Цель:
• дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле;
• научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что частая вода (родники) – это бесценный дар природы;
• подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений;
• воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха, воды.
Словарная работа: воздух, вода, свет, кислородЦель:
• дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле;
• научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что частая вода (родники) – это бесценный дар природы;
• подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений;
• воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха, воды.
Словарная работа: воздух, вода, свет, кислород
Дата _______
Поурочное планирование
по ознакомлению с окружающим миром
Тема: Воздух, вода и свет.
Цель:
дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет
для всего живого на земле;
научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что частая
вода (родники) – это бесценный дар природы;
подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений;
воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха, воды.
Словарная работа: воздух, вода, свет, кислород
Ход занятия:
1. Беседа
Ребята чем мы дышим? (воздухом). Давайте вдохнем воздух. Куда попал? (в нос).
Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи
– в легкие.
Ребята, давайте проведем опыт. Я вам раздам по воздушному шарику. Надуйте шарики и
сдуйте.
Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о
них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (Наши легкие висели бы, как сдутые шарики,
мы не смогли бы жить)
Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос. А ладошкой другой руки
закроем рот одновременно (нам нечем дышать)
2. Упражнение «Поймай воздух»
Возьмитесь за концы платков, одновременно поднимите его вверх и опустите концы вниз;
получается купол, заполненный воздухом.
Какой можно сделать вывод, что воздух невидим.
Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (чистый
воздух нам дают растения, листочки)
Мы дышим кислородом, выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки
деревьев и растения.
А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (растениям необходима вода)
А знаете ли вы , откуда берется вода? У И.А. Бунина есть стихотворение «Родник»:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в
озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники, а
растения пьют воду из – под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю
растительность.
3. ИгрыИгра «Ручеек».
Игры с водой.
Я предлагаю вам поиграть в игры «Очистим воду», «Цветная вода»
Посмотрите, какой цвет имеет вода? (прозрачный)
Теперь я добавлю в каждый стакан разные краски. Каких цветов стала вода? (разных)
А теперь возьмем бумажную салфетки и попробуем очистить воду.
Ребята, обратите внимание, что вода имела прозрачный цвет, затем стала разного цвета. А
что еще можно сказать о воде?
Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находиться.
Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета.
А какие свойства имеет воздух?
Воздух невидим, не имеет определенной формы, не имеет запаха. Воздух имеет вес.
Ребята, а в каком состоянии бывает вода? (в жидком и ледяном)
Правильно, а точнее не в ледяном, а твердом состоянии. А еще вода бывает в
газообразном состоянии (пар). Летом она жидкая, зимой она замерзает, а весной тает.
Ребята, а что еще необходимо для жизни и роста человека и растений? (солнце)
Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека надолго поместить в
темную комнату, он ослепнет или у него испортится зрение. А растение без света будет
чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.
Встреча с поросенком.
Раздается стук. Появляется игровой персонаж – поросенок. Он грязный, плачет и кашляет.
Ребята, кто это к нам пришел такой грязный, такой несчастный?
Я шел к вам в гости, мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке.
Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной
случилось?
Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из
нее текла черная вода. А еще там стояла высокая труба, и из нее выходил разноцветный
дым. Я вдохнул воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно.
4. Итог занятия
Как вы думаете, что нужно делать, чтобы с поросенком больше этого не случалось?
Надо сохранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их, не бросать в реки мусор. Не
мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор.
Ведь вода и воздух – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и
растений.Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Раздаются крики с просьбой о помощи. Заходит кот
Матроскин.
Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята! Я кот Матроскин из деревни Простоквашино омской
области. Вы знаете, у нас чтото непонятное в деревне происходит и я пришел к вам, чтобы вы все
объяснили и помогли.
Воспитатель: Что же это такое в вашей деревне происходит? Расскажи нам, мы постараемся тебе
помочь.
Кот Матроскин: В деревне, где мы живем, так хорошо было! Был лес, река. Шарик «охотился»
бегал с фоторужьем за лесными жителями; в реке водилось много разной рыбы. А дышалось как!
Не передать! Но однажды както понаехали к нам ученые. Всё изучали чтото и сказали. Что у нас
под землей есть нефть. И решили тогда строить завод , чтобы добывать эту самую нефть и
перерабатывать. Вырубили тогда часть леса, чтобы заводу место было, всё перерыли, какието
трубы в реку пустили…
И вот тутто стали происходить какието чудеса. У Шарика шерсть стала клоками вылезать, у меня
глаза стали хуже видеть, ломота в костях, да и голос стал хриплым, дышать стало трудно. В лесу
зверей совсем не осталось, целый день ходим с шариком по лесу, но никого даже не встретим. В
реке рыбы не осталось. А один раз я хотел искупаться, так вышел из реки весь черный, насилу
отмылся.
Вот мы все и не поймем, что случилось? Прямо беда какаято!
Воспитатель: Да, это действительно беда! Я, думаю. ребята. Что вы уже догадались почему это
произошло.
Кот Матроскин: Объясните мне все, пожалуйста!
Воспитатель: Слушай внимательно, а чтобы тебе было понятнее, мы познакомим тебя с нашим
экологическим светофором. Вот посмотри – красный цвет.
Кот Матроскин: А я знаю, что он означает: красный свет – проезда нет!Воспитатель: Правильно, это на дорогах для транспорта и пешеходов такой светофор, а в нашем
экологическом светофоре, ребята. Что означает красный свет? (красный свет – природе вред!)
Объясните с помощью светофора Матроскину какой вред нанесли природе при строительстве
нефтезавода.
дети берут картинки красного света светофора и рассказывают по ним о вреде.
Кот Матроскин: Как страшно! А как природу жалко!
Воспитатель: Да, а ты знаешь, что и для людей это огромный вред. Дети, расскажите, почему?
(ответы детей).
Воспитатель: Ты теперь понял, что стало причиной загрязнения воды, воздуха и всего
окружающего в вашей деревне? А ведь солнце. Воздух и вода – наши лучшие друзья!
Кот Матроскин: Солнце, воздух и вода – лучшие друзья?! Какие же это друзья? Ведь они не
живые?!
Воспитатель: Ну и что, а ведь без них нет жизни на Земле. Вот к примеру – воздух. Кому он нужен?
А нужен он какой? (ответы детей). Мало того, что без него нет жизни никому, но он и есть везде.
Кот Матроскин: Прямо уж и везде?!
Воспитатель приглашает всех пройти к столу, на ней стоит пустая банка.
Опыт №1.
Воспитатель: Посмотрите – банка. Что в ней?
Кот Матроскин: Ничего там нет (засовывает в банку руку) – пустая.
Воспитатель: Дети, а почему Кот Матроскин не видит воздух? (он бесцветный, невидимый, без
запаха и т.д.)
А сейчас я покажу вам один фокус.
(предлагает немного отойти от стола и закрыть глаза, поджигает в банке кусочек пластмассы,
банку закрывает)
Что теперь в банке? (дым, грязный воздух) Грязный воздух – это какой воздух?(черный, темный, с неприятным запахом, он становится
видимым)
Где и когда может быть такой воздух? (ответы детей)
Вот, Матроскин , такой же дым от заводских труб отравляет вам воздух в деревне
Простоквашино.
Далее воспитатель приглашает пройти к другим столам, на них стоят по три емкости с водой и
предметы: болт, болт, кусочек кирпича, земли на каждого ребенка.
Опыт № 2
Воспитатель обращает внимание детей на предметы не столе.
В этих предметах есть воздух? (ответы детей)
А как можно проверить? (ответы детей)
Дети поочередно опускают предметы в емкости с водой.
Что заметили? Что это значит? Куда пошли пузырьки и почему? (ответы детей)
Теперь ты понял, кот Матроскин, как важен воздух?
Кот Матроскин: Понял, хоть воздух и бесцветный, невидимый, без цвета и запаха, а есть он везде
везде. Свежий воздух – наш друг, хотя он и неживой.
Воспитатель: Правильно! Вода тоже наш друг! А ты знаешь, они ведь и между собой дружат.
Ребята, расскажите, как дружат вода и воздух. (дети рассказывают о круговороте воды в природе)
А вы слышали такое выражение «живая вода» и где?
Почему ее так называют?
Как вы думаете, в настоящей жизни воду можно назвать живой?
Почему? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на банку с водой, где поставлены срезанные веточки деревьев. Что произошло с веточками? (ответы детей)
Кот Матроскин: Как много я узнал о воде!
Воспитатель: Мы тебе расскажем о воде еще много интересного.
Приглашает всех подойти к столу.
Опыт № 3.
Мы узнаем: имеет ли вода форму. (вода разливается по разным сосудам: банка, стакан, пипетка)
Какую форму приняла вода в этих сосудах? Какой можно сделать вывод? (ответы детей).
Опыт № 4.
Воспитатель дает детям попробовать воду.
Какого вкуса вода?
Предлагает двум детям добавить в воду сахар, соль и попробовать воду. (Кот тоже пробует воду)
Что можно сказать о чистой воде? (ответы детей)
Опыт № 5.
А сейчас определим цвет воды.
Опускает в банку с водой ложку.
Что видно? Значит какая вода? (ответы детей)
Прополаскивает кисточку с красной краской.
Что стало с водой(ответы детей)
Значит чистая вода не имеет цвета.Кот Матроскин: Вот теперь я все понял, почему в нашей реке рыба погибла. Потому что вода в ней
стала грязная, пахнет нефтью, мутная. Вода в нашей реке теперь не живая, а мертвая.
Воспитатель: Ты прав, Матроскин. А ты знаешь, вода еще и волшебная, она может превращаться и
в природе находиться в трех состояниях. Подскажите, ребята, в каких?
Кот Матроскин: Я понимаю: жидкая – это обыкновенная вода, твердая это как? Она же не камень.
Воспитатель: Ребята, объясните Матроскину, когда вода становится твердой, а когда газообразной.
(ответы детей)
Кот Матроскин: Как вы много знаете! И как все это можно запомнить?
Воспитатель: Все очень просто. В каждом веществе живут вот такие человечки (показывает
символы).
Выясняют с детьми. в каких веществах живут эти человечки. Воспитатель предлагает детям с
помощью карточек с символами показать воду, лед, пар, камень, облако.
Кот Матроскин: А вы сами можете превратиться в таких человечков?
Воспитатель: Можем? (прелагает показать сок, дым. стол)
Кот Матроскин: А покажите мое любимое парное молоко в кружке.
Дети показывают твердое – кружку – стоят в кругу, взявшись за руки; внутри круга дети
изображают молоко – стоят, руки на поясе; дети. изображающие пар – за кругом подвижны.
Кот Матроскин: Ух, здорово! Как с вами интересно, я так много узнал! Теперь я понял – вода тоже
наш друг. И вообще в природе всё дружит: и живое и неживое! А про солнышко я сам догадался,
что оно наш друг. Ведь без него ничего не растет, оно обогревает нашу Землю, да я и сам люблю на
солнышке погреться!
Вот уж действительно: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Воспитатель: Про солнце тоже можно узнать много интересного, но про него мы поговорим в
другой раз и тебя приглашаем еще к нам в гости. Но ты понял самое главное: что природу нужно
беречь, тогда и будешь здоровым.В нашем детском саду дети любят природу, берегут ее, посмотри, какая у нас есть красивая
солнечная полянка. Ребята, давайте сядем на полянке и нарисуем ее для Матроскина на память о
нашей встрече. Подойдите к столу и выберите материалы для рисования. (дети подходят к столу и
выбирают все необходимое для рисования, затем садятся за столы и рисуют).
Воспитатель: Посмотри, Матроскин, какие замечательные полянки для тебя нарисовали дети.
Кот Матроскин: Вот это да?! Большое спасибо вам, ребята. Я обязательно покажу ваши рисунки
всем жителям деревни Простоквашино.
Воспитатель: Ребята. а теперь давайте повторим, что нужно. Чтобы не болеть, быть всегда
здоровыми. Дети перечисляют:
дышать свежим воздухом;
пить чистую воду;
заниматься спортом.
Дети приглашают кота Матроскина выполнить с ними ритмическую гимнастику.
Кот Матроскин: (плача) Что же теперь делать нам в Прстоквашино? Ведь мы можем погибнуть.
Воспитатель: Еще не все потеряно. Надо всем нам подумать, что же можно сделать?
Кот Матроскин: А я догадался: надо убрать у нас завод.
Воспитатель: Но если убрать завод, тогда люди не смогут добывать и перерабатывать нефть.
Ребята, а нефть нужна нашему городу? (ответы детей)
Что же тогда можно сделать, чтобы и завод оставить и природу не губить? (ответы детей);
А чтобы ты не забыл, нам опять поможет наш экологический светофор, его зеленый свет. Что
означает зеленый свет? (ответы детей)
Свет зеленый – как красиво!
Природа скажет всем «спасибо»!
Кот Матроскин: и вам всем спасибо, вы мне очень помогли.Воспитатель: Мы рады, что тебе помогли. И вот за это всем нашим детям вручаются вот такие
значки (показывает) На них написано: «Юный друг природы России.» (воспитатель вместе с котом
Матроскиным прикрепляют значки к одежде детей)
Воспитатель: Юные, потому что мы еще только учимся познавать природу, беречь ее.
Ребята, а друг природы – это кто, кого им можно назвать? Каким он должен быть? (ответы детей)
А почему друг природы России? (ответы детей)
Значок прикрепляется и коту Матроскину.
Кот Матроскин спешит в деревню рассказать, что нужно сделать, чтобы спасти деревню
Простоквашино!, прощается со всеми.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами сегодня вместе сделали доброе дело – помогли коту Матроскину и
жителям деревни Простоквашино Омской области.
Очень хочется узнать. Каждый из вас постарался и какое у вас настроение, подойдите к столику и
выберите соответствующее выражение лица. Покажите мне и нашим гостям.
Прощаются. Занятие окончено