Повторительно обобщающий урок по русскому языку "Лексика"(5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторительно-обобщающий урок по лексике с использованием презентации к уроку позволяет повторить теоретические сведения по лексике. С этой целью в этапы урока включён фронтальный опрос, решение тестовых заданий по всей теме. Урок позволяет проверить умение учащихся опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи.Лексика. 5 класс
Иконка файла материала Лексика.В мире слов!..docx
1 Тема урока Эти многоликие слова 2 Тип урока Повторительно­обобщающий урок 3 Формы  диагностики и  контроля  познавательных  УУД  4 Предметные ууд  Фронтальный опрос, решение тестовых заданий по  всей теме. Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы,  употреблять их уместно в речи. 5 Метапредметные   Личностные: выраженная устойчивая учебно­ УУД познавательная мотивация и интерес к  учению.  Регулятивные: самостоятельно ставить новые  учебные цели и задачи.  Познавательные: осуществлять логическую  операцию перехода от видовых признаков к  родовому понятию, от понятия с меньшим  объёмом к понятию с большим объёмом.  Коммуникативные:  адекватно   использовать речь. 6 Оборудование Раздаточный   материал   (тест,   кроссворд, карточки – задания), слайдовая презентация Этапы урока I II Организационный этап. Создание эмоционального настроя уч­ся на восприятие материала. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному  повторению и обобщению изученного материала и усвоению  нового . Работа с блоками по теме «Лексика» ­ Повторяем! (фронтальный  опрос)ТЕСТ З а д а н и е :  выделите правильный ответ.  A. Что такое лексика? 1 Лексика ­ это наука о языке. 2 Лексика ­ это наука о слове. 3 Лексика ­ это совокупность всех слов языка. Б.  Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1 Предложение. 2 Звук. 3 Слово. B.Чем отличается слово от других единиц языка? 1 Оно служит наименованием действий. 2 Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3 Оно служит наименованием предметов. Г. Дайте определение омонимам. 1 Омонимы ­ это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2 Омонимы   ­   это   слова   одной   и   той   же   части   речи,   одинаковые   по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3 Омонимы ­ это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Д. Дайте определение синонимам. 1 Синонимы ­ это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2 Синонимы ­ это слова, противоположные по значению. 3 Синонимы ­ это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Ж. Что такое антонимы? 1 Антонимы ­ это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2 Антонимы   ­   это   слова   одной   и   той   же   части   речи,   одинаковые   по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3 Антонимы ­ это слова, имеющие одно лексическое значение. Ответ должен быть записан на доске в следующем виде: А ­ 3; Б­ 3; В­ 2; Г­ 2; Д ­ 3; Ж­ 1. III Этап применения знаний и способов действий 1)Беседа. Работа с текстом. У ч и т е л ь .  А что такое язык? Сообщение   ученика:  Язык  ­   это   когда   один   человек   говорит,   другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.Лев   Успенский   в   своей   замечательной   книге   «Слово   о   словах»   пишет: «Язык ­ удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, ­ мясистый подвижный орган вкуса,  помещающийся  во   рту,  и   человеческая   способность  говорить   и  по­ нимать собеседника ­ издавна именуются одним и тем же словом    У ч и т е л ь .   По  поводу  языка  высказывались   многие  ученые,  писатели. Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам понятны. 1.Язык   ­   инструмент,   необходимо   хорошо   знать   его,   хорошо им владеть. (М. Горький.) 2. ...   русский   язык   ­   один   из   богатейших   языков   в   мире,   в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.) 3.Язык   народа   ­   лучший,   никогда   не   увядающий   и   вечно   вновь   (К.Д.Ушин­ распускающийся   цвет   всей   его   духовной   жизни... ский.) Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и ответить на вопросы: ­ Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего пет на свете, а в другом утверждает, что язык ­ это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? У ч и т е л ь .   Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой: «Слово ­ дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно   служить   вражде   и   ненависти.   Берегись   такого   слова,   которое разъединяет людей». У ч и т е л ь .   А сколько слов в русском языке? У ч и т е л ь .  Обратите внимание, ребята! Интересные числа! В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов. слов. Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов. Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, ­из 12 тысяч А словарь младшего школьника 10­12 лет ­ 3600 слов! У ч и т е л ь .   Обратите внимание, ребята, на высказывание П. В. Гоголя: «Перед   вами   громада   ­   русский   язык.   Наслажденье   глубокое   зовет   вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...» 2)Работа в группах. На доске ­ критерии оценки: «5» баллов ­ ответ грамотный; «4» балла ­ есть одна неточность; «3» балла ­ 2 неточности; и «0» баллов ­ 3 и более неточности или группа вообще отказывается от защиты ответа. 1­я группа. З а д а н и е 1 :   Раскрыть значение слова  дом  ­ в отрывке. Как называются такие слова? Тот дом без крыши, без угла,Согретый по­жилому,  Твоя хозяйка сберегла   За тыщу верст от дома. А. Т. Твардовский З а д а н и е   2:Указать в каждой паре предложений слова, одинаково зву­ чащие, но с разными значениями. Как называются такие слова? 1 Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) ­ Лекции ­ очень важный вид обучения. 2 Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) ­ Отец усовершенствовал коленчатый вал. 3. Тракторы   перепахивали   пар.   ­   Пар   выбивался   из­под крышки кастрюли.      2­я группа. Задание 1:  Объяснить значение словосочетаний в контексте. Сердечный человек ­ ... Глухой старик ­ ... Сердечный прием ­ ... Глухой голос ­ ... Сердечная мышца ­ ... Глухой переулок ­ ... З а д а н и е 2: В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями  речи они выражены? 1. Когда едешь в путь, осторожен будь. ­ Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к нему оком, а он боком. ­ Свой глаз ­ алмаз. 3. Что испек, то и кушай. ­ Чем больше ешь, тем больше хочется. 3­я группа. З а д а н и е 1 :  Определить значение слова разбить в предложениях. 1. Петя  разбил  себе нос. 2. Туристы  разбили  палатку. 3.  Раз    били  врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок. З а д а н и е  2: Отгадать загадки. Указать антонимы. Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех», В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле Потому что я ... (зима). Не от радости утех ­ От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач). 3)Решаем кроссворд. Кроссворд по теме «Лексика» 1 2 3 4 56 7 З а д а н и е :  Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным   ниже   словам,   а   в   вертикальном   столбце   вы   прочтёте   общее название таких слов. 1.   Горький.   2.   Начинать.   3.   Буря.   4.   Рыхлый.   5   Трудолюбивый.   6. Короткий. 7. Свет. IV.Этап подведения итогов V.   Этап информации   о домашнем   задании.  Домашнее   задание  3 ступеней: сложное, средней сложности, легкое.  С л о ж н о е  з а д а н и е . 1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении ­ метафору. 3. Подобрать к нему синонимы. Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В. А. Сухомлинский. З а д а н и е  с р е д н е й  с л о ж н о с т и . Записать   слова,   которые   соответствуют   следующим   лексическим значениям: 1 Договор между двумя или несколькими лицами. 2 Точная, буквальная выдержка из какого­нибудь текста. 3. Игра­задача,   разбитую   на   квадраты, нужно   заполнить   буквами,   чтобы   по   горизонталям   и   вертикалям получились слова.   в   которой   фигуру, 4 Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. 4. Группа   специалистов,   решающая   вопрос   о   присуждении   премии   или награды на конкурсах, выставках. Н е с л о ж н ы е   з а д а н и я . Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены: Главный   ­  ..с   Мощный  ­ ..и    Иностранный  ­..н  Смышленый ­..о Занимательный ­ ..н Грязный  ­ ..и Короткий ­ ..м Скорый ­..ы VI. Этап рефлексии