Поурочные разработки по технологии (3 класс)
Оценка 5

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
технология
3 кл
19.01.2017
Поурочные разработки по технологии (3 класс)
Пособие содержит поурочные разработки (1 час в неделю, 34 часа в год) к учебнику Н. И. Роговцева "Технология" (3 класс) и рассматривает подробно тему каждого урока по разделам: «Знакомство с учебником», «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».поурочные разработки по технологии для 3 класса (ФГОС)
Технология.doc
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов в год: 34 ч. Количество часов в неделю: 1 ч.  Номер  урока 1 1 Тема уроков 2 Раздел I. Знакомство с учебником Как работать с учебником. Путешествуем по городу Раздел II. Человек и земля Архитектура. Изделие «Дом» Городские постройки. Изделие «Телебашня» Парк. Изделие «Городской парк» 2 3 4 5,6 Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка»,  7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели» Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.  Изделие: «Строчка  стебельчатых  стежков», «Строчка петельных стежков».  Изделие «Украшение платочка монограммой» Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.  Изделие: «Украшение фартука». Практическая работа  «Коллекция тканей»   Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен» Вязание. Изделие «Воздушные петли» Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама» Бисероплетение. Изделия «Браслетик»,  «Цветочки»,  «Подковки». Практическая работа «Ателье мод» Кафе. Изделие «Весы». Практическая работа «Кухонные  принадлежности» Фруктовый завтрак. Изделия «Фруктовый завтрак»,  «Солнышко в тарелке». Практическая работа «Стоимость  завтрака» Сервировка стола. Изделие «Колпачок – цыплёнок» Бутерброды. Изделие «Бутерброды», «Радуга на шпажке» Сервировка стола. Изделия «Салфетница» Практическая  работа «Способы складывания салфеток» 18 Магазин подарков. Изделия «Солёное тесто», «Брелок для  ключей» Соломка. Изделие «Золотистая соломка» 19 Страницы  3 3 8 11 13 16 20 24 27 29 32 35 39 43 46 49 54 57 61 1 20 21 22 Упаковка подарков. Изделие «Подарочная упаковка» Автомастерская. Изделие «Фургон Мороженое» Грузовик. Изделия «Грузовик», «Автомобиль». Практическая  работа «Человек и земля» Раздел III. Человек и вода 23 Мосты. Изделие «Мост» 24 25 26 27 28 29 30 31 34 Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделия  «Яхта», «Баржа» Океанариум». Проект «Океанариум». Изделие «Осьминоги и  рыбки». Практическая работа «Мягкая игрушка» Фонтаны. Изделие «Фонтан». Практическая работа «Человек и  вода» Раздел IV. Человек и воздух Зоопарк. Изделие «Птицы». Практическая работа «Условные  обозначения техники оригами» Взлётная площадка. Изделие «Вертолёт Муха» Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Практическая  работа «Человек и воздух» Раздел V. Человек и информация Переплётная мастерская. Изделие «Переплётные работы» Почта 32, 33 Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие  «Кукольный театр» Афиша. Изделие «Афиша». Итоговый тест 64 66 69 72 74 77 80 84 88 91   94 97 101 104 2 Урок 1. Тема: Как работать с учебником. Путешествуем по городу Цели: актуализировать знания о технологическом процессе, отборе материалов и инструментов для   выполнения   изделия;     познакомить   с   технологической   картой   и   критериями   оценки выполнения работы, с новым учебником и рабочей тетрадью, их условными обозначениями. Формируемые УУД:  отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах, работать с информацией, планировать изготовление изделия. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, загадки на листочках для групповой работы. Инструменты: простой карандаш, ластик, цветные  карандаши Ход урока: I. Организационный момент ­ Отгадайте загадку. На каком уроке можно  Резать, клеить и пилить,  Шить, строгать, поделки делать  И друг с другом говорить? (На уроке труда, трудового обучения.) ­ Как правильно называется изучаемая нами дисциплина? (Технология.) ­   Что   нужно   для   уроков   технологии?  (Учебник,   тетрадь,   различные   инструменты   и материалы.) ­ О чем следует помнить на этих уроках, да и не только на них? Вставьте подходящее слово в пословицу: «... на столе — ... в голове». (Это слово «порядок». Порядок на столе — порядок в голове.   На   уроках   технологии   все   должно   лежать   на   своем   месте,   тогда   ничего   не потеряется, и работа будет спориться.) II. Актуализация знаний — Давайте вспомним, что же такое технология.  Технология ­ наука о том, как правильно изготавливать вещи, предметы из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным (наука, которая помогает человеку изготовить много красивых и нужных вещей из разных материалов). Добро   пожаловать   в   мир   мастерства   и   творчества!   Мы   все   вместе   научимся   делать   много красивых и полезных вещей. — Какие изделия, созданные во 2 классе, вы запомнили? (Ответы учеников.) (Подготовленные ученики могут прочитать стихотворение.) 3 Что­то вечно мастерим  И без дела не сидим —  Сшили мягкую игрушку  И игольницу­подушку,  В книгу сделали закладку  И обложку для тетрадки,  А из ленточек атласных  Вышло много роз прекрасных!  Нам не скучно никогда —  Любим мы урок труда! — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках в 3 классе? (Ответы учеников.) —   Где   мы   можем   найти   ответ   на   этот   вопрос?  (В   учебной   книге,   нужно   посмотреть содержание.) III. Работа по теме урока 1. Знакомство с учебником — Рассмотрите обложку учебника. О чем она вам может рассказать?  (Мы будем выполнять поделки из природного материала, ткани, ниток, пластилина, бумаги и т. д.) —   Что   на   обложке   вам   уже   знакомо?  (Совенок,   который   держит   линейку.   Мы   с   ним встречались в I и во 2 классах. А также нам знакомы фамилии авторов учебника: Роговцева, Богданова, Добромыслова.) —   Вспомните,   как   звали   персонажей   учебника,   которые   помогали   нам   два   года   на   уроках технологии. (Аня — дизайнер и Ваня — изобретатель.) — Откройте учебник на с. 3. Кого вы увидели? (Аню и Ваню.) — Прочитаем обращение авторов. (Учащиеся читают текст «Здравствуй, дорогой друг», затем учитель  Проводит обсуждение.) — Кто вспомнит, куда мы совершили путешествие во 2 классе? (В прошлое.) — Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? (В настоящее.) —   Задайте   вопросы   по   прочитанному   тексту.  (Ученики   еще   раз   просматривают   текст   и составляют вопросы, на которые сразу отвечают.) — Где будет проходить наше путешествие? (В современном городе. ) — О чем мы узнаем из нашего путешествия?  — Что создадим, путешествуя по городу?  — Какое слово выделено? (Современники.) Что это значит? (Значение слова можно найти в словарике юного технолога, который приводится в конце учебника.)  А как вы думаете, кто такие современники? (Предположения учеников.) — Давайте проверим, верны ли наши предположения.  (Ученики открывают учебник на с. 141 и читают определение.)  — Вернемся  к  первым страницам учебника. На что еще нам следует обратить внимание?  (На условные обозначения.)  — Рассмотрите условные обозначения. Что вы можете сказать? (Они такие же, какие были в учебнике для 2 класса.) — Предлагаю вспомнить, как работать по учебнику. Аня и Ваня нам в этом помогут. Прочитайте по ролям текст на с. 4—5. (Работа в паре.) — ЧТо вам напомнили разделы? (Они такие же, как во 2 классе.) Давайте посмотрим, где мы будем путешествовать, изучая каждый раздел учебника. Рассмотрите содержание на с. 142­143. — Где вам захотелось побывать? (Ответы учеников.)  — Что вы можете сказать о значках на с. 6? (Они повторяются, но появился и новый значок: стоимость изделия — дешево и дорого.) — Как вы понимаете слова «дешево» и «дорого»? (Ответы учеников.) 4 — Как вы ответили на вопросы Ани к рисункам на с. 4 учебника? (Примерный ответ. На 1­м рисунке   —   флюгер.   Думаю,   он   из   задания   раздела   «Человек   и   воздух».   Материал:   фольга, картон; инструменты: ножницы, карандаш, скрепка. На 2­м рисунке — кошка­игрушка. Раздел «Человек и земля». Материал: соленое тесто; инструменты: лопаточка для размешивания теста, кисточка и краски для оформления изделия. На 3­м рисунке — лошадка. Это дымковская иг­ рушка. Раздел «Человек и земля». Материал: пластилин (глина); инструменты: стеки. На 4­м рисунке ­ игрушка из яйца. Раздел «Человек и земля». Материал: яичная скорлупа, цветная бумага; инструменты: ножницы, карандаш, шило, краски. На 5­м рисунке ­ ветряная мельница. Раздел   «Человек   и   воздух».   Материал:   бумага,   картон;   инструменты:   ножницы,   карандаш, скрепка. На 6­м рисунке — матрешка. Раздел «Человек и земля». Материал: картон, цветная бумага, ткань; инструменты: ножницы, карандаш, клей, украшения.) Игра «Не ошибись» —   Продолжим   вспоминать   материалы   и   инструменты.   Первый   вариант   называет   материал, второй — инструмент. Кто назовет больше и не ошибется? Но прежде вспомним, что такое инструмент   и   материал.  (Инструмент   —   орудие   человеческого   труда.   Материал   — предметы, вещества, идущие на изготовление чего­нибудь.) Инструменты: • ножницы с закругленными концами лезвий; • линейка 30 см (деревянная или пластмассовая); • выдвижной резачок (острый перочинный нож); • карандаш (М или ТМ); • кисточки; • стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка); • прочная нитка для разрезания пластилина; • клеенка (или плотная бумага); • циркуль; • шило и т. д.  Материалы: • тонкая цветная бумага; • тонкий и гофрированный картон; • пластилин, глина; • масса для моделирования; • цветные нитки (мулине); • тальк или крахмал; • бисер; • фольга; • краски акварельные; • клей ПВА; • клейкая лента и т. д. 2. Работа по учебнику — Давайте вспомним вопросы юного технолога. (Ученики еще раз читают вопросы на с. 6.) 3. Знакомство с тетрадью (Ученики рассматривают тетрадь, находят общее на обложках тетради и учебника) IV. Физкультминутка 5 V. Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебнику С. 7 — Отгадайте, о чем идет речь. Крупный населенный пункт, жители  которого заняты, как правило,  вне сельского хозяйства. (Город.) Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили Куда­то покатили. (Улица.) — Начинаем путешествие по городу. Прочитайте первые три абзаца текста на с. 7. Что нового вы узнали? (Ответы учеников.) — О какой профессии вы прочитали? (Архитектор­проектировщик.) —   Где   мы   можем   подробно   узнать   об   этой   профессии?  (Посмотреть   в   справочной литературе, Интернете.)           Архитектор­проектировщик   занимается   разработкой   проекта   зданий   и   всевозможных сооружений. Он определяет внешний вид конструкции, объемы, габариты и полезную площадь. Архитектор­проектировщик   создает   подробные   чертежи   будущего   здания.   При   разработке проекта специалист должен рассчитать срок использования и прочность сооружения, учитывая всевозможные погодные условия и чрезвычайные ситуации. В случае разрушения здания из­за неверных расчетов при проектировании ответственность несет именно архитектор. — Дочитаем по цепочке текст до конца. 2. Работа в группе —   Посмотрим,   насколько   хорошо   вы   знаете   городские   объекты.   Посовещайтесь   в   группе, отгадайте загадки и запишите ответ. (Каждой группе учитель выдает листочек с загадками.) Вот проснулись утром рано  Два больших подъемных крана,  Чтобы собирать высотку —  Настоящую красотку.  Близко вы не подходите,  Но объект мне назовите. (Стройка.) Он огромный, городской,  Часто он с большой трубой.  Здесь машины собирают  Или нефть перегоняют. (Завод.) В каждом городе есть место Сладкое и вкусное — Там в цехах замесят тесто Мастера искусные И в него добавят дрожжи. Ванилин, цукаты. 6 Как приятны всем прохожим Эти ароматы! (Кондитерская фабрика.) Угадай, куда ведут Малышей с утра. Тут и завтрак, и уют, Няня, медсестра. (Детский сад.) Тут на каждом этаже  Побывали мы уже:  Вот внизу регистратура,  А повыше ­ логопед,  Врач лечебной физкультуры  И массажный кабинет.  А пройдете коридор — Там табличка «Доктор ЛОР». (Поликлиника.) Вот большой и круглый дом — Ой, какое место, ­ Ведь всегда ребятам в нем Очень интересно. В этом доме непременно Есть и звери, и арена. (Цирк.) Ты иди сюда скорей. Посмотри­ка на зверей, На заморских, очень редких, Что живут в просторных клетках. (Зоопарк.) Нам вчера в античном зале Про Афины рассказали. А потом сказала мама: «В древнем зале есть и мамонт!» Угадайте­ка, ребята: Где такие экспонаты? (В музее.) В городе деревьев мало, И гулять стремятся все, Уходя на два квартала От проспектов и шоссе. Тут прохладно средь аллей И зеленых тополей. (Сквер, парк.) Сидим, пока над нами ночь, Как рассветет — уходим прочь. (Кинотеатр.) Надо хлеба нам купить  Иль подарок подарить ­ Сумку мыс тобой берем  И на улицу идем,  Там проходим вдоль витрин 7 И заходим в... (магазин). (После выполнения задания проводится коллективная проверка.) — Какие из этих объектов есть в нашем городе? Какие еще городские объекты вам известны? (Ответы учеников.) 3. Работа по учебнику  С. 8—9 (Работа в паре.) — Прочитайте разговор Ани и Вани. Не забудьте заглядывать в словарик юного технолога. (Ученики читают текст по ролям. После работы в паре учитель предлагает ответить на вопросы Вани на с. 9 учебника. Ученики рассматривают схему маршрута и отвечают на вопросы.) — Теперь выполним задание, которое предлагает нам Аня на с. 9 учебника. Какие знания и умения   для   этого   понадобятся?  (Знание   расположения   объектов   своего   города,   умение схематически изобразить эти объекты.) — Какие материалы потребуются? (Бумага.) — Какие инструменты нужны? (Простой карандаш, линейка, цветные карандаши.) Нарисуем схему маршрута в рабочей тетради. 4. Выполнение заданий в рабочей тетради  С. 4 — Расскажите друг другу о своей схеме. Куда вы хотите отправиться в путешествие, почему именно эти городские объекты вас интересуют? (Работа в паре. У доски можно заслушать 2­3 желающих.) VI. Рефлексия — Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой? — Все ли было понятно? — Что показалось вам интересным? — А что сегодня было для вас трудным? — Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке? VII. Подведение итогов урока — Куда мы отправимся в путешествие? (В мир современных технологий.) — Чему будем учиться на уроках технологии? (Ответы учеников.) Тема:  Архитектура. Изделие «Дом» Урок 2. Цели:  познакомить с основными понятиями черчения  (чертеж, эскиз, технический рисунок, развертка);  научить   применять   масштабирование   при   изготовлении   изделия,   выполнять разметку при помощи шаблона. Формируемые  УУД:  оперировать   основными   понятиями   черчения  (чертеж,   эскиз, технический   рисунок,   развертка),  применять   масштабирование   при   изготовлении   изделия, выполнять   разметку   при   помощи   шаблона,   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. 8 Оборудование:  учебник,   тетрадь,   на   доске   запись   темы   урока,   образец   изделия   «Изба», выполненного во 2 классе, макет современного многоэтажного дома (образец). Материалы: лист бумаги формата A3 (для шаблона), цветная бумага, картон. Инструменты   и   приспособления:  линейка,   карандаш,   пустой   стержень   от   ручки, канцелярский нож, куски полиэтилена, клей, фломастеры. I. Организационный момент Ход урока: II. Самоопределение к деятельности ­ Прочитайте на с. 12  учебника название темы урока. Объясните значение этого слова. (Ответы учеников.)       Архитектура ­ искусство проектирования и строительства зданий и сооружений (также их комплексов). Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их   жизни   и   деятельности,   в   соответствии   с   современными   техническими   возможностями   и эстетическими   воззрениями   общества.   Архитектурные   работы   часто   воспринимаются   как культурные символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими   архитектурными   достижениями.   Архитектура   создается   в   соответствии   с возможностями и потребностями людей. ­ Отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы будем выполнять ни уроке. В нем живет моя родня, Мне без нее не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров родимый, теплый... (дом). Сегодня мы будем выполнять макет дома. III. Работа по теме урока 1. Беседа ­ Какое похожее изделие у нас было во 2 классе? (Изба.) (Учитель может продемонстрировать образец этого изделия.) Что вы можете рассказать о строительстве дома? (Ответы учеников.) ­   Откуда   мы   можем   узнать   об   этом   подробнее?  (Из   книг,   учебника,  Интернета,   можем спросить у взрослых и т. д.) 2. Работа по учебнику С. 12 (Работа в паре.) — Предлагаю посмотреть, что написано об этом в нашем учебнике. Прочитайте диалог Ани и Вани. — Что новое вы узнали из текста? (Какие бывают архитектурные стили.) — Рассмотрите на полях условные обозначения. Какую работу сейчас мы будем выполнять? (Путешествовать во времени, наблюдать и делать выводы.) —  Рассмотрите   рисунки,  расскажите   о строениях.  (Ученики  делятся  своими   наблюдениями, впечатлениями.) — Где можно узнать подробно об архитектурных стилях этих строений? (Ответы учеников.) 9 (Если   есть   возможность,   3   ученика   заранее   получают   индивидуальное   задание   подготовить небольшие сообщения об архитектурных стилях. На уроке учитель предлагает заслушать эти сообщения.) 3. Сообщения учащихся           Основным композиционным средством в архитектуре классицизма  (от лат.  classicus  — образцовый,   норма,   порядок)   являются   мощные   колоннады,   выражающие   холодное   величие, фронтоны и пилястры на фасадах, не имеющие реального конструктивного смысла.          Термин «готика» (от итал.  gotico  —  непривычный, варварский) чаще всего применяется к известному   стилю   архитектурных   сооружений,   который   можно  кратко   охарактеризовать   как «устрашающе величественный».          Основными признаками барокко (от итал.  barocco  —  склонный к излишествам, вычурный) считаются пышность форм и подчеркнутая монументальность, представительность. 4. Работа по учебнику  С. 13­14 — Какие профессии, связанные со строительством, вы знаете? (Ответы учеников.) — Обратимся к учебнику. Прочитайте текст «Профессии», рассмотрите фотографии. (Ученики читают текст, рассматривают иллюстрации и называют профессии: каменщик, маляр, электрик, плотник.)  С. 15 — Как вы думаете, что является основным языком архитекторов? (Предположения учеников.) — Прочитаем об этом в учебнике. Основной язык архитекторов — это... (чертеж). — Что такое чертеж?  (Условное изображение изделий, предметов и деталей на плоскости (листе бумаги) с указанием их размеров и масштаба.) — Что такое масштаб? (Отношение длины отрезков на чертеже к длине соответствующих им отрезков на местности.)           Человек   не   может   изобразить   на   листе   бумаги   большие  объекты,   например   дом,   в натуральную величину, поэтому, чтобы  изобразить  объект на рисунке, чертеже, макете и т. д., надо   уменьшить   величину   объекта   в   несколько   раз:   в   2,   5,   10,   100,   1000   и   т.д.  Число, показывающее,   во   сколько   раз   уменьшен   изображенный  объект,   есть  масштаб.   Масштаб применяется   и   при   изображении  микромира.  Человек   не   может   изобразить   живую   клетку, которую рассматривает в микроскоп, в натуральную величину и поэтому увеличивает  величину ее   изображения   в   несколько   раз.   Итак,   число,    показывающее,   во   сколько   раз   произведено увеличение или уменьшение реального предмета при его изображении, определено как масштаб. 5. Работа в рабочей тетради №1, 2 с.5 6. Работа по учебнику С. 16 – 17  ­ Познакомимся с архитектурными терминами. Прочитайте текст внимательно, приготовьтесь задавать вопросы по прочитанному. (Учащиеся   читают   текст   вслух   или   про   себя   (по   усмотрению   учителя),   рассматривают иллюстрации, формулируют вопросы.) ­ Что такое эскиз, технический рисунок, развертка? IV. Продолжение работы по теме урока Творческая  работа 10 ­   Наше  первое   изделие   ­   макет   современного   многоэтажного   дома.   Какие   умения   нам пригодятся? (Умение чертить и определять масштаб.) ­  Kакие  материалы  вам понадобятся?  (Лист бумаги формата  А3  (для шаблона), цветная бумага, картон.)  ­   Какими   инструментами   и   приспособлениями   мы   будем   пользоваться?  (Линейкой, карандашом,  пустым  стержнем  от  ручки,  канцелярским  ножом, кусками  полиэтилена, клеем, фломастерами.) ­ Как вы  будете выполнять работу? (По плану на с. 18 учебника и чертежу на с. 7 в рабочей тетради.) ­ Прежде чем приступить к работе, вспомним правила рабочего человека. (Работа в паре. Ученики читают план работы, вырезают шаблон, выполняют макет дома). V. Рефлексия ­ Какое задание оказалось наиболее интересным? ­ Что было для вас трудным? VI. Выставка работ ­ Чья работа вам понравилась? ­ А какая работа самая аккуратная? ­   Какое   применение   можно   найти   изделию?  (Подарить   кому­нибудь,   поставить   макет   на рабочий стол для украшения) VII. Подведение итогов урока ­ Отгадайте загадку: Без угольника, линейки Начертили мы скамейки. Если быстро рисовать. Как такой чертёж назвать? (Эскиз) ­ Что нового вы узнали на уроке? (Уборка рабочего места). Тема: Городские постройки. Изделие «Телебашня» Урок 3. Цели:  познакомить с технологией конструирования изделии из проволоки метом сгибания и скручивания,   с   правилами   безопасной   работы   плоскогубцами;   показать   практическое применение проволоки в конструировании изделия. Формирование   УУД:  контролировать   и   оценивать   процесс   и   результаты   деятельности, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, слушать и вступать в диалог, следовать правилам техники безопасности. Оборудование:  учебник, тетрадь, изображение различных городских объектов, образец макета телебашня. Материалы: разные виды проволоки, 6 кусков проволоки длиной 30 см и кусок длиной 40 см. Инструменты: кусачки, плоскогубцы, линейка Ход урока: 11 I. Организационный момент II. Самоопределение к деятельности (Учитель демонстрирует слайды с изображением различных городских объектов, зданий). ­ Как всё это можно назвать одним словом? (Объекты, здания, постройки) ­ Где их можно увидеть? (В городе) ­ О чём сегодня пойдёт разговор? (О городских постройках) ­ Что вы уже знаете о городских постройках?  ­ А вот какое изделие мы будем выполнять, вы узнаете, отгадав загадку. Ну и башня! Высока,  Подпирает облака,  Подает она сигнал,  Техника старается,  И у нас ТВ­канал  Дома принимается. (Телебашня.) — Для чего нужны в городах телебашни? Какие телебашни вам известны? (Ответы учеников.) Телебашня  —   высокая   опора   (башня   или   мачта),   на   которую   устанавливают   антенны телевизионных передатчиков. Расстояние, на которое распространяется телевизионный сигнал, зависит от высоты башни, поэтому телебашни строят как можно более высокими и размещают на самых высоких точках местности, а устойчивость приема сигнала зависит от мощности передат­ чиков, поэтому крупные телебашни потребляют большое количество электроэнергии. — Рассмотрите условные обозначения на с. 20—23 учебника. Что мы будем делать на уроке? (Наблюдать, делать выводы, выполнять задания в рабочей тетради, работать самостоя­ тельно.) — По условным обозначениям выясните сложность изготовления изделия и затраты времени. (Наше изделие сложное, на него мы затратим более одного урока.) — Вы не боитесь трудностей? Тогда приступим к работе. — Как вы понимаете высказывание Вольтера: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»? (Ответы учеников.) III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику  С. 20 — Рассмотрите фотографии на с. 20. Назовите изображенные на них постройки и определите их назначение. (Телебашня, вокзал, станция метро.) — Аня просит нас понаблюдать и сделать выводы. Прочитаем об этом. (Ученики читают вопросы Ани и отвечают на них.) Итак, мы выяснили, что по той же технологии, по какой мы уже сделали макет многоэтажного дома, может быть сконструировано здание вокзала. Для этого потребуется картон. — Почему нельзя выполнить по данной технологии телебашню? (Это не монолитное строение, а каркас.) — Из чего же можно выполнить макет телебашни? (Предложения учеников.) — Что нам советует Ваня? (Использовать проволоку.) — кто уже сталкивался с этим материалом? Опишите его свойства. (Ответы учеников.) 12 2. Практическая работа (Учитель вызванному  к доске ученику дает разные куски проволоки ) ­ Определи по внешнему виду: проволока одинаковая или разная? (Разная.) Действительно.   Проволока   разная,   потому   что   ее   делают   из   разного   металла.   Медная   — оранжево­красная, легкая, мягкая. Алюминиевая — серебристо­белая, очень легкая, мягкая. Стальная  — серая, тяжелая, жесткая, негибкая, прочная. ­   Как   вы   думаете,   что   можно   делать   с   проволокой?  (Проволоку   можно   сгибать,   резать, скручивать.) 3. Работа по учебнику С. 21 ­ Прочитаем об этом в учебнике. (Ученики читают текст, рассматривают иллюстрации.)  ­ Толкование какого слова мы посмотрим в словарике юного технолога? (Сверло.) ­ Кто сможет дать определение этого предмета? Где вы его уже видели? (Ответы учеников.)  ­   Промерим   ваши   определения   по   словарику   на   с.   141.  (Ученики  читают   толкование   слова «сверло».) Я любопытный инструмент — Узнаю все в один момент: Везде сую свой нос витой, Проткну дыру в стене, Чтобы узнать, а что на той, Обратной стороне! (Сверло.) ­ Познакомимся с инструментами, необходимыми при работе с проволокой. Кто уже применял эти инструменты на практике? Расскажите об этом.  (Ответы учеников. Учитель демонстрирует кусачки и плоскогубцы) Кусачки  (бокорезы) — режущий инструмент, в котором для того, чтобы уменьшить усилие, прилагаемое для перерезания проводов и проволоки или разрезания материала, используется принцип рычага. Из соображений безопасности обе рукоятки кусачек отделаны изолирующим материалом   —   в   случае   применения   в   качестве   электроинструмента   изоляция   обеспечивает защиту от поражения электрическим током. Плоскогубцы  —  клещи,   захватывающая   часть   которых   (губы)   имеет   плоскую   насеченную внутреннюю   поверхность,   ручной   слесарно­монтажный   инструмент.   Плоскогубцы   применяют для захвата и изгибания мелких металлических деталей и других работ. — Познакомимся с правилами работы новыми инструментами. (Ученики читают правила работы кусачками на с. 21 учебника. IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока Творческая работа —  Рассмотрите   образец  макета  телебашни.  Из  каких  деталей  он состоит?  (Из основания   и решетчатой конструкции.) —   Какие   материалы   и   инструменты   нам   понадобятся   для   работы?  (Проволока,   кусачки, плоскогубцы.) —   Какими   способами   мы   будем   выполнять   работу?  (Способом   сгибания,   соединения   и накручивания проволоки.) — Как будем работать? (По плану на с. 22 учебника.) 13 — Чему должны научится? (Соединять проволоку, работать кусачками и плоскогубцами.) — Выполним технический рисунок макета телебашни на с.8 рабочей тетради. VI. Рефлексия — Какое задание вам было интересно выполнять? — Что оказалось для вас трудным? (Оценка своего изделия.) VII. Выставка работ (Ученики   по   рядам   выходят   к   доске.   Остальные   высказывают   свое   мнение   о   поделках товарищей, дают советы по устранении недоделок в работе.) — Где можно использовать изделие? VIII. Подведение итогов урока — Вспомним цели урока. Все ли они нами достигнуты? Что узнали о городских постройках? Выполнили макет телебашни? — Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? (Ответы учеников.) (Уборка рабочего места.) Тема:  Парк. Изделие «Городской парк» Урок 4. Цели: показать значение парков для города; познакомить с профессиями людей, работающих в парках; развивать умения создавать композицию из природных материалов, выполнять объёмную аппликацию, определять назначение инструментов для ухода за растениями. Формируемые  УУД:  анализировать,   сравнивать,   выстраивать   свои   суждения,   используя материал учебника и собственные наблюдения, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, ориентироваться в своей системе знаний и умений, делать выводы, следовать правилам техники безопасности. Оборудование: учебник, тетрадь, на доске запись темы урока, анаграмма слова «парк», образец изделия «Городской парк», иллюстрации парков, невысокая коробка. Материалы: природный материал, пластилин, крупа, бумага. Инструменты и приспособления: ножницы, карандаш, стека.  I. Организационный момент Ход урока: II. Самоопределение к деятельности — Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию. А вот куда — догадайтесь, расшифровав слово. 17, 1, 18, П. (Парк.) — Какие парки есть в нашем городе? Что в них интересного? (Ответы учеников.) — Что еще вы можете рассказать о парках? — А вот какое изделие мы будем выполнять. (Учитель показывает образец изделия.) — Рассмотрите условные обозначения на с. 24—27 учебника. Что мы будем делать на уроке? (Искать информацию, наблюдать, делать выводы, выполнять задания в рабочей тетради, работать самостоятельно, вспоминать правила и приемы работы.) 14 — По условным обозначениям выясните сложность изготовления изделия и затраты времени. (Наше изделие сложное,  на него мы затратим более одного урока.) — Трудности мы привыкли преодолевать. Прокомментируйте высказывание японского воина и учителя Ямамото Цунэтомо: «Если трудности и преграды встают на твоем пути, недостаточно оставаться   невозмутимым   и   сохранять   спокойствие.   Смело   и   радостно   устремляйся   вперед, преодолевая одно препятствие за другим». (Ответы учеников.) III. Работа по теме урока  1. Работа по учебнику  С. 24 (Работа в паре.) — Прочитайте диалог Ани и Вани. Какую информацию предлагает найти Аня? — Почему люди сами начали создавать в городах парки? (Ответы учеников.) — Где мы можем узнать ответ на этот вопрос? (Учитель может заранее дать задание ученику найти информацию в Интернете или энциклопедии.)           Зелень  парков  и садов,  опрятные  улицы  не только украшают город. Человек  в городе получает   эмоциональную   разрядку   благодаря   созерцанию   различных   природных   объектов   и форм – растений, газонов,  бульваров, скверов, парков и т. д. Размышляя и мечтая о городах будущего,   К.Г.   Паустовский   писал:   «Сделайте   города   такими,     чтобы   ими   можно   было гордиться, чтобы в них можно было   работать, думать и отдыхать... В городе должны быть памятники сады,  фонтаны, повороты улиц и лестниц, перспективы, ­ чтобы всюду были свет, тишина, ветер и воздух. Город должен быть так же прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса  и  море. Нужно,   чтобы  мы приходили  в него, как в  свой дом,  полный друзей,  книг  и работы». Невозможно не согласиться с ним.  (Учитель демонстрирует несколько слайдов с видами парка.) Посмотрите, какая красота! Кто­то должен поддерживать эту красоту. Как вы думаете, кто? (Ответы учеников.)  С.25 ­ Прочитаем в учебнике о тех, кто ухаживает за парком. ­ О каких профессиях вы прочитали? (Ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.) ­ А какие еще профессии, связанные с работой в парках, вы знаете?  (Цветовод, декоратор, ландшафтный архитектор, ботаник, работник зеленого хозяйства и т. д.)  ­ Рассмотрите инструменты, необходимые для создания городских садов и парков. Расскажите об их назначении. (Ответы учеников.) 2. Работа с загадками ­ Отгадайте  загадки. О каком инструменте идет речь? Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли.) Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится. (Метла.) Нагнут меня ребятки, И дождь пойдет на грядки. (Лейка.) Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом. Я ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата.) 15 IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока 1. Анализ изделия — Из чего выполнено наше изделие? (Из природного материала, коробки, пластилина, бумаги, крупы.) — Какие инструменты понадобятся нам для работы? (Ножницы, стека.) — Какими способами вы будете выполнять работу?  (Размазывание пластилина, работа по шаблону, выполнение эскиза.) — Как будете действовать? (По плану на с. 27 учебника.) — Вспомним, что относится к природным материалам. Устроим соревнование по рядам: какой ряд больше назовет природных материалов. (Ученики по очереди перечисляют природные материалы.) — А как же соединяется между собой природный материал? (Ответы учеников.) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради  № 1 (с. 12) —   Прочитайте   и   выполните   задание.  (Примерный   ответ.  1­е   изделие   —   сова.   Элементы композиции:   шишка,   листья   дуба,   желуди,   крылатки   клена.   Вид   соединения:   при   помощи пластилина. 2­е изделие — цветок. Элементы ком позиции: арбузные, тыквенные семечки. Вид соединения: приклеивание. 3­я композиция — золотая рыбка. Элемент композиции: листья. Вид соединения: приклеивание.) №2 (с. 12) — Выполните задание.  (Для соединения деталей в композиции из природных материалов можно использовать следующие материалы и приспособления: проволоку, пластилин, клей} палочки (спички, зубочистки, веточки), нитки.) — Вспомните и восстановите по опорным словам правила работы ножницами 1. «...концами вверх». (Не держи ножницы концами вверх.) 2. «...в открытом виде». (Не оставляй ножницы в открыто, виде.) 3. «...в сторону товарища». (Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.) 4. «...за пальцами левой руки». (При работе следи за пальцам левой руки.) — Какие правила при работе с пластилином вы помните? (Ответы учеников.) 3. Творческая работа (Ученики работают по плану на с. 27 учебника, используя шаблоны на с. 13 рабочей тетради. Учитель оказывает индивидуальную помощь.) VI. Выставка работ ­ Расскажите  о своем парке. Чем он необычен, что в нем интересного? ­ Где можно использовать поделку?  (Оценка своего изделия) VII. Рефлексия ­ Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой? ­ Всё ли было понятно?  ­ Что было интересным?  ­ А что для вас оказалось трудным на уроке?  ­ Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?  16 (Уборка рабочего места) VIII. Подведение итогов урока Дополнительный материал Почему в городах необходимы парки      Парк ­  предназначенная для отдыха открытая озелененная территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха  всем желающим.       Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучший отдых побывать на природе. Созерцание красот   природы   успокаивает   нервную  систему.   Особенно   лес   оказывает   сильное оздоровительное действие.          Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно,   это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания: чистый воздух и зеленый городской ландшафт. Не случайно экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Общая площадь зеленых насаждений должна занимать больше половины его территории. Поэтому в городах так необходимы парки и сады. В парке: правила поведения       В парке ходи по тропинкам и дорожкам. От частой ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают растения.      Не  шуми. Крик и громкая музыка пугают лесных обитателей, и они  покинуть свои жилища.       Не рви цветы. Сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян — не будет и цветущих растений.          Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку погубить легко, достаточно просто подержать в руке, чтобы с ее крылышек опали чешуйки и она не смогла больше летать.          Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом, а любой   труд   надо   уважать.   Муравьи   —   санитары   леса,   они   не   дают   сильно   размножаться насекомым­вредителям.      Не сбивай несъедобные грибы, они тоже нужны природе. Несъедобные для тебя, они служат пищей многим животным.      Не рви паутину, лучше понаблюдай, как паук охотится.      Не разжигай в парке костер.      Не оставляй после себя мусор. Уроки 5, 6. Проект   «Детская   площадка».   Изделия   «Качалка»,   «Песочница»,   «Игровой комплекс», «Качели» Цели:  познакомить   с   особенностями   художественного   оформления   парков;   формировать навыки групповой проектной деятельности; выполнить коллективный проект детской игровой площадки (изготовление объемной модели из бумаги); совершенствовать умение работать по алгоритму над групповым проектом; воспитывать чувство взаимопомощи. Формируемые   УУД:  контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с поставленной   задачей,   осуществлять   само­   и   взаимоконтроль,   работать   по   плану   и технологической карте, аргументировать свою точку зрения. 17 Оборудование:  учебник,   тетрадь,   слайды   с   видами   детских   площадок,   этапы   работы   над проектом, для каждой группы сигнальная карточка. Материалы: бумага, картон, пластилин, цветная бумага, песок. Инструменты и приспособления: ножницы, линейка, клей, карандаш, небольшая коробочка и коробочка для мусора Ход уроков: I. Организационный момент II. Самоопределение к деятельности (Учитель демонстрирует книгу С. В. Михалкова «А что у вас?».) ­ Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С. В. Михалкова «А что у вас?» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел,  Толя пел, Борис молчал,  Николай ногой качал.  Дело было вечером,  Делать было нечего. — Как вы думаете, почему ребятам было скучно во дворе? (Негде было играть. У них не было детской площадки.) — А что такое детская площадка? (Детская площадка — это участок для игры детей.) — А еще для чего нужны детские площадки? (Мнения учеников.) Конечно, вы все правы. На детской площадке ребенок играет на свежем воздухе, он бегает, прыгает, развивается, общается, отдыхает, веселится. — У кого во дворе дома есть детская площадка? — Что есть на вашей площадке? — А что бы вы хотели, чтобы на ней было? (Ответы учеников)  (Учитель демонстрирует слайды с видами детских площадок.) — Отгадайте загадки. Мы повара отменные,  Мы просто мастера.  Но необыкновенная  У нас всегда еда.  Мы варим каши, супчики,  Мы лепим куличи.  И даже мальчик с чубчиком  Состряпал пирожки.  Покормим, кукол, зайчиков,  А нам совсем не хочется.  Ведь наше заведение  Не кухня, а... (песочница).  Вверх­вниз, вверх­вниз!  Мы взлетим, как стая птиц.  Вознесемся к небесам —  Прикоснемся к чудесам.  18 А вернемся мы назад —  Попадаем снова в сад.  Отгадай­ка ты скорее:  Что качает нас? (Качели.)  Руки мы дадим друг другу.  Что же кружит нас по кругу? Это, братцы, не качели,  Их названье ­ ... (карусели). Мы по лестнице бегом  Поднимаемся гуськом.  Постоим, как на пригорке,  И покатимся мы с... (горки). — А вы хотели бы побывать в роли мастеров, создающих детские площадки? (Ответы учеников.) —   Давайте   попробуем   спроектировать   детскую   площадку,   создадим   макет.   Какие   знания   и умения   нам   понадобятся   для   создания   макета?  (Работать   ножницами,   с   бумагой,   клеем, разными материалами.) — Вы перечислили много объектов на детской площадке. Ecли всю работу делать одному, то не хватит и двух уроков. Как быть?  (Можно работать в группе и распределить обязанности между собой.) — Вспомним правила работы в группе.  — Мы будем работать над проектом. Давайте вспомним пopядок работы по его созданию. Этапы работы над проектом 1. Подготовка (определение темы и цели проекта). 2. Планирование. 3. Практическая работа. 4. Сборка макета. 5. Презентация проекта (отчет). (Этапы   работы  над  проектом  можно  записать   на  доске  или   распечатать  и  раздать   листочки каждой группе.) В данном проекте у нас добавится еще один этап — технологический, на котором мы выполняем эскиз и по эскизу собираем макет площадки. III. Работа по теме уроков 1. Этап подготовки (Работа в группе.) — Какова тема нашего проекта? (Макет детской площадки.] — Какую цель поставим перед собой? (Нарисовать эскиз,  сконструировать макет детской площадки.) — Для этого выполните задания в рабочей тетради на с. 14. Вам поможет учебник. Откройте его на с. 28. (Ученики читают текст в учебнике и вставляют необходимые слова в тексты заданий в рабочей тетради.) 2. Этап планирования  — Итак, тему мы определили, цель поставили. Что дальше? (Составляем план работы.) 19 (Каждая группа предлагает свой вариант плана, коллективно выбирается наиболее подходящий.) План  работы 1. Придумать, как выглядит (из каких частей состоит) площадка. Можно определить тему для оформления детской площадки, например, «Космодром», «В море», «Робинзон», «Рыцарский замок», «Лего», «Сказки», «Автодром», «Конструктор» и т. д.  (Интересна   идея   «Конструктор»   ­   это   набор   довольно   больших   блоков   в   виде   разных геометрических тел из легкого, мягкого материала (пластик). Благодаря своей мобильности и вариативности  такой конструктор позволит ученикам менять вид своей площадки, придумывая каждый раз новые забавы.)  2. Нарисовать эскиз. 3. Распределить  работу. Обдумать, в какой последовательности будет исполняться работа (что за чем будет сделано). 4. Создать макет. Проверить, все ли сделано правильно. 5. Регламентировать свою площадку.  6. Оценить модель (принимают участие ученики всех групп). 3. Технологический этап ­ Сделайте эскиз макета. (Учащиеся создают эскизы макета в группе, по которым    дальнейшем  будет сконструировано само   изделие.   Один   из   учеников   группы   защищает   эскиз.   Остальные   ученики   (всех   групп) оценивают эскизы). ­ Заполните таблицу рабочей  тетради на с. 15 по образцу в учебнике  на с. 29. ­ Заполните технологическую карту. (Карту заполняют всей  группой.) 4. Практическая  работа ­ Повторим правила рабочего человека.   ­ Какие  материалы лежат у вас на столе? (Цветная бумага, картон, пластилин, песок.)  ­ Инстpyменты и приспособления? (Ножницы, линейка, карандаш) ­ Вспомогательные материалы? (Клей, небольшая коробочка и коробочка для мусора.) ­ Какие правила безопасности при работе с ножницами вы помните?   (Работа в группе. Ученики действуют по разработанному плану и эскизу. Также  идет работа по шаблонам на с. 17 ­ 19 в рабочей  тетради и по планам на с. 30 ­ 34 учебника. Учитель при поднятии в группе сигнальной карточки оказывает помощь.)  5. Презентация проекта (Каждая   группа   выходит   со   своим   проектом   для   его   презентации.   Можно   воспользоваться вопросами задания № 5 (с. 16 в рабочей тетради.) ­ Вам необходимо убедить экспертов из других групп, что ваша площадка самая оригинальная, удобная и качественная. Соответствует  ли полученный результат первоначальному замыслу? Что   еще   можно   сделать?  (Можно   рассчитать   затраты   на   строительство   детской площадки, составить смету и отправить проект на конкурс социальных  проектов.) ­ Что получилось в работе, а что ­ нет и почему? ­ Как вы распределили обязанности? (Критерии оценки: оригинальность разработки и реализации проекта, раскрытие темы, выполнение поставленных задач, качество оформления, аккуратность, творческое представление работы.) IV. Физкультминутка 20 V. Рефлексия  Выполнение заданий в рабочей тетради  №6 (с. 16) ­ Сколько баллов вы набрали? ­ А что сегодня на уроке было для вас трудным? ­ Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке? ­ Что помогло нам сегодня изготовить изделие? (Эскиз, технологическая карта.) ­ Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? VI. Подведение итогов урока ­ Какой проект вам больше всего понравился? Почему?  ­ Какую детскую площадку вы выбрали бы для своего двора?  ­ Как можно использовать изделие?    (Уборка рабочего места.) Дополнительный материал На качелях и каруселях: правила безопасного поведения      Не бегай возле движущихся качелей. Ребенок на качелях может  не успеть затормозить, и вы  оба получите травмы.      С качелей нельзя спрыгивать «на лету», можно не успеть отбежать, и качели ударят спину или в затылок.             Нельзя раскачивать качели, стоя к ним лицом. Если их вовремя не остановить, то  качели ударят в лицо.       Качели на верёвочках или на цепочках небезопасны тем, что, наклонившись вперёд, можно легко перевернуть сиденье и упасть.       Нельзя слезать  с карусели, пока она крутится.      Нельзя бежать по кругу и раскручивать пустую карусель, потому что, если резко остановится ­  можно получить удар следующим сиденьем.          Нельзя  вставать  на  сиденье  карусели   ногами,  так  как  при   движении    можно  потерять равновесие и упасть. На горках: правила безопасного поведения        Аккуратно  проверь горку на ощупь. В жару железные горки сильно нагреваются,  можно обжечься. А зимой можно примерзнуть.      После  спуска с горки сразу отходи в сторону, ведь едущие за тобой могут сбить тебя с ног.      Нельзя забираться  по горке вверх. Для этого есть специальная лестница. Урок 7. Тема:    Ателье   мод.   Одежда.   Пряжа   и   ткани.   Изделия   «Строчка   стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой» Цели:  систематизировать и обобщить теоретические знания по теме «Ткани»  (виды волокон, свойства ткани); познакомить  с алгоритмом   выполнения стебельчатых и петельных стежков; показать функциональную значимость одежды в жизни людей;  раскрыть содержание понятий «вышивка» и «монограмма»; познакомить с особенностями орнамента в национальном костюме; расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о костюмах. 21 Формируемые УУД:  решать исследовательские, творческие  задачи, слушать  и  слышать друг друга,   осуществлять   сотрудничество,   контролировать  и  оценивать   учебные   действия   в соответствие с поставленной задачей, делать выводы, соблюдать правила  техники  безопасного труда, оценивать качество выполнения работы.  Оборудование:  учебник,   тетрадь,   в   конвертах   лоскутки   тканей   для   каждой   группы   для определения свойств ткани, толковые словари для каждой группы, у учителя выкройка платья для образца, таблица трех времен года: зимы, лета, осени, образцы вышивки. Материалы: ткань, нитки. Инструменты и приспособления: иголка, ножницы, копировальная бумага I. Организационный момент Ход урока: II. Самоопределение к деятельности (У учащихся на партах лежат конверты с лоскутами ткани.) Ребята, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый   день.   А   чтобы   определить,   что   же   в   них   спрятано,   вам   необходимо   внимательно прослушать описание и ответить на вопрос: что же это? ­ Она появилась еще в глубокой древности и пришла на смену шкурам убитых животных, чтобы защищать человек от холода. Ее делали из конопли, осоки, крапивы. (Ткань) (Ученики рассматривают содержимое конвертов.) Ткань  ­   это  материал,   с   которым   вы,   ребята,   сталкиваетесь   ежедневно  и,  наверное,   не задумываетесь   о   том,  каково   ее   строение  и  свойства.   Сколько   на  свете   различных   вещей  и изделий сделанных из ткани! ­   Перечислите   вещи  и  изделия,   изготовленные  из  ткани  (Одежда,   предметы   домашнего обихода, постельное бельё, портьеры и др.) ­ Для чего человеку нужна одежда?  (Чтобы защитить своё тело от жары и холода, от непогоды.) ­ Отгадайте загадки. Знают умник и невежда: Людям всем нужна... (одежда). Дождик льется не на шутку, Надевают дети... (куртку). Если мерзнут даже зубы, Значит, надевайте... (шубы) Мы зимою по привычке Надеваем... (рукавички). Итак, о чем мы будем говорить на уроке? (Об одежде.)       Наши далёкие предки считали, что одежда ­ это оберег. Оберег – значит, оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает  от сглаза, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места  человеческого тела были спрятаны. Древние рубахи обязательно были длинные  ­ ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий. Рубахи носили все: девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины, богатые и бедные.  Сегодня на уроке мы будем говорить об одежде ­ какой она бывает и из чего ее изготавливают. III. Работа по теме урока  1. Работа по учебнику  С. 35 – 36  22 ­ Наше путешествие в мир современных технологий продолжается. А название остановки вы узнаете, открыв учебники на с. 35. (Ателье мод.) ­ Что означает слово ателье? Откуда мы можем узнать об этом? (Из словаря) (Работа в группе со словарями)      Ателье – 1. Предприятие по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив   одежды   и   т.   п.).   2.   Специально   оборудованная   мастерская   художника,   скульптора, фотографа. ­ Кто из вас пользовался услугами ателье? Что вы заказывали? (Ответы учеников.) ­ Не все заказывают одежду в ателье. Где еще ее можно приобрести? (В магазине.) ­ А в магазине она как оказывается? (Привозят с фабрики, где её шьют)) ­ Заглянем в наш словарик на с. 141. Узнаем значение слова «фабрика». ­ Люди каких профессий работают в ателье? (Ответы учеников.)  ­ Проверим себя на с. 36 учебника.  ­ Каких профессиях вы узнали? ­   Рассмотрим   рисунок   нас.   36.   По­вашему,   выкройка   какого   изделия   на   нём  изображена? (Предположения учащихся.) (Учитель    демонстрирует   выкройку   и   раскрывает   ее   полностью.   Ученики   видят,   что   это выкройка платья.) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради  С. 20 ­ Поработайте с соседом по парте: вспомните, какая бывает одежда, и запишите. (Работа в паре.) ­ Проверьте себя по тексту на с. 37­39 учебника. 3. Работа по учебнику  С. 37­39 (Ученики   читают   текст,   рассматривают   иллюстрации   и   делают   вывод:   одежда   бывает повседневной, праздничной, рабочей (форменной), спортивной.) А еще, ребята, одежда бывает сезонная. Зимой мы носим зимнюю одежду, летом ­ летнюю, а осенью демисезонную. ­ Как вы думаете, почему она так называется,  и какую одежду мы носим весной?  Почему? (Ответы учеников.) Демисезонная одежда ­ предназначенная для носки весной и осенью, в межсезонье, переходное время года.  IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока 1. Беседа Работа портного требует старания и терпения. Качество изделий зависит от многих факторов: от ткани,  выкройки и т. д.  Но если все эти операции выполнены безупречно, а вот строчки идут вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить – такое изделие испорчено. Чтобы этого не случилось   с  нашими   работами,   сегодня  будем   учиться   делать  стежки  и   строчки   ровными   и аккуратными. ­ Давайте вспомним, что такое стежок.  (Стежок ­  часть строчки между двумя проколами иглы.) ­ А что такое строчка? (Строчка ­ это ряд повторяющихся стежков на ткани.) 23 ­ Что такое шов? Прочитаем об этом на с. 43 учебника. 2. Работа по учебнику  С. 43 (Ученики работают с текстом, вспоминают виды стежков.) ­   Рассмотрите   образцы   и   названия   новых   стежков   на   с.   45.   (Ученики   рассматривают иллюстрации.) ­ Все эти виды стежков применяются и для шитья, и для вышивания. А в нашем классе есть ребята, которые вышивают? (Если есть такие, то следует заранее договориться о том, чтобы они принесли свои изделия. Если таких нет, то учитель может продемонстрировать образцы вышивки.) ­ Какие правила безопасности при работе с ножницами вы помните?  Хранить булавки в определенном месте. Чтоб не болели зубы и живот, Не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы Кольцами к себе. Передаю я ножницы Кольцами к тебе. Сомкнутыми ножницы Должны лежать всегда. Положишь их разомкнутыми — Может быть беда. ­ А какие правила безопасности при работе с иголками следует соблюдать?   ­   Правильная   организация   рабочего   места   влияет   на   производительность   труда   и   качество выполняемой работы. Вспомните правила рабочего человека.  3. Творческая работа (Ученики работают по плану и иллюстрациям. Учитель также показывает образец выполнения данных стежков. Сначала выполняют стебельчатый стежок, затем петельный.) ­ Предлагаю воспользоваться полученными знаниями и закрепить наше умение, украсив платочек монограммой. Что это такое? Где об этом можем узнать? (Ответы учеников)        Монограмма ­ знак, составленный из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии, букв сокращенного имени.          Монограммы встречаются на греческих монетах с 350 г. до н. э. Самые ранние известные монограммы   на   греческих   монетах   часто   состоят   из   первых   двух   букв   названия   города. Например, монограмма на монетах античного города Ахайя состоит из букв альфа (A) и xu (X), соединенных вместе. Многие художники ставят монограммы на своих работах вместо подписи.           Однако   монограммой,   кроме   того,   называется   начертание   вообще   всякого   имени   в сокращенном виде. Сюда же относя вензеля, которыми в Средние века, начиная с VII в., папы, короли  и важные особы скрепляли  свои  грамоты и которые  приказывали  вырезать на своих печатях, помещать на монетах, а также сокращенные надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари.      Большое распространение монограммы получили в быту как метка владельца на ювелирных изделиях, белье, посуде и др. 24 ­ Откройте рабочие тетради на с. 22, рассмотрите образцы  монограмм. Выберите подходящую для   вас  монограмму..  Как   можно  ее   перенести   на  наш  платок?  (С   помощью  копировальной бумаги.)   (Ученики   выполняют   вышивку   стебельчатым   швом.   Учитель     оказывает   индивидуальную помощь.) VI. Выставка работ (Оценка своего изделия.)  ­ Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? VII. Рефлексия ­ Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?   ­ Все ли было понятно? ­ Что было интересным? ­ А что оказалось трудным? ­ Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?   ­ Что совершенно новое вы узнали? ­ Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?   ­ Как можно использовать изделие? ­   Как   вы   думаете,   какие   черты   характера   можно   выработать,   занимаясь   шитьем?   (Ответы учеников.)          (Уборка рабочего места.) VIII. Подведение итогов урока   Урок 8. Тема:   Ателье   мод.   Одежда.   Пряжа   и   ткани.   Изделие   «Украшение   фартука». Практическая работа «Коллекция тканей» Цели:  познакомить с разными стилями и моделями одежды, с видами, свойствами тканей и пряжи, техникой выполнения стебельчатого шва, правилами безопасной работы иглой; показать алгоритм выполнения аппликации. Формируемые УУД: определять цель деятельности на уроке, сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять контроль точности выполнения операций, ориентироваться в своей системе   знаний   и   осознавать   необходимость   нового   знания,   слушать   и   слышать   друг   друга, осуществлять сотрудничество, делать  выводы в результате совместной работы. Оборудование:  учебник, тетрадь, на доске пословица, пункты плана, конверты с лоскутками тканей. Материалы: фартук, ткань разных цветов, нитки. Инструменты и приспособления: булавки, иголка, ножницы, карандаш I. Организационный момент Ход урока: II. Самоопределение к деятельности ­ Как называется остановка в нашем путешествии, которую мы сделали на прошлом уроке? (Ателье мод) 25 ­ Что интересного вы узнали на этой остановке? (Ответы учеников) Тема   «Одежда»   настолько   многообразна   и   интересна.,   что   предлагаю   задержаться  на   этой остановке еще на один урок и поработать по плану.  (План заранее записан на доске).  План 1. Узнать новые сведения о пряже и ткани. 2. Познакомиться с техникой выполнения аппликации из ткани. 3. Создать изделие в изученной технике. 4. Практическая работа «Коллекция тканей». 5. Творческая работа. ­   Как   можно   поступить,   чтобы   за   урок   успеть   выполнить   намеченный   план?  (Можно распределить работу в группе.) (Работа в группе. Каждой группе дается задание (один из пунктов плана, кроме практической работы).) III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику ­ Вспомним правила работы в группе.  (Работа в группе.) Задание для 1­й группы: узнать новые сведения о пряже и ткани (с. 40­41). Задание   для   2­й   группы:  узнать,   какие   техники   выполнения   изделий   из   ткани   и   пряжи существуют (с. 42).  Задание для 3­й группы: узнать, какие виды аппликаций из ткани существуют (с. 46). (По окончании работы на выступление каждой группы отводится  2­3 мин.) 2. Практическая работа «Коллекция тканей» (На партах лежат конверты с лоскутками тканей.) ­ Рассмотрим кусочки ткани. Одинаковы ли они? (Нет, они разные.) ­ Как вы думаете, почему ткань разная? (Ответы учеников.) ­   Почему   возникает   необходимость   создавать   новые   материалы?  (Численности   населения планеты возросла, возникла необходимость в дополнительных источниках материалов для изготовления   одежды.   Чтобы   сэкономить   природные   ресурсы,   человек   вынужден   был создать новые материалы.) ­ Рассмотрим лоскутки ткани и опишем их свойства.  3. Выполнение заданий в рабочей тетради С.21 (Работа в паре. Достаточно рассмотреть 3—4 вида ткани.) вид ткани состав ткани свойства ткани хлопок шерсть капрон натуральные волокна натуральные волокна синтетические волокна гладкая, мнётся, воздухопроницаемая шершавая, мягкая, хорошо сохраняет тепло гладкая, не мнётся, воздухопроницаемая IV. Физкультминутка 26 V. Продолжение работы по теме урока Творческая работа На   уроке   мы   не   зря   вспомнили   аппликацию.   Какой   вид   работы   мы   будем   выполнять? (Аппликацию из ткани.)  ­ Для чего одежду украшают аппликацией? (Ответы учеников.)  ­ На чем сегодня мы будем выполнять аппликацию? (На фартуке.) Фартук  (передник) — широко распространенная и почти не изменяющаяся  часть одежды с древних времен до наших дней. Начиная с эпохи Средневековья фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем­то   прикрывать.   Фартук   носили   кузнецы,   сапожники,   повара...   Цеховые   мастера   считали фартук   неотъемлемой   частью   своей   профессиональной   одежды.   К   концу   XIX   в.   фартук становится основной деталью народного костюма. ­ Для чего мы будем выполнять аппликацию на фартуке? Как можно применить наше изделие? (Ответы учеников.) ­ Познакомимся с планом работы. (Ученики читают текст на с. 47­48 учебника.) ­   Сколько   времени   нужно   на   выполнение   данной   работы?   Какова   сложность   работы?  (На изготовление изделия нужен один урок; по уровню сложности ­ легко.) ­ Рассмотрим варианты аппликации на с. 23 рабочей тетради. ­ С какими опасными предметами мы встретимся на уроке? (С ножницами и иглой.) ­ Какие правила безопасности при работе с ножницами и с иглой вы помните?  ­ Выполните аппликацию. VI. Выставка работ (Оценка своего изделия. Критерии оценивания работ: аккуратность, тщательность, проявление творчества, оригинальность композиции.) ­ Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?  VII. Рефлексия ­ Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой? ­ Все ли было понятно? ­ Что было интересным? ­ А что сегодня оказалось для вас трудным? ­ Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке? VIII. Подведение итогов урока ­ Для чего людям одежда? (Ответы детей.) ­ Почему люди начали создавать искусственные и синтетические материалы для одежды? ­ Почему современные люди не хотят постоянно ходить в национальной одежде? ­ Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом уроке, в вашей дальнейшей деятельности? (Уборка рабочего места.) Дополнительный материал Виды тканей          Качественная, модная и красивая ткань ­ залог успеха любого швейного изделия. Ткань создается путем переплетения нитей основы и утка, расположенных перпендикулярно друг к другу,   на   ткацком   станке.   Разнообразные   виды   тканей   создаются   благодаря   особенностям 27

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)

Поурочные разработки по технологии (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017