Поурочное планирование по разделу «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник» курса «Математика» 5 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 урок 4. Отрезок. Длина отрезка.doc

 

Приложение № 1

5 класс. Урок № 10. Тема: «Отрезок.»

 

Тип и особенности: урок изучения нового материала с помощью наблюдения и экспериментирования. Метод организации учебно-познавательной деятельности - эвристическая беседа.

Оборудование: компоненты УМК Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика, 5», проектор, компьютер, на каждом столе учащихся 2 циркуля, 2 линейки, 2 карандаша, ластик, листы нелинованной бумаги, цветные карандаши; заготовленные таблицы обработки результатов экспериментов. На столе учителя лежат заготовленные плашки и распечатки проектного задания на дом.

Сокращения: (Л) - личностные УУД, (Р) – регулятивные УУД, (К) – коммуникативные УУД, (П) – познавательные УУД.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопредение к учебной деятельности

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (научиться строить, сравнивать отрезки)

 

На столах учащихся лежит карта нашего микрорайона.

 

 

На доске записана дата и название темы: «Отрезок».

На столах учащихся открыт учебник  (с. 10).

- Ребята, постойте маршрут по которому каждый из вас идет из дома в школу, с помощью каких фигур, вы это сделали?

- Так вот сегодня на уроке мы изучим тему «Отрезок». 

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Выполняют построение, на одной карте 2 человека,

- линии, отрезки

 

 

Записывают дату и тему в тетрадь

(Л) самоопределение, смыслообразование

(П) целеполагание

(К) планирование учебного сотрудничества

 

- Как вы думаете с помощью, каких инструментов вы построите отрезок?

- сравните отрезки?

- карандаш, линейка

 

- циркуля,  каким либо измерителем (веревка, палочка и т.д.)

Что можно делать с отрезками?

(Цель сегодняшнего занятия – научиться строить отрезок, измерять его,  сравнивать отрезки)

Строить, измерять, сравнивать

Актуали-зация знаний и умений

 

Актуализировать мысли-тельные операции, необходимые и достаточные для воспри-ятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение

 

Слайд с анимацией, появляется информации по мере выполнения заданий учащимися

- нарисуйте на листе цветным карандашом две точки, обозначьте их большими буквами А и В (слайд 2)

-Соедините точки А и В разными способами (самое короткое расстояние)

- Красная линия – отрезок. Как построили?

-  Сколькими отрезками можно соединить точки А и В?

 

Приведите примеры отрезков из жизни (в классе, на улице)

Выполняют на нелинованых листках задание,

сверяют с экраном

 

 

Две точки соединили под линейку.

Любые две точки можно соединить только одним отрезком.

Ребро стола, провод от столба до столба, …

(П) анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

(Р) выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(К) выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

 

Целепо-лагание

Зафиксиро-вать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде рисунков, записей

 

Страница 10 учебника, рисунок 1  

 

- Точки А и В – концы отрезка. Обозначают АВ или ВА.

Перечерчивают в тетрадь рис. 1. Записывают в тетрадь АВ и ВА.

Страница 10 учебника, рисунок 2

 

Рассмотрите рисунок 1 на  странице 10 учебника.

Какая точка лежит на отрезке?

Между какими точками?

Какие точки не лежат на отрезке?

 

 

 

- Е

- К и М

- Р и О

Практическая деятельность учащихся

Закрепление

Лист с заданиями  для закрепления материала, задания 1-4 (проверка слайды 5, 6)

Выполните задания 1-4, работая парами, результаты запишите в тетрадь.

Работают в парах. Последующая проверка.

(П) анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(К) выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение отстаивать точку зре­ния, работа в группах, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

 

Формирование целостной системы ведущих знаний

Страница 10 учебника,

рисунки 3, 4

На доске «Равные отрезки имеют…длины»

 

Как можно сравнивать отрезки?

 

 

Что может быть измерителем?

 

 

Какие отрезки на рисунке 3 равны. Пишут: МК = CD.

Однако это не всегда возможно, поэтому выбрали единичный отрезок (1 мм, 1см, 1 м и т.д.)

Измерьте отрезки МК и СД с помощью линейки, запишите длину отрезка.

Вывод

Длину отрезка МК называют также расстоянием между точками М и К.

Отрезок ЕН является частью отрезка EF. Какой отрезок короче? Какой длиннее?

 

Отрезки можно сравнивать с помощью измерителя.

Кусок веревки, палочка, единичный отрезок.

Отрезки МК и CD  равны.

 

 

 

МК=СД=1см5 мм

 

 

Равные отрезки имеют равные длины

 

ЕН короче отрезка EF, а отрезок EF длиннее отрезка ЕН.

Развитие навыка

№ 35(учебник)

 

Выполните задание № 35 из учебника.

Выполняют задание

Выдвижение гипотезы

 

- Как вы думаете каким образом сравнивали в старину отрезки

 

- С помощь того, что было под руками: палочки, частями тела (рука, шаги, кисти рук и т.д.)

 

 

Описание: Пядь

- Если нет циркуля как можно сравнить, например, длину и ширину тетради; длину и ширину стола, ширину и длину комнаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О более точном измерении отрезков поговорим на следующем уроке.

Разбиваются на группы: 1 группа - измеряют ширину класса у доски, длину 1-го подоконника и высоту учебника; 2 группа - длину класса вдоль окон, длину 2-го подоконника и длину карандаша; 3 группа -     длину класса вдоль двери, длину стола и длину ручки; 4 группа и т.д. Каждая группа представляет свои результаты. Сравнива-ют длины измеренных отрезков, находят рав-ные отрезки: длины класса и т.д., получают погрешности.

Делают вывод, что это не удобно, есть расхождения.

Задания на повторение

отработка вычислительных навыков

№ 53. Вычислите устно.

№ 54. Заполните таблицу.

Описание: Таблица№ 57. Подумайте, какие математические знания вам могут потребоваться,  если вы собрались пойти: а) в бассейн; б) в магазин.

 

По цепочке отвечают, объясняют.

Практическое развитие навыка

Инфор-мирова-ние о домаш-ней работе

 

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 

№ 65, 69, 74 (а,в).

Творческое задание № 1

- изображение орнамента из отрезков

или

- оформление доклада  о применение отрезков в различных областях профессиональной деятельности человека или старинные меры длины (исторические сведения)

Получают рекомендации

 

 (Л) - развитие творческих способ-ностей, эстетического творчества, осознание индивидуальности.

(Р) – планирование своих действий

Подведение итогов

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.  

Учебник открыт на стр. 11, на экране рубрика «?»

Из рубрики «?» стр 11:

 

- 1

- СD

- С и D

-с помощью измерителя

(К) сравнение и сопоставление личных успехов с чужими

(П) выполнение действий по алгоритму, анализ, обобщение, подведение под понятие

Рефлек-сии

Инициировать рефлексию детей по поводу психоаналитического состояния, мотивации с учителем и другими детьми в классе

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Оцените свое состояние на уроке сегодня. Все ли было понятно?

Изобразите самооценку «смайликом»

Спасибо за урок

Фронтально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют «смайлик»

(П) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

(К) аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества,

давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач

 

Задания, которые можно использовать при наличии времени.

 Отметьте в тетради пять точек: А, М, К, Т и О. Соедините точку О отрезками с каждой из остальных точек и запишите все получившиеся отрезки.

1. Начертите отрезок ВС и отметьте на нем точки М и N так, чтобы точка М лежала между точками В и N. Запишите все получившиеся отрезки с концами В, M, N и С. Сравните отрезки:

а) ВМ и ВС;            б) NC и МС.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс. Урок № 11. Тема: «Длина отрезка.»

 

Тип и особенности: урок изучения нового материала с помощью практического получения знаний, первичный контроль знаний.

Оборудование: компоненты УМК Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика, 5», проектор, компьютер, на каждом столе учащихся 2 линейки, 2 карандаша, ластик; несколько рулеток, несколько метровых линеек, по 1 листу заданиями для закрепления материала, заготовленные таблицы обработки результатов экспериментов, плашки учета домашнего задания на 3 урока. На столе учителя лежат распечатки проектного задания на дом.

Сокращения: (Л) - личностные УУД, (Р) – регулятивные УУД, (К) – коммуникативные УУД, (П) – познавательные УУД.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопредение к учебной деятельности

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока

На доске записана дата и название темы: «Длина отрезка».

На столах учащихся открыт учебник  (с. 10).

- Сегодня на уроке мы научимся измерять отрезки с помощью специальных инструментов, т.е будем находить  длину отрезка. 

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

 

 

 

 

Записывают дату и тему в тетрадь

(Л) самоопреде-ление, смысло-образование

(П) целеполага-ние

(К) планирование учебного сотрудничества

 

- Как вы думаете с помощью, каких инструментов мы можем измерять отрезки?

- линейка, рулетка

 

_ Какие единицы измерения вы знаете?

- сантиметры, метры, километры, дициметры.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Проверка домашнего задания

Представляют сами учащиеся: рисунки старинных мер длины, орнаметы из отрезков, сообщения о применении отрезков.

Следит за процессом представления.

Заслушиваются сообщения о старинных мерах длины.

Представляют сами учащиеся: рисунки старинных мер длины, орнаметы из отрезков, сообщения о приме-нении отрезков. На флешках цветным карандашом заштриховывают выполненные задания.

(П) анализ, сравне-ние, аналогия, осоз-нанное построение речевого высказывания

(Р) выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуля-ция в ситуации затруднения

(К) выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся, представление своей работы дома.

Устная работа

Из учебника № 55. Вычислить устно, используя прием округления.

№ 56.

Описание: Задание

Направление на получение верного решения.

Предлагают свои варианты.

Изучение нового материала

Получать знания из учебника, выделяя основное

 

Учебник стр.10.

.

 

Читают текст учебника, находят определение понятия длина отрезка, расстояние между точками

(Л) самоопределе-ние, смысло-образование

(П) осуществлять поиск нужной информации  в учебной литературе, поиск и выделение необходимой информации, передать содержание в сжатом виде, пользоваться измерительными инструментами.

Повторение единиц измерения длины

Проверить своё умение применять алгоритм перевода единиц измерения длины, выбирая правильный вариант ответа

 

- Ребята, какие единицы измерения длины вы знаете?

Перечисляют.

(П) анализ, синтез, обобщение, анало-гия, поиск и выделе-ние необходимой информации

(Р) волевая саморе-гуляция в ситуации затруднения

(К) аргументиро-вание своего мне-ния, учёт разных мнений, планирова-ние учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Слайды 8-10

Игра «Выбери и укажи правильный вариант ответа», проверка на экране

8 км 27 м=

6 км 8 дм=

5 м 3 дм 1 см=

 

 

 

=8027 м

=60008 дм

=5310 мм

Организация первичного контроля

Выявление, коррекция выявленных пробелов 

Выполните задание самостоятельно, проверка в классе

Выполняют самостоятельно, проверка в парах с обменом тетрадей и выставлением оценок

(П) анализ, сравне-ние, обобщение, критический анализ данных «Найди ошибку!»

(К) аргументация своего мнения, учёт разных мнений, работа в парах

Практическое выполнение задание с теоретической проверкой

Актуализиро-вать необходи-мость выпол-нения  правдо-подобных, точных построений

На экране появляется слайд с заданием

 

Выполняют задание в тетради.

Длину КВ находят практически, затем теоретически

КВ=5см 4 мм-2 см 6 мм = 2 см 8 мм

(К) допускать су-ществование раз-личных точек зрения, формулиро-вать собственное мнение и позицию, приходить к обще-му решению.

(Р) точность постро-ения, сравнение практического пост-роения и теорети-ческого решения, развитие функций самоконтроля такой каа «Оцени результат»

Проверка знаний

Самостоятельная работа на 2 варианта

Текст самостоятельной работы

Наблюдает за выполнением

Самостоятельно в тетрадях решают

 

Рефлек-сии

1) зафиксиро-вать новое содержание, изученное на уроке: изме-рять отрезки, переводить единицы длины;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) обсудить и записать домашнее задание.

Учебник открыт на стр. 11, на экране рубрика «?»

Из рубрики «?» стр 11

 

 

 

 

 

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Постановка домашнего задания с комментированием: № 68, 71, творческое задание № 2 (изогнуть по отрезкам кусок проволоки, которую измерить предварительно, модель, например, животного, домик и т.д.)  

-с помощью измерителя

- 1 см, 1 мм …

- 10 см

- 10 мм

- 1 км

(П)  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

(К) аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, давать оценку проделанной работе, объяснять причины успехов и неудач.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по теме: «Отрезок. Длина отрезка»

1 вариант

1.     Начертите отрезок MX и отметьте на нем точку C. Измерьте отрезки MX и CX.

2.     Постройте отрезок AB=6см 2мм и отметьте на нем точки D и C так, чтобы точка D лежала между точками C и B.

3.     Начертите отрезки AB и CD, если AB=27мм, CD=4см 2 мм.

4.     Выразите:

а) 3 км 54 м в метрах;

б) 504 дм в метрах и дециметрах.

Самостоятельная работа по теме: «Отрезок. Длина отрезка»

2 вариант

1.     Начертите отрезок MY и отметьте на нем точку D. Измерьте отрезки MD и DY.

2.     Постройте отрезок DC=3см 4мм и отметьте на нем точки A и B так, чтобы точка B лежала между точками D и A.

3.     Начертите отрезки MK и CE, если MK=3 см 4 мм, CE=54 мм.

4.     Выразите:

а) 4 м 5 см в сантиметрах;

б) 6085 м в километрах и метрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс. Урок № 12. Тема: «Треугольник.»

 

Тип и особенности: урок изучения нового материала с помощью наблюдения и экспериментирования.

Оборудование: компоненты УМК Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика, 5», проектор, компьютер, для каждого ученика набор треугольников.

Сокращения: (Л) - личностные УУД, (Р) – регулятивные УУД, (К) – коммуникативные УУД, (П) – познавательные УУД.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Органи-зация начала занятия Целепо-лагание

 

Определить цель занятия

О

40·80:100

Е

200·7-300

Т

3·26-18

Н

649-40-19

У

250+700

Р

880:44·9

Г

4+96:2

И

482-60

Л

560:7·4

Ь

300·9-200

К

902-348

 

 

Сегодня

 

  Сегодня мы совершим путешествие

 по стране Геометрия. А о ка­ких

 фигурах пойдет речь на уроке, вы

узнаете, если правильно вы­полните

задание.

Молодцы, вы верно выполнили задание

и узнали, что мы продолжим сегодня 

речь о треугольниках.

На экране стихотворение о

треугольнике.

 

 

 

Решают примеры, читают

- треугольник

 

 

 

 

 

Читают стихотворение.

(Л) самоопределе-ние, применение правил делового сотрудничества, оценивание своей учебной деятельности, развитие логического мышления.

(П) целеполагание

(К) планирование учебного сотрудничества

Развитие логического мышления

 

Дают ответа, поясняя свое решение

Актуализация знаний и фиксация затруднений

 

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприя-тия нового материала: периметр треугольника;

актуализировать мыслитель-ные операции, необходимые и достаточные для восприя-тия нового материала: сравнение, анализ, обобщение

 

Выполнить задание на экране

Предполагают, поясняют.

Находят периметр в тетрадях, проверять свое решение на экране.

(П) анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания

(Р) выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(К) выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Практическая деятельность учащихся, изучение нового материала

Организовать коммуникативное взаимо-действие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, практическое выполнение задания, подводящее к правильным выводам

Страница 11 учебника, рисунок 5(1)

Треугольник АВС. АВ, ВС, АС- стороны, А, В, С – вершины.

Перечерчивают в тетрадь рис. 5(1). Записывают в тетрадь:  треугольник АВС. АВ, ВС, АС- стороны, А, В, С – вершины.

(П) анализ, сравнение, обобщение, выдвижение гипотезы, подведение под понятие

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(К) выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, умение отстаивать точку зре­ния, работа в парах

 

 

Страница 11 учебника, рисунок 5 (2,3)

Рассмотрите рисунок 5 (2, 3) на  странице 11 учебника.

Назовите фигуры, элементы, заполнить таблицу

 

 

- четырехугольник

- пятиугольник.

Заполняют таблицу

Расширить знания о треугольниках

Назовите треугольники по углам (проверка на экране)

Ученики рассматривают треугольники, предполагают, проверяют свои догадки

Задачи практического применения

 

Постройте в тетрадях треугольник MNK, измерьте длины сторон, запишите результат.

Выполняют задание в тетради.

 Последующая проверка (меняются тетрадями, проверяют).

Повторение ранее изученного

Проверить своё умение решать задачи «на больше, на меньше», на движение

Учебник № 60, 61.

Вопросы направляющие на решение задачи

Решение у доски с пояснением.

(П) анализ, синтез, обобщение, аналогия,

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) аргументирова-ние своего мнения, учёт разных мне-ний, планирование учебного сотруд-ничества со сверст-никами, достижение общего решения.

Рефлек-сии

Инициировать предметную рефлексию

- С какими фигурами познакомились?

- Повторите, как различают треугольники по сторонам?

Многоугольники, треугольники.

Если все углы острые, то треугольник остроугольный, если есть прямой угол, то − прямоугольный, если есть тупой угол, то − тупоугольный

(П)  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деяте-льности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

(К) аргументация своего мнения, пла-нирование учебного сотрудничества, да-вать оценку проде-ланной работе, объяснять причины успехов и неудач.

Инфор-мирова-ние о домаш-ней работе

 

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание:   1. № 72, 74(а,в)

2. Проектное

Представьте, что в подарок маме (бабушке) нужно из треугольных лоскутков (всего – больше десяти) сшить прихватку квадратной формы на кухню. Сделайте выкройку к следующему уроку.  Для того, чтобы к задней стороне прихватки пристрочить каждый треугольный лоскутик, надо посчитать общую длину ниток (в см). Для этого надо посчитать периметр каждого треугольника-лоскутка (в см и в мм), сложить значения и округлить до целого числа см.

3) В одной катушке ниток – десять метров. Сколько таких катушек надо купить, чтобы пристрочить все лоскутки по периметру к прихватке (считать без учета петель захвата).

Дежурные раздают инструкцию задания

 

 

(Л) развитие творческих способ-ностей, эстети-ческого творчества, осознание индиви-дуальности, приоб-щение к заботе о близких людях, эстетическое вос-приятие геометри-ческих форм.

(Р) планировать свои действия, работа с инструкцией, работа по инструкции, применение знаний в решении практической задачи, округление по смыслу.

 

 


Скачано с www.znanio.ru