Поурочное планирование по теме "Различение слова и обозначаемого им предмета" (1 класс)

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 5.Различение слова и обозначаемого им предмета.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Различение слова и обозначаемого им предмета»

Цели урока:

- Формировать умение различать слово и обозначаемый им предмет.

- Развивать представление о слове как знаке, обозначающем предмет.

- Способствовать осознанию связи между словом и обозначаемым им предметом или явлением.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявление интереса к изучению родного языка.

- Осознание важности правильного употребления слов для выражения мыслей.

- Формирование положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию.

Предметные:

- Различать слово и обозначаемый им предмет.

- Понимать, что слово служит для называния предмета, признака, действия.

- Соотносить слово с соответствующей иллюстрацией или предметом.

- Группировать слова по тематическим группам.

Метапредметные:

- Сравнивать и группировать слова по заданным критериям.

- Устанавливать соответствие между словом и обозначаемым предметом.

- Формулировать простые выводы на основе анализа слов и иллюстраций.

- Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

- Работать с иллюстративным материалом учебника.        

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с интересной загадки:

Не огонь, а жжется,

Не фонарь, а светит,

Не пекарь, а печет.

Что это?

(Ответы детей: солнце)

-Молодцы! А теперь скажите, что я вам загадала - предмет или слово?

(Ответы детей: предмет)

-Правильно! А когда вы отгадывали, что вы произнесли - предмет или слово?

(Ответы детей: слово)

-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о предметах и словах, о том, как называются предметы)

-Верно! Тема нашего урока: "Различение слова и обозначаемого им предмета". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: отличать слово от предмета, понимать, что слово - это название предмета)

-Молодцы! Наша цель - научиться различать слово и предмет, который оно обозначает.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, посмотрите на доску. Здесь нарисованы разные предметы. Давайте их назовем.

(На доске картинки: солнце, дерево, дом, кошка)

(Дети называют: солнце, дерево, дом, кошка)

-Хорошо! А теперь подумайте, можно ли взять в руки то, что вы сейчас назвали?

(Ответы детей: нет, это только картинки)

-Правильно! А если бы эти предметы были настоящими, можно было бы их потрогать?

(Ответы детей: да, кроме солнца)

-Верно! А можно ли взять в руки слова "солнце", "дерево", "дом", "кошка"?

(Ответы детей: нет)

-Молодцы! Вы поняли, что слово и предмет - это разные вещи. Слово - это название предмета, а предмет - это то, что мы можем увидеть и потрогать.

Этап 3. Актуализация знаний

-Давайте вспомним, какие предметы нас окружают в классе. Назовите их.

(Ответы детей: парта, стул, доска, шкаф и т.д.)

-Отлично! А теперь попробуйте взять в руки слово "парта". Получается?

(Ответы детей: нет)

-Правильно! Потому что слово - это не предмет, а только его название.

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Давайте поиграем в игру "Предмет или слово". Я буду называть что-то, а вы будете хлопать в ладоши, если это предмет, и топать ногами, если это слово.

Учитель называет: книга, "карандаш", ручка, "стол", "окно", мяч.

(Дети хлопают на "книга", "ручка", "мяч" и топают на "карандаш", "стол", "окно")

-Молодцы! Вы отлично справились. Теперь давайте разберемся подробнее. Слово - это название предмета, его действия или признака. Мы не можем потрогать или увидеть слово, мы можем его только услышать или прочитать. А предмет - это то, что мы можем увидеть, потрогать, понюхать или попробовать на вкус.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте:

- Можно ли съесть яблоко? (Ответ: да)

- А можно ли съесть слово "яблоко"? (Ответ: нет)

- Можно ли погладить кошку? (Ответ: да)

- А можно ли погладить слово "кошка"? (Ответ: нет)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем в игру "Найди пару". У меня есть картинки с предметами и карточки со словами. Нужно соединить картинку с соответствующим словом.

(Учитель показывает картинки и карточки со словами: мяч, дом, рыба, цветок)

(Дети по очереди выходят к доске и соединяют картинки со словами)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, как мы используем слова в жизни. Когда вы хотите попить воды, что вы говорите маме?

(Ответы детей: "Мама, дай воды")

-Правильно! Вы используете слово "вода", чтобы попросить настоящую воду. Видите, как слова помогают нам в жизни?

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

- Чем отличается слово от предмета? (Ответ: слово - это название, а предмет можно потрогать)

- Можно ли увидеть или потрогать слово? (Ответ: нет)

- Для чего нужны слова? (Ответ: чтобы называть предметы, общаться)

-А теперь давайте проведем рефлексию. У вас на партах лежат смайлики: веселый, нейтральный и грустный. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока. Если вам было интересно и вы всё поняли - веселый смайлик. Если урок был обычным - нейтральный. Если вам было скучно или трудно - грустный.

(Дети поднимают смайлики)

-Посмотрите, сколько у нас веселых смайликов! Значит, урок был интересным и полезным.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о словах и предметах?

Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что слова - это очень важная часть нашей жизни. Они помогают нам общаться и узнавать мир вокруг нас!