совместно с классом), запись в тетрадь.

Рецензия

Отзыв

1. Представляет критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.

1. Содержит  развёрнутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении

2. Автор рецензии - исследователь и критик. Предметом его исследования является художественный текст (его проблематика, конфликт, сюжетно-композиционные особенности, система образов, язык произведения).

2. Содержит мнение автора, подкреплённое аргументами.

3. Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.

3. Даётся эмоционально-субъективная оценка.

4.Может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.

4. Система аргументаций основана на читательском вкусе, опыте, предпочтениях.

Обратите внимание с помощью каких «слов-помощников» строится рецензия. Давайте выпишем их.

Учитель. Ребята сегодня мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известные миниатюры  М.М.Пришвина. Пришвин - тонкий знаток и ценитель родной природы. За  умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он голос леса, воды,  лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти миниатюры (см.Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений-рецензий.(Слайд)

Об авторе     Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

 Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)

В центре внимания автора...

Мое первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

Книга поражает (удивляет)...

Заложена стержневая тема о...

Автор пишет о...

Много места уделено проблеме...

Автор приоткрывает...

Интересно для нас предложение автора

Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

В отличие от автора, я считаю, что...

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

Чтение работ и обсуждение их.

Итоги урока.

Домашнее задание: Упражнение 76, написать рецензию на книгу (фильм, спектакль).


ДАТА_______________________

ДАТА_______________________

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение…

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение…

Чтение работ и обсуждение их.

Чтение работ и обсуждение их.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020