Повторим изученное в теме "Глагол" (урок русского языка в 6 классе)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 08.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Глагол.pptx

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ В РАЗДЕЛЕ «ГЛАГОЛ»

Урок русского языка в 6 классе
Учитель ВОРОПАЕВА ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поет, вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит- все расскажет нам… ГЛАГОЛ

ЦЕЛИ УРОКА

Повторить и обобщить изученный материал о глаголе (общее значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическую роль); правописание глаголов (НЕ- с глаголами, глаголы I – II спряжения).
Продолжать работу по развитию умений и навыков определения глаголов и их правописания.
Воспитать интерес к изучению русского языка, любви к родному языку; чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАГОЛА

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
Смотреть – посмотреть
Строить - построить

ВИДЫ ГЛАГОЛА

Глаголы бывают совершенного вида если они отвечают на воп- росы:
что cделать? что сделала? что сделаю? и т.д.

Глаголы бывают несовершенного вида если они отвечают на воп- росы:
что делать? что делала? что делаю? и т.д.

Определите вид глаголА Смотреть ( сов./ несов.) Напишу ( сов./ несов.) Сидели ( сов./ несов.) Вяжешь ( сов./ несов.) Полетим ( сов./ несов.) Открыть ( сов./ несов.) Играем ( сов./ несов.)

ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Настоящее
время

 
Приходит теперь:

«Сегодня мы пишем»
 
 

 
  

 
 
 
 
 
 
 
 

Будущее
время
 
  Ещё не пришло:

«Завтра мы будем писать»

 
  

 
 
 
 
 
 
 
 

Прошедшее
время

То, что прошло:

«Вчера мы писали»

 
 
 

 
  

 
 
 
 
 
 
 
 

Определите время глагола ГОВОРЮ ( прош./ буд./ наст.) СМОТРЕЛ ( прош./ буд./ наст.) ПоЙду ( прош./ буд./ наст.) Съем ( прош./ буд./ наст.) Учим ( прош./ буд./ наст.) Бежали ( прош./ буд./ наст.)

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Извиниться (II спр., сов.вид, возвратный)
чувствовать (I спр, несов.вид)
участвовать (I спр, несов.вид)
сложить (II спр., сов.вид)
принять (I спр, сов.вид)
вооружить (II спр., сов.вид)
представить (II спр., сов.вид)
благодарить (II спр., несов.вид)
исследовать (I спр., несов.вид)
производить (II спр., несов.вид)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

прил. сущ. союз сущ.
Огромные пихты и ели
глагол пр. сущ. прил.
клонят к земле тяжелые
сущ.
ветви.
(Повеств., невоскл., простое, распр., с однородными членами)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

I. Клонят – глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делают? Н.Ф. – клонить;

II. Пост. – несов. вид, II спр., невозв.; непост. – изъяв.накл., мн.ч., наст.вр., 3 лицо

III. Пихты и ели (что делают?) клонят

Не с глаголами пишется слитно

Не с глаголами пишется раздельно

Если слово не употребляется без НЕ

Негодовал, нездоровится



Не был, не поедешь

Правописание НЕ с глаголами

ВЫБОРОЧНАЯ РАБОТА

Сам дней (не)знает, а другим указывает.
Течет, течет, (не)вытечет, бежит, бежит, (не)выбежит.
Зубастые, а (не)кусаются.
Сами (не)едим, а людей кормим.
Всегда видятся, а вместе (не)сходятся.
Двенадцать братьев друг за другом бродят, а друг друга (не)обходят.
Мы (не)годуем, (не)доумеваем и ничего (не)понимаем.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спряжение

II спряжение

Ед.ч. Мн.ч.
1л. -у, -ю - ем
2л. - ешь - ете
3л. - ет - ут, - ют

Ед.ч. Мн.ч.
1л. -у, -ю - им
2л. - ишь - ите
3л. - ит - ат, - ят

Исключения:

Брить, стелить (стлать)

Гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ

Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на – е – спрягать нельзя!

Как определить спряжение глагола?

Укажите ударение. Если окончание ударное, то –ешь, -ет, (-ут, -ют) – I спр,
-ишь, -ит, (-ат, -ят) – II спр.
Если окончание безударное, определите вид глагола.
Поставь глагол в неопределенной форме (сохраняя вид!).
Посмотри на суффиксы: если глагол на –ить, кроме брить, стелить, то он II спр.
Если глагол не на –ить, вспомни 11 глаголов II спряжения (исключения).
Если данного глагола в числе 11 нет, то он I спр.

Определи спряжение глагола

РастрачиваЕшь - I спр.
НаполняEм - I спр
БорЕтся (ед.ч.) - I спр
ПодсчитаЕшь - I спр
ЗависИм - II спр
СлышИшь - II спр
СтелЮт (мн.ч.) - I спр
ОбнаружИм - II спр
ГотовИшь - II спр
ВстречаЕте - I спр

Молодцы!!!