Повышение мотивации обучения учащихся
Оценка 4.8

Повышение мотивации обучения учащихся

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
преподавание
4 кл
02.02.2022
Повышение мотивации обучения учащихся
Индивидуализация обучения с использованием ИКТ как один из факторов повышения учебной мотивации
Повышение мотивации обучающихся.docx

Индивидуализация обучения с использованием ИКТ как один из факторов повышения учебной мотивации

 

 

"Самостоятельность головы учащегося –

 единственно прочное основание всякого

плодотворного учения"
К.Д. Ушинский

 Время от времени педагоги возвращаются к проблеме индивидуализации обучения. В 80-е годы профессор педагогики Инге Унт ставила главным в образовании ученика гуманно-личностный подход.
Однако, для комплексного развития индивидуальности важно       учитывать весь комплекс взаимодействия ребёнка в многообразии быстро меняющегося мира.

 Жизнь в современном обществе невозможна без компьютерных технологий. Практически каждый человек постоянно пользуется компьютерами, мобильными устройствами и другими девайсами.

 Современные дети с первого года жизни каждый день соприкасаются  с гаджетами:

·           просмотр мультфильмов практически с колыбели;

·           игры, которыми изобилуют смартфоны и другие мобильные устройства;

·           онлайн-игры и др.

    Взрослые должны понимать, что чрезмерное увлечение детей гаджетами приводит к компьютерной зависимости. Дети в таком случае теряют реальность происходящего, в поведении становятся заметны отклонения в психическом здоровье. Зависимость от компьютерных или мобильных игр приводит также к физическим болезням.

С возрастом дети должны понимать, что любые девайсы – это помощники в повседневной жизни (общение, учёба, поиск нужной информации). Мобильные игры должны занимать малую часть времени ребёнка.

Новый статус - ученик

Попадая в стены школы, дети меняют свой статус. Новое звание ученика предполагает в сознании детей не только обязанности, но и привелегии.  Многим детям покупают мобильные телефоны. Одним, чтобы родители могли контролировать ребёнка в свободное время, другим как развлечение, третьим как поощрение и т.п.

На первой ступени образования в начальной школе важно между всеми участниками учебного процесса (педагог, учащийся, родитель) установить правила использования девайсов.

Именно в это время возникает как правило наибольшее количество противоречий:

·        дети в новом статусе стремятся «отвоевать» право использования мобильного устройства по своему усмотрению;

·        родители перед учителем стараются оправдать наличие девайса (часто дорогого и многофункционального) необходимостью постоянного общения и беспокойства за ребёнка;

·        учитель требует минимального обращения к гаджетам во время учебного процесса без образовательной необходимости.

Задача педагога через разъяснительную работу, примером приучать ребят к правильному использованию мобильных устройств:

·        отключать или выключать звук мобилного устройства во время уроков;

·        пользоваться мобильным телефоном только по необходимости, а в начальных классах с разрешения учителя.

   Среди родителей педагог также должен проводить работу по разъяснению правил пользования учащимися девайсов во время учебных занятий. Только, предъявляя единый требования, можно добиться использования девайсов на благо, а не во вред.

Таким образом, при правильном взаимодействии всех участников процесса обучения, у детей выработается привычка правильного и оптимального использования мобильных устройств.

Роль учителя в индивидуализации обучения

Одной из задач образования является повышение многообразия видов учебной деятельности для создания условий индивидуального развития каждого ребёнка по своей оптимальной траектории. Обучение каждого должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

 В последние два года, когда мир столкнулся с пандемией, индивидуализация обучения через использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стала актуальной как никогда. Уже с 1 класса всем участникам учебного процесса пришлось в авральном режиме приспосабливаться к дистанционному обучению. Нагрузка по изучению учебного материала легла не только на учителя, но и родителей. Учитель должен при помощи имеющихся средств донести до учащихся новый материал, проверить его усвоение, отработать сложный материал и т.д. На родителей легла ответственность по организации взаимодействия своего ребёнка с педагогом в конкретное время (настройка необходимой программы или приложения; контроль исправности работы устройства). Дети в непривычной для учёбы обстановке и форме должны были усвоить новый материал, выполнить определённую самостоятельную работу, ответить учителю.

 ИКТ открывает перед учеником возможность не только заучивания нового материала, но и неограниченные возможности отработки необходимых умений в том числе и универсальных учебных действий (УУД).

Применение ИКТ вместе с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно решать задачи организации самостоятельной работы обучающихся как на уроках, так и в свободное время. Становится возможной индивидуальная поддержка учебной деятельности каждого учащегося педагогом. «ЭОР в информационном обществе заметно активизируют и стимулируют творческие способности обучающихся, побуждают их к настойчивому самостоятельному добыванию знаний» [2, с. 6].

Применение ИКТ для повышения мотивации обучающихся

Педагогу в современном образовательном пространстве важно найти такие способы и средства обучения, которые способствуют развитию, как всех обучающихся, так и каждого ученика в отдельности. У каждого ребёнка свой багаж знаний, свои приоритеты по предметам, возможности. Использование ИКТ даёт в руки учителя возможность организовать работу с учащимися по индивидуальному маршруту.

· Технология веб-квеста (webquest) – инструмент, который позволяет организовать образовательное пространство с зоной ближайшего развития. Участнику квеста для достижения цели  в ролевой игре необходимо решить ряд задач через использование информационных ресурсов интернета.

 Особенностью веб-квеста является то, что информация находится на разных сайтах. Однако благодаря гиперссылкам у участников квеста создаётся впечатление, что они работают в едином пространстве.

 Ссылки частично даются изначально составителем квеста (педагогом), а некоторую часть информации участники игры должны найти сами, пользуясь поисковыми системати.

 По завершении квеста ученики должны представить собственный полученный продукт в виде, установленном составителем квеста ( веб-страница, электронная творческая работа, устный ответ и т.п.).

·        Облачные технологии (англ. – cloud computinq) – распределение обработки данных, где компьютерные ресурсы предоставляются обучающимся как интернет-сервис.  Через облачные технологии эффективно можно наладить работу по коммуникации и совместной работу учитель-ученик. Разрабатывая собственные обучающие листы (например на платформе https://wizer.me/) и предоставляя к ним доступ можно организовать индивидуальное обучение. Ресурс устроен так, что обучающий лист можно создать по любому предмету с любой наполняемостью.

·        SMART-технологии

Применительно к сфере образования SMART-технологии рассматриваются:

·         как использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов и иных аналогичных устройств) для доставки знаний учащимся;

·         как инструмент формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения.

Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные дисплеи Sympodium) представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления — презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках SMART Boards можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии учащихся. Учебный материал, созданный во время лекции на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен.

Существует несколько технологий, позволяющих сделать доску интерактивной. Одна технология — сенсорная резистивная, другая — DViT технология компании SMART Technologies. В ней используются специальные цифровые видеокамеры, расположенные по углам экрана. Кроме того, с помощью специальной насадки можно превратить любую плазменную панель в интерактивную доску.

На первоначальном этапе работы с интернетресурсами огромна роль учителя. От информационной культуры педагога, его информационной компетентности, умения взаимодействия с учащимися и их родителями зависит формирование информационной культуры обучающихся.

Педагог, который овладел информационной культурой:

·        организовывает  поиск необходимой информации, как на локальной сети, так и сети интернет;

·        умеет структурировать, представлять в понятном для обучающихся виде, образовательную информацию;

·        знает все актуальные новинки ведущих образовательных компаний и рекомендованные МО ЭОР;

·        имеет представление о наполняемости и способах подачи материала основных ЭОР для эффективного применения в учебном процессе;

·        использует базовые информационные технологии и интернетресурсы в обучении школьников;

·        оптимально выбирает программную среду исходя из определённых задач обучения;

·        самостоятельно составляет необходимые для успешного обучения детей небольшие педагогические программные средства.

При овладении информационной грамотностью, обучающийся начальной школы  на достаточно высоком  уровне  формирует  познавательные  УУД:

1.     Самостоятельно выделяет и формулирует учебные  цели.

2.     Осуществляет информационный поиск.

3.     Выполняет знаково-символические действия.

4.     Структурирует  необходимую  информацию.

5.     Произвольно и осознанно строит речевые высказывания (устно и письменно).

6.     Осмысленно  читает тексты различных жанров; извлекает информацию в соответствии с целью чтения.

7.     Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

Учитель с первого класса должен шаг за шагом приобщать детей к правильному использованию компьютера и интернета. При проведении учебных занятий необходимо поэтапно вводить в образовательный процесс ЭОР.

ЭОР и универсальные учебные действия

Работа по формированию у обучающихся умений пользоваться различными  информационными ресурсами для решения той или иной поставленной задачи способствует  личностно-ориентированному подходу (каждый ученик подбирает те источники информации, которые ему более удобны и знакомы, постепенно расширяя эти источники),  деятельностному  подходу (обучающийся является активным субъектом, который может проявлять свою инициативу и творчество при изучении материала), компетентностному подходу (в ходе постоянной самостоятельной работы с разными источниками информации вырабатывается умение пользоваться данными источниками в определённой жизненной ситуации) [3, с. 7].

Таким образом, при компьютеризации нашего жизненного пространства можно минимализировать негативные последствия для ребёнка при общении с девайсами, научив его правильному использованию разнообразных компьютерных и мобильных инноваций.

Современный выпускник школы

   На протяжении всего обучения в начальной школе обучающиеся ступенька за ступенькой осваивают разнообразные приёмы и способы добычи информации; учатся находить необходимые знания  в различных источниках; применять стандартные средства в нестандартных ситуациях [3, с.21].

При правильном подходе к компьютеризации образования всеми участниками образовательного процесса (педагог, родитель, ученик) выпускник школы будет соответствовать стандартам, которые предъявляет к нему современное общество: быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.


 

Скачано с www.znanio.ru

Индивидуализация обучения с использованием

Индивидуализация обучения с использованием

Задача педагога через разъяснительную работу, примером приучать ребят к правильному использованию мобильных устройств: · отключать или выключать звук мобилного устройства во время уроков; · пользоваться…

Задача педагога через разъяснительную работу, примером приучать ребят к правильному использованию мобильных устройств: · отключать или выключать звук мобилного устройства во время уроков; · пользоваться…

ИКТ открывает перед учеником возможность не только заучивания нового материала, но и неограниченные возможности отработки необходимых умений в том числе и универсальных учебных действий (УУД)

ИКТ открывает перед учеником возможность не только заучивания нового материала, но и неограниченные возможности отработки необходимых умений в том числе и универсальных учебных действий (УУД)

Применительно к сфере образования

Применительно к сфере образования

При овладении информационной грамотностью, обучающийся начальной школы на достаточно высоком уровне формирует познавательные

При овладении информационной грамотностью, обучающийся начальной школы на достаточно высоком уровне формирует познавательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022