Словарная работа.
– Выпишите из словаря в конце учебника такие слова, в которых:
а) букв больше, чем звуков. (Мальчик, учитель, учительница, столько, рассказ, русский, сколько, тетрадь.);
б) звуков больше, чем букв. (Язык.)
3. Повторение.
– Что такое буква?
– Сколько букв в русском языке?
– Сколько букв гласных?
– Почему букв согласных меньше, чем согласных звуков?
– Какие буквы звуков не обозначают?
– Запишите буквы гласных, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков (е, ё, я, и, ю).
– Подчеркните те буквы гласных, которые могут обозначать два звука. Когда это бывает?
– Как называется место в слове, когда на слух нельзя выбрать какую-то одну букву для обозначения звука? (Орфограмма.)
– Назовите известные вам орфограммы.
Русский язык
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 151 (116).
Тема: Повторение и классификация изученных орфограмм.
Цель:
– совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять,
группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова из
материал»).
– Докажите, что они однокоренные.
– Назовите суффикс (там, где он есть) в однокоренных словах.
упр. 265
(«Дидактический
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2012
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
предположение на основе работы
с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
– Какое значение вносят суффиксы в эти слова?
– Какие ещё значения суффиксов вам известны? Приведите примеры.
2. Словарная работа.
– Выпишите из словаря в конце учебника такие слова, в которых:
а) букв больше, чем звуков. (Мальчик, учитель, учительница, столько,
рассказ, русский, сколько, тетрадь.);
б) звуков больше, чем букв. (Язык.)
3. Повторение.
– Что такое буква?
– Сколько букв в русском языке?
– Сколько букв гласных?
– Почему букв согласных меньше, чем согласных звуков?
– Какие буквы звуков не обозначают?
– Запишите буквы гласных, которые обозначают мягкость
предшествующих согласных звуков (е, ё, я, и, ю).
– Подчеркните те буквы гласных, которые могут обозначать два звука.
Когда это бывает?
– Как называется место в слове, когда на слух нельзя выбрать какуюто
одну букву для обозначения звука? (Орфограмма.)
– Назовите известные вам орфограммы.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Сформулируйте тему урока повторения. («Орфограмма. Виды
орфограмм».)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙΙ. Развитие
умений –
применение
знания.
1 2 4 3 1
1. – На доске показаны орфограммы. Назовите их. Приведите примеры.
1) ___ _______ 2) е | 3) чу 4) |_______
2. Письменный опрос.
– Запишите:
а) буквы гласных, написание которых требует проверки, когда они
обозначают безударные звуки в корне (е, и, о, а, я);
б) буквы, которые обозначают парные по глухостизвонкости согласные
звуки; буквы согласных, которые не имеют пары по мягкости;
в) когда пишется разделительный ъ (можно схемой).
3. Работа по учебнику.
а) Упр. 257 – осложнённое списывание с обозначением орфограмм и
записью проверочных слов. П: группировка слов по орфограммам.
б) Упр. 258. Предупредительный диктант.
Вопросы после вписывания орфограмм.
– Какие орфограммы вам встретились?
– Сколько здесь разных орфограмм? (5)
Запись под диктовку.
Далее выполняются задания после упражнения.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3VΙ . Итог урока.
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
4 4
– Какие орфограммы повторили на уроке?
– Какие из них вам кажутся самыми простыми? А самыми сложными?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Письмо по памяти.
Упр. 267 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта.
© ООО «Баласс», 2012
4