Повторительно-обобщающий урок по лексике с использованием презентации к уроку позволяет повторить теоретические сведения по лексике. С этой целью в этапы урока включён фронтальный опрос, решение тестовых заданий по всей теме. Урок позволяет проверить умение учащихся опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи.Лексика. 5 класс
1 Тема урока
Эти многоликие слова
2 Тип урока
Повторительнообобщающий урок
3 Формы
диагностики и
контроля
познавательных
УУД
4 Предметные ууд
Фронтальный опрос, решение тестовых заданий по
всей теме.
Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы,
употреблять их уместно в речи.
5 Метапредметные
Личностные: выраженная устойчивая учебно
УУД
познавательная мотивация и интерес к
учению.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи.
Познавательные: осуществлять логическую
операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом.
Коммуникативные: адекватно использовать
речь.
6 Оборудование
Раздаточный материал (тест, кроссворд,
карточки – задания), слайдовая презентация
Этапы урока
I
II
Организационный этап. Создание эмоционального настроя учся на
восприятие материала.
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному
повторению и обобщению изученного материала и усвоению
нового .
Работа с блоками по теме «Лексика» Повторяем! (фронтальный
опрос)ТЕСТ
З а д а н и е : выделите правильный ответ.
A. Что такое лексика?
1 Лексика это наука о языке.
2 Лексика это наука о слове.
3 Лексика это совокупность всех слов языка.
Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
1 Предложение.
2 Звук.
3 Слово.
B.Чем отличается слово от других единиц языка?
1 Оно служит наименованием действий.
2 Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.
3 Оно служит наименованием предметов.
Г. Дайте определение омонимам.
1 Омонимы это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и
написанию.
2 Омонимы это слова одной и той же части речи, одинаковые по
звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
3 Омонимы это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные
по лексическому значению.
Д. Дайте определение синонимам.
1 Синонимы это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные
лексические значения.
2 Синонимы это слова, противоположные по значению.
3 Синонимы это слова одной и той же части речи, которые обозначают
одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического
значения и употреблением в речи.
Ж. Что такое антонимы?
1 Антонимы это слова одной и той же части речи с противоположным
лексическим значением.
2 Антонимы это слова одной и той же части речи, одинаковые по
звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
3 Антонимы это слова, имеющие одно лексическое значение.
Ответ должен быть записан на доске в следующем виде: А 3; Б 3; В
2; Г 2; Д 3; Ж 1.
III Этап применения знаний и способов действий
1)Беседа. Работа с текстом.
У ч и т е л ь . А что такое язык?
Сообщение ученика: Язык это когда один человек говорит, другой
слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете,
что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои
мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет:
«Язык удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между
собой, передают друг другу свои мысли. Не случайно у многих народов два
предмета, ничем не похожих один на другой, мясистый подвижный орган
вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и по
нимать собеседника издавна именуются одним и тем же словом
У ч и т е л ь . По поводу языка высказывались многие ученые, писатели.
Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам
понятны.
1.Язык инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо
им владеть. (М. Горький.)
2. ... русский язык один из богатейших языков в мире, в
этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)
3.Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь
(К.Д.Ушин
распускающийся цвет всей его духовной жизни...
ский.)
Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и ответить на вопросы:
Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего
пет на свете, а в другом утверждает, что язык это самое худшее, что есть на
свете?
Как понять это противоречие?
У ч и т е л ь . Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой:
«Слово дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей,
словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же
можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое
разъединяет людей».
У ч и т е л ь . А сколько слов в русском языке?
У ч и т е л ь . Обратите внимание, ребята! Интересные числа!
В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается
120480 слов.
слов.
Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.
Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, из 12 тысяч
А словарь младшего школьника 1012 лет 3600 слов!
У ч и т е л ь . Обратите внимание, ребята, на высказывание П. В. Гоголя:
«Перед вами громада русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы
его...»
2)Работа в группах.
На доске критерии оценки:
«5» баллов ответ грамотный;
«4» балла есть одна неточность;
«3» балла 2 неточности;
и «0» баллов 3 и более неточности или группа вообще отказывается от
защиты ответа.
1я группа.
З а д а н и е 1 : Раскрыть значение слова дом в отрывке. Как называются
такие слова?
Тот дом без крыши, без угла,Согретый пожилому,
Твоя хозяйка сберегла
За тыщу верст от дома.
А. Т. Твардовский
З а д а н и е 2:Указать в каждой паре предложений слова, одинаково зву
чащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?
1 Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С.
Пушкин.) Лекции очень важный вид обучения.
2 Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное
частоколом. (А. С. Пушкин.) Отец усовершенствовал коленчатый вал.
3. Тракторы перепахивали пар.
Пар выбивался изпод
крышки кастрюли.
2я группа.
Задание 1: Объяснить значение словосочетаний в контексте.
Сердечный человек ... Глухой старик ...
Сердечный прием ...
Глухой голос ...
Сердечная мышца ...
Глухой переулок ...
З а д а н и е 2: В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями
речи они выражены?
1. Когда едешь в путь, осторожен будь. Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к
нему оком, а он боком. Свой глаз алмаз. 3. Что испек, то и кушай. Чем
больше ешь, тем больше хочется.
3я группа.
З а д а н и е 1 : Определить значение слова разбить в предложениях.
1. Петя разбил себе нос. 2. Туристы разбили палатку. 3. Раз
били врага
наголову. 4. Лесоводы разбили участок.
З а д а н и е 2:
Отгадать загадки. Указать антонимы.
Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле
Потому что я ... (зима).
Не от радости утех
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач).
3)Решаем кроссворд.
Кроссворд по теме «Лексика»
1
2
3
4
56
7
З а д а н и е : Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к
указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее
название таких слов.
1. Горький. 2. Начинать. 3. Буря. 4. Рыхлый. 5 Трудолюбивый. 6.
Короткий. 7. Свет.
IV.Этап подведения итогов
V.
Этап информации о домашнем задании. Домашнее задание 3
ступеней:
сложное, средней сложности, легкое.
С л о ж н о е з а д а н и е .
1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать
слово, употребленное в переносном значении метафору. 3. Подобрать к нему
синонимы.
Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал
В. А. Сухомлинский.
З а д а н и е с р е д н е й с л о ж н о с т и .
Записать слова, которые соответствуют следующим лексическим
значениям:
1 Договор между двумя или несколькими лицами.
2 Точная, буквальная выдержка из какогонибудь текста.
3. Игразадача,
разбитую на квадраты,
нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям
получились слова.
в которой фигуру,
4 Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
4. Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или
награды на конкурсах, выставках.
Н е с л о ж н ы е з а д а н и я .
Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:
Главный ..с
Мощный ..и
Иностранный ..н
Смышленый ..о
Занимательный ..н
Грязный ..и
Короткий ..м
Скорый ..ы
VI. Этап рефлексии