Поурочное планирование по теме "Сравнение звуков по твёрдости-мягкости" (1 класс)

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 10.Сравнение звуков по твёрдости-мягкости.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Сравнение звуков по твёрдости-мягкости»

 (стр. 13, 2023 год)

Цели урока:

- Формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки.

- Развивать фонематический слух учащихся.

- Способствовать развитию навыков звукового анализа слов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Проявление интереса к изучению родного языка.

- Осознание важности правильного произношения звуков для успешного общения.

Метапредметные результаты:

- Умение сравнивать звуки по заданному критерию (твердость-мягкость).

- Умение классифицировать звуки на группы по их характеристикам.

- Умение использовать знаково-символические средства для обозначения твердых и мягких согласных.

Предметные результаты:

- Умение различать твердые и мягкие согласные звуки на слух.

- Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие).

- Умение проводить звуковой анализ простых слов: определять количество звуков, последовательность звуков в слове.

                                                         Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?

(Дети отвечают: медведь, пчелы, девочка, комары, мальчик с мячом, собака)

-Молодцы! А что делают эти живые существа?

(Ответы детей: медведь ест мед, пчелы летают, девочка отмахивается от комаров, мальчик играет с мячом, собака лает)

-Отлично! Как вы думаете, что общего у всех этих действий?

(Предполагаемые ответы детей: все они издают звуки)

-Верно! Мы слышим разные звуки вокруг нас. А как вы думаете, чем могут отличаться звуки?

(Возможные ответы детей: громкостью, длительностью)

-Правильно! А еще звуки могут быть твердыми или мягкими. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о звуках, о том, какие бывают звуки)

-Молодцы! Наша цель - научиться различать твердые и мягкие звуки.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, давайте посмотрим на картинку и послушаем, какие звуки издают разные существа.

-Комары звенят: з-з-з. Давайте все вместе произнесем этот звук.

(Дети произносят: з-з-з)

-А теперь скажем "зя-зя-зя".

(Дети произносят: зя-зя-зя)

-Чувствуете разницу? В первом случае наш язык был твердым, а во втором - мягким.

Этап 3. Актуализация знаний

-Давайте посмотрим на другие картинки. Пчелы жужжат: ж-ж-ж. Какой это звук - твердый или мягкий?

(Ответы детей: твердый)

-Правильно! А теперь посмотрим на собаку. Она рычит: р-р-р. Это какой звук?

(Ответы детей: твердый)

-Молодцы! А если мы скажем "ря-ря-ря", каким будет звук?

(Ответы детей: мягким)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Давайте разберемся, как определить, твердый звук или мягкий. Когда мы произносим твердый звук, наш язык напряжен и как бы стучит. А когда мягкий - язык становится мягким, будто улыбается.

-Попробуем сказать "та-тя". Чувствуете, как язык меняется?

(Дети пробуют произносить)

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли разницу между твердыми и мягкими звуками. Я буду произносить звуки, а вы показывайте: если звук твердый - сожмите кулачки, если мягкий - покажите ладошки.

-М (дети сжимают кулачки)

-Мь (дети показывают ладошки)

-П (дети сжимают кулачки)

-Пь (дети показывают ладошки)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем. Я буду называть предметы с картинки, а вы будете определять, с какого звука начинается слово - с твердого или мягкого.

-Медведь (Ответы детей: с твердого)

-Пчела (Ответы детей: с мягкого)

-Собака (Ответы детей: с твердого)

-Мяч (Ответы детей: с мягкого)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, где в жизни нам может пригодиться умение различать твердые и мягкие звуки?

(Ответы детей: чтобы правильно говорить, чтобы научиться читать)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

-О чем мы сегодня говорили? (Ответ: о твердых и мягких звуках)

-Как можно определить, твердый звук или мягкий? (Ответ: по положению языка)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Я буду называть звук, а вы, если поняли тему урока, будете хлопать в ладоши на мягкий звук и топать ногами на твердый звук.

-Т (дети топают)

-Ть (дети хлопают)

-К (дети топают)

-Кь (дети хлопают)

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о звуках?

Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!