ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ МОНИТОРИНГА

  • doc
  • 10.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Повышение качества образования как результат мониторинга.doc

ПОВЫШЕНИЕ качества образования
как результат мониторинга

 

Башта В.А., МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова» г.Старый Оскол

 

 

В последние годы во всем мире в силу целого ряда социально-экономических причин растет интерес к проблемам образования, которое является важнейшим условием прогрессивного развития общества. Одной из наиболее важных проблем образования в России является проблема качества образования.

Качество образования такая совокупность его свойств, которая обуславливает способность удовлетворять требования общества в области подготовки специалистов, обладающих необходимыми личностными качествами и квалификацией.

Общая модель системы образования в России может быть представлена как сложная блочная структура, в которой каждый «блок» характеризуется определенным качеством, т.е. здесь имеет место разделение качества образования по ряду оснований: уровню, ступени, единству воспитания и обучения, содержанию, структуре образовательных учреждений и т.д.

   Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Но в том, откуда берутся требования, с которыми следует соотносить результаты при их оценке, каковы они и каковы интегральные характеристики Качества образования, обнаруживаются принципиально разные позиции. Различия в них обусловлены, прежде всего, разным пониманием назначения и сути образования. Широко распространен взгляд на образование как на способ и процесс передачи знаний, умений и навыков. С позиции такого понимания образования его цели определяются исходя из так или иначе понятого «социального заказа», а качество образования признается высоким, если его результаты соответствуют требованиям, которые в данное время предъявляются практикой. Это подход к качеству образования «от потребителя». Такая утилитаристская позиция прогрессивна для сферы материального производства, но применительно к образованию она соответствует взглядам вчерашнего дня.

В последнее время в сфере образования начинает распространяться идея личностно-ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности.

Процесс же формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития. И образование в достижении этой цели играет далеко не последнюю роль.     

Определение качества образования как функции соответствия объекта исследования образования в совокупности характеризующих его свойств (качеств, составляющих) - норме обозначило самостоятельные проблемы его исследования и последующего мониторинга.

Под мониторингом понимается отслеживание состояния объекта и фиксация проблем, осуществляемые на основе систематизации и обработки, прежде всего, существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений; прогнозирование тенденций и выработка рекомендаций по корректировке развития объекта мониторинга. Объектами мониторинга являются:

качество образования, под которым понимается качество подготовленности обучающихся с точки зрения государственных и общественных потребностей, а также потребностей личности в получении образования;

система обеспечения качества образования, включающая в себя основные структурно-функциональные аспекты деятельности учебного заведения.

Мониторинг качества образования в школе осуществляется с учетом временных рамок функционирования образовательной системы школы (учебная четверть, полугодие, учебный год). В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования: анализ статистических данных; анкетирование; экспертное оценивание; контент-анализ документов; квалиметрические методики и процедуры; заключения, решения и оценки официальных структур управления отраслевого, регионального, федерального уровней и т.п.

В ряде публикаций последних лет показано, что уровень физической подготовленности многих школьников   находится на чрез­вычайно низком уровне. Наиболее существен­ными причинами такого положения являются не только малое число уроков физической куль­туры и неудовлетворительное состояние мате­риальной базы, но и, что особенно важно, неуправляемость физического воспитания в шко­лах. На сегодняшний день, по сути дела, все функции управления физического воспитания в школе не реализуются, (это относится к планированию,  контролю, организации, стимулирова­нию и т.п.). Одно же из наиболее важных условий для реализации основных функций управ­ления - обеспечение информацией о конечном результате деятельности ребенка.

Выставляемые на уроках физической куль­туры оценки не могут быть конечным результа­том. Цель должна быть операционально зада­ваема, т.е., прежде всего, измеряема. И на уроках физической культуры такой операционально задаваемой целью должны являться по­казатели выполнения нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебны­ми программами. На это прямо указывается в Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации [3].

В то же время, если свою оценку по предмету «Физическая культура» знают все учащиеся, то, к сожалению, норматив, который они должны вы­полнять к окончанию учебного года, и свои результаты в контрольных упражнениях школьни­ки назвать не в состоянии. Показательно и то, что лишь около 8% учителей физической куль­туры могут определить конкретные индивидуальные упущения в физической подготовлен­ности занимающихся у них учащихся  [6].

При отсутствии у субъектов процесса физиче­ского воспитания информации о конечном результате не может быть осуществлено целевое планирование, а следовательно, и контроль ни в одном из звеньев: учащийся-учитель физи­ческой культуры - директор (контроль не может быть осуществлен и со стороны управления об­разования). В свою очередь без целевого планирования и контроля не могут быть реализо­ваны организационная (направленная прежде всего на осуществление коррекционного воз­действия) и стимулирующая (в отношении всех субъектов процесса) функции.

Таким образом, ключевой проблемой, реше­ние которой позволит сделать процесс школьно­го физического воспитания (и не только школь­ного) управляемым и, как следствие, значи­тельно более эффективным, является, на наш взгляд, обеспечение информацией всех субъ­ектов процесса физического воспитания, что, в свою очередь, может стать возможным лишь при организации мониторинга физической под­готовленности учащихся.

Целью исследования, было экс­периментально доказать эффективность орга­низации мониторинга на уровнях муниципаль­ных образований и общеобразова­тельных школ.

Для оценивания физической подготовленности использовались тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основ­ным программно-нормативным документом.  Комплексной программой по физическому вос­питанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков).

Предусмотренная учебной программой тесто­вая методика для оценивания силы у девочек (подтягивание на низкой перекладине) была за­менена первоначально на «вис на перекладине на согнутых руках», а в дальнейшем на «поднима­ние — опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд». Основанием для замены тестового упражнения, предусмотренно­го программой, явилось то обстоятельство, что в данном тесте высота перекладины должна меняться в зависимости от роста обследуемой. На практике же учителя физической культуры, как правило, этого не делают, и получаемые результаты не отличаются объективностью.

Важно отметить, что в основу критерия оцен­ки эффективности экспериментального исследования был положен «принцип отклонений», заключающийся в преимущественном рассмотрении не всех показателей (высоких, выше средних, средних), а тех, которые являются отклонениями от нормы. Именно эти низкие показатели, характеризующие своего рода брак в работе учителей физической культуры, должны в первую очередь служить основанием для принятия в дальнейшем определенных решений в практической деятельности.

Проведение мониторинга физической подго­товленности школьников оказывает положитель­ное влияние на осуществление коррекции даже при элементарном информировании учителей физической культуры о выявляемых отклонениях.

Эффективность проведения мониторинга существенно повышается при обсуждении с учителями полученных предварительных результа­тов, проведении курсов повышения квалификации, создании установки на проведение повторного тестирования.

Для повышения эффек­тивности проведения мониторинга во всех об­щеобразовательных учреждениях всеми учите­лями физической культуры необходимо созда­ние системы мониторинга (и его педагогическо­го сопровождения), обеспечивающей реализа­цию всех функций управления школьным физи­ческим воспитанием.

Мониторинг качества образования осуществляется по инициативе и под руководством его администрации. Непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации может быть возложено на временные рабочие группы, формируемые из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.

 

 

Литература

1. И.А. Зимняя., В.Г.Казанович, Г.П.Савельева. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования.//Проблемы качества образования Москва-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – с.50-54.

2. В.П. Панасюк «Системное управление качеством образования в школе» С. Петербург-Москва – 2000. – с.212.

3.   Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации.– М., 1999. Статья 14.

4.  Управление развитием школы/Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева..– М.: Новая школа. – 1995. – с. 464.

5.   Л.А. Семенов, «Проблемы управления физическим воспитанием в образовательных учреждениях// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти И.И. Сулейманова. – Тюмень: Вектор-Бук. – 2001. – с. 111-113.

6.  Семенов Л.А., Фитина Л.Н, Анализ информиро­ванности учителей о состоянии физической подготов­ленности школьников // Современные аспекты раз­вития физической культуры и спорта. Материалы на­учно-практической конференции. – Екатеринбург,2001. – с. 47-49.