Емберді Әлия Акбарқызы
учитель русского языка и литературы специализированной школы-гимназии для одарённых детей №90 г.Шымкент, Казахстан
Повышение грамотности чтения как основа для развития базовых навыков учащихся
Читательская грамотность - краеугольный камень академических успехов и обучения на протяжении всей жизни. Умение грамотно читать имеет решающее значение не только для успеваемости, но и для личного и профессионального развития. В этой статье мы рассмотрим значение развития грамотности чтения в школах и обсудим комплексный подход к развитию этого важнейшего навыка у учащихся.
Читательская грамотность не ограничивается простым расшифровыванием слов на странице; она включает в себя понимание, критическое мышление и способность извлекать значимую информацию из письменных текстов. Опытные читатели не только преуспевают в учебе, но и обладают сильными коммуникативными навыками, аналитическим мышлением и более широким взглядом на мир.
Грамотность чтения особенно важна в цифровую эпоху, когда информация в изобилии и легко доступна. Учащимся необходимо уметь ориентироваться и понимать различные тексты - от традиционных печатных материалов до цифровых ресурсов. Прочный фундамент читательской грамотности вооружает учащихся инструментами, необходимыми для достижения успеха в глобальном обществе, которое становится все более сложным и взаимосвязанным.
Социально-экономические факторы играют важную роль в развитии навыков чтения у учащихся. Исследования показывают, что дети из малообеспеченных семей часто сталкиваются с такими проблемами, как ограниченный доступ к книгам, образовательным ресурсам и языковой среде. Для решения этих проблем крайне важны целевые ресурсы. Школы могут реализовать такие инициативы, как программы пожертвования книг, создавать хорошо оборудованные уголки для чтения и обеспечивать учащимся доступ к разнообразным материалам для чтения. Кроме того, программы семейной грамотности могут дать родителям инструменты для поддержки чтения их детей дома, создавая совместные усилия школ и семей для преодоления социально-экономического разрыва.
Пересечение психических заболеваний, таких как дислексия и СДВГ, с трудностями чтения подчеркивает необходимость раннего выявления и индивидуальной поддержки. Педагоги должны быть обучены распознавать признаки этих заболеваний, что позволит своевременно принять меры. Внедрение программ скрининга и сотрудничество с профессионалами в области психического здоровья могут способствовать целостному подходу к поддержке учащихся с особыми потребностями в обучении. Создание благоприятной и инклюзивной среды, учитывающей различные стили обучения, способствует формированию атмосферы, в которой учащиеся с психическими расстройствами чувствуют себя ценными и понятыми, что способствует их общему благополучию и успеху в учебе.
Цифровая эпоха ставит уникальные задачи по поддержанию мотивации и вовлеченности учащихся в чтение. Перед лицом различных цифровых отвлекающих факторов преподаватели должны применять инновационные стратегии. Программы чтения, основанные на выборе, когда учащиеся могут выбирать книги в соответствии со своими интересами, персонализируют процесс чтения. Внедрение технологий с помощью геймификации, интерактивных приложений и мультимедийных ресурсов может сделать чтение более динамичным и увлекательным. Применяя подходы персонализированного обучения, педагоги могут адаптировать опыт чтения в соответствии с предпочтениями и сильными сторонами учащихся, прививая им настоящую любовь к чтению.
Четкое обучение основным навыкам чтения имеет первостепенное значение. Педагоги должны сосредоточиться на фонемном восприятии, фонике, декодировании, расширении словарного запаса, беглости и понимании. Повысить эффективность обучения этим навыкам можно с помощью научно обоснованных методов, таких как использование учебных материалов и структурированных программ по обучению грамоте. Систематический подход гарантирует, что учащиеся заложат прочный фундамент в чтении, что позволит им осваивать более сложные тексты и развивать мышление более высокого порядка.
Неотъемлемыми компонентами комплексного подхода к обучению чтению являются постоянная оценка и обратная связь. Формативные оценки, включая журналы чтения, конференции и наблюдения, позволяют в режиме реального времени узнать о прогрессе учащихся. Суммативные оценки, такие как стандартизированные тесты, дают более широкое представление о навыках чтения. Эффективные стратегии обратной связи включают конструктивные комментарии, постановку целей и поощрение, способствуя формированию установки на рост. Используя данные оценки, преподаватели могут адаптировать обучение к индивидуальным потребностям, обеспечивая каждому учащемуся индивидуальный темп развития.
Педагогика, учитывающая культурные особенности, необходима для общения с учащимися из разных слоев общества. Включение материалов для чтения, учитывающих культурные особенности, и признание разнообразия языкового и культурного опыта учащихся обогащает учебный процесс. Такой подход способствует инклюзивности, помогает учащимся увидеть свое отражение в учебной программе и способствует более глубокому пониманию различных точек зрения. Принимая разнообразие, педагоги создают более увлекательную и близкую среду для чтения, способствуя развитию чувства сопричастности и признания культурных ценностей.
Интеграция социально-эмоционального обучения в процесс преподавания чтения направлена на целостное развитие учащихся. Такие навыки SEL, как саморегуляция, настойчивость и сотрудничество, способствуют созданию благоприятной среды для чтения. Педагоги могут включить в программу мероприятия, способствующие развитию эмпатии, командной работы и эмоционального интеллекта, создавая благоприятную атмосферу, в которой учащиеся чувствуют эмоциональную связь с процессом обучения. SEL не только улучшает социальное и эмоциональное благополучие учащихся, но и положительно влияет на их отношение к чтению и обучению.
Всеобъемлющий подход к грамотности чтения должен ставить во главу угла равенство и инклюзию. Школы должны активно работать над устранением барьеров доступа, обеспечивая всем учащимся, независимо от их происхождения и способностей, равные возможности для развития навыков чтения. Стратегии могут включать в себя предоставление дополнительных ресурсов для маргинализированных групп, внедрение инклюзивных методов обучения и создание школьной культуры, поощряющей разнообразие. Решая вопросы равенства, педагоги способствуют созданию более инклюзивной учебной среды, в которой каждый учащийся может добиться успеха и полностью раскрыть свой потенциал в чтении и других областях.
Развитие грамотности чтения в школах требует целостного и совместного подхода, который включает в себя раннее вмешательство, разнообразные ресурсы, интеграцию технологий, повышение квалификации педагогов и активное участие родителей и общественности. Уделяя приоритетное внимание грамотности чтения, школы могут дать учащимся навыки, необходимые для успешного обучения и процветания в обществе, насыщенном информацией. Стремление привить любовь к чтению не только открывает двери к академическим достижениям, но и закладывает фундамент для обучения и личностного роста на всю жизнь.
Список литературы:
1. Борисова Н.В., Лынник Е.В. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. – 2020.
2. Колосова В.М. Пути формирования читательской грамотности в процессе обучения//Вестник науки. – 2022. - №1(2(47)). – с. 26-37.
3. Черкасова А.А., Крашенинникова А.Е. Развитие читательской грамотности в системе школьного образования в Китае//Научные дискуссии в эпоху мировой нестабильности: пути совершенствования. – 2022. – с. 208-210.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.