Повар - бог войны
Оценка 4.8

Повар - бог войны

Оценка 4.8
doc
04.05.2022
Повар - бог войны
мет.разработка.doc

Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум

им. И.С.Солтыса»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПОВАР – БОГ ВОЙНЫ»

 

 

Выполнила: преподаватель профессионального цикла Котерняк О.В.

 

 

 

 

Каменка 2022г

 

Пояснительная записка

 

В учреждениях среднего и начального профессионального образования проблема патриотического воспитания студентов и учащихся является одной из самых главных.

 Большинство ребят не могут найти себя в современном обществе, определиться с выбором профессии, уважительно относиться к труду, особенно если от твоих действий зависит здоровье, душевное состояние, а порой и даже жизнь.

В настоящее время особую актуальность приобретает воспитание учащихся в процессе совместной деятельности в немалой степени способствует активизации познавательной деятельности учащихся, содействует освоению нравственных ценностей.

Психологические особенности современного подростка таковы, что на первом месте для него является пример извне, поэтому данное мероприятие смешанного типа.

Мы считаем, что для формирования патриотического и профессионального воспитания необходимо разрабатывать проекты, направленные на развитие интереса учащихся к профессиональному труду и к истории своей страны.

Цели:

1.   Показать важность и значение профессии «повар», ее вклад в приближении победы над фашистской Германией;

2.   Активизировать интерес к углубленному изучению истории Отечества;

3.   Способствовать формированию у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своего народа и своей Родины;

4.   Способствовать воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Тема:  «Повар-бог войны»

 

Цели проведения

Образовательная - сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, изучить рецепты военно-полевой кухни периода ВОВ, её особенности и способы приготовления; развитие осмысления героического и боевого прошлого родного края; формирование глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны.

 Развивающая - формирование у учащихся и студентов активной гражданской позиции, ответственности перед семьей, коллективом, отчизной; повышение интеллектуального уровня учащихся, развитие познавательного интереса учащихся к истории родной страны.

Воспитательная - воспитание чувства гордости за профессию повара, нравственного идеала, воспитание патриотизма; гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, презентация в программе PowerPoint, музыка военных лет, выставка книг о войне и военной атрибутики.

 

Форма проведения: смешанная

Дата проведения: 27 апреля 2022      

Место проведения: читальный зал           

Время 14-30

Группа: 25

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Учащийся: Война… Великая отечественная … Как далека она от нас. Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа. Чем дальше исторические события уходят в глубь веков, тем интереснее и неожиданней становится всё, что с этим связано. 77 год  -это небольшой период в истории человечества. Всего два поколения отделяет нас от начала самой кровопролитной в истории человечества войны. Весь народ встал на защиту Отечества, поэтому эта война и называется – Великая Отечественная.

Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Поэтому сегодня, в День Победы, мы хотим вспомнить победу русского солдата и то, что его согревало и напоминало о доме в холодные дни – горячей пище. Профессия повар всегда считалась одной из самых важных и востребованных. «Повар на войне- главная фигура», говаривал Михаил Кутузов. Ведь щи да каша для бойца - главный боеприпас, без них нет и победы

 

Учащийся:


Прошёл солдат войну большую,

Выполнял приказы,

Защищал страну большую

От чумной заразы.

Он не думал о наградах,

Только – о победе,

А ещё, и это правда,

О вкусном обеде.

Не секрет, что для солдата,

Чтобы бравый был и смел,

Ему, кроме автомата,

Надо, чтобы он поел.

Да, на фронте повар – личность,

Он на фронте – кашевар,

Нужен там обед приличный,

Не какой-то «самовар».

Там, на фронте, там – не дома,

Надо тот обед сварить

По-пластунски до окопа,

Там солдата накормить.


Учащийся: О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого — хлеба. Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.

Труд на армейской кухне в военную пору был лишен всякого романтизма. Ночью наряд выполнял тяжелую, изнурительную работу: вручную чистили нескончаемые груды картофеля, мыли и скребли котлы. Отличная кухня скрашивает многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь приём пищи для солдат был не просто утолением голода. Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща,  каши, от общения с другими, думает о своих близких.

 

Учащийся: Из воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны:

Наш повар делал различные супы, а порой и вторые блюда, которые называл «овощной разброд», — было необыкновенно вкусно. На исходе войны весной 1944 года, поступила кукурузная  крупа, которую прислали союзники. Никто не знал, что с ней делать. Стали добавлять в хлеб, отчего он становился хрупким, быстро черствел и вызывал нарекания солдат. Только наш повар не тужил — он взял полумесячную норму, выслал наряд в степь, попросив собирать почти все подряд – лебеду, люцерну, пастушью сумку, щавель, черемшу, и приготовил восхитительные по вкусу и красивейшие по виду кукурузные пирожки – лепешки с зеленью, яркие, желтенькие снаружи и жгуче – зеленые внутри. Они были мягкие, ароматные, свежие, как сама весна и лучше всяких других средств напомнили солдатам о доме, скором окончании войны и о мирной жизни. А еще через две недели повар сделал мамалыгу. Почти весь батальон познакомился с этим национальным молдавским блюдом.

Вторым человеком после командира на фронте был повар. Если с кашеваром что-нибудь случалось, то все оставались без обеда, поэтому поваров на войне берегли. В начале войны больше половины поваров на передовой были женщины. Зачастую приходилось готовить под вражеским огнем .Помимо работы поваром, женщинам приходилось рыть окопы с солдатами и служить разводящими на дорогах. Многим женщинам, как некурящим, были положены дополнительные пайки — 25 граммов сливочного масла, печенье и шоколадка.

В военное время работа повара была на вес золота. За четыре года военных действий случалось разное: и перебои в поставках продуктов на фронт, и атака с воздуха…  А кухня должна была в любых условиях кормить солдат. Однако повара успевали не только готовить вкусную пищу, но и совершать подвиги. Доставка продуктов в осеннее бездорожье. Доставка обеда на передовую. Хорошо и вовремя накормить воинов тоже боевая задача.

Учащийся: Из воспоминаний фронтовиков У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли,  алюминиевая штамповка. Но должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), — то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.

 

 

Во время наступления выдавали сухой паек — сухари или галеты, консервы, но они по-настоящему появились в рационе, когда американцы объявили о вступлении в войну и стали оказывать Советскому Союзу помощь. Мечтой любого солдата, между прочим, были ароматные заокеанские сосиски в банках.

 

 

Учащийся:

Над могилой в тихом парке

расцвели тюльпаны ярко

вечно тут огонь горит

тут солдат советский спит

 

Мы склонились низко, низко

у подножья обелиска

наш венок расцвёл на нём

жарким пламенным огнём

 

Мир солдаты защищали

жизнь они за нас отдали

сохраним в сердцах своих

память светлую о них.

 

Учащийся: В  военных частях горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката.

 А вот полный рацион солдат во время Великой Отечественной войны: Приложение к постановлению ГКО №662 от 12.9.1941 — Норма №1 суточного довольствия красноармейцев и начальствующего состава боевых частей действующей армии:

Это норма рядовым и младшему начальствующему составу воинских частей первых линий действующей армии.

 В период с декабря по февраль дополнительно выдается сало свиное по 25 г в сутки на человека.

 

 Такой рацион не очень разнообразный, хотя и достаточно питательный для того, чтобы покрыть дневную норму потребления солдат.

К концу войны рацион стал более скудным, притом, что все продукты питания отправлялись на фронт, чтобы кормить защитников отечества.

 

Учитель: Военное меню:

 

 

 

 

 

 

Учащийся:


В предвоенной тишине

Он на повара учился, 

Не в кафе, а на войне,

Повар очень пригодился.

 

Так и начал воевать:

Варил суп и кашу,

В окопах кормил солдат,

Защищавших землю нашу.

 

А потом случилось так,

Повар тоже ведь солдат,

Что сменил он свой черпак 

На военный автомат.

 

Он включился смело в драку,

В бою храбрость проявил,

Без потерь врага атаку,

Тогда взвод его отбил.

 

Его храбрость оценили

И представили к награде,

Командиры так решили:

Дать солдату орден надо.


 

Учащийся:  Полевая кухня специальное транспортное средство либо прицеп, предназначена для приготовления пищи и организации горячего питания в походных условиях, на удаленных объектах, в военных частях.

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. Имеет от одного до четырёх котлов, отделения для хранения продуктов и кухонной утвари. Может включать в себя помещение-столовую.

В вопросах приготовления пищи руководство советской армии исходило из того, что солдат готовить не умеет, то есть индивидуальное приготовление (например, варка супа или каши в собственном котелке) было исключено. Еда готовилась в котлах на костре (в походных условиях) или в полевых кухнях. Естественно, эти кухни были приспособлены для топки, прежде всего, дровами. Вода в котле такой кухни закипала за 40 минут, на роту обед из двух блюд готовился 3 часа, ужин — 1,5 часа. Военно-полевая походная кухня в годы Великой Отечественной войны стала для воинов нашей армии «домашним очагом», кормившим солдата горячей пищей в нелегких условиях окопной жизни на войне или в долгих маршах на маневрах.

Учащийся: А сейчас я Вам расскажу о Геройском подвиге, который совершил Середа Иван Павлович — повар 91-го танкового полка, его подвиг беспримерный и единственный в истории ВОВ.

Подвиги бывают не только с оружием в руках… Сила, честь и стойкость этого человека просто не поддаются описанию.

На фото Кютинен Даниил Иванович, 1883 года рождения, житель Ленинграда. По профессии был пекарем, в годы блокады выпекал блокадный хлеб. Он умер от истощения 3 февраля 1942 г. в возрасте 59 лет прямо на работе. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба. Похоронен на Шуваловском кладбище. Внесён в книгу памяти блокады Ленинграда.

Учащийся: О том, какое большое внимание уделяют военно-полевой походной кухне и солдатским поварам, свидетельствует такой исторический факт: 8 июля 1943 года был учрежден 21 нагрудный знак для важнейших военных специальностей, для поощрения воинов тыла. Среди них были нагрудные знаки «Отличный повар», «Отличный пекарь»». Именно так — воины тыла. В указе Президиума Верховного Совета СССР говорилось, что право награждения этими нагрудными знаками предоставлено «командирам полков и соединений, начальникам отделов продовольственного снабжения армии, начальникам управлений продовольственного снабжения фронтов и военных округов и начальнику Главного управления продовольственного снабжения Красной армии». На знаке «Отличный повар» — позолоченное изображение походной кухни Турчановича, а на знаке «Отличный пекарь» — позолоченное изображение хлебопекарной печи и колосьев пшеницы. Солдатские повара награждались знаком «Отличный повар» за высокие образцы «отличного приготовления вкусной, разнообразной пищи в боевой обстановке; быстрой доставки горячей пищи и чая бойцам; использования местных источников витаминов и зелени» и другие успехи. Каждое награждение объявлялось приказом по части, армии, фронту. Запись о награде заносилась в красноармейскую книжку бойца. За время Великой Отечественной войны знаками отличных поваров и пекарей было отмечено 33 тысячи бойцов…

Трудно было человеку на войне, трудно смотреть, как рядом падает убитый товарищ, трудно сотнями рыть могилы. Но наши люди жили и выживали на этой войне. Непритязательность советского солдата, его героизм делали победу ближе с каждым днем

Учащийся:

…. Мы благодарны ветеранам.

Войну прошедшим до конца.

Война ушла, остались раны,

Осталась боль в ваших сердцах.

Остались в памяти рассветы,

Что вы встречали на войне.

Ведь это было с вами где–то,

Простите, что не знаем, где.

В суетных днях,

В горячке будней,

Мы помним все–таки всегда,

Что вам обязаны все люди,

Живущие и жившие тогда.

Учитель: Сегодня мы сварили солдатскую еду: фронтовой кулеш, гречку, морковный чай и испекли блокадный хлеб. Просим вас продегустировать блюда кухни военных лет.

 

 

http://kampoliteh.ucoz.ru/2015-2016/povara.jpg

 

Список литературы

1.               А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов «Россия в ХХ веке» учебник  10-11 класс.

2.               А.А. Трокаев «Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза». Донецк, «Донбасс», 1976 год.

3.               Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия.   М., 1985. С. 270.

4.               В.М. Кривошеев «Великая Отечественная война. Цифры и факты», М., 2000 год.

5.               Материалы сети  Интернет.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения ПМР

Министерство просвещения ПМР

Пояснительная записка В учреждениях среднего и начального профессионального образования проблема патриотического воспитания студентов и учащихся является одной из самых главных

Пояснительная записка В учреждениях среднего и начального профессионального образования проблема патриотического воспитания студентов и учащихся является одной из самых главных

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ Тема: «Повар-бог войны»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ Тема: «Повар-бог войны»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учащийся:

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учащийся:

Учащийся: Прошёл солдат войну большую,

Учащийся: Прошёл солдат войну большую,

Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя

Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя

Они были мягкие, ароматные, свежие, как сама весна и лучше всяких других средств напомнили солдатам о доме, скором окончании войны и о мирной жизни

Они были мягкие, ароматные, свежие, как сама весна и лучше всяких других средств напомнили солдатам о доме, скором окончании войны и о мирной жизни

Хорошо и вовремя накормить воинов тоже боевая задача

Хорошо и вовремя накормить воинов тоже боевая задача

Учащийся: Над могилой в тихом парке расцвели тюльпаны ярко вечно тут огонь горит тут солдат советский спит

Учащийся: Над могилой в тихом парке расцвели тюльпаны ярко вечно тут огонь горит тут солдат советский спит

Такой рацион не очень разнообразный, хотя и достаточно питательный для того, чтобы покрыть дневную норму потребления солдат

Такой рацион не очень разнообразный, хотя и достаточно питательный для того, чтобы покрыть дневную норму потребления солдат

Учащийся : В предвоенной тишине

Учащийся : В предвоенной тишине

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля

На фото Кютинен Даниил Иванович, 1883 года рождения, житель

На фото Кютинен Даниил Иванович, 1883 года рождения, житель

Каждое награждение объявлялось приказом по части, армии, фронту

Каждое награждение объявлялось приказом по части, армии, фронту

Учитель: Сегодня мы сварили солдатскую еду: фронтовой кулеш, гречку, морковный чай и испекли блокадный хлеб

Учитель: Сегодня мы сварили солдатскую еду: фронтовой кулеш, гречку, морковный чай и испекли блокадный хлеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2022