Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Повторение
Дата:06.12.18
Урок 60
Тема:
Цель: формирование навыков грамотного, безошибочного письма
Задачи:
1) тренировка в написании слов с изученными орфограммами; отработка умения правильно ставить запятые в
предложениях с однородными членами.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма списывания. Группировать слова по заданному
основанию (группы родственных слов). Обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с
однородными членами. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (работа в паре). Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и
объяснять их. Контролировать правильность выполнения задания. Обнаруживать пропуски запятых и объяснять
необходимость их постановки. Определять основание, по которому слова объединены в группы. Устанавливать
орфограмму и объяснять написание слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы.
Устанавливать место и тип орфограммы в слове
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Т П По Тл Пе //
Собака Полкан, кот Тимофей, щенок Пух.
II. Повторение изученного материала.
1. Классификация слов с о и ё после шипящих.
Н а д о с к е записаны слова в три столбика:
жёлтый
чёрный
дошёл
пчёлы
шорты
шов
шорох
шоколад
мышонок
медвежонок
лягушонок
зайчонок
– По какому признаку слова сгруппированы в столбики? Запишите из каждого столбика по два любых слова
так же столбиками и допишите к ним еще по 3 слова.
2. Классификация слов с цы, ци.В ы п о л н е н и е упражнения 3 (рабочая тетрадь).
– На какую орфограмму были даны слова?
– Что вы знаете о правописании звука [ы] после звука [ц]?
3. Составление звуковой и буквенной записи слов.
Н а д о с к е записаны транскрипции:
[з’д’элат’], [разб’ижáлс’а], [раскáс]
[шóлковый], [расп’исáн’ий’э]
– Выполните в тетрадях буквенную запись слов. Какие слова вы записали?
Выберите любое слово и выполните фонетический разбор. Проведите самооценку.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
4. Конструирование предложений с однородными членами и постановка знаков препинания.
– Вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения. Как они связаны в предложении, на какие
вопросы отвечают, какие знаки препинания ставятся в предложении с однородными членами?
В ы п о л н е н и е упражнения 2 (учебник) или упражнения 2 (рабочая тетрадь) по выбору.
5. Классификация родственных слов.
– Найдите в упражнении 1 две группы родственных слов, разберите их по составу (учебник). Какое слово
придумал поэт?
Лис, лисий, лиса, лисёнок.
Листопад, листья, листёнок.
III. Итог урока.
– Прочитайте стихотворение О. Высотской.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Вы, ребята, тоже понемногу осилите всю грамматику.
– Что из грамматики вы сегодня повторили?
Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь).Урок 60
Правописание
Повторение
Задачи урока: тренировка в написании слов с изученными орфограммами; отработка умения правильно
ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — орфографический тренинг, отработка навыка списывания. Выполняется фронтально
письменно.
Вариант выполнения. Учащиеся не списывают весь текст стихотворения, а выписывают только слова, в
которые необходимо вставить буквы. В выписанных словах графически доказывается выбор буквы:
подчеркивается орфограмма; выделяется часть слова, в которую входит вставленная буква; в скобках
записывается проверочное слово, если его можно подобрать. Придуманное поэтом слово — листёнок. Группы
од нокоренных слов: 1) лис, лисий, лисёнок; 2) листья, листопад, Аистёнок.
Упражнение 2 — повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах, расширение
словарного запаса учащихся. Выполняется письменно в парах. При проверке учитель обращает внимание
учеников на возможность подбора разных рядов однородных членов. Во втором предложении ктото продолжил
перечисление профессий людей, про которых любит читать Женя (пролётчиков, про космонавтов), а кто то
назвал ряд занятий, которые любит выполнять Женя (делать из бумаги макеты кораблей, лепить из
пластилина). В третьем предложении могут быть добавлены и однородные дополнения (животныхи людей), и
однородные сказуемые (поёт, танцует).Возможная трудность. Употребление в первом предложении предлогов при существительных —
географических названиях (такое употребление не регулируется правилами грамматики, а закрепляется
исторически, ср.: был на Украине, в Белоруссии, на Кавказе). Часто ученики, составляя ряд географических
названий, требующих разных предлогов, употребляют только один предлог, ср.: «Мой папа был во Франции, Ита
лии, Кипре» (неправильно), «Мой папа был Франции, Италии, шгКипре» (правильно). Подобные ошибки следует
исправлять. Предлоги не повторяются в том случае, если существительные — географические названия
употребляются с одним и тем же предлогом (или вариантом предлога), например: «Мой папа был во Франции,
Италии, Испании», «Мой папа был в Италии, Испании, Франции».
Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально. Учитель выносит материал
упражнения на доску, записывая транскрипции слов в столбик. Учащиеся по очереди выходят к доске,
подчеркивают в звуковой записи слов орфограммы, определяют, в какой части слова находится орфограмма,
вспоминают способ проверки и делают буквенную запись слова. Учащиеся, работающие на местах, записывают
слова в тетрадях орфографически, выделяя при этом орфограммы и части слова, в которых они находятся.
Запись на доске.
[з'д'элат'] — сделать
[разб'ижалс'а] — разбежался
[раскас] — рассказ
[шолкавый'] — шёлковый
[расп'исаний'э] — расписание
Упражнение 4 — отработка навыка постановки запятой в предложениях с однородными членами.
Выполняется дифференцированно.
Упражнение 5 — определение признака объединения слов в группу. В данном упражнении таким признаком
является написание букв о, ё после шипящих в корнях и суффиксах. Обсуждение признака группировки слов
проходит фронтально, письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — повторение орфограммы «Буквы ы, и после ц».
Выполняется письменно в парах. Во время проверки учитель просит назвать сначала слова, в которые вставлена
буква ы, а потом — слова с буквой и.
Упражнение 2 — отработка навыка постановки запятой в предложениях с однородными членами.
Выполняется дифференцированно.
Упражнение 3 — орфографический тренинг. Выполняется письменно фронтально. Учащиеся работают по
цепочке. Подготовка к письму по памяти первых четырех строчек предлагается как домашнее задание. Важно
проверить, правильно ли зставлены буквы каждым учеником, чтобы не закрепилось ошибочное написание слов
при подготовке к письму по памяти.
Упражнение 4 — комплексная работа: повторение изученных >рфограмм и отработка навыка постановки
знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется . з парах.
Упражнение 5 — совершенствование самоконтроля, повторение порядка проведения работы над ошибками.
Ошибки учащиеся ищут самостоятельно, работа над ошибками проводится фронтально.
Дифференцированная работа. Учащиеся с высоким темпом работы выполняют упр. 4 учебника, учащиеся с
низким темпом работы — упр. 2 тетради «Пишем грамотно», расставляя знаки препинания и объясняя
написание подчеркнутых ">\кв, а затем переписывают предложения в свои тетради.
Домашняя работа. Выполнить письменно упр. 5 учебника, подготовиться к письму по памяти первых
четырех строчек шр. 3 тетради «Пишем грамотно».