Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов»
(стр. 17, 2023 год)
Цели урока:
- Формировать умение определять качественные характеристики звуков и отражать их в моделях слов.
- Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.
- Учить различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные.
- Способствовать осознанию звукового состава слова.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Проявление интереса к изучению родного языка.
- Осознание важности чтения для саморазвития.
- Развитие внимательности, наблюдательности при работе со звуковыми моделями.
Метапредметные результаты:
- Умение анализировать звуковой состав слова.
- Способность сравнивать звуки по их качественным характеристикам.
- Умение моделировать звуковой состав слова с помощью схем.
- Развитие навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий.
Предметные результаты:
- Различение гласных и согласных звуков.
- Определение твердости-мягкости согласных звуков.
- Построение звуковых моделей слов с отражением качественных характеристик звуков.
- Установление последовательности звуков в слове.
- Определение количества звуков в слове.
- Соотнесение звуковой модели с соответствующим словом.
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?
(Дети отвечают: комната, мебель, коза, беспорядок)
-Молодцы! А как вы думаете, что здесь произошло?
(Ответы детей: коза зашла в комнату и устроила беспорядок)
-Интересно! Давайте поиграем. Я буду показывать на предметы, а вы будете их называть, но особенным образом - тяните первый звук в слове. Например: шшшкаф. Попробуем?
(Учитель показывает на предметы, дети называют: сссстол, дддверь, оооокно)
-Отлично! Заметили что-то необычное?
(Дети могут ответить: некоторые звуки легко тянуть, а другие - нет)
-Верно подмечено! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о звуках, о разных звуках в словах)
-Молодцы! Наша тема сегодня - звуки в словах и как они отражаются в моделях слов.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, давайте поиграем в "Эхо". Я произнесу слово, а вы повторите только первый звук, но тяните его долго-долго. Начинаем!
-Коза (Дети: [к-к-к])
-Окно (Дети: [а-а-а])
-Стол (Дети: [с-с-с])
-Узор (Дети: [у-у-у])
-Замечательно! Какие звуки легко тянуть, а какие нет?
(Дети отвечают: [а] и [у] легко тянуть, [к] и [с] - нет)
Этап 3. Актуализация знаний
-Молодцы! Звуки, которые можно протянуть, называются гласными. Давайте все вместе произнесем гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и].
-А теперь поиграем в "Веселый паровозик". Когда я называю гласный звук, вы "гудите" как паровоз: "У-у-у!". Если согласный - молчите. Готовы?
(Учитель называет разные звуки, дети реагируют)
-Отлично! А теперь усложним задачу. Я буду называть слова, а вы "прогудите" столько раз, сколько в слове гласных звуков. Например: дом -у (один раз). Попробуем?
-Кот (Дети: у)
-Лиса (Дети: у-у-)
-Карандаш (Дети: у-у-у)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Теперь давайте посмотрим на схемы под картинкой. Это модели слов. В них мы будем обозначать гласные звуки красным цветом, а согласные - синим.
-Давайте вместе составим модель слова "коза". Я буду произносить звуки, а вы показывайте красный кружок, если звук гласный, и синий, если согласный.
-[к] (Дети показывают синий)
-[а] (Дети показывают красный)
-[з] (Дети показывают синий)
-[а] (Дети показывают красный)
-Молодцы! Вот так выглядит модель слова "коза": синий-красный-синий-красный.
2) Проверка первичного усвоения
-А теперь поиграем в "Живые звуки". Я раздам вам красные и синие карточки. Когда я назову слово, вы должны встать и построиться в ряд, показывая модель этого слова своими карточками.
-Дом (Дети выстраиваются: синий-красный-синий)
-Усы (Дети выстраиваются: красный-синий-красный)
-Рука (Дети выстраиваются: синий-красный-синий-красный)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем в "Угадай-ка". Я покажу вам модель слова, а вы попробуете угадать, какое слово с картинки ей соответствует.
(Учитель показывает модели: синий-красный-синий-красный (коза), синий-синий-красный-синий (стол), красный-синий-красный (усы))
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А сейчас представьте, что вы работаете в магазине игрушек. К вам пришел покупатель, но он не может говорить и показывает модель слова. Ваша задача - угадать, какую игрушку он хочет купить. Готовы?
(Учитель показывает модели слов: мяч, кукла, машина, юла)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
-Чему мы сегодня научились? (Ответ: различать гласные и согласные звуки, составлять модели слов)
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответ: гласные можно протянуть, а согласные нет)
-А теперь давайте проведем рефлексию. Представьте, что наш урок - это торт. Если вам было очень интересно и всё понятно - покажите обеими руками большой торт. Если урок понравился, но что-то осталось непонятным - средний торт. Если было скучно и непонятно - маленький тортик.
-Кто показал большой торт? Что вам понравилось больше всего?
-Кто показал средний? Что было не совсем понятно?
-Кто показал маленький? Что вызвало затруднения?
-Что нового вы узнали о звуках и моделях слов?
Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.