Поурочное планирование по теме "тражение качественных характеристик звуков в моделях слов" (1 класс)

  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 13.Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов»

 (стр. 17, 2023 год)

Цели урока:

- Формировать умение определять качественные характеристики звуков и отражать их в моделях слов.

- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.

- Учить различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные.

- Способствовать осознанию звукового состава слова.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Проявление интереса к изучению родного языка.

- Осознание важности чтения для саморазвития.

- Развитие внимательности, наблюдательности при работе со звуковыми моделями.

Метапредметные результаты:

- Умение анализировать звуковой состав слова.

- Способность сравнивать звуки по их качественным характеристикам.

- Умение моделировать звуковой состав слова с помощью схем.

- Развитие навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий.

Предметные результаты:

- Различение гласных и согласных звуков.

- Определение твердости-мягкости согласных звуков.

- Построение звуковых моделей слов с отражением качественных характеристик звуков.

- Установление последовательности звуков в слове.

- Определение количества звуков в слове.

- Соотнесение звуковой модели с соответствующим словом.     

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?

(Дети отвечают: комната, мебель, коза, беспорядок)

-Молодцы! А как вы думаете, что здесь произошло?

(Ответы детей: коза зашла в комнату и устроила беспорядок)

-Интересно! Давайте поиграем. Я буду показывать на предметы, а вы будете их называть, но особенным образом - тяните первый звук в слове. Например: шшшкаф. Попробуем?

(Учитель показывает на предметы, дети называют: сссстол, дддверь, оооокно)

-Отлично! Заметили что-то необычное?

(Дети могут ответить: некоторые звуки легко тянуть, а другие - нет)

-Верно подмечено! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о звуках, о разных звуках в словах)

-Молодцы! Наша тема сегодня - звуки в словах и как они отражаются в моделях слов.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, давайте поиграем в "Эхо". Я произнесу слово, а вы повторите только первый звук, но тяните его долго-долго. Начинаем!

-Коза (Дети: [к-к-к])

-Окно (Дети: [а-а-а])

-Стол (Дети: [с-с-с])

-Узор (Дети: [у-у-у])

-Замечательно! Какие звуки легко тянуть, а какие нет?

(Дети отвечают: [а] и [у] легко тянуть, [к] и [с] - нет)

Этап 3. Актуализация знаний

-Молодцы! Звуки, которые можно протянуть, называются гласными. Давайте все вместе произнесем гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и].

-А теперь поиграем в "Веселый паровозик". Когда я называю гласный звук, вы "гудите" как паровоз: "У-у-у!". Если согласный - молчите. Готовы?

(Учитель называет разные звуки, дети реагируют)

-Отлично! А теперь усложним задачу. Я буду называть слова, а вы "прогудите" столько раз, сколько в слове гласных звуков. Например: дом -у (один раз). Попробуем?

-Кот (Дети: у)

-Лиса (Дети: у-у-)

-Карандаш (Дети: у-у-у)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Теперь давайте посмотрим на схемы под картинкой. Это модели слов. В них мы будем обозначать гласные звуки красным цветом, а согласные - синим.

-Давайте вместе составим модель слова "коза". Я буду произносить звуки, а вы показывайте красный кружок, если звук гласный, и синий, если согласный.

-[к] (Дети показывают синий)

-[а] (Дети показывают красный)

-[з] (Дети показывают синий)

-[а] (Дети показывают красный)

-Молодцы! Вот так выглядит модель слова "коза": синий-красный-синий-красный.

2) Проверка первичного усвоения

-А теперь поиграем в "Живые звуки". Я раздам вам красные и синие карточки. Когда я назову слово, вы должны встать и построиться в ряд, показывая модель этого слова своими карточками.

-Дом (Дети выстраиваются: синий-красный-синий)

-Усы (Дети выстраиваются: красный-синий-красный)

-Рука (Дети выстраиваются: синий-красный-синий-красный)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем в "Угадай-ка". Я покажу вам модель слова, а вы попробуете угадать, какое слово с картинки ей соответствует.

(Учитель показывает модели: синий-красный-синий-красный (коза), синий-синий-красный-синий (стол), красный-синий-красный (усы))

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А сейчас представьте, что вы работаете в магазине игрушек. К вам пришел покупатель, но он не может говорить и показывает модель слова. Ваша задача - угадать, какую игрушку он хочет купить. Готовы?

(Учитель показывает модели слов: мяч, кукла, машина, юла)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

-Чему мы сегодня научились? (Ответ: различать гласные и согласные звуки, составлять модели слов)

-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответ: гласные можно протянуть, а согласные нет)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Представьте, что наш урок - это торт. Если вам было очень интересно и всё понятно - покажите обеими руками большой торт. Если урок понравился, но что-то осталось непонятным - средний торт. Если было скучно и непонятно - маленький тортик.

-Кто показал большой торт? Что вам понравилось больше всего?

-Кто показал средний? Что было не совсем понятно?

-Кто показал маленький? Что вызвало затруднения?

-Что нового вы узнали о звуках и моделях слов?

Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!