Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
19.01.2017
Данное пособие содержит поурочные разработки к учебнику Л. А. Неменская "Изобразительное искусство" в 4 классе (ФГОС НОО) и рассматривает подробно тему каждого урока по 4 разделам: "Истоки родного искусства", "Древние города нашей земли", "Каждый народ - художник", "Искусство объединяет народы".поурочные разработки по ИЗО для 4 класса (ФГОС)
ИЗО.doc
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Номер
урока
Тема уроков
Раздел I. Истоки родного искусства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Пейзаж родной земли
Пейзаж родной земли
Деревня – деревянный мир
Деревня – деревянный мир
Красота человека
Красота человека
Народные праздники
Народные праздники (обобщение темы)
Раздел II. Древние города нашей земли
Родной угол
Древние соборы
Города русской земли
Древнерусские воины – защитники
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах (обобщение по теме)
Раздел III. Каждый народ - художник
16
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
1 17
18
19
20
21
22
23
24
25
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Народы гор и степей
Народы гор и степей
Города в пустыне
Древняя Эллада
Древняя Эллада
Европейские города средневековья
Европейские города средневековья
26 Многообразие художественных культур в мире (обобщающий урок)
Раздел IV. Искусство объединяет народы
27 Материнство
28 Материнство
29 Мудрость старости
30
31
Сопереживание
Герои – защитники
32 Юность и надежды
33
34
Искусство объединяет народы (обобщение темы)
Каждый народ – художник (обобщение темы)
2 Урок 1.
Тема: Пейзаж родной земли
Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного
искусства; вспомнить образы братьевМастеров и задачи каждого из них; выяснить образы
знакомых персонажей; познакомить с их разнообразием на примерах репродукций картин
известных русских художников; дать установку на рисование пейзажа; вспомнить приемы
выполнения творческого задания: познакомить с терминами «силуэт», «тон».
Планируемые результаты: школьники повторят специфику уроков изобразительного
искусства; приобретут знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов;
повторят основные правила работы на уроке; научатся рисовать пейзаж; вспомнят навыки
выполнения творческого задания.
Оборудование: репродукции известных картинпейзажей, принадлежности для рисования.
I. Организационный момент
Ход урока:
II. Беседа по теме урока
Сегодня новый учебный год. Сядьте удобно, приготовьтесь работать.
Назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства.
(Рисование, лепка, конструирование.)
Что вам понадобится для занятия лепкой? (Пластилин, дощечка, тряпочка.)
Что вам понадобится для конструирования из бумаги? (Ножницы, клей, соединительные
материалы, карандаши.)
Чем рисуют художники? (Карандашами, красками, фломастерами. )
Какие виды красок вы знаете? (Aкварель, гуашь, масляная.)
На чем рисуют акварелью и гуашью чаше всего? (На бумаге.)
На чем еще, кроме бумаги, можно рисовать масляными красками? (На полотне.)
Верно, на специально подготовленном, вставленном в рамку и натянутом полотне. Мы с вами
бегло повторили знания о предметах, которые необходимы для занятия рисованием.
Рисование искусство.
Что покажет нашу жизнь.
Вдохновение и чувство
Передать ты торопись.
Пусть рисует мир художник.
На картины ты взгляни –
Ясный день и мелкий дождик,
Все покажут нам они.
Вот ромашка на поляне,
В небе молния, гроза.
Или синие туманы.
Или мамины глаза.
Сегодня вы повторите знания об изобразительном искусстве и нарисуете пейзаж.
3 Но прежде познакомьтесь с темой этого учебного года и темой I четверти. Общая тема
учебного года в 4 классе называется «Каждый народ художник». И ваша задача научиться
видеть прекрасное в жизни каждого народа. Вы совершите воображаемые путешествия по
разным странам и благодаря дошедшему до нас историческому наследию и разным
произведениям искусства узнаете, каковы особенности каждою народа, что есть между ними
общего. Вы увидите картины и другие произведения искусства, созданные много лет тому назад,
которые попрежнему не перестают восхищать зрителей мастерством художников. Перед
картинами разных мастеров можно стоять подолгу, рассматривая их и удивляясь творческому
озарению живописцев, которые их создали.
Кто из вас помнит, как называются произведения искусства, которые являются высшими
достижениями мастерства художника и много лет продолжают восхищать своих зрителей?
(Шедевры.)
Повторите это слово все вместе вслух и запомните его. (Класс повторяет слово 23 раза.)
Приведите примеры шедевров. (Ответы школьников.)
1 четверть этого учебного года называется «Истоки родного искусства». Как вы думаете, об
искусстве какой страны пойдет речь? Конечно, страны, в которой вы родились и живете, России.
Но рассматривать картины с образами России, которые нарисовали художники, вы будете не
сразу. Важно определить, откуда мастера черпали вдохновение для своих творений, что
помогало пробудиться их таланту, дало своеобразный толчок для их творчества.
Сначала вы познакомитесь с привычными образами нашей родины России, с разными
творениями, которые были созданы руками мастеров, с ее прекрасной природой, с ее историей.
Вы узнаете, как возникали древнерусские города, какими в них были постройки, как жили и
одевались люди. Ведь это очень важно знать особенности истории своей страны и творчества ее
людей. Издавна для любого человека огромную роль играло его жилище. Оно помогало человеку
не зависеть от капризов природы, оберегало его от нападения диких зверей, способствовало
тому, что у него было постоянное место жительства его дом.
Как называлось на Руси жилище человека? (Изба.)
Из какого материала строилась изба? (Из дерева.)
Но из дерева возводились не только избы, но и множество разных других строений. Поэтому вы
познакомитесь с разнообразными шедеврами деревянного зодчества.
Интересным для вас будет изучение облика людей, которые жили в нашей стране. Ведь в
течение времени менялось представление о красоте. Поэтому вы будете изучать, как поразному
передавали красоту женского облика художники, творившие в разные эпохи.
Что входит в понятие «облик человека»? (Его внешность, черты лица, особенности одежды,
прически, украшений.)
Наконец, при знакомстве с истоками родного искусства вы Попадете в мир русских народных
праздников.
Какие вы знаете русские народные праздники? (Ответы школьников.)
Вы сами будете создавать картину такого праздника, передавать его атмосферу, оформление.
При этом вы сможете самостоятельно выбирать, в какой технике показать радостные моменты
жизни русского народа, его оптимизм, его песенность и задор, красочность и зрелищность самого
праздника.
4 Сделайте самостоятельный вывод из этой нашей беседы и ответьте на вопрос: какие
направления были сейчас выделены вами как главные при изучении темы I четверти «Истоки
родного искусства»? (Родная природа, ми шиш людей, облик людей, народные праздники.)
Вот эти четыре направления — картины природы, жилище, облик человека и праздники
являются истоками профессионального изобразительного искусства. Образы природы и жилье
человека, красота внешнего вида людей и праздничные события, которые происходят в жизни,
повлияли на создание картин и других произведений изобразительного искусства.
Что означает слово «исток»? (Начало, первоисточник чеголибо, а также место, откуда
начинает свой путь река.)
Действительно, исток — начало реки, то место, откуда она проистекает, берет свой путь. На
Валдае есть ручеек, бережно огороженный со всех сторон, который показывают людям, при
ехавшим сюда из разных мест нашей страны. И экскурсоводы тихо и таинственно говорят: «Вот
здесь, из этого ручейка берет свое начало самая знаменитая русская река Волга». Могучая и
безбрежная река начинается со скромного маленького ручейка, который и является ее истоком.
Вот так и природа, жилище, облик людей и их праздники являются вечными истоками худо
жественного творчества. Природа и быт человека, внешность разных людей и праздничное
веселье стали нескончаемыми живыми родниками, которые вечно питали и дальше будут
неизменно питать разные виды изобразительного искусства, призывать художников к творчеству.
Эти четыре основных направления будут также присутствовать как главные при изучении
каждой страны, о которых вы будете говорить в течение года. Вы узнаете много нового о
северных и южных странах, о государствах Востока и Средней Азии, о мире Средневековья и
Древней Греции, или, как ее еще певуче называли сами греки, Эллады. Но, несмотря на то что
все эти страны удивительно разные, все равно в разговоре о каждой из них вы найдете
стержневые направления, которые только что перечислили в разговоре о России, это природа,
жилище, облик людей и главные праздники. Только в каждой стране и природа, и постройки, и
облик людей, и, конечно, праздники будут разными, самобытными, что и позволило всем странам
так отличаться друг от друга.
Назовите еще раз основные истоки искусства. (Ответы школьников.)
Чтобы завершить разговор но этой теме, откройте учебники на с. 11 и прочитайте текст.
(Школьники читают текст.)
То, что вы занимаетесь изобразительным искусством в школе, вовсе не означает, что после ее
окончания каждый из вас непременно станет профессиональным художником. Но вы научитесь
разбираться в искусстве, сами станете интереснее и добрее, а как следствие лучше. У каждого
человека есть свои художественные способности, на уроках по изобразительному искусству они
получат развитие, и вы сами почувствуете, что многому научились и многое узнали.
III. Сообщение темы урока
Тема раздела: «Истоки родного искусства», тема урока «Пейзаж родной земли».
(Школьники записывают.)
И на сегодняшнем, первом уроке нового учебного года вы обратитесь к теме под названием
«Пейзаж родной земли». У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось
бывать и которые остались в ваших воспоминаниях.
Какие места родной земли являются для вас самыми любимыми? Где находятся эти места,
почему они для вас так дороги? (Ответы школьников.)
5 Как называется изображение мира природы на картинах художников? (Пейзаж.)
Фамилии каких русских художниковпейзажистов вы можете вспомнить?
Какие картиныпейзажи вы видели?
Вы рисовали пейзажи родной страны на бумаге с помощью карандашей, красок и фломастеров,
но также передавали их красоту в разной технике.
IV. Знакомство с правилами гигиены зрения
Прежде чем вы приступите к знакомству с заданием урока, давайте вспомним, как на уроках
изобразительного искусства в школе следует относиться к своему здоровью. Ведь вы занимае
тесь уроками несколько часов вдень и порой почти все это время находитесь в неподвижной
позе.
На какие органы вашего организма при этом ложится очень большая нагрузка в первую
очередь? (На зрение.)
Особенно это касается уроков изобразительного искусства, где требуется внимательно
всматриваться в процесс изготовления работы. Поэтому в ходе урока вы будете выполнять
специальную гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение. Избежать проблем со зрением
вам помогут несколько несложных упражнений.
Повторите упражнения специальной зрительной гимнастики для глаз (каждое упражнение
выполняется до 10 раз).
1. Поочередно широко раскрывать и закрывать глаза, сжимая веки.
2. Фиксировать взгляд на кончике носа.
3. Часто мигать веками.
4. Выполнять движения глазами вправовлево, при этом голову не поворачивать.
5. Выполнять движения глазами вверхвниз.
6. Закрыть глаза ладонями и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом
несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.
Эти упражнения можно выполнять не только на наших уроках, но и во время любых других
занятий, связанных с напряжением глаз, как в школе, так и дома. Теперь прошу вас записать в
ваших тетрадях заголовок «Зрительная гимнастика» и описать эти упражнения по пунктам.
V. Повторение правил охраны здоровья
Второй серьезный момент большая нагрузка на вашу осанку. Ведь все письменные работы на
уроках и дома вы выполняете, нагнувшись к письменному столу. От многочасового сидения у
человека может начаться искривление позвоночника. Для того чтобы облепить нагрузку на
позвоночник, существует немало простых, но полезных упражнений, которые вы разучите, чтобы
делать их на уроке. А еще лучше выполнять их и дома, самостоятельно.
На какие органы человека ложится наибольшая нагрузка во время школьных уроков? (На глаза
и позвоночник.)
Что надо делать, чтобы избежать болезней этих органон? (Выполнить специальные
упражнения.)
VI. Повторение пройденного материала, работа с учебником
Откройте учебник на с. 11, прочитайте приведенный там текст «Истоки родного искусства».
(Школьники читают текст.)
Какие образы передают художники в своих произведениях? (Педагог обобщает ответы
школьников.)
6 У художников есть очень много разных направлений работы образы природы и портреты,
автопортреты и натюрморты, исторические картины и бытовые сценки. Но это не только кар
тины или скульптуры, иллюстрации в книгах. Вы уже знаете, что художники создают эскизы
ломов и костюмов, мебели и видов транспорта, оформляют квартиры, улицы, даже заводские и
фабричные цеха.
Прежде чем приступать к созданию какойто вещи, художник создает эскиз. Он придумывает
еще не существующую вещь, воображает, как она должна выглядеть. А потом уже вместе с инже
нерами художники решают, что надо сделать, чтобы этот предмет оказался полезным, чтобы он
помогал людям. Наконец, создатели нового предмета задумываются о том, как сделать его более
нарядным, привлекательным и даже эффектным. Над этим также работают специальные
мастераспециалисты.
Прежде чем я начну объяснять задачу урока, вспомните, что ни каждое занятие к нам будут
приходить три братаМастера: Изображения. Украшения и Постройки. Давайте вспомним,
какую роль играет каждый брат при изготовлении предмета изобразительного искусства.
Три знакомых мастера
С утра явились в класс.
Что же эти мастера
Расскажут нам сейчас?
Каждый мастер в деле спец.
Каждый знаменит.
Нам осталось выяснить.
Что каждый говорит.
Откройте учебники на с. 67, прочтите про себя названия каждого из этих разделов. А отрывки,
в которых говорится о работе братьевМастеров, надо прочитать вслух.
(Педагог назначает трех учеников, каждый из которых читает свой отрывок текста.)
Определите роль Мастера Постройки в создании пейзажа. Приведите примеры его
деятельности.
Первый мастер для картины тему выбирал.
Он налево и направо чтото расставлял.
Что там будет в середине, что же позади,
Как он славно все расставил, только погляди.
Что же за конструкция встанет на листе?
Что в пейзаже позади, то будет в темноте.
Что важнее встало ближе, правильный пейзаж.
Мастером Постройки зовется мастер наш.
— Определите роль Мастера Изображения в создании пейзажа. Приведите примеры разных
изображений деталей пейзажей.
Этот мастерживописен, так мастеровит.
По картине кисть танцует, все изобразит.
Лес. деревья, луг. и поле, и морской калив –
Все изобразить он может! Так трудолюбив!
Чтобы рассказать умело кистью и пером.
Что в природе необычно, как построить дом.
Пусть художник перескажет это на холсте
И подарит все уменья, знания тебе.
— Определите poль Мастера Украшения в создании пейзажа. Приведите примеры его участия в
создании разных обликов пейзажей.
7 Чтоб волшебный мир пейзажа точно передать.
Мало его просто кистью нам нарисовать.
Чтоб от полотна не мог ты взора оторвать.
Надо так его исполнить, чтоб не забывать.
Чтоб обычный лес. листочки, небо, солнца свет
Нам запомнились живыми с самых малых лет –
Вот для этого старался, холст свой украшал
Тот художник, и позднее Мастером он стал.
VII. Познавательная информация
Сегодня вы нарисуете пейзаж родной страны.
Знаете ли вы, как возник жанр под названием «пейзаж»? Почему он появился? (Люди
стремились изобразить в своих рисунках природу, которая им запоминалась и произвела на
них самое яркое впечатление; они хотели поделиться своим восхищением от природы с
другими.)
Каково назначение картинпейзажей? (Они оставляют очень радостное впечатление в душе
человека, заставляют гордиться своей родиной, где существует такая красота, mm,
наоборот, успокаивают человека, вносят в его жить мир и покой.)
Прочитайте текст на с. 1213. (Школьники читают текст.)
Согласны ли вы с содержанием этого текста?
Фамилии каких известных русских художниковпейзажистов вы знаете?
Посмотрите на репродукции картин, размешенные на с. 1317.
Что такое репродукция? (Копия, сделанная с картины художника. )
Каким словом можно назвать картину, нарисованную художником? (Оригинал.)
Какие из этих репродукций изображают солнечный день?
На какой картине изображен вечер? (Левитан «Над вечным покоем».)
Какие фамилии художниковпейзажистов вам уже знакомы?
Можно ли отличить картины, нарисованные Иваном Ивановичем Шишкиным и Исааком
Ильичом Левитаном? (Ответы школьников.)
С творчеством этих двух знаменитых русских пейзажистов вы уже познакомились в прошлом
году. Их мастерство сравнивают с двумя музыкальными направлениями. Послушайте, какая ха
рактеристика дана творчеству И. Шишкина: «Глядя на картины И.И. Шишкина, проникаешься
картинами родной природы, испытываешь гордость за то, насколько прекрасна наша родина. Ка
жется, будто картины этою художника исполняют гимн природе, настолько торжественно,
возвышенно она изображена».
Вот как говорили о художнике его современники.
«Шишкин художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес,
русское дерево, русскую чашу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников,
он единственный» (В. Стасов).
«...Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал, просто поле, лес, река, а у
него они выходят так красиво, как и швейцарские виды»
Сравните настроение, которое передали в своих картинах художники И. Шишкин («Полдень»)
и И. Левитан («Над вечным покоем»).
С помощью каких приемов передается ощущение жаркого летнего полдня в картине
«Полдень»? (Теплые тона, оставляющие ощущение жары, далекая линия горизонта,
нескончаемый простор, высокое ясное небо.)
Какие цвета в основном используются художником в этой картине? (Желтый, зеленый, серый,
голубой, немного красного, коричневый.)
8 Опишите состояние природы на картине И. Шишкина «Полдень». (Примерный ответ. Жаркий
летний день в средней полосе России, поспела рожь, она склонила свои колоски, словно
кланяется людям, которые ее вырастили, люди идут с граблями в руках наверное, они
ворошили сено для просушки, видно, что у них хорошее настроение, может быть, они даже
негромко поют песню.)
Вся картина пронизана солнечным светом, любованием просторами родины, уважением к
трудовому человеку. Солнечные лучи пробиваются сквозь облака, кажется, будто с неба льется
тот самый гимн природе, музыка, которой пронизаны картины художника.
Какие еще картины И. Шишкина вы знаете? Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана
«Над вечным покоем».
С помощью каких приемов художник передает картину вечера? (Примерный ответ.
Сумрачный пейзаж, озеро, вытянутое вдаль за горизонт, кажется бесконечным, порыв ветра
изогнул деревья, которые наклонились и заслонили собой избушку, кругом безлюдно, неуютно.)
Сколько цветов использовал художник для передачи сурового, скорбною настроения?
(Небольшое число цветов зеленый, серый, белый.)
Лишь маковка церкви словно позолочена, и в окне домика под низкой крышей едва теплится
огонек, показывая, что и здесь, в этой бедной далекой глуши, живут люди.
Почему художник выбрал именно эти цвета?
Какое настроение оставляет картина «Над вечным покоем»?
Как называют художника, который в основном рисует пейзажи? (Пейзажист.)
Какие еще картины художникапейзажиста И. Левитана вы знаете?
Есть ли у этого мастера картины со светлым, радостным настроением?
Одну из таких картин вы можете увидеть нас. 14, она называется «Березовая роща».
Художественный почерк И. Левитана отличает его от остальных пейзажистов. Мастер
выбирает самые простые, неброские и привычные уголки России для своих картин. Художник
хочет передать красоту родной страны изображением стогов на лугу, золотой осени, озера,
весенних березок, которые рады приходу тепла.
Если картины И. Шишкина мы сравнили с торжественными песнями, с гимнами, то с какой
музыкой можно сравнить картины И. Левитана? (С негромкой лирической песней.)
Вот как один из художников говорил о картинах И. Левитана: Левитан это художник,
который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел спою песню о русской
природе... и трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям... останутся
равнодушными, не попадут под обаятельную, уникальную искренностью и влюбленность
Левитана н русскую природу»
Как называется присущее только одному художнику умение рисовать, его собственный почерк?
(Стиль)
Говоря подругому, стиль это индивидуальность мастера. Именно по стилю разным приемам
создания произведения искусства мы может различать картины разных художников.
VIII. Актуализация знакомых понятий
Сегодня каждый из вас нарисует свой пейзаж, и у нас получится целая картинная галерея с
изображениями природы. Но прежде вспомним, что означают некоторые специальные термины,
которые используют художники при рисовании картин.
9 Начать создание любой картины лучше всего с обдумывания се композиции. Что означает
термин «композиция»? (Расположение предметов в пространстве картины.)
Подумайте, что вы хотите разместить в вашем пейзаже, как распределить отдельные
фрагменты.
Ваше сегодняшнее задание нарисовать пейзаж. Что вы можете изобразить на своей картине?
(Небо, поле, лес, одно дерево, растущий цветок, реку, море, озеро.)
Каждый из этих предметов или явлений можно нарисовать подробно, прорисовывая каждую
деталь. А можно изобразить одним цветом, обозначив лишь его контуры. Такой вид изображения
называется словом «силуэт».
(Школьники повторяют новое слово 2—3 раза хором.)
Запишите это слово и его определение в тетради.
Силуэт это контур, очертание предмета без его отдельных деталей.
(Школьники записывают.)
Интересна история возникновения этого слова. Во Франции при королевском дворе Людовика
XV у придворных дам и кавалеров было модно заказывать богатые портреты у лучших
рисовальщиков того времени. Но они стоили очень дорого, а министр финансов, который носил
фамилию Силуэт, отказывался оплачивать заказы этих портретов. Он предложил более простой
выход из этой ситуации рисовать очертания фигуры человека, одноцветные и на фоне другого
цвета. Такие портреты были дешевыми, и в память о министре их стали называть по его фамилии
силуэты.
Силуэты каких предметов могут появиться на вашей картинепейзаже? (Домов, фигур
человека, деревьев, животных.)
Как эффектно представить силуэт на картине? (Например, нарисовать изображение темного
контура дерева в светлую лунную ночь или на фоне ясной луны силуэт темного облака.)
Запишите также определение второго нового слова «тон».
Тон это общий строй художественного произведения или его части.
(Школьники записывают.)
Может отдельный фрагмент картины отличаться по своему тону от остального изображения?
Вот знакомая вам картина «Неравный брак» художника В. Пукирева. Какой фрагмент этой
картины отличается от общего темного колорита по своему тону? (Белое платье невесты.)
Приведите еще примеры таких отличий тоновых фрагментов в картинах. (Ответы школьников.)
Тон подчиняет и обобщает все краски картины. Например, можно сказать, что тон картины
золотистый, серебристый, теплый, холодный.
IX. Задание для самостоятельной работы
Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явлений природы на рисунках.
Например, если у вас несколько планов — ближний и дальний, тогда самое светлое изображение
должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее.
Подумайте также над тем, какое время года вы будете изображать.
Перед началом работы определите, где будет низ и верх рисунка, какого размера будет
изображение.
(Школьники приступают к подготовительной работе нал пейзажем и начинают выполнять ее.)
10
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Поурочные разработки по изобразительному искусству (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.