Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс
Оценка 4.7

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
05.02.2019
Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс
Предметные результаты: задавать вопросы об окружающем мире; знакомиться с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя» и атласом-опреде¬лителем «От земли до неба». Метапредметные результаты: вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке. Личностные результаты: понимать необходимость изучения окружающего мира. Оборудование. У учителя — куклы Муравей и Черепаха (в дальней-шем не будут указываться в перечне оборудования, так как станут постоянными персонажами); учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Про-верим себя» (в дальнейшем также не будут указываться в перечне оборудования), атлас-определитель «От земли до неба», книги «Зеленые страницы», «Великан на поляне». У учащих¬ся — учебник, рабочая тетрадь; карточки с изображением различных предметов, игрушки.
ОМ для 1 класса УМК «Школа России».docx
Поурочные разработки по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России» ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ! Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: задавать вопросы об окружающем мире; знакомиться с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя» и атласом-опреде- лителем «От земли до неба». Метапредметные результаты: вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке. Личностные результаты: понимать необходимость изучения окружающего мира. Оборудование. У учителя — куклы Муравей и Черепаха (в дальнейшем не будут указываться в перечне оборудования, так как станут постоянными персонажами);   учебник,   рабочая   тетрадь,   тетрадь   «Проверим   себя»   (в дальнейшем   также   не   будут   указываться   в   перечне   оборудования),   атлас­ определитель «От земли до неба», книги «Зеленые страницы», «Великан на  ся — учебник, рабочая тетрадь; карточки с изображением поляне». У учащих   различных предметов, игрушки. Ход урока 1 Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель предлагает детям рассмотреть обложку учебника и спрашивает: «Кто изображен на обложке? (Бабочка). А что вы можете рассказать о бабочках?». Учитель хвалит детей и говорит: «Вокруг нас очень много интересного и удивительного, о чем мы пока не знаем. Узнать все это нам поможет учебник «Окружающий мир» и его герои». Освоение   нового   содержания   и   его   применение.  Затем   учитель спрашивает:   «Что   вы   хотели   бы   узнать   об   окружающем   мире?»   Дети высказываются. Выслушав их, учитель просит рассмотреть рисунки на с. 3. Учитель:   «Для   того   чтобы   узнать   что­либо,   надо   научиться   задавать вопросы, спрашивать. Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано». Проводится   коллективная   работа   по   составлению   вопросов   к   ил­ люстрации на с. 3. Затем учитель просит подумать и сказать, с каких слов начинаются эти вопросы. Учащиеся называют вопросительные слова. В случае затруднений учитель помогает: повторяет для всего класса вопросы тех или иных учеников, делая ударение на вопросительных словах. Учитель говорит: «Эти   слова   —   наши   помощники.   Вот   что   сказано   о   них   в   одном стихотворении: Есть у меня шестёрка слуг,  Проворных, удалых.  И всё, что вижу я вокруг,  Всё знаю я от них.  Они по знаку моему  Являются в нужде.  Зовут их: Как и Почему,  Кто, Что, Когда и Где? Р. Киплинг, перевод С. Я. Маршака 2 Если   в   классе   есть   читающие   дети,   учитель   просит   прочитать   вслух вопросительные   слова   в   правой   части   на   с.   3.   Если   читающих   детей   нет, учитель   читает   сам.   Затем   спрашивает:   «Сколько   у   нас   в   учебнике   слов­ помощников — шесть, как в стихотворении, или больше?» Кто­либо из детей считает   слова   и   сообщает,   что   их   в   учебнике   девять.   Учитель   просит придумать к рисункам вопросы с каждым из этих слов. Он называет слово (в том порядке, как слова даны в учебнике), а дети предлагают вопрос с этим словом,   относящийся   к   любому   из   изображенных   предметов   или   живых существ. Далее проводится самостоятельная работа. У каждого ребёнка имеется карточка  с   изображением   какого­либо   предмета   или  игрушка.  Дети составляют и задают друг другу и учителю вопросы о нарисованном предмете, игрушке.   какими   словами­помощниками   При   этом   они   говорят, воспользовались. Учитель предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4 и с их помощью ответить на вопрос: «А как мы будем находить ответы на вопросы?». Дети высказывают свои предположения, а учитель обобщает все сказанное детьми и зачитывает выводы на странице 4. Раскрыв   учебник   на   с.   5,   дети   рассматривают   Муравья   и   Черепаху. Учитель читает текст о них, показывает детям куклы Муравья и Черепаху, которые станут постоянными персонажами на уроках, приветствует ребят от их имени. Учитель спрашивает: «Как же зовут героев нашего учебника? Зачем Муравьишка и Черепаха пришли в школу?»  Далее   учитель   говорит:   «Не   только   Муравей   Вопросик   и   Мудрая Черепаха   будут   помогать   нам   изучать   окружающий   мир.   Нашими помощниками   станут   книги   и   тетради.   Какие?   Давайте   узнаем».   Дети знакомятся   со   с.   6­7   учебника.   Работа   с   учебником   сопровождается демонстрацией   учителем   и   рассматриванием   детьми   соответствующих 3 учебных пособий. В частности, учитель говорит: «Поможет нам не только учебник, но и рабочая тетрадь.» (Показывает, дает общие пояснения о рабо­ те  с  тетрадью,  дети   рассматривают   тетрадь  на  своих  столах   и  выполняют задание №1 на  с. 3). Учитель:   «Еще   нам   понадобится  тетрадь   «Проверим   себя». (Показывает, дети рассматривают тетрадь.) Как вы думаете, в чём она нам поможет? (Поможет проверить наши знания.) Нам очень пригодится и особая книга   —   атлас­определитель».   Учитель   показывает  атлас­определитель «От  земли  до неба»,  читает   вслух   первые   три   абзаца   на   с.   3,   поясняет значение   слов   «атлас»   (книга,   в   которой   собраны   рисунки   или   карты)   и «определитель»   (книга,   которая   помогает  определять,  то   есть   узнавать, названия того, что нас окружает). Демонстрируются также книги «Зеленые страницы» и «Великан на поляне». Учитель: «Ещё нашими помощниками будут условные знаки, с которыми мы  сейчас   и познакомимся.  Откройте  стр. 8 учебника  и  рассмотрите  их». После знакомства с условными знаками по учебнику выполняется задание №2 в рабочей тетради (с. 3). Выводы и обобщения. В конце урока проводится обобщение. Учитель: «Что   мы   учились   составлять?   (Вопросы.)   Какие   слова­помощники   мы использовали? Для чего? (Чтобы больше узнать об окружающем мире.) Какие еще замечательные помощники будут у нас на уроках?» Контроль и оценка достижений.  От имени Черепахи учитель хвалит ребят, научившихся задавать вопросы, и сообщает, что на следующих уроках дети будут учиться отвечать на них.  Физкультминутки.  Могут быть проведены в виде игры «Да — нет». Учитель   называет   предметы.   Если   названный   предмет   находится   в   классе, дети подпрыгивают, если за пределами класса, дети поворачиваются вокруг себя. 4 Рекомендации для занятий в семье Вместе с ребёнком рассмотрите  атлас­определитель «От земли до неба». В  нём пять больших разделов. Найдите их. Подумайте, почему атлас называется «От земли до неба». Прочитайте ребёнку предисловие к атласу (с. 3—4). Попробуйте определить что­нибудь, например комнатное растение.                      ЧТО И КТО?                                           ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: знать названия нашей страны и её столицы, а также название своего родного города (села); знать, что Россия — самая большая страна мира, которую населяют многие народы, что в нашей стране разнообразная природа, много городов и сел; обобщать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; знать государственную символику России. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице 5 государства; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»; проявлять уважение к государственной символике — гимну, флагу, гербу - через соблюдение социально принятых норм поведения. Оборудование.  У   учителя  —   слайды,   видеофрагменты   о   России, аудиозаписи гимна России, песен «Увезу тебя я в тундру...», «Под крылом самолёта...». У учащихся — цветные фишки. Предварительная работа.  На урок может быть приглашен сотрудник краеведческого   музея.   В   этом   случае   заранее   готовится   его   «визитная карточка». Ход урока Мотивация   и   целеполагание.  Учитель   сообщает   детям   вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и обращает  внимание на изображение Муравьишки   на   с.   10,   просит   посмотреть   на   обороте   титульного   листа учебника,   что   оно   означает   («Это   условный   знак   «что   узнаем,   чему научимся»). Учитель  зачитывает слова от имени Муравьишки и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на вопрос «Что такое Родина?»   Актуализация   знаний   и   умений.  Учитель:   «Как   называется   наша страна? Расскажите, что вы о ней знаете. Как называется наш город (село)? Что мы знаем о нем?» Освоение   нового   содержания   и   его   применение.  Выслушав   детей, учитель   просит   открыть   учебник   (с.   10   –   11)   и   рассмотреть   картину,   где 6 показана   наша   страна,   спрашивает:   «Что   вы   видите?»   Происходит   обмен впечатлениями; учитель обобщает сказанное: «Мы видим, как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнем его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всего гостит зима. Эту часть страны называют Крайним Севером». Дети   помещают   фишку   на   соответствующую   часть   рисунка,   а   затем передвигают её по ходу путешествия. Беседа строится с учетом того, что уже известно детям и было сказано вначале. Учитель задает уточняющие вопросы, сообщает   дополнительную   информацию;   могут   быть   использованы   слайды, видеофрагменты, фрагменты песен. Учитель:   «Почему   можно   сказать,   что   это   холодный   район?   Каких животных   вы   видите?   Белый   медведь   и   северный   олень   очень   хорошо приспособились   к   холоду.   Густая   длинная   шерсть   защищает   их   в   лютые морозы. А что надето на человеке? Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители собирают и свои жилища — чумы. А на чем люди ездят? Эти сани называются нарты. На нартах, запряженных оленями, перевозят грузы. Вместе с оленьей упряжкой мы быстро домчимся до берега моря. (Дети двигают фишку по ходу движения упряжки. Звучит фрагмент песни: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»; в этот момент может быть проведена физкультминутка.) Та часть страны, куда мы прибыли, называется Дальний Восток. Кого мы видим на рисунке? (Рыбаков.) В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт. (Дети передвигают фишку на рисунок города­порта.) Сюда же на кораблях привозят много других грузов из разных стран. Из морского порта грузы развозят по всей стране. Полетим и мы вглубь страны на самолёте». Демонстрируется  видеофрагмент  или  слайд  с  видом тайги с  высоты 7 птичьего полета. Звучит фрагмент  песни:  «Под крылом самолёта о чем­то поет зеленое море тайги...» Учитель:   «Кто   знает,   что   такое   тайга?   (Это   огромный   хвойный   лес.) Какие   деревья   там   растут?   (Дети   называют   сосну,   ель.)   Какие   животные живут   в   тайге?   (Белка,   лиса,   медведь   и   др.)   В   этих   краях   люди   издавна занимались   охотой.   Велики   и   подземные   богатства   этого   края.   Например, здесь добывают нефть. (Дети передвигают фишку сначала к охотнику, затем к нефтехранилищу.) Путешествуя   дальше,   мы   видим   города,   реки,   поля   и   луга.   (Дети передвигают фишку.) А вот показались горы. (Демонстрация  слайда.)  Здесь мы видим горца с отарой овец. (Дети передвигают фишку на рисунок.) И вот  мы прибыли в столицу нашей Родины. Как называется столица России? Рассмотрим её на рисунке. (Дети называют знакомые объекты.) А теперь из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город —   Санкт­Петербург.   Что   мы   здесь   видим?   (Дети   рассматривают   рисунок, называют знакомые объекты, учитель дополняет ответы детей.)» Учитель: «Итак, мы заглянули во многие уголки нашей страны. Большая наша страна? Давайте еще раз скажем, как она называется». Затем учитель или кто­либо из читающих детей читает вслух текст на с.11 учебника. Другие дети следят по книге. После   этого  дети   знакомятся   с   государственной   символикой   России: флагом, гербом и гимном. Учащиеся рассматривают на рисунке флаг и герб России.   Говоря   о   гимне   России,   учитель   поясняет:   когда   гимн   звучит   в торжественной   обстановке,   его   слушают   стоя.   Дети   встают   и   слушают исполнение гимна (можно прослушать первые два куплета). Чтобы дети лучше запомнили цвета флага, выполняется задание №1   в рабочей тетради (с. 4). Далее в парах выполняется задание №2 в рабочей тетради (с.4). На его 8 основе  проводится   беседа   о   своем   городе   (селе),   её   может   провести приглашенный  сотрудник   краеведческого   музея,  который   по   окончании беседы вручает детям свою «визитную карточку». Выводы   и   обобщения.  При   подведении   итогов   урока   учитель спрашивает: «Что же такое Родина? Что мы теперь знаем о нашей стране и своем городе (селе)?»  Контроль   и   оценка   достижений.  Проводятся   с   помощью   блока вопросов на с.11 учебника. Дети применяют условные знаки, за расшифровкой которых (если забыли) вновь обращаются к с. 8 учебника.  Рекомендации для занятий в семье 1.   Почитайте   ребёнку   рассказы   о   природе,   народах,   городах   России; поиграйте в «путешествие» по карте нашей страны. 2.   Расскажите   ребёнку   о   вашем   городе   (селе),   почитайте   доступные фрагменты из краеведческой литературы. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации; находить информацию о народах своего края. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 9 рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России. Оборудование.  У учителя  –  плакат с изображением народов России.  У учащих    ся — клей, ножницы для выполнения задания рабочей тетради.            Ход урока Мотивация и целеполагание. Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна и ее столица?»  Учитель говорит, что сегодня Муравей Вопросик хочет задать еще один вопрос: «Что мы знаем о народах России?».  Дети высказываются. Учитель благодарит их, зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12) и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос.  Актуализация   знаний   и   умений.  Учитель   предлагает   детям   назвать известные им народы нашей страны.  Освоение   нового   содержания   и   его   применение.  Выслушав   детей, учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители   некоторых   народов   России.   Учитель:   «Кого   вы   видите? Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все 10 народы России». Происходит обмен мнениями и впечатлениями. Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради  (с. 5).  Дети   работают   в  паре,   используя   Приложение   к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по  их национальным   костюмам   представителей   народов,   населяющих   территорию России, и правильно расположить  их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют   правильность   выполнения   задания   по   учебнику   и   наклеивают картинки в правильном порядке. Учитель предлагает: «Назовите другие народы России. Расскажите, что вы   о   них   знаете».   Учащиеся   перечисляют   народы,   которые   не   были представлены на рисунках, и рассказывают то, что знают об этих народах.  Далее   в   парах   дети   рассматривают   фотографии   на   с.   13   учебника, отвечают   на   вопрос   «Какие   праздники   отмечают   народы   России?»   и выполняют   соответствующие   задания   учебника.   Дети   рассматривают фотографии, определяют название праздника, рассказывают по рисункам и личным   впечатлениям   о   событиях   и   действии,   происходящем   на   каждой фотографии.   В   зависимости   от   национального   состава   класса,   можно подробнее остановиться на каком­нибудь одном празднике и рассмотреть его особенности и традиции, связанные с его празднованием. Далее учитель предлагает вспомнить, в каких играх участвовали дети на праздниках.   Школьники   делятся   впечатлениями   и   рассказывают   правила игры. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, озвученных детьми, или предлагает разучить новую игру. Дополнительные материалы для учителя. Игры, проводимые на Масленицу. В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за  руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за  другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.  Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. 11 «Воротики» произносят: Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались  пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот»  увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся  «воротами». Игры, проводимые на празднике Сабантуй. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке. Опираясь на материалы учебника, а также учитывая национальный состав класса   и   принадлежность   семей   учащихся   к   тем   или   иным   конфессиям, учитель рассказывает о важной роли религии в жизни народов России.  Выводы и обобщения.  Учитель предлагает, используя полученные на уроке   сведения,   еще   раз   ответить   на   вопрос   «Что   мы   знаем   о   народах России?».  Затем учитель обращает внимание на изображение Черепахи на с. 13 учебника и просит посмотреть на с.8, что оно обозначает. («Это условный знак   «Сделаем   вывод».)   С   помощью   текста   вывода,   который   зачитывает учитель или кто­либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.  Контроль   и   оценка  достижений.  Проводятся   с   помощью соответствующего блока вопросов и заданий на с. 13.   Рекомендации для занятий в семье Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради (с. 6, № 2). 12 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МОСКВЕ? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: узнавать достопримечательности столицы; знать названия достопримечательностей столицы. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника; извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать особую роль столицы России — Москвы  ­ в жизни страны. Оборудование.  У учителя  — набор открыток или значков с видами Москвы.  Предварительная   работа.  Подготовьте   наглядные   материалы: комплект открыток, картинок или фотографий с достопримечательностями Москвы.            Ход урока  Мотивация   и  целеполагание.  Урок   начинается   с   того,   что   учитель проверяет, как дети выполнили задание прошлого урока — в рабочей тетради нарисовали национальный костюм одного из народов своего края.  Учитель   сообщает   детям   вопрос,   вынесенный   в   название   темы,   и предлагает   ответить   на   него.   Выслушав   детей,   учитель   благодарит   их   за высказывания и зачитывает слова Муравьишки (с. 14).  13 Актуализация знаний и умений.  Учитель: «Вспомните, какие города России вы уже знаете. Как называется столица России?».  Освоение нового содержания и его применение. Учитель продолжает: «А   как   вы   думаете,   что   такое   столица?   Чем   замечательна   Москва?». Учащиеся   высказывают   свои   предположения.   После   обсуждения     учитель сообщает: «Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве».   Учитель: «Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха поведут нас в город, о котором говорят так: «Москва — столица нашей Родины». Давайте начнем наше путешествие в самом центре Москвы, на Красной площади».  Учитель   обращает   внимание   детей   на   с.   14   учебника   и   предлагает использовать   эту   иллюстрацию   как   маршрутный   лист   путешествия (параллельно   на   доске   учитель   фиксирует   маршрут   передвижения   в   виде фотографий, картин с основными достопримечательностями, остановками по маршруту). Учитель: «Представьте, что мы находимся на Красной площади. Оглядитесь,   что   вы   видите   вокруг   себя?».   Дети   перечисляют   увиденные здания, достопримечательности, а учитель прикрепляет фотографии собора Василия Блаженного, Спасской башни Кремля на доску. Далее ведется работа по   фотографии   собора   Василия   Блаженного,   школьникам   предлагается описать храм и поделиться своими впечатлениями.  Учитель:  «Рассмотрите  наш  маршрутный  лист.  Какие   здания   вы   уже видели?   Что   вы   можете   о   них   рассказать?».   Дети   перечисляют   известные здания,   рассказывают   о   них   и   делятся   впечатлениями.   Учитель   может продолжить путешествие, посетив зоопарк, останкинскую телебашню, МГУ и Третьяковскую   галерею   (на   доску   последовательно   прикрепляются фотографии достопримечательностей). Для   закрепления   знаний   о   достопримечательностях   Москвы   дети выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 7).  Учитель: «Муравьишка провел для нас экскурсию по Москве, показал 14 основные достопримечательности столицы. А сейчас он хочет показать вам жизнь   москвичей,   ваших   сверстников.   Рассмотрите   фотографии   на   с.   15 учебника и составьте в парах рассказ о жизни москвичей». Далее для индивидуальной работы предлагается выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 7). После подготовки несколько учащихся выступают перед классом со своими рассказами.  Выводы и обобщения. Учитель   предлагает,   используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о Москве?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 15 учебника, который   от   имени   Мудрой   Черепахи   зачитывает   учитель   или   кто­либо   из хорошо читающих детей.  Контроль   и   оценка  достижений.  Проводятся   с   помощью соответствующего блока вопросов и заданий на с. 15.  Рекомендации для занятий в семье. Почитайте ребёнку рассказы о Москве, достопримечательностях столицы, с которыми дети познакомились на уроке. ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Метапредметные результаты: 15 интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине; осознавать ценность взаимопомощи в семье для успешного выполнения работы. Оборудование.  У   учителя  —   карта   России,   на   которой   отмечены города   и   села   (Москва,   Санкт­Петербург,   Сочи,   Великий   Устюг,   село Константиново, село Гжель),   набор открыток или значков с изображением городов и сел России.  Ход урока Мотивация   и   целеполагание.  В   начале   урока   Учитель   говорит: «Ребята, напомните Муравью Вопросику, о чем шла речь на прошлом уроке, с чем мы познакомились». Дети называют столицу нашей Родины, перечисляют основные достопримечательности Москвы. Учитель:   «Муравей   Вопросик   принес   с   собой   карту   России.   На   ней отмечены города и села. Прочитайте названия этих населенных пунктов. Как вы   думаете,   чем   же   они   знамениты?».   Дети   читают   названия   и   пытаются сказать, чем могут быть знамениты эти города и села. Освоение нового содержания и его применение.  После высказываний детей   учитель   предлагает   обратиться   к   материалам   учебника   (с.   16­17)   и найти в них ответ на поставленный вопрос.  Вначале учитель обращает внимание детей на город на Неве – Санкт­ Петербург. Учитель: «Поднимите руки те, кто был в Санкт­Петербурге. Что 16 вы можете рассказать об этом городе?». Учащиеся, которые были в Санкт­ Петербурге, делятся своими впечатлениями, рассказывают о городе. Учитель прикрепляет на доску фотографии города, дополняет высказывания детей об основных достопримечательностях по фотографиям и рисункам.  По аналогии проводится знакомство с другими городами и селами. Далее  учитель   предлагает   детям   побыть   в   роли   экскурсоводов   и провести   воображаемую   экскурсию   по   своему   населенному   пункту, рассказать, чем он необычен, перечислить его достопримечательности, назвать любимые места, где очень нравиться бывать.  После   проведенной   детьми   воображаемой   экскурсии   учитель нацеливает на выполнение проектной работы: «Моя малая Родина». Учитель: «Сегодня мы побывали в нескольких городах и селах нашей огромной страны. Все они являются малой Родиной для разных людей – детей и взрослых. Ваша задача   составить   фоторассказ   о   своей   малой   Родине.   Выполняя   проект, обращайтесь   за   помощью   и   советом   к   родителям   или   другим   взрослым. Представьте свой фоторассказ на с. 8­9 рабочей тетради». Выводы   и   обобщения.  Учитель:   «Наш   урок   был   подготовкой   к выполнению проекта. Материалы учебника и наши воображаемые экскурсии должны послужить образцом для вашей работы.   А итоги этой работы мы подведем на заключительном уроке по разделу «Что и кто?». Рекомендации   для   занятий   в   семье.  Работа   над   проектом предусматривает   совместную   деятельность   ребенка   и   взрослого.   Помогите ребенку сделать фотографии своего города (села), отобрать из них лучшие, наиболее   подходящие   для   подготовки   фоторассказа.   По­возможности, распечатайте фотографии на цветном принтере в нужном размере. Совместно с   ребенком   определите   последовательность   расположения   фотографий   на страницах рабочей тетради. Напомните ребенку, что наклеивать их надо так, чтобы   оставить   место   для   подписей.   Когда   ребенок   наклеит   фотографии, 17 помогите   ему   составить   подписи   и   запишите   их.   Попросите   ребенка рассказать по  фотографиям о своей малой родине. ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: знать, что Солнце — огромный пылающий шар; знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды; иметь представление о форме и размерах предметов; обобщать знания о дневном и ночном небе. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; моделировать конфигурацию созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая со взрослыми; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать красоту неба днем и ночью.  Оборудование. У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звездного неба; атлас­определитель «От земли до неба»; кухонный ковшик с длинной ручкой. 18 У учащихся  — коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки темного цвета для моделирования созвездий. Предварительная   работа.  Перед   данным   уроком   следует   провести прогулку, во время которой надо рассмотреть с детьми небо, облака. Ход урока Мотивация   и   целеполагание.  От   имени   Муравья   Вопросика   детям предлагается   вопрос,   вынесенный   в   название   темы   и   зачитываются   задачи урока (с.18 учебника). Актуализация знаний и умений.  Учитель просит вспомнить и сказать, что было у нас над головой во время прогулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.) Учитель уточняет: «Все это мы видели днём. А кто знает, каким становится   небо   поздно   вечером   и   ночью?   Что   на   нём   можно   увидеть? (Звёзды, Луну)». Освоение   нового   содержания   и   его   применение.  Учитель   обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет, сравнить Солнце и изображенные рядом с ним предметы по форме, цвету,   размерам.   Для   большей   наглядности   учитель   демонстрирует   детям изображенные   предметы  (кубик,   тарелку,   мяч).  В   итоге   выясняется,   что Солнце – огромный пылающий шар.  Затем учитель обращает внимание на условный знак в нижней части с. 18, просит   его   расшифровать   (если   забыли,   посмотреть   на   с.   8).   Учитель спрашивает,   как   дети   понимают   слова   «моделирование»,   «модель»,   при необходимости поясняет, что моделирование ­ это изготовление модели, а модель   ­   предмет,   изображающий   другой   предмет.   В   данном   случае предлагается   вылепить   из  пластилина  модель   Солнца.   Учитель   просит сначала   подумать,   как   это   сделать.   Очень   важно,   чтобы   дети   наметили мысленный   план   действий,   позволяющих   решить   данную   задачу.     В   ходе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, 19 какой формы фигуру нужно вылепить. Далее дети работают самостоятельно. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом), а чем отличается от него (размерами). Настоящее Солнце огромное, во много раз больше Земли. Переходя к следующему этапу урока, учитель просит детей вспомнить, какие облака они видели во время прогулки, предлагает подойти к окну и посмотреть,   какие   сейчас   на   небе   облака   (если   они   есть).   Затем   дети рассматривают на рисунке в  рабочей тетради  (с. 10, № 1), какие бывают облака. Учитель говорит: «Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые  облака; другие расположены слоями, это  слоистые  облака; третьи напоминают перья, это  перистые  облака. (Все эти облака дети находят на рисунке   и  показывают   пальчиком.)   Какие   же   облака   мы   видели   во   время прогулки или только что в окно?» Дети отмечают, закрасив в тетради кружок. Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети узнают, что облако   —   это   густой   туман   высоко   в   небе,   оно   состоит  из   мельчайших капелек воды и поэтому летать на нём можно только в сказке. Для знакомства с новым материалом о созвездиях, детям предлагаются загадки: Махнула птица крылом,  Закрыла весь свет  Одним пером. (Ночь) По небу лебедь чёрный  Рассыпал чудо­зёрна.        (Ночь, звёзды)  Блин в окошке виден Тане; Он то в масле, то в сметане.       (Луна) 20 Учитель просить рассказать о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было? Кто видел на нём звёзды, Луну. Затем учитель демонстрирует слайды,  отражающие   красоту   и   таинственность   ночного   неба.   При   этом читает вслух описание звездного неба из атласа­определителя «От земли до неба»  (с. 208, первый абзац). Для создания соответствующей атмосферы желательно   сопровождать   демонстрацию  музыкой  с   «космическими» мотивами. Далее   проводится   работа   со   с.   19   учебника.   Учитель   спрашивает: «Почему   рядом   со   звездами   изображен   медведь?»   Дети   высказывают предположения;   возможно,   кто­то   знает   правильный   ответ.   Учитель рассказывает: «Ещё в древности (много­много лет назад) люди видели на небе фигуры   из   звёзд,   которые  они  назвали  созвездиями.  Многие   фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано созвездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как раз  и  получается медведица с головой, туловищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что­то тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медведя короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних сказок­легенд. Оказывается, это не просто   медведица,   а   заколдованная   красавица   по   имени   Каллисто.   Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие». Затем   учитель   говорит:   «Обратите   внимание   на   то,   что   самые   яркие звезды   этого   созвездия   образуют   фигуру,   которая   напоминает...   Что   же? (Дети высказываются, учитель демонстрирует  кухонный ковшик,  делается вывод, что фигура напоминает ковш.) Чтобы было лучше видно, художник на 21 рисунке   соединил   звёзды   линиями.   Найдите   на   рисунке   ручку   звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек­звёздочек. (Три.) А из скольких звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой Медведицы? (Семь.)» Учитель   говорит,   что   на   небе   обычно   трудно   разглядеть  все  звёзды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хорошо видно. Затем   учитель   просит   детей   на   рисунке   (с.19)   соединить   пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша. После этого дети самостоятельно работают в рабочей тетради (с.10, № 2): карандашом соединяют точки­звезды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.  Далее   организуется   работа   в   парах   по   заданию   учебника   (с.   19)   с использованием   атласа­определителя   «От   земли   до   неба»   (моделирование созвездий).   По   окончании   работы   дети   демонстрирую   модели   классу, оценивают лучшие. Выводы и обобщения.  При подведении итогов урока учитель просит еще   раз   ответить   на   вопрос   «Что   у   нас   над   головой?».   Выводы   детей обобщаются с помощью текста на с. 19 учебника.  Контроль   и   оценка   достижений.  Проводится   с   помощью   блока вопросов на с. 19 учебника.   Физкультминутки.  Могут быть проведены с использованием песни «Облака, белокрылые лошадки».  В группе продленного дня учащиеся изготавливают модель­аппликацию «Облака»:   на   лист   голубой   бумаги   приклеивают   кусочки   ваты   (кучевые облака),   белые   нитки   (слоистые   облака),  перья   (перистые   облака).   Можно коллективно   придумать   сказку   о   том,  как   Муравьишка   летал   на  облаке   и проиллюстрировать ее собственными рисунками. Рекомендации для занятий в семье 22 1. Вечером, когда стемнеет, вместе с ребёнком полюбуйтесь звёздным небом. Найдите ковш Большой Медведицы. Убедитесь, что он состоит из семи звёзд. 2. В «Научном дневнике» начните выполнять задание № 1. ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: иметь представления о форме, размерах, цвете предметов; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; пользоваться увеличительным прибором — лупой. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 23 Личностные результаты: осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним. Оборудование.  У   учителя  —   образцы   гранита,   известняка,   кремня, известняка­ракушечника;   атлас­определитель   «От   земли   до   неба».  У учащихся — камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня;   атлас­определитель   «От   земли   до   неба»;   ножницы   и   клей   для выполнения задания в рабочей тетради. Предварительная работа.  До  урока  проводится  прогулка,  во   время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т.д.). Особое внимание учитель обращает на камни; по его просьбе дети собирают различные камешки и приносят их в класс. Ход урока Мотивация   и   целеполагание.  В   начале   урока   Мудрая   Черепаха интересуется, как выполнено задание № 1 в  «Научном дневнике».  Можно предложить   детям   сравнить   сделанный   в   дневнике   рисунок   с   рисунком   в атласе­определителе «От земли до неба» (с. 210) — расположение ковша на   них   должно   быть   примерно   одинаковым.   Так   дети   убеждаются   в правильности своих наблюдений. От имени Муравья Вопросика учитель говорит: «Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами?» Дети называют то, что видели под ногами   во   время   прогулки,   говорят,   что   принесли   с   прогулки  камешки. Учитель зачитывает слова Муравьишки на с. 20 учебника.   Актуализация   знаний   и   умений.  Учащиеся   раскладывают   камешки перед   собой   и   рассматривают   их.   Учитель:   «Какие   перед   вами   камни   — одинаковые   или   разные?   Чем   они   отличаются   друг   от   друга?   (Формой, размером, цветом.)» Освоение нового содержания и его применение.  Учитель предлагает проанализировать   рисунок   в   учебнике   и   объяснить,   каким   образом 24 рассортированы на нем камешки. Затем дети по аналогии сортируют камешки, собранные на прогулке. Сначала следует разложить их по форме, затем – по размерам, потом – по цвету. В ходе работы дети убеждаются, что одни и те же камешки могут оказаться в разных группах, в зависимости от того, по какому признаку   проводится   классификация.  На   это   следует   обратить   особое внимание   детей,   поскольку   это   очень   важно   для   формирования   умения классифицировать объекты как универсального учебного действия. Далее проводится практическая работа в парах «Определяем камни». Следует предложить каждой паре учащихся не более двух образцов камней в разных   сочетаниях.   Атлас­определитель   потребуется   в   тех   случаях,   когда образцы   отличаются   по   цвету   или   другим   признакам   от   тех,   которые изображены   в   учебнике   (в   атласе­определителе   на   с.   8,   10,   15   показано несколько   вариантов   образцов   каждого   камня;   на   этих   страницах   следует заранее сделать закладки).  Прежде   всего   учитель   просит   расшифровать   условные   знаки   на   с.20 учебника   (если   забыли,   посмотреть   на   с.8).   Итак,   знаки­помощники подсказывают, что для практической работы потребуются рабочая тетрадь и атлас­определитель. Открыв рабочую тетрадь на с.10, дети видят, что работу нужно проводить в парах. Дальнейшие действия выполняются по заданиям учебника и рабочей тетради. При необходимости учитель может зачитывать задания всему классу или отдельным парам учащихся, которые испытывают затруднения.   Особое   внимание   нужно   обратить   на   заключительный   этап работы, когда дети обмениваются сведениями о результатах исследования. Муравей Вопросик говорит, что не разобрался, просит детей показать ему каждый камень и ещё раз сказать название. Учитель   подчеркивает,   что   совместными   усилиями   определены   все камни и теперь любой ученик может узнать любой из камней, в том числе и тот, который определили его товарищи. 25 Чтобы   убедиться   в   этом,   предлагается   выполнить   задание   в  рабочей тетради  (с.11,   №2).   Дети   работают   индивидуально.   Это   задание,   как   и аналогичные последующие, включает в себя действия контроля и коррекции, и   только   после   них   предусмотрена   фиксация   результата   (наклеивание рисунка).   Это   следует   учитывать   при   определении   лимита   времени   на выполнение задания. Следующий   этап   урока   предусматривает   расширение   представлений детей об изучаемых камнях (это его предметная составляющая) и вместе с тем     нацелен   на   формирование   умения   работать   с   информацией (метапредметная   составляющая).   Дети   учатся   извлекать   информацию   из текста   и   использовать   для   объяснения   содержания   иллюстраций.   Текст «Знаете   ли   вы,   что…»   учитель   может   зачитать   всему   классу   в   форме вопросов,   а   последующее   задание   выполняется   в   парах.   При   этом   дети впервые   встречаются   с   возможностью   использования   «Страничек   для самопроверки», на которые в тексте задания имеется ссылка  (в виде стрелки с   указанием   номера   страницы,   где   представлен   правильный   ответ).   При обсуждении   результатов   работы  пар   учитель   может   продемонстрировать известняк­ракушечник, невооруженным глазом.   в   котором   раковины   очень   хорошо   видны Закончить этот этап  урока можно, прочитав детям вслух первый абзац текста о камнях в атласе­определителе «От земли до неба» (с. 6) и пред­ ложив   собрать   для   класса   небольшую   коллекцию   красивых   и   необычных камней. Выводы и обобщения.  В заключительной части урока учитель просит еще   раз   ответить   на   вопрос   «Что   у   нас   под   ногами?».   Для   обобщения высказываний детей зачитывается вывод на с. 21  Контроль   и   оценка   достижений.  Проводится   с   помощью   блока вопросов на с. 21 учебника. 26 Физкультминутки.  1.  Дети   выполняют   движения,   соответствующие стихотворению: По дорожке мы шли,  Много камешков нашли.  Присели, собрали,  Дальше пошли.  Вот направо мы пошли,  Серых камешков нашли,  Дальше пошли. Вот мы в горку пошли, Пёстрых камешков нашли, А под горку пошли — Белых камешков нашли, С собой в школу принесли.  Присели, собрали, 2. Возможна физкультминутка по загадке К. И. Чуковского: Что за камень у дороги?  Есть у камня хвост и ноги.  Это ЧЕ!  Это РЕ! (Дети присели.)  (Поворот и прыжок.)  (Дети подпрыгивают.)  Это ПАХА! Это ЧЕ­РЕ­ПАХА!  В  группе продленного дня можно коллективно сочинить сказку о том, как  Муравьишка   построил  дом  из  камней  (по  рисунку   учебника), а  также поговорить о том, где в реальной жизни используется гранит. (Дети хлопают в ладоши.) Рекомендации для занятий в семье Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради (с. 11, № 3). ЧТО ОБЩЕГО У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: 27 знать, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); находить, показывать и называть эти части; различать цветки и соцветия. Метапредметные результаты: работать в группе; понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника; извлекать из них нужную информацию; использовать представленную информацию для получения новых знаний; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Личностные результаты: понимать необходимость бережного отношения к природе, а именно к растениям. Оборудование.  У   учителя  —     образцы   растений   и   конверты   с инструктивными   карточками   для   работы   групп  (бригад);   образец   соцветия (головка клевера). У учащихся — ножницы и клей для работы с тетрадью.  Ход урока Мотивация   и   целеполагание.  В   начале   урока   учитель   просит   найти среди  образцов камней  гранит, кремень, известняк. От имени Муравья Во­ просика учитель говорит: «Как много разных камней в окружающем мире! А еще   нас   окружают   разнообразные   растения.   Ребята,   назовите   растения, которые,   на   ваш   взгляд,   совсем   не   похожи   друг   на   друга.   (Дети высказываются.) Верно, растения такие разные! А есть ли у них что­нибудь 28 общее? Интересно, что общего у разных растений?» Дети пробуют ответить на вопрос. Далее зачитываются слова Муравьишки на с.22. Актуализация   знаний   и   умений.  Учитель   просит   детей   вспомнить, какие   части   растений   они   знают.   Дети   отвечают,   используя   знания, полученные   в   дошкольном   учреждении,   а   также   свой   жизненный   опыт, бытовые представления.   Освоение нового содержания и его применение.  Учитель предлагает выполнить задания в учебнике (с. 22). Работу можно провести фронтально. Учитель   говорит:   «Как   вы   видите,   здесь   изображёно   растение   кабачок. Найдем у него листья. А к чему они крепятся? Прочитаем, как называется эта часть растения. (Стебель.) Какого он цвета? (Зелёного.) Проведите пальчиком вдоль   всего   стебля   сверху   вниз.   Закончилась   зелёная   часть?   Ведём   палец ниже.   Какого   цвета   эта   часть   растения?   Прочитаем,   как   она   называется. (Корень.) Это подземная часть растения. Поднимемся вверх (проведем паль­ цем) от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растения. Какие части растения  мы  ещё не назвали? (Дети называют  цветок и плод с  семенами.) Сколько на рисунке цветков? Сколько плодов? Когда цветок отцветает, на его месте в большинстве случаев образуется плод с семенами. Итак, перечислите, что мы увидели, рассматривая растение. (Учащиеся называют части растения с   опорой   на   рисунок   в   учебнике.)»   Далее   дети   находят   части   растений   у крыжовника и яблони, убеждаясь в том, что они у них те же самые, несмотря на внешние различия. После   этого  проводится  практическая   работа  в   группах   «Изучаем части растений». Работа ведется по заданиям учебника и рабочей тетради. Каждая группа (бригада) получает растение, например пастушью сумку, нас­ турцию   и   др.   Дополнительно   может   быть   предложен  конверт   с инструктивной карточкой.  Всё   это   выдаётся   бригадиру,  который   должен быть назначен из числа читающих детей. 29 Инструктивная карточка 1. Как называется растение? Прочитайте название. 2. Есть ли у растения корень? Найдите и покажите. 3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите. 4. Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите. 5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите. 6.  Что   появилось   на   месте   цветка,  когда   он   отцвёл?   Найдите   плод   с семенами и покажите его. Дети совместно выполняют задания. Учитель помогает им, переходя от бригады   к   бригаде.   По   окончании   работы   группы   отчитываются   о проведённом исследовании. Делается вывод: «У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами».  После этого дети индивидуально выполняют задание в рабочей тетради (с. 12, № 2) с использованием Приложения. Следующий   этап   урока   предусматривает   расширение   представлений детей о частях растений (знакомство с соцветиями) и вместе с тем  нацелен на формирование умения работать с информацией. От имени Мудрой Черепахи зачитывается   вопрос   «Знаете   ли   вы,   что…»   (с.23).   Дети   высказываются. Учитель   демонстрирует  соцветие  (головку   клевера),   показывая   отдельные цветки. Можно напомнить детям похожее слово «созвездие» (группа звёзд — созвездие, группа цветков — соцветие). Последующее задание выполняется в парах.  Дети   рассматривают   соответствующие   рисунки,   называют   растения, изображённые   справа   (подсолнечник,   календула,   георгин),   проверяют   себя, используя  «Странички   для   самопроверки».     При   обсуждении   результатов работы  пар учитель обращает внимание детей на растения, которые держит Черепаха.   Учитель:   «Какие   это   растения?   (Клевер   и   тюльпан.)   Чем   они различаются? (У клевера — соцветие, а у тюльпана — отдельный цветок.)»  Выводы и обобщения.  Учитель: «Давайте еще раз ответим на вопрос 30 Муравьишки: «Что общего у разных растений?» Ответы детей обобщаются с помощью вывода на с. 23 учебника. Контроль   и   оценка   достижений.  Проводится   с   помощью   блока вопросов на с. 23 учебника. Физкультминутки. Учитель: «Давайте покажем, как трудились люди, выращивая   урожай.   Копали   (имитация   движений),   поливали   (имитация движений), срывали с деревьев плоды (подпрыгивают), собрали все в большую корзину (широко разводят руки в стороны)». Рекомендации для занятий в семье 1. Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с.13, 3). 2. Если есть возможность, сделайте с ребёнком фотографии «Что мы вырастили летом на даче», снимите видеофрагменты «Сбор урожая в саду и огороде». ЧТО РАСТЁТ НА ПОДОКОННИКЕ? Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: различать изученные на уроке комнатные растения; наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам; определять комнатные растения с помощью атласа- определителя; приводить примеры комнатных растений. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стараться её 31 выполнить; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений; осуществлять самопроверку; рассказывать об особенностях любимого растения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать красоту комнатных растений. Оборудование.  У   учителя  —   комнатные   растения.  У   учащих    ся  — цветные фишки; атлас­определитель «От земли до неба. Предварительная работа. Учитель подбирает комнатные растения для определения из числа представленных в атласе­определителе «От земли до неба». В атласах­определителях учитель заранее кладет закладки на нужных страницах.  Ход урока Мотивация и целеполагание. Муравей предлагает детям новый вопрос: «Что   растёт   на   подоконнике?»   Дети   дают   произвольные   ответы;   учитель подводит их к выводу: «На подоконнике растут комнатные растения, каждое имеет   название».  После   этого   зачитываются   слова   Муравьишки   в   рубрике «Что узнаем, чему научимся» (с. 24). Актуализация   знаний   и   умений.  Выполняется   задание   на   с.   24 учебника. Дети могут работать индивидуально по команде учителя. При этом их следует сориентировать на работу с рисунками, а не с названиями. Дети раскладывают     зеленые и синие  фишки  возле  рисунков,  располагая  их  на месте кружочков. Понятно, что результаты будут у разных учащихся разными, особенно в отношении растений, растущих у них дома. Результаты следует проверить и обсудить.  32 Освоение   нового   содержания   и   его   применение.    Этот   этап   урока является непосредственным продолжением предыдущего. Учитель поясняет, что научные названия многих растений сложные и надо потрудиться, чтобы их запомнить.   Кто­либо   из   учащихся   вслух   читает   название   растения,   другие внимательно следят по книге. Учитель громко повторяет название, затем дети повторяют его хором. Параллельно с этой работой учитель сообщает сведения и задаёт вопросы, создавая образные опоры, которые помогут детям лучше запомнить изучаемые растения. Например: «Кактус часто называют зелёным ёжиком — почему? Название «гиппеаструм» означает «кавалер со звездой» — как   вы   это   объясните?   Сансевьеру   многие   называют   «щучий   хвост»   — почему?   Мне   кажется,   что   калла   напоминает   кораблик   с   белым   парусом вокруг   жёлтой   мачты   —   согласны   ли   вы   с   этим?   Калла   ещё   называется белокрыльником — почему?»   После   этого   можно   перейти   к   выполнению  практической   работы «Определяем комнатные растения», которая проводится в парах по заданиям учебника и  рабочей тетради  и с использованием  атласа­определителя «От   земли   до   неба».   Очень   важно,   чтобы   в   начале   работы   дети,   в соответствии   с   заданием   учебника,   подумали,   как   с   помощью   атласа­ определителя можно узнать названия растений, то есть составили мысленный план   действий.   Он   должен   включать:   1)   внимательное   рассматривание определяемого   растения,   2)   поиск   в   атласе­определителе   иллюстрации,   на которой изображено данное растение, 3) сравнение частей растения (листьев, цветков и др.) с рисунком, чтобы убедиться в правильности определения, 4) прочтение   названия   растения   (при   необходимости   можно   обратиться   к учителю или кому­либо из читающих детей). Организация практической работы может быть разной в зависимости от конкретных   условий.   Желательно   на   столе   каждой   пары   поставить   1   ­   2 растения для определения. Однако такой возможности может не быть. Тогда 33

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс

Поурочные разработки по окружающему миру Школа России 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019