Поурочный материал на тему "Средний палеолит" по истории. Предназначен для 5 классов, средней общеобразовательной школы. Материал состоит из поэтапного урока. Включает в себя проверку домашнего задания, выход на новую тему и рефлексию. Состоит из уровневых задании. Это тесты, схемы, заполнения таблиц и так далее.
Тема урока: Средний палеолит
Цели:
образовательные:
Создать условия для усвоения знаний об изменении климата и природе эпохи мустье,
занятиях древнейших людей данной эпохи, усовершенствовании технологии
изготовления орудий труда
развивающие:
Работать над развитием устной речи, ставить цели на урок, применять свои знания
для решения проблемных задач; излагать свою точку зрения;
воспитательные: создать условия для воспитания у школьников общечеловеческих
принципов.
Тип урока: изучение нового материала;
Методы: проблемный, объяснительноиллюстративный, интерактивные
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, интерактивная доска.
Мотивационн
оцелевой этап
Деятельность учителя
План урока
Приветствие учеников
1. проверка теоретических знаний ранее
изученного:
Тестовое задание:
1. Первые орудия труда древний человек начал изготавливать
из:
А) кости В) камня
С) бронзы D) железа
2. Первый человек, появившийся на территории Казахстана, был
современником:
А) неандертальца В) кроманьонца
С) питекантропа D) синантропа
3. Останки самого древнего человека были найдены в Кении,
ученные назвали его:
А) «человек умелый»
В) «человек выпрямленный»
С) «человек пещерный»
D) «человек разумный»
4. Человека из мира животных выделило умение:
А) мыслить
В) делать орудия труда
С) говорить
D) строить жилища
5. Первоначальный коллектив людей назывался:
А) род
В) племя
С) стадо
Деятельност
ь ученика
Приветствие
учителя
Подведение
итогов тестаD) община
1. Организация работы с учащимися
по определению темы урока.
Ребята посмотрите на данный кластер и ответьте какой
период пропущен
Выход на
тему урока
Палеолит
Ранний
(нижний)
?
Поздний
(верхний)
Да это средний палеолит. Запишите тему урока «Средний
палеолит»
А теперь отметьте в листочке знаний, что вы знаете о среднем
палеолите. (ЗХУ)
Теперь запишите, что вы хотите узнать об это преиоде.
2. Определение опорных слов постановки целей урока:
Человек эпохи мустье
Постановка
целей урока
Природа эпохи
мустье
Занятия людей эпохи
мустье
Операционно
познавательн
ый этап
Ребята перед вами маршрутные листы с заданиями, вы
в течение пяти минут должны выполнить первое
задание.
Выполнение
заданий уровня
АУровень А (1 балл за каждое предложение)
Дополни предложения:
1. На земле наступило резкое похолодание около……………
2. Первыми жилищами людей стали…………………………
3. Ученные считают что таяние ледника началось………………
4. Человека эпохи мустье ученные называют……………………
5. От холода и диких зверей людей защищали……….и………..
Уровень В
(Выделите верные утверждения в таблице «5 верных»-
2 балла за каждое верное утверждение)
1 Жилища строили из
костей и деревянных
жердей. Покрывая их
шкурами
2 Ср. палеолит
называют эпохой
«глиняных горшков»
3 Достижением
человека
мустьерского
времени является
открытие способов
добывания огня
4
Высекание и трение
стали основными
способами
добывания огня
5
6
7
8
Неандертальцы жили 100
35 тыс. лет назад
Особенностью периода
стало изобретение лука и
стрел
Прототип первого
городского поселения
появился в среднем
палеолите
Неандертальцы
преимущественно
занимались охотой и
собирательством
………………………………………………………………………
Уровень С Напишите мини эссе «Значение огня в жизни
человека » (5 баллов)
Дополнительное задание. Составить справочник «стоянки
мустьерского периода »
Обмен
листами ,
проверка по
ключу,
подведение
итогов.
Устные
ответы по
заданным
вопросам
Решают
практические
задания.
Самопроверка
по ключу.
Устные
ответы
Создание
ситуации.
Выступление
перед
классом.
Обсуждение и
общее
оценивание.Заполнение
листочка
знаний «что я
узнал на
уроке»
Рефлексивно
оценочный
этап
Домашнее
задание
Слово учителя:
А сейчас впишите в листочки знаний что вам
особенно запомнилось на нашем уроке. Выставление
оценок. Овации ученику набравшему наиболшее
колличество баллов
Ребята, посмотрите еще раз на цели нашего урока и
скажите, достигли мы их или следует над чемто
поработать?
Критерии оценивания:
21 – 25 баллов = 5
14 – 20 баллов = 4
4 – 13 баллов = 3
Выберите одно задание на дом по выбору:
Домашнее задание §2 ответить на вопросы 14 стр. 17
Составьте кроссворд по параграфу;
Подготовить презентацию «Средний палеолит»
1 вариант.
Уровень А (4 балла за каждое задание)
Отгадай слова по их определениям:
1. Ученныеархеологи, изучающие эпоху камня, делят ее на три периода
2. Люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей. Такой коллектив людей
получил название:3. Заполнить схему:
Первые орудия труда
Уровень В
1. (Установите соответствие) (4 балла)
А Человек умелый
(Австралопитек)
1 Его скелет был найден на острове Ява. Он жил примерно
1 млн. лет назад
В Питекантроп
2 Ввиду того что первые его останки были найдены в
Китае, его назвали «китайский человек»
С Синантроп
3 Самые ранние его останки были найдены в Африке, в
Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад
………………………………………………………………………
2. Составьте схему «Промыслы древнейших людей» (4 балла)
Уровень С
Напишите миниэссе «Происхождение человека» (5 баллов за выполнение задания)
Дополнительное задание. Составить синквейн «Древнейший человек»
Домашнее задание §1 ответить на вопросы 15 стр. 12;
Написать небольшой рассказ о жизни первобытных людей;
Подготовить презентацию «Ранний палеолит»
Критерии оценивания:
21 – 25 баллов = 5
14 – 20 баллов = 4
4 – 13 баллов = 3
2 вариант.
Уровень А (4 балла за каждое задание)
Отгадай слова по их определениям: заглавие стр. 7
1. Ученныеархеологи, изучающие эпоху камня, делят ее на три периода2. Люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей. Такой коллектив людей
получил название: пункт 2 стр. 9
3. Заполнить схему: пункт 1 стр. 8
Первые орудия труда
Уровень В
1. (Установите соответствие) Пункт 1 стр. 9
А Человек умелый
(Австралопитек)
В Питекантроп
1 Его скелет был найден на острове Ява. Он жил примерно
1 млн. лет назад
2 Ввиду того что первые его останки были найдены в
Китае, его назвали «китайский человек»
С Синантроп
3 Самые ранние его останки были найдены в Африке, в
Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад
………………………………………………………………………
2. Составьте схему «Промыслы древнейших людей» Пункт 2 стр. 9
Уровень С
Напишите миниэссе «Происхождение человека» (5 баллов за выполнение задания)
Дополнительное задание. Составить синквейн «Древнейший человек»
Домашнее задание §1 ответить на вопросы 15 стр. 12;
Написать небольшой рассказ о жизни первобытных людей;
Подготовить презентацию «Ранний палеолит»
Критерии оценивания:
21 – 25 баллов = 5
14 – 20 баллов = 4
4 – 13 баллов = 3
Модельный ответ
Уровень А
1. палеолит, мезолит, неолит
2. Человеческое стадо3. Палкакопалка, заостренный камень, дубина
Уровень В
1. А3; В1; С2
2. Собирательство и охота (в схеме два данных элемента)
Тестовое задание:
1. Первые орудия труда древний человек начал изготавливать из:
А) кости В) камня
С) бронзы D) железа
2. Первый человек, появившийся на территории Казахстана, был современником:
А) неандертальца В) кроманьонца
С) питекантропа D) синантропа
3. Останки самого древнего человека были найдены в Кении, ученные назвали его:
А) «человек умелый» В) «человек выпрямленный»
С) «человек пещерный» D) «человек разумный»
4. Человека из мира животных выделило умение:
А) мыслить В) делать орудия труда
С) говорить D) строить жилища
5. Первоначальный коллектив людей назывался:
А) род В) племя
С) стадо D) община
Ключ1 В
2 С
3 А
4 В
5 С