Повторительно-обобщающий по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Конспект занятия по истории России 6 класс
Оценка 4.8

Повторительно-обобщающий по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Конспект занятия по истории России 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
10.01.2017
Повторительно-обобщающий по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» Конспект занятия по истории России 6 класс
Цель урока: контроль уровня знаний учащихся. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать учебный материал по теме, закрепить усвоение новых терминов и дат и понятий. 2. Развивать кругозор, логическое мышление учащихся, умение работать самостоятельно и в группе, излагать грамотно свои мысли. 3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, прививать интерес к урокам истории России.
Разработка урока по истории России 6 класс.docx

Разработка урока по истории России 6 класс

Урок 9: Быт и нравы Древней Руси

Цель урока: сформировать представления о быте и нравах древних славян.

Задачи: 

1.       Познакомить с внешним видом, жилищем, повседневной жизнью, военным делом.

2.       Продолжать развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы.

3.       Способствовать воспитанию чувства гордости и восхищения предками, показать значение труда и знаний в жизни людей

Оборудование урока: учебник §8, компьютер, интерактивная доска.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ционно-целевой

Проверка домашнего задания  методом «чистой доски».

Ребята, представьте свою комнату. Что вы видите? Хотелось ли вам узнать, в каких условиях, как жили наши предки? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Что такое быт и нравы?

 

- Выполняют задание.

 

 

- Отвечают на вопрос учителя.

 

- Тема «Быт и нравы Древней Руси».

- Быт - повседневная жизнь.

- Нравы - обычаи, уклады общественной жизни.

Ориенти-ровочный

Какие составляющие мы должны изучить?

 Проблемный вопрос: Чем отличалась жизнь знати от ремесленников и крестьян? (слайд 2). Чтобы ответить на этот вопрос в ходе урока заполним таблицу.

- Повседневная жизнь общества, одежда, жилище, военное дело.

Поисково-исследо-вательский

 

и

 

практи-ческий

Посмотрите на изображения (слайд 3), чем занимались люди в сельской местности?

В деревне были распространены большие семьи. Старший из мужчин являлся главой семьи. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого члена семьи. Это касалось даже браков детей. В крестьянских семьях рано вступали в брак (с 12 лет). Воспитание детей было трудовым. С ранних лет их приучали работать.

Часть населения проживала в городах. Как вы думаете, кто жил в городах?

Предположите чем они занимались (слайд 4)?

 

 

Чем торговали в торжках?

 

 

 

 

А что вывозили купцы?

 

Дети до года находились на руках кормилицы, до 5 лет на попечении нянек. Мальчиков учили грамоте с 5 лет и воспитывали сообразно будущей службе. Развлечения знати были охота и богатые дружинные пиры. А для простого народа устраивались турниры, скачки, игрища.

Военное дело. Большое место в жизни занимали военные дела. Как звали профессиональных воинов в древней Руси? Посмотрите на слайд 5, как были вооружены воины? На чем они передвигались

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены – вои. Как они были вооружены?

Жилища (слайд 6). Сообщение учащихся:

- Жилище в городах.

- Жилища в деревне.

Чем отличаются городские дома от деревенских?

Одежда. Взгляните на одежду простолюдинов и знати (слайд 7). Из чего состоит женская и мужская одежда крестьян и знати?

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка таблицы (слайд 8)

- Занимались охотой, земледелием, скотоводством, бортничеством, рыболовством, изготовлением домашней утвари, ткачеством, шитьем, прядением, в свободное время слушали сказки.

 

 

 

 

 

 

- Князь, дружина, купцы, ремесленники и т.д.

 

- Занимались ремеслом, торговлей, строительством, огородничеством, бортничеством, скотоводством, охотой.

- Посудой, гончарные изделия (кувшины, чаши), украшения, меха. Иноземные купцы торговали драгоценными тканями, оружием, пряностями, винами.

- Воск, меха, мед, шкуры. Сало, канаты и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дружинники. Вооружены мечами, копьями. Саблями, щитами, кольчугами, шлемами и т.д.

- На конях, ладьях.

 

 

 

- Лук, колчан со стрелами, нож, копье, боевой топор, щиты.

 

 

 

- Знатные жили в хоромах. В простолюдины – в срубах и полуземлянках.

- Одежда простолюдинов: мужской костюм – рубаха, порты, пояс, шапка из войлока, онучи, лапти; женский костюм – рубаха, сарафан, понева, на голове кички, лапти. Одежда из грубого материала.

Одежда знати: мужской костюм – рубаха, порты, кожаные сапоги, плащ; женский костюм – рубаха, понева, отороченный драгоценным мехом бархатный плащ, обувь из сафьяна, пояс, кокошник в торжественных случаях. Одежда из дорогого материала.

Рефлек-сивно-оценоч-ный

Чтобы закрепить материал, выполним задание. Нужно выбрать верное утверждение (слайд 9). При нажатии неверного утверждения строка исчезает.

Понравилась ли вам сегодняшняя работа? Все ли у вас получилось? Какие задания вызывали у вас затруднения?

- Выполняют задание.

 

 

 

 

- Делятся впечатлениями.

Домашняя работа: § 8 учебника, повторить главу 1.

Урок 10: Повторительно-обобщающий по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»

Цель урока: контроль уровня знаний учащихся.

Задачи: 

1.       Обобщить и систематизировать учебный материал по теме, закрепить усвоение новых терминов и дат и понятий.

2.       Развивать кругозор, логическое мышление учащихся, умение работать самостоятельно и в группе, излагать грамотно свои мысли.

3.       Способствовать воспитанию чувства патриотизма, прививать интерес к урокам истории России.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ционно-целевой

Мы с вами узнали о восточных славянах, о том, как формировалось древнерусское государство, о деятельности первых киевских князей, культуре, быте и нравах Древней Руси. Какова же цель стоит перед нашим сегодняшним уроком?

 

 

 

 

 

- повторить тему «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в».

Ориенти-ровочный

Какие темы, факты, события для вас оказались наиболее сложными?

 Чтобы повторять было интересней, я предлагаю вам урок с выполнением различных заданий в группа.

- предполагаемые ответы: формирование древнерусского государства, первые киевские князья, культура, быт и нравы Древней Руси и т.д.

Поисково-исследо-вательский

 

и

 

практи-ческий

1 и 2 слайд – тест. Выбрать правильный ответ.

3 слайд – заполнение родовой схемы первых киевских князей. Нажав на ссылку, производится проверка.

4 слайд – привести в соответствие дату, событие и имя участника этого события. Для проверки нажать на ссылку.

5 слайд – работа с картой.

6 слайд – написать против объяснения название термина. Перенесением объекта, осуществляется проверка.

7 слайд – найти лишнее слово (при нажатии исчезает) и объяснить почему.

 

 

 

 

 

Устный опрос:

1. Кто создал одну из первых летописей? Как она называется?

2. Каковы основные занятия восточных славян?

3. Как управлялись восточнославянские племена?

4. Почему князя Владимира прозвали святым?

5. Каковы особенности древнерусской культуры?

6. Какие изменения внесла княгиня Ольга в порядок сбора дани?

7. Какие формы земельной собственности существовали в Древнерусском государстве?

8. Какая техника создания ювелирных украшений существовала в Древней Руси?

9. Вера во многих богов, олицетворявших силы природы или какие-либо занятия человека. Каких богов вы знаете?

8-10 слайд – определить название документа и автора. Нажать на слово «Ответ» для сверки с ответами учеников.

Выполнение заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   В древнерусской литературе основными жанрами были летопись, житие, слово.

2.   Фрески, мозаика, иконы входят в внутреннее убранство соборов.

3.   Это категории зависимого населения.

4.   Эти правители сидели на киевском престоле.

- Нестор, «Повесть временных лет».

 

- Земледелие. скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

- форма правления – военная демократия. Если нужно решить какие-то проблемы, собиралось вече, где решали вопросы.

- Культура Древней Руси включает в себя как древнерусскую, так и византийскую культуру. Влияние оказала и культура соседних народов.

- Общинная, княжеская. Вотчинная.

 

 

- Скань, зернь, эмаль.

 

 

- Язычество. Боги –  Сварог, Перун, Ярило, Мокошь, Стрибог, Велес.

 

 

Рефлек-сивно-оценоч-ный

Напоследок, предлагаю вам поработать в группах. Нужно конструировать фразу по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы).

На слайде 12 осуществляется оценивание работы ученика на уроке.

Учитель выставляет отметки.

- Выполняют задание на странице 11.

Домашнее работа: составить кроссворд (15-20 слов), по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.»; прочитать § 9 пункты 1-2 и ответить на вопросы:

×          Причина распада союза Ярославичей.

×          Политическое значение Любечского съезда князей.


 

Разработка урока по истории России 6 класс

Разработка урока по истории России 6 класс

Часть населения проживала в городах

Часть населения проживала в городах

Рефлек-сивно-оценоч-ныйЧтобы закрепить материал, выполним задание

Рефлек-сивно-оценоч-ныйЧтобы закрепить материал, выполним задание

Перенесением объекта, осуществляется проверка

Перенесением объекта, осуществляется проверка

Домашнее работа: составить кроссворд (15-20 слов), по теме «Древняя

Домашнее работа: составить кроссворд (15-20 слов), по теме «Древняя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017