«ПОВТОРНОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ОТ АКЦЕНТИРОВАННЫХ УДАРОВ К СЕРИЯМ УДАРОВ В КИОКУСИНКАЙ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из них является совершенствование психомоторных реакций. Среди трех основных реакций: обусловленная реакция, реакция выбора и реакция переключения, свойственных высококвалифицированным спортсмена в киокусинкай особое место занимает – реакция переключения. Это связано с тем, что по ходу боя часто возникают ситуации незавершенных действий нападения и обороны, которые можно неожиданно продолжить в свободном от защиты направлении. Высококвалифицированным спортсмены предвидят ход таких событий и часто бывают готовы к ситуациям переключения по ходу выполнения действий. Резервы применения реакции перек
Иконка файла материала 251609.doc

 

«ПОВТОРНОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ОТ АКЦЕНТИРОВАННЫХ

УДАРОВ К СЕРИЯМ УДАРОВ В КИОКУСИНКАЙ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                         стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………..………3

ГЛАВА 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ НАПАДАНИЯ

И ОБОРОНЫ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ ………………………6

1.1 Значение двигательных реакций в процессе применения

боевых действий...………………………………………………………….6

1.2 Виды психомоторных реакций, исследуемых в спорте…………..…………………………………………………………………9

1.3 Тренировка двигательных реагирований в спортивных

единоборствах ………………………………….....................................…...13

1.4 Заключение……………………………………...………………………15

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...16

2.1. Цель и задачи исследования..…………………………………………………………………………..16

2.2. Методы исследования………………………………………………….16

2.2.1. Анализ литературных источников…………………………....17

2.2.2. Педагогические наблюдения ………………………….……...17

2.2.3. Метод моделирования……………………………….………..17

2.2.4. Педагогический эксперимент………………………….……...18

2.2.5. Методы математической статистики…………………….…...18

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПОВТОРНО

ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ ОТ АКЦЕНТИРОВАННЫХ УДАРОВ К СЕРИЯМ

УДАРОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ...………..19

3.1. Определение типовых тактико-технических структур, позволяющих

выполнять повторное переключение к угрозам и реальным ударам…...19

3.2. Совершенствования переключений от акцентированных ударов к

сериям ударов в киокусинкай……………………………………………..34

3.3. Педагогический эксперимент, результаты и обсуждение………….37

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...............49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….51

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Определяется необходимость постоянно совершенствовать технико-тактический уровень спортсменов выступающих на ответственных соревнованиях в киокусинкай. Техника применяемая в поединках высококвалифицированных спортсменов поддается незначительным изменениям от соревнования к соревнованиям. Реального прогресса в подготовке спортсменов можно достигнуть применяя новые разработки в тактике ведения поединков. Многообразие тактических подходов к совершенствованию подготовленности спортсменов позволяет осуществлять целенаправленный выбор среди большого разнообразия тактических средств. Одним из них является совершенствование психомоторных реакций. Среди трех основных реакций: обусловленная реакция, реакция выбора и реакция переключения, свойственных высококвалифицированным спортсмена в киокусинкай особое место занимает – реакция переключения. Это связано с тем, что по ходу боя часто возникают ситуации незавершенных действий нападения и обороны, которые можно неожиданно продолжить в свободном от защиты направлении. Высококвалифицированным спортсмены предвидят ход таких событий и часто бывают готовы к ситуациям переключения по ходу выполнения действий. Резервы применения реакции переключения находятся в способности спортсмена выполнять повторное переключение с применением повторной атаки. В этом случае первая реакция переключения является ложной и позволяет выполнять второе переключение с коротким временем реагирования не позволяя противнику выполнить полноценную защиту.

Исследования проблем развития у спортсменов боевых реагирований и том числе реакции переключения по ходу выполнения действий были проведены А.Н. Блеером и О.Б. Малковым (2005); В.С. Келлером (1972), Д.А. Тышлером (1981); О.Б. Малков, М.Ю. Калашниковым (2014) и др.).

Для противника реакция переключения является в большинстве случаема неожиданной, и это свойство реализуется если скорость реагирования короткая и противник не успевает выполнить аналогичную реакцию для применения повторной защиты. Возможность реакции переключения возникает по ходу ведения боя в зависимости от действий противника или изменением противодействий с противником.

Тренировать реакцию переключения достаточно сложно в связи с вероятностным характером учебных поединков. Моделировать ситуации переключения в тренировочном процессе сложно из-за быстротечности изменения динамической ситуации начала атаки.

Научной проблемой исследования явился процесс выделения основных вариативных ситуаций позволяющих эффективно повторно переключаться от окончания акцентированных ударов к сериям ударов для эффективного завершения нападения, выполняя ложные переключения для повторного продолжения нападения.

Объектом исследования является тренировочная деятельность спортсменов киокусинкай высшей квалификации и спортсменов 14-15 лет.

Предметом исследования является тактика повторного переключения при нанесении одиночных ударов и серии ударов.

Гипотеза исследования. Предполагается что, тактический видеоанализ поединков высококвалифицированных спортсменов киокусинкай, позволит выделить ситуации окончания выполнения акцентированных ударов, в которых спортсмен может осуществить вначале ложное переключение и далее повторное переключение для эффективного продолжения нападения на бездействующего противника. Полученные данные позволят разработать методику тренировки повторного переключения для спортсменов 14-15 лет.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в киокусинкай впервые:

- выделены тактические умения, основаны на выполнение ложных переключений при продолжении повторного переключения для выполнения серии ударов;

- выявлены и определены основные тактико-технические структуры, благоприятные для переключения от выполнения акцентированных ударов к повторному переключению для выполнения серии ударов;

- экспериментально доказана эффективность специализирования психомоторных реакций переключения в ситуациях повторного переключения в киокусинкай.

Практическая значимость работы состоит в том, полученные в результате исследования научно-методические материалы в процессе анализа тактики повторного переключения от акцентированных ударов к сериям ударов в киокусинкай позволит спортсменам повысить уровень технико-тактической подготовленности на основе применения ложных переключений, а тренерам - овладеть новым тактическими средами ведения боя.

 

 

ГЛАВА I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ НАПАДАНИЯ И ОБОРОНЫ ВСПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

 

1.1 Значение двигательных реакций в процессе применения

боевых действий

 

Единоборства характеризуются высокой сложностью ведения поединков с противниками, так как в бою постоянно возникают вариативные конфликтные ситуации [9]. Киокусинкай, как соревновательный процесс относятся к вариативной конфликтной деятельности [14], которая создает особые условия взаимодействия спортсменов, определяя их пространственное временное противодействие. Тактика поведения высококвалифицированных спортсменов в системе взаимодействий между спортсменами во время поединка основополагающим фактором является целевая направленность между собственной цель спортсмена и целевой направленностью его противника в конкретном поединке. Ситуация противоборства создает у спортсмена понимание своего положения в конфликте, а также какой цели может придерживаться противник, такое осознание позволяет осуществлять выбор намерений достижения эффективного результата в соревновательной борьбе.

В процессе принятия решения, фактором ограничивающим эффективность реализации преднамеренных действий является тот временной лимит, который позволяет использовать противник, осуществляющих свои действия с определенной интенсивностью. По ходу поединка спортсмен вынужден осуществлять ответные действия, время реагирования отводимое на них определяются не только характером противоборства, но и биомеханическими характеристиками применяемых спортсменами движений [1, 5, 6]. Время на технику выполнения ударов лимитирована по-разному в ударных и бросковых видах единоборств, однако основополагающим звеном является максимальная быстрота реагирований при выполнении технико-тактических действий, проявляемых в скоростных ударах и не менее скоростной защите. Основные требования для спортсмена, это скорость реагирования в конфликтных ситуациях в предударных и ударных дистанциях. А также расчет времени на выдвигаемые задачи и их решения в ходе поединка [25, 26]. Эффективность применения действий нападения и обороны выполняемые без предварительной подготовки могут оказаться результативными только в условиях отсутствия у противника готовности к ответным действиям [9]. Результативность тактико-технических структур характеризуются временем выполнения, соответствующим лимиту времени протекания конкретного боевого взаимодействия. Чем короче промежуток времени отводимый для решения возникающих задач при реализации действий нападения и обороны, тем острее стоит проблема их эффективного выполнения. Поэтому деятельность в постоянном лимите требует достижения оптимальных как высоких так и замедленных скоростей двигательных реагирований спортсмена.

У спортсменов высшей квалификации, которые уже достигли максимальной быстроты при выполнении движений и они двигательно автоматизированы на первый план выдвигается достижения высокая степень скоростной автоматизации реагирований в динамических боевых взаимодействиях в смысловых ситуациях поединка.

Любые теоретические построения в педагогике спорта должны исходить из особенностей специализированной деятельности спортсменов в условиях тренировок и соревнований. При этом в первую очередь необходимо исследовать функции организма обеспечивающие специфические свойства специализированной деятельности спортсменов [16, 17].

Представители одного направления [1, 11,21] считают, что в арсенале спортсмена должен быть ограниченный круг действий нападения и обороны и эти приемы спортсмен сможет применить в момент возникновения благоприятной ситуации [18, 20].

Другие специалисты придерживаются мнения, что нужно тренировать в отобранных тактических схемах [2]. В спортивных единоборствах была предложена общая классификация действий нападения и обороны. Авторы указывают на то, что действия нападения и обороны должны анализироваться в зависимости от характера конфликтного взаимодействия, возникающего между спортсменами в процессе их применения в поединке. Атаки являются основным средством ведения поединка в спортивных единоборствах, так как непосредственно обеспечивают достижение победы над противником. В свою очередь, действия активной обороны являются следствием выбора способа противодействия атакам, защиты же напрямую противостоят им. Первым признаком, определяющим тактические основы применения атак, активно-оборонительных и защитных действий является характер проявления инициативы спортсмена в процессе развития схватки, а вторым — особенности конфликтного взаимодействия противников.

Учитывая характер противодействий спортсменов в поединке, конкретные действия нападения и обороны можно разделить на десять групп.

1.  Атаки против защит. 2. Маневренные атаки.3. Атака с помехами 4. Атаки с преодолением противодействия противника. 5. Комбинации атак с использованием ответных действий противника. 6. Атаки на маневр.7.  Атаки на предатаковую подготовку. 8. Атаки против атак. 9. Атаки против атак с обыгрыванием предполагаемого намерения противника. 10. Защиты. Переход от защиты к атаке характеризует активную оборону, а срыв атаки противника является основой пассивной обороны [5].

В киокусинкай специалисты основное внимание при рассмотрении технико-тактической подготовки уделяют техники вида спорта и технической подготовки [12, 18, 33], а также технико-тактической подготовки [13, 30, 31, 32], в доступной нам литературе мы не обнаружили материалов посвященных исследования совершенствования реакции переключения в киокусинкай.

Проведенный анализ показывает, что для киокусинкай необходимо адаптировать материалы, представленные в спортивных единоборствах. Данные материалы позволяют, проводит как тактический анализ атакующих действий, так и разрабатывать технологию их совершенствования.

 

 

1.2 Виды психомоторных реакций, исследуемых в спорте

 

В экспериментальной практике наиболее часто изучению подлежат следующие разновидности двигательных реакций. В первую входит совокупность отдельных реакций на конкретные воздействия побудителей, во вторую совокупность относительно постоянных состояний двигательных систем, являющихся как бы моторным фоном для проявления психической активности.  В первом случае в зависимости от того, с каким функциональным компонентом психики преимущественно взаимодействует двигательный анализатор, принято различать сенсомоторные, идеомоторные и эмоциомоторные реакции.  Во втором случае можно говорить о таких явлениях, как мышечный тонус, тремор и спонтанная двигательная активность [18.]

В психологии принято выделять следующие психические реакции:реакция различения; простая сенсомоторная реакция; реакция выбора; реакция переключения; реакция на движущийся объект; реакция слежения; сенсомоторная координация и другие реакции [4, 19, 28].

Различение стимулов  может быть и одновременным и разновременным. Реакция на изменения представляет собой частный случай реакции на различение, поскольку производится реагирование на отличия. Реакция различения заключается в реагировании определенным образом на разницу между сигналами по определенному признаку, например, по модальности, по пространственным размера или форме, по локализации и т.д. Основные отличия при реакции на изменение связаны с показателями пространственными (размер, форма, местоположения) и энергетическими (интенсивность). В реакции на различение присутствуют изменения во времени (длительность) и в информационных (модальность и качество) показателях. С процессом различением тесно связан процесс обнаружения, первый выполняется на основе абсолютной сенсорной чувствительности, а второй на основе дифференциальной чувствительности [19].

Три психических процесса определяют основные акты протекания реакций:

- сенсорный момент реакции — процессы обнаружения и восприятия стимула;

- центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятой информации, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором тех или иных стимулов [7];

- моторный момент реакции — процессы, определяющие начало движения и его координацию [8, 22, 29].

Значение сигнала подразделяет реакции на простые и сложные. Сложный сигнал — это стимул с несколькими опознавательными признаками. В зависимости от того, насколько сложен центральный момент реакции, различают так называемые простые и сложные психомоторные реакции [28].Они же выступают основными, так как их освоение необходимо для формирования специализированных умений эффективного поведения в конфликтных и критических ситуациях.

Ответ обусловленным движением на известный сигнал характеризует простую сенсомоторную реакция, которая представляет собой быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Простая двигательная реакция определяет максимально быстрое выполнение действия, например, отскочить от падающего предмета, перепрыгнуть препятствие и т.д. [15];

Сложный сигнал порождает сложную сенсомоторную реакцию, которая является предельно быстрым двигательным ответом на сложный сигнал. Сложная реакция, помимо времени реакции, характеризуется еще и правильностью исполнения, т.е. соответствием двигательного ответа поступившему сигналу. Иногда этот параметр реакции называют точностью или адекватностью.

Разделение реакций предопределена увеличением по сравнению с простой сенсомоторной реакцией числи сигналов и числа ответов [39]. Но это усложнение не только количественное, но и качественное, так как в сенсорное реагирование включаются еще и мнемический, и мыслительный компоненты: опознание сигнала из возможного стимульного ряда, соотнесение с ним соответствующего способа действия из ряда возможных ответов и принятие решения. Процессы же, связанные с физическим воздействием стимула и осуществлением двигательного акта, в этом виде реакции аналогичны простой сенсомоторной реакции [19].

Сложные психомоторные реакции имеют несколько разновидностей. Так, например, в спортивном поединке на один сигнал необходимо выполнить определенное движение, а на другой никакого движения делать не надо. В этой ситуации у спортсмена осуществляется реакция распознания,или различения, которая позволяет в самом начале развития критической ситуации определить источник опасности и своевременно принять решение.

Когда разрешение конфликтной ситуации связано с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных, то такую реакцию называют реакцией выбора. Например, если при выполнении маневрирования, спортсмен может обойти противника справа или слева, то в данном случае можно говорить о реакции выбора между альтернативными действиями. Если ли же обход противника связан с его преднамеренными движениями вправо или влево, то обход необходимо выполнить в противоположном направлении, тогда возникает реакция распознания при выборе альтернативных действий. При необходимости изменить направлении маневра уже во время выполнения движения, возникает реакция переключения, разновидностей которой достаточно много.

Антиципация является очень важной способностью спортсменов к реагированию в играх и спортивных единоборствах. Пространственно-временная антиципация является важнейшим психологическим механизмом для эффективной реализации исполнительных действий спортсмена-единоборца (сила и точность ударов у боксера, точность укола у фехтовальщика), так как выбор момента начала атаки (контратаки) должен отвечать критерию своевременности [29].

В спортивной психологии среди психических качеств спортсменов наиболее подробно изучена быстрота психомоторных реакций, так как она непосредственно влияет на рост спортивного мастерства. В целом развитие психомоторных реакций, воздействует на подвижность и уравновешенность нервных процессов, возрастания лабильности двигательных функций, сокращение латентного времени реакции. В спортивных играх и единоборствах быстрота реагирования и скорость сенсомоторных реакций является важным компонентом специальных способностей. Различная по характеру тренировочная работа закономерным образом воздействует на психические и психомоторные качества спортсменов.

Время реакции выбора во многом зависит от количества автоматизированных тактических действий и технических приемов, которые позволят найти эффективное решение как при альтернативном выборе, так и при сложном выборе из нескольких возможных решений:

Реакция переключения представляет собой предельно быстрый двигательный ответ на неожиданное изменение сигнального значения стимула. По своим характеристикам этот вид реакции схож с простой реакцией различения, однако при различении надо реагировать на любые изменения стимуляции одним и тем же ответом, а при переключении только на такие изменения, которые соответствуют новом значению сигнала. Этим реакция переключения имеет сходство и реакцией выбора. Реакция переключения после торможения – определяет способность максимально быстро остановиться, например, при резком приближении противника быстро изменить направление движения для защиты, избегая столкновения. Данная реакция может происходить как в структуре двигательного состава, так и с переходом к выполнению другого действия. Реакция переключения может быть осуществлена на ориентировке при принятии решения, а при выполнении необходимо максимально быстрое торможение.

В процессе выполнения действий нападения и обороны в моменты изменения ситуации из-за противодействия противника спортсмену необходимо найти новое решение для продолжения своих действий. Именно переключения в структуре конфликтного взаимодействия позволяет перейти от одного движения к другому, которое более эффективно для достижения оцениваемого результата.

 

 

1.3 Тренировка двигательных реагирований в

спортивных единоборствах

 

Автоматизация технической структуры выполнения действия сменяется процессом совершенствования реагирования в ситуациях применения этого действия в целом, что приводит к укорочению латентного времени действия. Следовательно, существуют два направления: первое - совершенствование двигательной структуры действия, техники приема и второе - сокращение латентного периода реакции. Дельнейшее совершенствование состоит в комплексном улучшении скрытого периода, моторного компонента в соответствии с динамической ситуацией спортивного поединка [9].

Целенаправленное поведения каждого спортсмена позволяет осуществляться осуществлять различные, тактически обоснованные противодействий [23, 24]. Ошибки одного из участника спортивного конфликта открывают перед другим перспективу нанести поражение ли избежать его за счет перестройки двигательных структур приемов, переключений по ходу выполнения на другие действия. Переключение в структуре боевых взаимодействий в большинстве случаев носит преднамеренно-экспромтный характер. Однако при высоком спортивно-техническом уровне мастерства возможно также экспромтное переключение на выполнение неожиданного действия [9].

Спортсмены с индивидуальной склонностью к проявлению дизъюнктивных реагирований. Имеют относительно равномерный баланс оснащенности средствами нападения и обороны. Они предрасположены к широкому использованию благоприятных ситуаций и большого набора подготавливающих действий, адекватных конкретным ситуациям, тактическим намерениям и действиям. В соревнованиях они склонны к применению преднамеренных действий нападения и обороны с выбором, при этом значительный эффект достигается за счет экспромтного решение дизъюнктивных задач особенно в обороне, позволяющих успешно противостоять неожиданным действиям противников. Характерным для таких спортсменов является нацеленность тактического рисунка поединка на обыгрывание противников с использованием подготавливающих действий. Отмечается тяготение к плановому развитию ситуации с меньшим числом неожиданностей, экономному маневру, а также разнохарактерность при выполнении действий по длине дистанции, быстроте, ритмичному рисунку [5, 36].

Развитие способностей спортсменов осуществлять реагирование переключением связанно с моделирование в тренировочном процессе определенных ситуаций. В зависимости от подготовленности спортсмена оправдано усложнять характер ответных действий и условий их выполнения. Так например, спортсмен выполняет защиту в ответ на заранее обусловленный удар, а затем ему предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, затем трех и т.д. [10].

ля переключения особое значение имеет способность предугадывать действия противника. Другими словами, реагировать не столько на противника или партнера, сколько на малозаметные движения, предсигналы, отражающие преднастройку в выполнении преднамеренных действий [34, 35].

Для спортсменов со склонностью к действиям с переключением важен высокий уровень вариативности техники, развития способности к перестройкам двигательных структур, а также изменения рисунка боевых движений в ходе единоборства. Это позволяет спортсменам в ходе схваток исправлять неточность первоначальных тактических намерений, успешно бороться против неожиданных действий противников, зкспромтно использовать широкий круг боевых средств.Сигналами (раздражителями) являются замахи, движения туловищем, головой, невооруженной рукой, ногами, соприкосновения и т. д. Используя средства нападения и обороны, успех которых зависит от возможно более поздних реагирований противника, целесообразно применять без излишних движений («предсигналов») [9].

Наиболее важной информацией является распознание стартовой части нападений, эффективно воздействующих на анализаторы, вызывая у обороняющихся спортсменов, не обладающих достаточным уровнем проявления пространственной и временной антиципаций, состояния торможения и делает действия в обороне хаотическими [26, 37].

Развитые способности спортсменов управлять поведением противников на уровне осознания действий относится к использованию ложных и имитирующих движений, позволяет предвидеть ситуации переключения и вызывая определенные движения у противника для успешного осуществления последующих приемов.

 

1.4 Заключение

В результате анализа литературы мы установили, что реакция переключения имеет несколько разновидностей: переключение по ходу выполнения действия в зависимости от развития событий в боевой ситуации, от действий противника; переключение до пусковой реакции, когда спортсмен еще может выбирать или ждать момент старта для выполнения действия; переключение на выборе или на реакции антиципации. Это подчеркивает необходимость проведения настоящего исследования направленного на совершенствование учебно-тренировочного процесса в киокусинкай.

 

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Цель и задачи исследования

 

Цель работы

Определить и экспериментально обосновать содержание совершенствования реакций повторного переключения при выполнении боевых действий в ситуациях, возникающих после выполнения акцентированных ударов.

 

Задачи исследования

1. Рассмотреть теоретические и практические подходы в литературе по спортивным единоборствам к проблеме совершенствования реакции переключения при выполнении действий нападения и обороны.

2. Определить основные тактико-технические структуры, применяемые в киокусинкай при выполнении акцентированных ударов и способов повторного переключения к сериям ударов.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику совершенствования повторных переключений с применением первого ложного переключения на этапе спортивного совершенствования в киокусинкай при подготовке спортсменов 14-15 лет.

 

2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

2. Педагогические наблюдения.

3. Метод моделирования.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

 

2.2.1 Анализ литературных источников

 

Анализ литературных источников позволил нам: установить актуальность проведения нашего исследования; уточнить цель и гипотезу работы; определить значение развития психомоторных реакций для повышения эффективности осуществлять переключения по ходу выполнения боевых действий; установить основные подходы к выделению и анализу тактико-технических действий в различных видах единоборств. Определить теоретические подходы и методологию исследования – и выбрать соответствующие методы исследования. Анализ и изучение литературных источников включал в себя рассмотрение научно-методической и практической литературы в различных видах спортивных единоборств.

 

2.2.2 Педагогические наблюдения

 

Педагогические наблюдения позволили нам осуществить сбор и анализ информации об учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменах киокусинкай. Педагогические наблюдения были направлены на исследование тактико-технической подготовки спортсменов. Педагогические наблюдения так же применялись при проведении педагогического эксперимента по проверке разработанного нами содержания тренировки повторной реакции переключения в киокусинкай. Педагогические наблюдения способствовали получению практических обобщений при обсуждении исследовательских и экспериментальных результатов проводимого исследования.

 

2.2.3 Метод моделирования

 

Моделирование в нашем исследовании применялось для разработки упражнений, которые дают возможность в тренировочном процессе  моделировать ситуации боевых взаимодействий спортсменов в киокусинкай при освоении ими повторных переключений. Моделирование осуществлялось с использование специальных заданий, которые выполнял спарринг партнер.

 

2.2.4. Педагогический эксперимент

 

В нашем исследовании педагогический эксперимент проводился для обоснования эффективности разработанного содержания совершенствования атакующих действий при специализировании реакции повторного переключения в киокусинкай. Педагогический эксперимент проводился в течение пяти месяцев в рамках учебно-тренировочного процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов киокусинкай. Педагогический эксперимент проводился в контролируемых условиях, с учетом проведения процедур, предусмотренных в теории педагогических экспериментов [27].

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2014 по февраль2015 года. Для проведения эксперимента была сформирована учебно-тренировочная группа из спортсменов высшей квалификации.

Для проведения предварительной и итоговой проверок мы использовали тренировочные задания для оценки тактико-технической подготовленности испытуемых спортсменов.

 

2.2.5  Методы математической статистики

 

Экспериментальные данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, обрабатывались с помощью однофакторного дисперсионного анализа при корреляции данных при внутригрупповом сравнении [27]. При использовании дисперсионного анализа достоверными различиями при внутригрупповом сравнении мы приняли уровень различия или сходства при Р≤0,05.

 

 

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПОВТОРНО ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ ОТ АКЦЕНТИРОВАННЫХ УДАРОВ К СЕРИЯМ УДАРОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

3.1 Определение типовых тактико-технических структур, позволяющих выполнять повторное переключение к угрозам и реальным ударам

 

Для выявления тактико-технических структур, включающих применение повторного переключения переключаться от акцентированных ударов к сериям ударов нами был проведен тактических видеоанализ соревновательных поединков высококвалифицированных спортсменов стиля киокусинкай. Вначале эксперты просматривали поединок и выбирали необходимые тактико-технические структуры, далее осуществлялся детальный анализ выделенных структур, они описывались и делались видеограммы.

 

Рис.1 ТТС-1. Повторное переключение на удар ногой в голову после угрозы удара рукой в туловище

 

Описание ТТС. Атакующий спортсмен выполняет серию, состоящую из удара рукой в туловище и последующиего удара ногой в голову. Удар ногой в голову не достигает накаутирующего эффекта. Противник прихватывает ногу и выполняет ответную атаку ударом ногой во внутреннюю часть бедра. Атакующий демонстрирует первое переключение на угрозу удара рукой в туловище, а на реакцию противника на предполагаемый удар рукой выполняет повторное переключение  на нанесения удара ногой в голову.

 

Рис. 2 ТТС-2. Повторное переключение от ударов руками в туловище к удару ногой с разворотом в голову

 

Описание ТТС. Атакующий спортсмен осуществляет натиск на своего противника и наносит ему серию ударов правой рукой в туловище и правой ногой в наружную часть бедра ноги, противник защищается вхождением в клинч, атакующий отталкивает противника, который выполняет удары руками в туловище и выходит на ударную дистанцию для проведения ударов ногами. Атакующий выполняет первое переключение ложным ударом правой рукой в туловище и осуществляет повторное переключение нанесением удара ногой в голову с разворотом.

Рис.3. ТТС - 3. Повторная комбинация угроза ударов руками с переключением на удар сбоку в туловище и повторное переключение на угрозу ударов руками и удар ногой в голову с разворотом

Описание ТТС. Атакующий наносит противнику боковой удар правой ногой в бедро снаружи, вызываю у противника защиту отскоком и далее продолжает атаку боковым ударом левой ноги в голову. Защищающийся блокирует удар в голову руками. Далее атакующий выполняет повторный падающий с верху удар левой ногой в голову. Защищающийся успешно защищается блокировкой рук и отступлением. Атакующий разрывает дистанцию и начинает повторную атаку боковым ударом правой ногой в голову, противник защищается блокировкой руками и стремится сблизиться в клинч. Атакующий отталкивает противника переключаясь на угрозы ударов руками и повторно переключается на удар назад в голову с разворотом в прыжки, попадая ногой в голову.

Рис.4. ТТС-4. Переключение от прямого удара к падающему удару сверху с выносом на удар изнутри

 

Описание ТТС. Атакующий осуществляет ложную атаку и наносит падающий удар сверх. Противник защищается блокировкой руками и разрывом дистанции, далее пытается осуществить сближение для проведения атаки. На сближение противника атакующий переключается на выполнение бокового удара ногой в туловище, его противник повторно блокирует удар руками и о инерции продолжает сближение. Атакующий повторно переключается, нанося падающий удар сверху выносом ноги для удара изнутри.

 

Рис.5. ТТС-5. Повторное переключение от угрозы ударов руками в голову к повторному переключению ударом ногой в голову с разворотом и падением

 

Описание ТТС. Атакующий наносит удар левой ногой с разворотом в туловище противник и тут же выполняет боковой удар в туловище останавливая натиск противника выполняя боковой удар правой ногой в туловище. Спортсмены разрывают дистанции и при взаимосближении атакующий выполняет переключение на угрозу удара руками с переходом на повторное переключение ударом правой ногой в голову с разворотом и падением.

 

Рис.6. ТТС - 6 Атака ударом ногой изнутри в нижнюю часть и переключению к угрозе ударов руками и к повторному переключению ударом ногой сверху с выносом ноги сбоку

Описание ТТС.  Спортсмены во взаимосближение толкают руками друг друга угрожая проведением ударов руками и атакующий выполняет удар ногой во внутреннюю часть бедра, далее атакующий переключается на толчки руками противника с угрозами выполнения ударов руками и повторным переключением на выполнение падающего удара в голову с выносом ноги сбоку.

Приведенные выше тактико-технические структуры показывают основные тактические способы реализации повторного переключения в ситуациях ведения поединка и применения ударов руками и ногами в киокусинкай. В нашем исследовании они являются основанием для разработки методики тренировки и тестирования подготовленности испытуемых до и после эксперимента.

 

 

 

3.2 Совершенствования переключений от акцентированных ударов к сериям ударов в киокусинкай

 

 

В бою часто возникают моменты, когда спортсмен сумел провести акцентированный удар, но не нокаутировал противника. В этой ситуации затруднено применение повторной атаки вследствие того, что выполнение акцентированного удара требует максимального напряжения мышц и внимания спортсменов. В связи с этим ему сложно начать полноценное выполнение нового атакующего действия. Эта проблема решается с помощью выполнения ложной угрозы в направлении ранее выполненного акцентированного удара. Такое движение вызывает обостренное реагирование противника, так как в эту поражаемую поверхность только что был осуществлен акцентированный удар. В это же время применение угрозы дает возможность атакующему спортсмену выбрать направление повторного переключение на реальное выполнение атаки. Такой выбор осуществляется за счет оценки раскрытой поражаемой поверхности, взаиморасположения спортсменов, возможностью противника обороняться, используя встречную или ответную атаки.

Переключение в ситуациях после выполнения результирующего действия требует специального обучения. Это связано с тем, что после финального движения спортсмены останавливаются, ожидая результатов своей атаки. Если спортсмен приучен к закрытию атаки, для него не составит большого труда освоить умения продолжения атаки, несмотря на эффективное выполнение акцентированного удара.

Повторное переключение является сложным переходом от преднамеренных атакующих действий к действиям по ситуации, которые для противника чаще всего являются неожиданными. Тренировка реакции повторного приключения достигается с помощью имитационного моделирования боевых взаимодействий. Имитация защитных действий позволяет избежать травм для обороняющего и атакующего спортсменов. Одновременно само боевое взаимодействие приближается к условиям реального поединка.

В спортивной деятельности выполнение своевременного переключения, как правило, вызывает у противника запаздывающее реагирование, а повторное является еще более неожиданным, тем более, что первое переключение закрепляет реагирование на акцентированный удар.

Тренировка ситуационно выполняемых действий для высокоскоростных переключений в структуре двигательного состава боевых взаимодействий позволяет сформировать устойчивые двигательные навыки переключения от одних движений к другим, что в итоге дает возможность избежать двигательных задержек в бою. В боевых взаимодействиях с повторным переключением в ситуациях выполнения первого переключения ложным движением и второго реальным результирующим облегчается возможность к детализации предполагаемых действий противника, так как вначале ложным действием создается предсказуемое для атакующего спортсмена боевое взаимодействия с целью неожиданного продолжения атаки.

Облегчается также достижение результатов преднамеренных действий, так как ложное действие не дает противнику возможности осуществить выбор кроме как отвечать на угрозу. Именно это сужает круг ответных действий противника, при этом увеличивает количество направлений возможного продолжения атаки для успешного завершения нападения или обороны после повторного переключения.

Например, целесообразно атаковать противника в ту же поражаемую поверхность, куда был выполнен акцентированный удар. И если нельзя выполнить повторный удар, то демонстрируется ложный удар в ближайшую поражаемую поверхность. После этого для атакующего безопасно выполнить повторное переключение на открытое для нападения направление.

В боевых взаимодействиях возможны различные варианты повторных переключений для применения серии выполнения ударов руками или ногами, а также смешанных серий выполнения ударов руками и ногами. Особенно эффективно двойное переключение после акцентированных ударов по бедрам, после которых выполняется серия двух ложных ударов в ногу и в голову. В данном случае происходит переключение, как по уровню выполнения ударов, так и по направлению. Другим важным повторным переключением является комбинация, выполняемая после акцентированных ударов руками в туловище, ложного удара в туловище и удара ногой в голову. Третье повторное переключение – от удара ногами в туловище к ложному удару в голову и серии акцентированных ударов в ноги.

Тактический анализ выполнения повторного переключения позволил выявить следующие тактико-технические структуры, освоение которых определило проведение педагогического эксперимента.

Повторное переключение на удар ногой в голову после угрозы удара рукой в туловище.

Повторное переключение от ударов руками в туловище к удару ногой с разворотом в голову

Повторная комбинация угроза ударов руками с переключением на удар сбоку в туловище и повторное переключение на угрозу ударов руками и удар ногой в голову с разворотом

Переключение от прямого удара к падающему удару сверху с выносом на удар изнутри

Повторное переключение от угрозы ударов руками в голову к повторному переключению ударом ногой в голову с разворотом и падением

Атака ударом ногой изнутри в нижнюю часть и переключению к угрозе ударов руками и к повторному переключению ударом ногой сверху с выносом ноги сбоку.

 

3.3. Педагогический эксперимент, результаты и обсуждение

 

Проведение педагогического эксперимент вызвано необходимостью получить статистически достоверные результаты, подтверждающие эффективность разработанного нами содержания совершенствования реакций повторного переключения на выполнение серии ударов руками и ногами. Положительные результаты, полученные в эксперименте позволят утверждать об эффективности методики и ее практическом внедрении в тактико-техническую подготовку спортсменов киокусинкай на этапе спортивного совершенствования.

Гипотеза. Предполагалось, что разработанное содержание обучения позволит статистически достоверно сформировать у спортсменов киокусинкай специальные умения выполнять повторные переключения после нанесения противнику акцентированных ударов по сравнению с уровнем подготовки испытуемых до эксперимента.

Организация и проведение эксперимента проходило в форме естественного педагогического эксперимента, который проводился в рамках учебно-тренировочного процесса, с сентября 2014 года по февраль 2015 года по расписанию проведения учебно-тренировочных занятий. По истечению двух месяцев была проведена отсроченная проверка для определения эффективности сформированных двигательных навыков. Экспериментальная группа (экс.гр.) формировались из квалифицированных спортсменов киокусинкай в количестве 14 человек.

Испытуемые экспериментальной группы в течение эксперимента освоили разработанное содержание тренировки реакции повторного переключения после применения акцентированных ударов. Содержание обучения в экспериментальной группе осваивалось в той же последовательность, которое изложено в предыдущем разделе.

Предварительное обследование проводилось для того, чтобы выявить подготовленность испытуемых в экспериментальной группе. В конце эксперимента была проведена итоговая проверка аналогично предварительной проверки, а по пришествию двух месяцев отсроченная проверка. Все проверки проводились в форме экзамена. При этом использовалась коллективная экспертная оценка. В состав экспертов входили тренеры спортивного клуба и автор работы. Эксперты выставляли оценки после обсуждения между собой, на основании единых требований.

Для проверки умений выполнения повторного переключения после акцентированного удара использовалось моделирование 3 тактико-технические структур с применением разновидностей серии ударов.

Предварительная и итоговая проверки проводились следующим образом.

При определении умений и навыков демонстрации испытуемыми повторной реакции переключения после выполнения акцентированных ударов руками и ногами каждый испытуемый просматривал пять тактико-технических структур. После просмотра всех трех структур испытуемый по команде экзаменатора начинал выполнять задания.

Первое задание–повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову.

Второе задание–повторное переключение от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову.

Третье задание–повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом.

Все задания оценивали три эксперта: положительно 1 балл или отрицательно 0 баллов. Сравнение оценок проводилось после каждого испытуемого с помощью обсуждения мнения каждого эксперта, и в итоге выставлялась единая оценка.

Для проверки экспериментальной гипотезы нами были осуществлены предварительная, итоговая и отсроченная проверки, которые были осуществлены по одной методике.

Результаты предварительной, итоговой и отсроченной проверок умений демонстрации испытуемыми созданий у противника реакции повторного переключения представлены в таблице 1. В таблице отображены полученные в ходе проверок оценки выполнения заданий и средние значения этих оценок полученных испытуемыми экспериментальной группы.

 


Таблица 1 - Результаты предварительной, итоговой и отсроченной проверок умений демонстрации повторных переключений при выполнении серии ударов

О ц е н к и

п/п

Повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову

Повторное переключение от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами  в голову

Повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом

 

Предв.   

проверка

Итоговая проверка

Отсроч.

проверка

Предв.   

проверка

Итоговая  

проверка

Отсроч.

проверка

Предв.   

проверка

Итоговая проверка

Отсроч.

проверка

1

1

4

5

2

5

5

2

4

4

2

2

5

4

2

5

5

1

3

4

3

2

4

5

2

4

4

1

3

5

4

1

4

4

1

3

5

2

4

3

5

2

5

4

3

4

5

1

4

5

6

2

5

5

2

5

4

2

5

4

7

2

4

5

1

5

5

1

4

5

8

2

5

5

3

5

3

2

5

4

9

2

3

4

2

4

4

1

3

3

10

11

2

4

5

2

4

4

2

4

4

11

2

4

5

2

4

4

2

4

3

12

1

5

5

1

5

5

2

3

4

13

2

4

5

2

4

5

1

3

5

14

2

4

4

3

4

5

1

3

3

Ср.зн.

зн.

1,79

4,29

4,64

2,00

4,36

4,50

1,50

3,71

4,00


Для установления статистически значимых различий между полученными средними групповыми оценками выполнения трех заданий в предварительной, итоговой и отсроченной проверках, для внутригруппового сравнения использовался однофакторный анализ при корреляции данных и его результаты для испытуемых экспериментальной группы представлены в таблицах – 2-10.

 

Таблица 2 - Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок определения результативности выполнения первого задание

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

50,96  

3,46

43,75  

3,75  

27

13

1

13

1,89  

 0,27  

43,75  

0,29  

151,674,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора –85,84 %

 

Таблица 3 - Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок определения результативности выполнения второго задания

 

    Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

50,11  

5,61  

38,89  

5,61  

27

13

1

13

1,86

 0,43

38,89

0,43

90,17   4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 77,62%

 

 

Таблица 4 - Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок определения результативности выполнения третьего задания

 

 

    Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

44,68  

8,18  

34,32  

2,18  

27

13

1

13

1,86

0,43

38,89

0,43

204,8   4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 76,82%

 

 

Таблица 5 - Результаты дисперсионного анализа итоговой и отсроченной проверок определения результативности выполнения первого задание

 

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

8,96

4,46  

0,89  

3,61  

27

13

1

13

0,33  

0,34  

0,89  

0,28  

3,22  4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 9,96%

 

 

 

Таблица 6 - Результаты дисперсионного анализа итоговой и отсроченной проверок определения результативности выполнения второго задания

 

 

    Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

10,86  

4,86  

0,14  

5,86  

27

13

1

13

0,40  

0,37  

0,14  

0,45  

0,32 4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 1,32%

 

 

Таблица 7 - Результаты дисперсионного анализа итоговой и отсроченной проверок определения результативности выполнения третьего задания

 

 

    Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

15,43  

 7,43  

 0,57  

 7,43  

27

13

1

13

0,57  

 0,57  

 0,57  

 0,57  

1,8   4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 3,7%

 

 

 

Таблица 8 - Результаты дисперсионного анализа предварительной и отсроченной проверок определения результативности выполнения первого задание

 

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

62,71  

 2,71  

 57,14  

 2,86  

27

13

1

13

2,32  

 0,21  

 57,14  

 0,22   

260   4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 91,12%

 

 

Таблица 9 - Результаты дисперсионного анализа предварительной и отсроченной проверок определения результативности выполнения второго задания

 

    Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

55,25  

 3,75  

 43,75  

 7,75  

27

13

1

13

2,05  

 0,29  

 43,75  

 0,60  

73,39   4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 79,19%

 

 

Таблица 10 - Результаты дисперсионного анализа предварительной и отсроченной проверок определения результативности выполнения третьего задания

 

    Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.    табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

56,71   

 2,71  

 46,29  

 7,71  

27

13

1

13

2,10  

 0,21  

 46,29  

 0,59  

78   4,8

(Р≤0,05)

Степень влияния фактора – 81,7%

 

В предварительной проверке испытуемые Экс.гр. показали следующие результаты проверки способности повторно переключаться при выполнении серии ударам, так средние значение способности повторно переключение от ударов руками к ударам ногами в голову равно 1,79 (табл. 1). Средние значения оценок повторно переключаться от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову – 2,0 (табл.1). Средние значения оценок повторно переключаться от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались равными –1,5(табл.1).

В итоговой проверке было установлено, что произошли существенные изменения в оценках умений специализированных сенсомоторных умений переключения при применения разновидностей серии ударов у испытуемых в Эк.гр. Средние значение способности повторно переключаться при выполнении серии ударам, так средние значение способности повторно переключаться от ударов руками к ударам ногами в голову равно 4,29 (табл. 1). Средние значения оценок повторно переключаться от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову – 4,36 (табл.1). Средние значения оценок повторно переключаться от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались равными – 3,71 (табл.1).

По всем трем показателям проверки умений демонстрации повторных переключений при выполнении серии ударов, мы наблюдает статистически значимые различия и соответственно:

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 151,67 степень влияния фактора составила 85,84% (табл.2);

- повторное переключение от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову оказались при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 90,17 степень влияния фактора составила 77,62% (табл.3);

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 204,8 степень влияния фактора составила 76,82% (табл.4).

Данные результаты однозначно указывают на то, что в процессе экспериментальной проверки эффективность разработанного нами содержания формирование реакции повторного переключения при выполнении серии ударов в киокусинкай повысилась при внутригрупповом сравнении средних значений оценок между предварительной и итоговой проверками.

В отсроченной проверке было установлено, что произошли изменения в оценках умений специализированных сенсомоторных умений повторно переключаться при применения разновидностей серии ударов у испытуемых в Эк. гр. Средние значение способности повторно переключаться при выполнении серии ударам, так средние значение способности повторно переключаться от ударов руками к ударам ногами в голову равно 4,64 (табл. 1). Средние значения оценок повторно переключаться от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову – 4,50 (табл.1). Средние значения оценок повторно переключаться от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались равными – 4,0 (табл.1).

По всем трем показателям сравнения между средними значениями итоговой и отсроченной проверками умений демонстрации повторных переключений при выполнении серии ударов, мы не наблюдаем статистически значимые различия и соответственно:

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 3,22 степень влияния фактора составила 9,96 % (табл.5);

- повторное переключение от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову оказались при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 0,32 степень влияния фактора составила 1,32% (табл.6);

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 1,8 степень влияния фактора составила 3,7% (табл.4).

Данное измерение показало, что у испытуемых не произошло ухудшение средних значений приобретенных ими навыков выполнять повторное переключение. Однако для убедительности полученных данным нами была осуществлено внутригрупповое сравнение между предварительной и отсроченной проверками

По всем трем показателям сравнения между средними значениями предварительной и отсроченной проверками умений демонстрации повторных переключений при выполнении серии ударов, мы наблюдаем статистически значимые различия и соответственно:

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 260 степень влияния фактора составила 91,12 % (табл.8);

- повторное переключение от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову оказались при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 73,39 степень влияния фактора составила 79,19% (табл.9);

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались при статистически значимых различиях при F критерии расчетном равным 78 степень влияния фактора составила 81,7% (табл.10).

Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую экспериментальную гипотезу об эффективности разработанного нами содержания тренировки умений переключаться при применения разновидностей серии ударов у испытуемых в экспериментальной группе. По всем трем показателям проверки умений демонстрации повторных переключений при выполнении серии ударов, мы наблюдает статистически значимые различия при внутригрупповом сравнении предварительной и итоговой проверками и предварительной и отсроченной проверками. Первая и вторая проверка указывает на то, что эксперимент прошел удачно, а внутригрупповое сравнении итоговой и отсроченной проверок не показало статистически значимых различий, что указывает на стабильность сформированным в ходе эксперимента навыков.

ВЫВОДЫ

 

1.Продолжение выполнение серии ударов после нанесения акцентированного удара затруднено в следствие того, что повторное выполнение акцентированного удара требует максимального напряжения мышц и внимания спортсменов. В связи с этим атакующему спортсмену сложно начать полноценное выполнение нового атакующего действия. Эта проблема решается с помощью выполнения ложной угрозы в направлении раннее выполненного акцентированного удара. Такое движение вызывает обостренное реагирование противника, так как в эту поражаемую поверхность только что был осуществлен акцентированный удар. В это же время применение угрозы дает возможность атакующему спортсмену выбрать направление повторного переключение на реальное продолжение атаки. Такой выбор осуществляется за счет оценки раскрытой поражаемой поверхности, взаиморасположения спортсменов, возможностью противника обороняться, используя встречную или ответную атаки.

2. Повторное переключение является сложным переходом от преднамеренных атакующих действий к действиям по ситуации, которые для противника чаще всего являются неожиданными. Тренировка реакции повторного приключения достигается с помощью имитационного моделирования боевых взаимодействий. Имитация защитных действий позволяет избежать травм для обороняющего и атакующего спортсменов. Одновременно само боевое взаимодействие приближается к условиям реального поединка. В спортивной деятельности выполнение своевременного переключения, как правило, вызывает у противника запаздывающее реагирование, а повторное переключение является еще более неожиданным тем более, что первое переключение закрепляет реагирование на акцентированный удар.

3. В боевых взаимодействиях возможны различные варианты повторных переключений для применения серии выполнения ударов руками или ногами, а также смешанных серий выполнения ударов руками и ногами. Особенно эффективно двойное переключение после акцентированных ударов по бедрам, после которых выполняется серия двух ложных ударов в ногу и в голову. Происходит переключение как по уровню выполнения ударов, так и по направлению. Другим важным повторным переключением является комбинация, выполняемая после акцентированных ударов руками в туловище, ложного удара в туловище и удара ногой в голову. Третье повторное переключение – от удара ногами в туловище к ложному удару в голову и серии акцентированных ударов в ноги.

4. Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую экспериментальную гипотезу об эффективности разработанного нами содержания тренировки умений переключаться при применения разновидностей серии ударов у испытуемых в экспериментальной группе. По всем трем показателям проверки умений демонстрации повторных переключений при выполнении серии ударов, мы наблюдает статистически значимые различия и соответственно при внутригрупповом сравнении основных предварительной и итоговой проверок получены следующие результаты:

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову при статистически значимых различиях степень влияния фактора составила 85,84 %;

- повторное переключение от ударов ногами в нижний уровень к ударов ногами в голову оказались при статистически значимых различиях степень влияния фактора составила 77,62%;

- повторное переключение от ударов руками к ударам ногами в голову с разворотом оказались при статистически значимых различиях степень влияния фактора составила 76,82%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – 1982. – С. 7-10.

2.                Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании / В.А. Аркадьев. –М.: Физкультура и спорт, 1969.–182 с.

3.                Блеер А.Н. Воздействия на сенсомоторные реагирования противника импульсом начала движения и микропаузой при проведении приемов маневрирования и бросков в спортивной борьбе / А.Н. Блеер, О.Б. Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / Под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова – М.: Физкультура и Спорт, 2005.–С. 101–108.

4.                Бойко В.Ф.  Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.Ф. Бойко.–М.: Физкультура и спорт, 1987.–144 с.

5.                Гожин  В.В. Теоретические основы тактики в спортивных: учебник для слушателей образоват. учреждений и подразделений дополнит. проф.образования единоборствах / В.В. Гожин, О.Б. Малков.–М.: Физкультура и Спорт, 2008.–232 с., ил.

6.                Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксеров / Г.О. Джероян.–М.: Физкультура и спорт. 1970.–110 с.

7.                Иванников В.А. Поведение человека в ситуации выбора / В.А. Иванников // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. - М.: Наука, 1977.–С. 112–133.

8.                Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П. Ильин.–СПб.: Питер, 2003.–384 с.

9.                Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: Здоров’я, 1977.–120 с.

10.           Келлер В.С. Тренировка фехтовальщиков / В.С. Келлер, Д.А. Тышлер. –М.: Физкультура и спорт, 1972.–182 с.

11.           Кливенко В.М. Быстрота в боксе / В.М. Кливенко. –М.: ФиС, 1968.–84 с.

12.           Кук Д.Ч. Сила каратэ / Д.Ч. Кук, М.П. Поломник-М., Норд спорт. 1994. -352 с.

13.           Малков О.Б. Манеры введения боя и тактические механизмы достижения успеха в кёкусинкай каратэ/ О.Б. Малков, С.А. Шоршоров // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос.гос. акад. физ. культуры.– М., 2002 – С. 92-93.

14.           Малков О.Б. Теоретические аспекты тактики конфликтного взаимодействия в таэквондо / О.Б. Малков // Тактика ведения спарринга в таэквондо ИТФ: сб.науч. ст./ РГАФК.–М.: Физкультурное образование и наука, 2000.–С. 80–103.

15.           Малков О.Б. Развитие психомоторных качеств и тактического мышления при разрешении конфликтных ситуаций школьниками / О.Б. Малков // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы докладов VII-ой научно-методической конференции ПИФК МГПУ.–М.: МГПУ, 2008.–С. 137–138.

16.           Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев– М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

17.           Методика психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов под.ин-тов по спец. 2114 Физ.воспитание» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.–М.: Просвещение, 1984.–191 с.

18.           Накаяма Масатоши Динамика каратэ / Масатоши Накаяма.  –М.: ФАИР-ПРЕСС,  2003. – 304 с.

19.           Никандров В.В. Психология: учебник. –М.: ВолтерсКлувер,  2009. -1008 с.

20.           Новиков А. А. Оценка тактической ситуации в борьбе / А.А. Новиков, А.Н. Ленц // Теория и практика физ. культуры. – 1966. – № 7. – С. 72.

21.           Новиков А.А. Систематизация средств и методов совершенствования тактико-технического мастерства с позиции основных закономерностей теории управления движениями / А.А. Новиков // Теория и практика физ. культуры. –1974. –№11. –С.54-61.

22.           Платонов К.К. О системе психологии / К.К. Платонов.–М.: Мысль, 1972.–216 с.

23.           Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. –Махачкала, 2002.–159 с.

24.           Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей / А.В. Родионов. –М.: Физкультура и спорт, 1973.–203 с.

25.           Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях / В.М. Романов.–М.: Физкультура и спорт, 1979.–189 с.

26.           Совершенствование технико-тактической подготовки в тхэквондо: учеб.пособие для студентов ИФК // Ю.Б. Калашников, О.Б. Малков, Т.В. Калашникова, М.Ю, Калашников. –М. Физическая культура, 2012. -185 с.

27.           Спортивная метрология: Учебник для ин-товфиз.культуры / Под ред. В.М.Зациорского. -М.:Физкультура и спорт, 1982. 256 с.

28.           Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков.–М.: Физкультура и спорт, 1984. –124 с.

29.           Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности / Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов.–М.: Наука, 1980.–277 с.

30.           Суханов В.Г. Боевое каратэ и его нераскрытые тайны / В.Г. Суханов –М.: Лист, 1998

31.           Сушков Ю.А. Каратэ для чемпионов /Ю.А. Сушков, М.Ф. Мансуров. -М., Нова, 1991. -150 с

32.           Танюшкин А.И. Система подготовки в кёкусинкай каратэ-до: Усложненные комбинации для атаки / А.И. Танюшкин, В.П. Фомин //  Выпуск 7. -М. 1993. -32 с.

33.           Ткач М.А. Киокусинкай / М.А. Ткач. – М., 1996. -96 с.

34.           Тышлер Г.Д. Тренажер Тышлера для специализирования двигательных реакций в тренировке боевых действий фехтовальщика // Г.Д. Тышлер // Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах: борьба, каратэ, тхэквондо, фехтование: сборник статей / Под общей редакцией профессора А.Н. Блеера. - М.: Физическая культура, 2010.  с.200-215.

35.           Тышлер Д.А. Методы технико-тактического совершенствования в фехтовании / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №4. – С. 27-28.

36.           Тышлер Д.А. Теоретические основы анализа действий в поединке фехтовальщиков / Д.А. Тышлер // Фехтование: ежегодник, – М., 1986. – С.28-33.

37.           Тышлер Д.А. Фехтование на саблях (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков) / Д.А. Тышлер.–М.: Физкультура и спорт, 1981.–128 с.

38.           Ферейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Ферейгенберг, В.А. Иванников.–М.: МГУ, 1988.–121 с.

39.           Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие, 2-е изд / В.Д. Шадриков. –М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.–320 с. ил.

 

Исполнитель выпускной

квалификационной работы__________________________ Рамазанов Ш.А.

 

 

Научный руководитель

доцент, к.п.н.                        __________________________Малков О.Б.

 

 

Заведующий кафедрой

ТиМ единоборств

профессор, д.п.н.                  __________________________Игуменов В.М.

 

 

Дата защиты                                                              «___»____________2015 г.

 

 

Оценка за защиту                                                        ____________/_________/

 

 

 

Председатель Государственной

аттестационной комиссии     _________________________/______________/

 

 


Скачано с www.znanio.ru