Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Различение слова и обозначаемого им предмета»
Цели урока:
- Формировать умение различать слово и обозначаемый им предмет.
- Развивать представление о слове как знаке, обозначающем предмет.
- Способствовать осознанию связи между словом и обозначаемым им предметом или явлением.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление интереса к изучению родного языка.
- Осознание важности правильного употребления слов для выражения мыслей.
- Формирование положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию.
Предметные:
- Различать слово и обозначаемый им предмет.
- Понимать, что слово служит для называния предмета, признака, действия.
- Соотносить слово с соответствующей иллюстрацией или предметом.
- Группировать слова по тематическим группам.
Метапредметные:
- Сравнивать и группировать слова по заданным критериям.
- Устанавливать соответствие между словом и обозначаемым предметом.
- Формулировать простые выводы на основе анализа слов и иллюстраций.
- Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.
- Работать с иллюстративным материалом учебника.
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с интересной загадки:
Не огонь, а жжется,
Не фонарь, а светит,
Не пекарь, а печет.
Что это?
(Ответы детей: солнце)
-Молодцы! А теперь скажите, что я вам загадала - предмет или слово?
(Ответы детей: предмет)
-Правильно! А когда вы отгадывали, что вы произнесли - предмет или слово?
(Ответы детей: слово)
-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о предметах и словах, о том, как называются предметы)
-Верно! Тема нашего урока: "Различение слова и обозначаемого им предмета". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?
(Предполагаемые ответы детей: отличать слово от предмета, понимать, что слово - это название предмета)
-Молодцы! Наша цель - научиться различать слово и предмет, который оно обозначает.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, посмотрите на доску. Здесь нарисованы разные предметы. Давайте их назовем.
(На доске картинки: солнце, дерево, дом, кошка)
(Дети называют: солнце, дерево, дом, кошка)
-Хорошо! А теперь подумайте, можно ли взять в руки то, что вы сейчас назвали?
(Ответы детей: нет, это только картинки)
-Правильно! А если бы эти предметы были настоящими, можно было бы их потрогать?
(Ответы детей: да, кроме солнца)
-Верно! А можно ли взять в руки слова "солнце", "дерево", "дом", "кошка"?
(Ответы детей: нет)
-Молодцы! Вы поняли, что слово и предмет - это разные вещи. Слово - это название предмета, а предмет - это то, что мы можем увидеть и потрогать.
Этап 3. Актуализация знаний
-Давайте вспомним, какие предметы нас окружают в классе. Назовите их.
(Ответы детей: парта, стул, доска, шкаф и т.д.)
-Отлично! А теперь попробуйте взять в руки слово "парта". Получается?
(Ответы детей: нет)
-Правильно! Потому что слово - это не предмет, а только его название.
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Давайте поиграем в игру "Предмет или слово". Я буду называть что-то, а вы будете хлопать в ладоши, если это предмет, и топать ногами, если это слово.
Учитель называет: книга, "карандаш", ручка, "стол", "окно", мяч.
(Дети хлопают на "книга", "ручка", "мяч" и топают на "карандаш", "стол", "окно")
-Молодцы! Вы отлично справились. Теперь давайте разберемся подробнее. Слово - это название предмета, его действия или признака. Мы не можем потрогать или увидеть слово, мы можем его только услышать или прочитать. А предмет - это то, что мы можем увидеть, потрогать, понюхать или попробовать на вкус.
2) Проверка первичного усвоения
-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте:
- Можно ли съесть яблоко? (Ответ: да)
- А можно ли съесть слово "яблоко"? (Ответ: нет)
- Можно ли погладить кошку? (Ответ: да)
- А можно ли погладить слово "кошка"? (Ответ: нет)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем в игру "Найди пару". У меня есть картинки с предметами и карточки со словами. Нужно соединить картинку с соответствующим словом.
(Учитель показывает картинки и карточки со словами: мяч, дом, рыба, цветок)
(Дети по очереди выходят к доске и соединяют картинки со словами)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А теперь давайте подумаем, как мы используем слова в жизни. Когда вы хотите попить воды, что вы говорите маме?
(Ответы детей: "Мама, дай воды")
-Правильно! Вы используете слово "вода", чтобы попросить настоящую воду. Видите, как слова помогают нам в жизни?
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
- Чем отличается слово от предмета? (Ответ: слово - это название, а предмет можно потрогать)
- Можно ли увидеть или потрогать слово? (Ответ: нет)
- Для чего нужны слова? (Ответ: чтобы называть предметы, общаться)
-А теперь давайте проведем рефлексию. У вас на партах лежат смайлики: веселый, нейтральный и грустный. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока. Если вам было интересно и вы всё поняли - веселый смайлик. Если урок был обычным - нейтральный. Если вам было скучно или трудно - грустный.
(Дети поднимают смайлики)
-Посмотрите, сколько у нас веселых смайликов! Значит, урок был интересным и полезным.
-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали о словах и предметах?
Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что слова - это очень важная часть нашей жизни. Они помогают нам общаться и узнавать мир вокруг нас!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.