Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Сравнение звуков по твёрдости-мягкости»
(стр. 13, 2023 год)
Цели урока:
- Формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки.
- Развивать фонематический слух учащихся.
- Способствовать развитию навыков звукового анализа слов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Проявление интереса к изучению родного языка.
- Осознание важности правильного произношения звуков для успешного общения.
Метапредметные результаты:
- Умение сравнивать звуки по заданному критерию (твердость-мягкость).
- Умение классифицировать звуки на группы по их характеристикам.
- Умение использовать знаково-символические средства для обозначения твердых и мягких согласных.
Предметные результаты:
- Умение различать твердые и мягкие согласные звуки на слух.
- Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие).
- Умение проводить звуковой анализ простых слов: определять количество звуков, последовательность звуков в слове.
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?
(Дети отвечают: медведь, пчелы, девочка, комары, мальчик с мячом, собака)
-Молодцы! А что делают эти живые существа?
(Ответы детей: медведь ест мед, пчелы летают, девочка отмахивается от комаров, мальчик играет с мячом, собака лает)
-Отлично! Как вы думаете, что общего у всех этих действий?
(Предполагаемые ответы детей: все они издают звуки)
-Верно! Мы слышим разные звуки вокруг нас. А как вы думаете, чем могут отличаться звуки?
(Возможные ответы детей: громкостью, длительностью)
-Правильно! А еще звуки могут быть твердыми или мягкими. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о звуках, о том, какие бывают звуки)
-Молодцы! Наша цель - научиться различать твердые и мягкие звуки.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, давайте посмотрим на картинку и послушаем, какие звуки издают разные существа.
-Комары звенят: з-з-з. Давайте все вместе произнесем этот звук.
(Дети произносят: з-з-з)
-А теперь скажем "зя-зя-зя".
(Дети произносят: зя-зя-зя)
-Чувствуете разницу? В первом случае наш язык был твердым, а во втором - мягким.
Этап 3. Актуализация знаний
-Давайте посмотрим на другие картинки. Пчелы жужжат: ж-ж-ж. Какой это звук - твердый или мягкий?
(Ответы детей: твердый)
-Правильно! А теперь посмотрим на собаку. Она рычит: р-р-р. Это какой звук?
(Ответы детей: твердый)
-Молодцы! А если мы скажем "ря-ря-ря", каким будет звук?
(Ответы детей: мягким)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Давайте разберемся, как определить, твердый звук или мягкий. Когда мы произносим твердый звук, наш язык напряжен и как бы стучит. А когда мягкий - язык становится мягким, будто улыбается.
-Попробуем сказать "та-тя". Чувствуете, как язык меняется?
(Дети пробуют произносить)
2) Проверка первичного усвоения
-Давайте проверим, как вы поняли разницу между твердыми и мягкими звуками. Я буду произносить звуки, а вы показывайте: если звук твердый - сожмите кулачки, если мягкий - покажите ладошки.
-М (дети сжимают кулачки)
-Мь (дети показывают ладошки)
-П (дети сжимают кулачки)
-Пь (дети показывают ладошки)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем. Я буду называть предметы с картинки, а вы будете определять, с какого звука начинается слово - с твердого или мягкого.
-Медведь (Ответы детей: с твердого)
-Пчела (Ответы детей: с мягкого)
-Собака (Ответы детей: с твердого)
-Мяч (Ответы детей: с мягкого)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А теперь давайте подумаем, где в жизни нам может пригодиться умение различать твердые и мягкие звуки?
(Ответы детей: чтобы правильно говорить, чтобы научиться читать)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
-О чем мы сегодня говорили? (Ответ: о твердых и мягких звуках)
-Как можно определить, твердый звук или мягкий? (Ответ: по положению языка)
-А теперь давайте проведем рефлексию. Я буду называть звук, а вы, если поняли тему урока, будете хлопать в ладоши на мягкий звук и топать ногами на твердый звук.
-Т (дети топают)
-Ть (дети хлопают)
-К (дети топают)
-Кь (дети хлопают)
-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали о звуках?
Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.